Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2.3. Психологическое консультирование в отечественных традициях




Цель лекции: развитие знаний и представлений о тенденциях, повлиявших на становление отечественного института психологической помощи.

План лекции:

1. Истоки развития отечественной психологии. Основные направления.

2. Естественнонаучные основы становления отечественной психологической помощи.

3. Философские основания для развития института психологической помощи в отечественной традиции.

4. Влияние периода советской психологии для развития психологической практики.

5. Современный облик института психологической помощи.

Уже в середине 19 в. в учебных заведениях России наряду с философией уделялось внимание преподаванию опытной психологии. В продолжение этому опыту в "Вестнике Европы" в 1873 году опубликована статья И.М. Сеченова "Кому и как разрабатывать психологию?", где излагалась программа развития психологии как самостоятельной дисциплины. В 1885 году по аналогии с лейпцигской лабораторией экспериментальной психологии в Казани была открыта лаборатория под руководством В.М. Бехтерева, которая позже преобразована им в Психоневрологический институт (Петербург, 1907). 1912г.

был ознаменован открытием Щукинского института, созданного при Московском университете, под руководством Г.И. Челпанова. Уже этот период заложил основы для оформления 3-х основных направлений, повлиявших на становление прикладной психологии.

Медико-биологическое направление, с которым связаны имена И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, М.Е. Введенского, А.А. Ухтомского, психиатров С.С. Корсакова, П.Г. Ганнушкина, придерживалось принципов: объективность истины, проверяемость и достоверность эмпирических данных, причинно-следственный детерминизм. Оно создало предпосылки для последующего развития медицинских моделей отечественной психологии; которая была представлена трудами: В.Н. Мясищева, В.М. Блейхера, Б.Д. Карвасарского, В.Е. Рожного, М.Е. Бурно. Несомненной заслугой специалистов этого направления является создание в Казани, а позже в Москве первого псиохоаналитического общества.

Философская психология взращивалась в духовных академиях, где определялась как "умозрительная наука, имеющая собственную пользу в практическом отношении" (Ф.А. Голубинский, 1871), предмет которой - "сообразность и союз души с бесконечным". Первое действенное практическое применение психологии было упрочено в трудах магистра богословия Г. Дьяченко, где он писал: "Христианские утешения несчастных и скорбящих, испытывающих бедность и болезни, потери родных и близких сердцу и....", предлагая расширить функцию руководства и наставничества и в жизни и дополнить её функцией оказания поддержки и утешения.

Принципы свободного развития души утверждались в трудах С.С. Гогоцкого, Д.К. Кавелина, М. Троицкого, П.Ф. Каптерева.

Катастрофа, постигшая русскую религиозную философию - департация из страны целого ряда крупных философов в начале ХХ века, нашла отклик в работах Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева, Н.И. Ильина, Н.О. Лосского, С.Л. Франка, Л. Шестова, чей вклад в психологию неоценим.

Советский период в психологии известен как этап культурно-исторической психологии, основателем которой является Л.С. Выготский. Его вклад определяется раскрытием множества проблем: развитие личности, психология искусства, дефектология, психологические основы педагогики, касается большинства частных вопросов общей психологии.

Естественнонаучные отечественные позиции в отношении развития психологии касаются открытых в результате исследований феноменов и изменения взглядов на явления, выявленные ранее представителями других школ. Прежде всего вклад в отечественную психологию следует соизмерять с именем И.П. Павлова, который установил роль условных рефлексов в формировании связей с окружающей средой. Им было иначе расценено поведение, при трактовке которого он отказался от рассмотрения его как совокупности сенсомоторных реакций (Торндайк). Это позволило объединить физиологию и психологию при объяснении природы поведения. Вторая сигнальная система, описанная И.П. Павловым, помогла истолковать регуляцию поведения посредством слова, а также механизм возникновения ВПФ.

