Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамика науки. Гуманитарные параметры современной науки




Теоретическому уровням исследования.

На эмпирическом уровне применяется наблюдение. Это целенаправленное восприятие явлений. Научное наблюдение является теоретически нагруженным, т.е. обусловлено целями и задачами, которые ставит исследователь. Наблюдение всегда связано с описанием. С помощью описания информация переводится на язык понятий, знаков, схем, рисунков, графиков и цифр, что является удобной формой для дальнейшей обработки (систематизации, классификации и обобщения). В отличие от наблюдения такой метод, как эксперимент, характеризуется активным вмешательством в протекание изучаемого процесса самого исследователя. Явление наблюдается в специально создаваемых и контролируемых условиях.

Индукция - метод, при котором общий вывод строится на основе частных посылок, обобщается фактологический материал и формируются эмпирические законы.

Дедукция - способ рассуждения, при котором из общих посылок следует вывод частного характера. Особое значение дедукция имеет на теоретическом уровне познания, когда в качестве общей посылки выступает гипотетическое предположение, например, новая научная идея. В этом случае дедукция является отправной точкой зарождения новой теоретической системы.

Важнейшим методом создания идеальных объектов науки на теоретическом уровне является идеализация. Суть идеализации в доведении свойств определённого предмета до предела с целью более глубокого его изучения. Идеализациями в науке являются понятие математической точки, абсолютно чёрного тела, идеального газа и т. д. На теоретическом уровне применяются формализация и аксиоматизация.

Формализация – это оперирование со знаками (формулами). Отношения знаков символизируют (заменяют) собой высказывания о свойствах объектов.

Аксиоматический метод заключается в том, что задаётся набор исходных положений, не требующих доказательств, затем из них получают выводное знание. В единстве это составляет аксиоматически построенную теорию (например, геометрия Евклида). Необходимыми для теоретического уровня познания являются моделирование (математическое) и мыслительный эксперимент, особенно для изучения трудно доступных фрагментов реальности.

 

 

Наука проходит в своём становлении доклассический и классический этапы. Классический этап связан с созданием парадигмы - единой объединяющей программы. Благодаря принятию парадигмы, группа исследователей становится профессиональной (научным сообществом), а предмет её интереса превращается в научную дисциплину. Дисциплинарный этап развития изменяет институциональность науки, создаются помимо сообществ специальные учреждения, которые осуществляют фундаментальные и прикладные исследования. На смену классическому приходит неклассический этап. Он характеризуется уже не институциональными изменениями, а наличием новых идеалов и норм науки. Изменение эпистемологических и мировоззренческих оснований привели к становлению постнеклассической рациональности, которая обладает открытой формой научности, допускающей включение в содержание объективных знаний ценностных структур, оценок и предпочтений исследователя, множественность истин.Применение научных знаний не является нейтральным ни в политическом, ни в социальном, ни в экономическом, ни в моральном отношениях. И ответственность за применение науки в первую очередь несут учёные. Прогресс науки - не самоцель, он призван всецело служить созидательным целям человека. С такой ориентацией науки связаны её идеалы: служение истине, правильное применение достижений, ценностное отношение к миру через призму добра и гуманизма.

Функционирование науки, ее статус в культуре во многом сопряжен с реализацией технико-технологической и мировоззренческой проекций. Западноевропейская цивилизация, базирующаяся на науке (как одной из ценностей), имела свои достижения: она обеспечила рост производства, улучшение качества жизни, в ней утвердилась идея прогресса, личной инициативы, свободы, демократии. Наука в полемике с религией отстояла свое право на участие в формировании мировоззрения, становлении критически-рефлексивного способа мышления.

Кризис техногенной цивилизации стимулировал обсуждение перспектив развития науки. Эти перспективы могут быть связаны с дальнейшей реализацией названных выше проекций. Без науки невозможно развитие высоких технологий, разрешение глобальных проблем современности, разработка моделей будущего развития цивилизации и т. д. Наука обязана сохранить свою роль в формировании мировоззрения, в противном случае может возникнуть ситуация взрыва мистики, доминирования «околонаучного» сознания, которые станут основанием «нового» типа мировидения.

В процессе реализации основных проекций современная наука демонстрирует изменение своего образа. В современной науке (биологии, космологии, синергетике, гуманитарных науках) разрабатываются идеи и принципы, меняющие традиционные представления об объектах. Они начинают рассматриваться как исторически развивающиеся, имеющие «человеческое измерение», обладающие «синергетическими эффектами».

Современная наука включила в сферу своего исследования особый тип объектов, которые носят комплексный характер и затрагивают человеческое бытие. При изучении таких объектов тезис о «ценностной нейтральности» знания оказался некорректным. Объективно истинное знание (как цель научного познания) не только допускает, но в явном виде предполагает включение аксиологических факторов в состав объясняющих положений. Наука все отчетливее демонстрирует связь внутринаучных ценностей с вненаучными ценностями общесоциального характера. Экспликация этой связи в современных программно-ориентированных исследованиях осуществляется при социальной экспертизе программ.

В ходе исследовательской деятельности с человекоразмерными объектами ученый решает также проблемы этического характера, определяя границы возможного вмешательства в объект. Внутренняя этика науки при этом соотносится с общегуманистическими принципами и ценностями. Эта ситуация вызывает необходимость проведения этической экспертизы научных проектов.

Наука как деятельность по продуцированию нового знания и социальный институт в процессе исторической динамики неоднократно меняла свой образ. Являясь ценностью техногенной цивилизации, она задает возможность формирования критически-рефлексивного способа мышления, служит основанием ведения рациональной дискуссии, а ее методологический арсенал выступает средством познания как природных, так и социальных явлений.

Эволюционируя в культуре, наука осваивала различные типы системных объектов. Поставив в центр исследования уникальные, саморазвивающиеся системы, в которые органично включен человек, современная наука вступила в особую стадию, когда гуманистические ориентиры становятся приоритетными в выборе дальнейших стратегий научного поиска.

 

Литература:

 

Стёпин В.С. Наука и её социокультурный статус // Философия. – Мн., РИВШ. 2005. С. 181-231.

Введение в философию: Учебник. -М., 1989. Гл. ХШ.

Калмыков В.Н. Основы философии. -Мн.: Выш. шк., 2000. Тема 10

 

Углубляющее чтение:

 

Вебер М. Наука как призвание и профессия // Самосознание Европейской культуры ХХ века. -М., 1991.

Канке В.А. Философия.Исторический и систематический курс. М, 2004. С 273-295.

Мировоззренческие структуры в научном познании. -Мн.: Университетское, 1993.

Мотрошилова Н.В. Наука // Общественное сознание и его формы. -М., 1986.

Стёпин В.С., Елсуков А.Н. Методы научного познания. -М., 1974.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.