Учение о доминанте, предложенное А.А. Ухтомским, позволило понять причину предпочтительности и действенности, силы одних раздражителей по сравнению с другими при организации поведения. Наряду с исключительно физиологическими опытами, доказывающими взаимосвязь физиологических аспектов с психологическими, специалисты этого направления заметили роль и характер влияния социальных факторов на оформление поведения (В.М. Бехтерев), на личность, где они выступают как условия её развития.

В русле этого подхода оформились такие понятия, как психопатия, дисгармоничность личности, непропорциональность реакций на внешние стимулы, неуравновешенность психики и прочие. Их описанием занимались С.С. Корсаков, В.Х. Кандинский, П.Г. Ганнушкин.

Основу русской философии составил принцип о безусловном примате человека, его личности, а также идея о необходимости постижения сокровенной сущности бытия, что предопределило выбор в качестве основных понятий следующих: человек (его высшие и низшие проявления: воля, долг, любовь, совесть, ответственность, зависть, ненависть и прочие), личность и определяющие её характеристики - душа, дух, самость; личностное бытие и характеризующие его параметры: опыт, общение, встреча, сопереживание, самопознание; культура как способ человеческой жизнедеятельности, символ, орудие, орган, представляющие средства человеческого бытия, деятельность как целесообразная активность, поступок как действие, оцениваемое с нравственных позиций. Вокруг них и развивались основные учения русских философов.

Человек в понимании В.С. Соловьёва - вершина творения. В нём, по мнению П.Д. Юркевича, Б.П. Вышеславцева, низкие стремления - это далеко не все его стремления. Согласно их точке зрения, человек живёт полноценной жизнью только при условии соответствия его жизни идее совестливого, добродетельного, ответственного, свободного, т.е. богоподобного бытия. Но в этом, в соответствии с выводами этих философов, и кроется основная проблема, определяющая трагизм существования человека: самое высшее, благородное и драгоценное есть самое хрупкое и уязвимое. Однако решение проблемы П.Д. Юркевич и Б.П. Вышеславцев видят именно в трагичности человеческого бытия, поскольку только такое существование предоставляет возможность подлинной свободы выбора, прометеевское сознание мужества и долга, любви и веры, искупления и святости.

Ценность человека подчёркивается Л. Шестовым, А.А. Флоренским, которые дают определение человеку как "твари, корнями уходящей в горнее", существа, обладающего свободой и правом последнего суждения, возвышающего его над мёртвыми необходимостями, чуждыми в своей слепой безусловности истинами безличного мира.

Личность как центральное понятие возникло в русской религиозной философии исходя из понятия о частном лице, выработанном в римском праве. В 1860 году П.Д. Юркевич отмечал, что понимание личностного достоинства сопряжено с идеей цели, в достижении которой человек не только получает удовлетворение, но и совершенствуется. М.М. Бахтин, А.Н. Бердяев, Б.П. Вышеславцев, Л.П. Карсавин заключили, что понятие "человек" не отражает всех достоинств человека: его уникальности и самоценности, свободы телесно-духовного проявления его качеств, тех характеристик, которые являются труднопостижимыми и неисчерпаемыми. Этим они предопределили введение понятия "личность", которое включает в себя целую совокупность дефиниций: душа, дух, самость, Я.

Известно, что интерес к душе, как к особой субстанции возник ещё в период античности. К середине 19 столетия в традиции русской философии понятием "душа" выражали "отелесненную чувствительность" (П.Д. Юркевич). Чуть позже С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, В.С. Соловьёв, С.Л. Франк, учтя её проявление на всех уровнях жизни (от "растительной" и "животной" души до личностной и надличностной чувствительности) рассматривали душу как метафору, обозначающую некую потенциальную бесконечность сокровенного бытия, некую изначально данную трансрациональную, таинственную сущность формы и способа осуществления жизни и её сознания.

Понятие "духа", встречающееся в Священных писаниях, отражало его принадлежность Богу и человеку. Двоякий смысл этих понятий сохранился и в русской религиозной философии. Так как дух первично связывался с Богом, то под "божественным духом" понималось нетварное начало, исходящее от Бога, а "Божья духовность" - Богодуховность, Богодуховненность понималась как чистота, святость, непорочность, всеединость. Понятия "духа" и "духовности" как признаки человеческой сущности указывают, согласно русским философам, на способность человека прикоснуться к превышающим его нетленным реальностям: истине, добру, красоте, Богу, что, в свою очередь, открывает перед человеком возможность к созданию новых, не имеющих отношения к заданным природой форм - искусства, науки, государства. Способность человека выстраивать жизнь на основе веры, любви, совести, надежды, справедливости (о которой неоднократно указывали в своих работах М.М. Бахтин, В.В. Розанов, С.Л. Франк), и готовность его к поддержанию, восстановлению этой возможности в другом посредством проявления к нему любящего, личностного, участливого и творческого отношения, - по-философски отражает ту форму общения, которая впоследствии была определена как психологическая помощь. Собственно говоря, близость в понимании сути этих понятий психологической и духовной практикой, отражает сама история оформления института психологической помощи - протестантские наставления первоначально выполняли функцию оказания психологической поддержки.

Многообразие взглядов русских философов, обращавшихся к опыту индийской и европейской культуры, обеспечило полноту смысла, вкладываемого в понятие "самость". Она мыслилась по-разному: как "София" у В.С. Соловьёва, являющая собой душу мира, наделённую Богом определённой формой, и отражающая представления человека о себе; как "сфера бытия", принадлежащая непосредственно человеку, но не сливаемая ни с "Я", ни с "субъектом", но выступающая как основа, средоточие, чистое бытие у С.Л. Франка; как нечто, отличающееся трансцедентностью и имманентностью, и вместе с тем, имеющее прямое отношение к "сердцу" у Б.П. Вышеславцева; как то, что наделено любовью и субстанциональностью у П.А. Флоренского, теряя которые, утрачивает свою созидательную силу и отделяется от первоначального Божественного образа, превращаясь в разрушительную сатанинскую силу, которая может быть уничтожена только целительным таинством покаяния. Понимание "самости" как глубины личностного и трансличностного бытия, которое устойчивее и шире личностных страданий, открывает возможности для оказания помощи личности, опираясь на "самость", и разумея эту помощь как средство восстановления самости.

Попытки изучения русскими философами "Я" при опоре на известные к тому моменту взгляды на его природу, позволили им полно и многосторонне познать его суть. В результате многочисленных исследований в отечественной философии были определены основные признаки "Я": порождение и существование "Я" независимо от мира в целом (П.Д. Юркевич), связь содержательности и пустоты "Я" с благородством и низостью, соответственно (В.В. Розанов), свобода и самоосознавание "Я" (Н.А. Бердяев), способность "Я" к выходу за свои пределы (Л. Шестов, Б.П. Вышеславцев), автономность и волеизъявление "Я", обнаруживаемость его только при встрече с "Ты" (М.М. Бахтин, С.Л. Франк), понимание богоподобности "Я" как сущность его познания (Б.П. Вышеславцев). Они предопределили общую суть понятия и этим опосредовали характер психологического взаимодействия - восхождение к "Я" как к средоточию высших ценностей, определяющее место встречи личности и человека.

"Личностное бытие" в русской философии было определено как: "моя небезучастность, как ответственная причастность за смысл своего бытия" (М.М. Бахтин), жизнь в мире, при которой "я делаю", а "не со мной делается", "я живу", а "не со мной происходит" (П.А. Флоренский). Такое истолкование "личностного бытия" отражает условие психологической помощи человеку и указывает вектор её оказания.

Понятие "личностного бытия" сопряжено с понятием "опыт", который есть ничто иное как "проживание внутри нас того, что называется бытием, действительностью, существованием" (П.Д. Юркевич), как "пережитое", "опыт добра и зла", "урок жизни" (С.Н. Булгаков), "открывание бытия, открывающего его глубь и непостижимость" (С.Л. Франк), как то, неотъемлемое личностное достояние, обретаемое ценой собственного, "личного" проживания жизни. Полюсная характеристика опыта (положительный или отрицательный) обусловливает потребность или ненадобность психологической помощи.

"Общение" и "встреча" - понятия, заимствованные русской философией у К. Ясперса и М. Бубера. Наиболее разработаны они в трудах М.М. Бахтина и С.Л. Франка. Оба философа придавали огромное значение общению, что определило его психокоррекционные возможности, широко используемые консультированием. М.М. Бахтин увязывал общение с актом самого существования, указывая: быть - значит общаться, т.е. быть услышанным, признанным, вспомянутым. По С.Л. Франку, общение предполагает субъектность отношения, выражаемого к другому, и характеризует его как пространство жизни, имеющее будущее, как "Х" человеческой жизни, обладающее неведомой, непроницаемой тайной. "Встреча" наиболее ясно представлено М.М. Бахтиным, который отождествляет её с инициацией, открытием в себе и Другом неведомых до сих пор сторон, презентацией себя Другому и опознанием Другого в себе, с пробуждением своего сознания чужим сознанием.

"Со(переживание)", согласно представителям русской философской традиции, есть акт, при котором объект внешнего мира включается в процесс познания и личность познающего, влияя на характеристики отношения и оценки, отражаемые в результатах познания, и определяя поведение изучающего мир. М.М. Бахтин отмечает, что со-переживание - это вживание в Другого, его страдания, в те категории, которыми он мыслит, это реакция на него в целях уменьшения его мучений, при сохранении своих взглядов, своей уникальной точки зрения, существенно разнящейся с точкой зрения Другого, недоступной другому ввиду занимаемой им жизненной позиции. Эта проникновенность в мир Другого через собственный существенно расширяет возможности Другого и самого со-переживающего субъекта, пополняя его чувственный опыт новыми переживаниями, способами реагирования на неизвестные ему ранее ситуации.

"Самосознание" в отличие от немецкой философии, раскрывающей его суть как процесса познания себя, как саморефлексии, в русской религиозной - обрело новое качественно иное понимание. Отечественными философами оно определяется как способность личностного "Я" трансцендировать себя в метафизические глубины бытия, переживая себя как частицу духовного бытия Абсолюта. В сборнике "Вехи" отражены его основные характеристики: "полное нахождение своего раскрытого "Я" в сознании"; "самооценка личности согласно сверхличным идеям, накопляющимся в сознании и активное её преобразование согласно этим идеям", в которые позднее внесено дополнение, подчёркивающее экзистенциальность, глубинность и не объективизируемость познающего "Я".

Понятием "культура" в русской философии определялся "момент творчества, способ бытия, динамики жизни, связь разных проявлений человеческой деятельности" (А. Белый), который чётко разграничивал культуру и цивилизацию, духовное творчество и накопление мёртвых орудий и средств внешнего устроения жизни (С.Л. Франк). Постижение смысла, вкладываемого в понятие "культура" обеспечило его разностороннее изучение: "... среда, растящая и питающая личность" (Н.А. Флоренский), она "слагается из культуры личности, культуры духовной и культуры материальной, вещной, объемлющей весь наш быт"(А.С. Изгоев), и представляет "цельность, органическое соединение многих сторон человеческой деятельности" (А. Белый), "осадок духовной жизни" (С.Л. Франк). Такое объёмное понимание "культуры" предопределило развитие отечественной психологической теории и практики, раскрывающих её через дефиниции "деятельность", "орудие", "символ" и "поступок".

"Деятельность" в работах русских философов - понятие, отражающее способ бытия человека, сопряженный с творчеством. "Орудие", "орган" и "символ" называют средства деятельности, которые характеризуют процесс её осуществления и природу субъекта деятельности. При этом П.А. Флоренский, объясняя сущность "орудия", отказывается от традиционного взгляда на него как на внешний "инструмент" выполнения деятельности, и предлагает рассматривать его как органопроекцию, т.е., как продолжение органов деятеля, которое усиливает их способности, обладая символичностью. "Символ" же служит для поддержания диалога личности с реальностью, будучи актом "творчески-познавательных действий, приобщающих меня к миру Логоса". Эти идеи впоследствии были развиты и дополнены психологами.

" Поступок" по М.М. Бахтину - это средство утверждения моей незаменимой причастности к бытию, которое описывается формулой: "жить из себя, исходить из себя в своих поступках вовсе не значит ещё жить и поступать для себя". Поступок имеет множество функций: позволяет осознавать жизнь как событие, а не бытие, отражает принадлежность личности миру, характеризует её индивидуальность, формирует при этом личность, воспитывает её, и фиксирует время свершения личности.

Понимание русскими философами основных категорий, описывающих человека, личность, формы и принципы её существования, средства и условия становления, методы самоутверждения своего бытия прежде всего наложили отпечаток на психологию, связанную с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского, которая положила начало психологической науке, обращавшей внимание именно на личность и условия её развития, психическую природу психического, как внутренние потенции, обеспечивающие полноценность функционирования личности в социальном и материальном мире.

Два уровня функционирования психического: натуральный (примитивный, непосредственный) и культуральный (опосредованный, высший) позволили объяснить природу психического развития, условием которого выступает влияние социума. Именно окружающий индивида социум предопределяет путь его личностного и психического становления. Благодаря социальному взаимодействию психические функции человека обретают произвольность, наделяются новыми качествами, позволяя решать задачи более высокой сложности. Но влияние общества может иметь как позитивный смысл, обеспечивая динамику развития, так и сужать потенции личностного "Я", ограничивая зону его существования.

Овладение знаком как психическим орудием, по Л.С. Выготскому, способствует изменению собственного поведения и психическому развитию. Экспериментально-генетический метод, основанный на инструментальности или орудийности генезиса и функционирования психики, воссоздающий процесс психического развития, может с успехом использоваться в психотерапии. Структура дефекта, предложенная Л.С. Выготским, описывает специфику проявления ядерного нарушения на разных уровнях психики, а опытные доказательства того, что воздействие на один функциональный уровень способно вызвать изменения в другом, подтверждает эффективность использования данного подхода при организации психокоррекционных мероприятий. Причём, действенность помощи обеспечивается за счёт сочетания психотерапевтического и лечебно-педагогического воздействия, которое предусматривает и корригирование и компенсирование личности аномального ребёнка. Сама ситуация психологической помощи символична, она предоставляет индивиду возможность выхода за пределы того пространства, в котором он существует и которое не способствует развитию его личностного "Я", психотерапевтическим орудием при этом является такой знак как слово.

Взгляд на личность, предложенный Л.С. Выготским, также открыл новые возможности для оказания ей психологической помощи и поддержки. "Человеческая личность представляет собой иерархию деятельностей, из которых далеко не все сопряжены с сознанием..." При этом он отмечает, что личность не изолированный индивид, а субъект деятельности, взаимодействующий с ситуацией, выполняя ту или иную деятельность. При этом ситуация - это не только внешняя обстановка, но и то, что интериоризованно и несёт в себе предметно-смысловое культурное значение, содействует развитию личности, т.е. то, что было определено Л.С. Выготским как "социальная ситуация развития". Продуктом взаимодействия личности со средой, по Л.С. Выготскому, является переживание. Оно имеет "биосоциальную ориентировку, оно есть что-то, находящееся между личностью и средой, означающее отношение личности к среде, показывающее, чем данный момент среды является для личности". В переживании "сказывается то, в какой мере все мои свойства, как они сложились в ходе развития, участвуют здесь в определённую минуту". Понимание природы возникновения и роли переживания для психоконсультационной и психотерапевтической практики чрезвычайно важно, поскольку при оказании этих видов помощи работа ведётся именно с переживаниями клиента.

Сформированные постулаты парадигмы Л.С. Выготского, выверенные практической работой в области специальной педагогики и психологии, оказали существенное влияние на оформление института психоконсультирования и психотерапии, предопределив основные способы работы с клиентом.

Современный облик отечественной теории и практики психологической помощи представляет собой результат тех тенденций, которые постепенно складывались в блоке естественных наук, имеющих непосредственное отношение к человеку, итог тех традиций, которые были заложены русскими философами, и отражение тех влияний, которые оказывает мировая психологическая практика. Обобщённо портрет отечественного института психологической помощи можно выразить посредством характеристик:

1) возобновление, восстановление прерванных и появление в отечественной психологической практике новых, ранее не имевших место, традиций, соответствующих основным психологическим парадигмам (психоанализ, психодинамический подход, гештальтпсихология, трансактный анализ, НЛП и др.), практическая реализация которых представляет скорее механическое воспроизведение опытно проверенных техник, не лишённое однако корректности их применения как научном, так и в культурном плане;

2) предпочтение специалистами поведенческой психотерапии и когнитивно-ориентированных подходов, являющихся её производными (НЛП, эриксоновский гипноз и прочие), а также американской модели оказания психологической помощи, другим направлениям;

3) восстановление отечественных подходов к психологической помощи, оформленных в традициях русского православия, классической русской философии;

4) внесение изменений и корректив в психологическую практику за счёт рефлексии научных теорий, взглядов и подходов, оформившихся в современной и советской психологии на природу личности, на характер её взаимодействия с окружающим миром, на механизмы и закономерности, а также условия личностного становления;

5) расширение зоны влияния непрерывающейся традиции оказания психологической помощи посредством медицинской психотерапии, которую активно продолжают отечественные психиатры и психотерапевты;

6) внедрение в отечественную практику психологической помощи западного опыта по привлечению в решение психологических проблем лиц, сумевших уже преодолеть их или борющихся с ними с помощью особых форм организации своего жизненного пространства, деятельности (движение "Анонимных алкоголиков", создание специальных социальных институтов по преодолению наркозависимости и прочее);

7) приумножение количества психологов, ежегодно подготавливаемых вузами страны, расширение специализаций профессиональной подготовки практических психологов и увеличение числа служб, выражающих потребность в наличии штатного психолога;

8) расширение спектра задач, решаемых практическими психологами, открытие центров, "телефонов доверия", призванных оказывать психологическую помощь не только отдельным лицам, но и организациям.

Отечественную практику оказания психологической помощи, как показывают итоги специально проведенных А.Ф. Бондаренко исследований последних публикаций, определяют следующие принципы:

1. Принцип активности личности.

2. Принцип ответственности личности.

3. Принцип трактовки психологической проблематики как психотехнической по предмету и методу.

4. Принцип диалогического характера психотерапевтического взаимодействия.

5. Принцип системности в деятельности психолога-консультанта.

6. Принцип выделения в проблематике клиента специфики психологической проблематики.

7. Принцип обратной связи.

8. Принцип деятельного опосредования психологических и социально-психологических образований.

9. Принцип символической материализации социально-психологических феноменов.

10. Принцип органического единства интеллектуальных и эмоциональных аспектов психики.

11. Принцип учёта в работе с клиентом единства личности и социальной среды, их неразрывности и постоянства взаимодействия.

12. Принцип рассмотрения личности клиента как саморегулирующейся системы, самоуправление которой подчинено организации субъективного опыта согласно адаптивным задачам.

13. Принцип соблюдения тайны.

14. Принцип научной обоснованности стратегии и тактики психологического взаимодействия, объективности выводов относительно определения прогноза развития личности.

15. Принцип ненанесения ущерба личности клиента и другим, имеющим к нему непосредственное отношение людям.

16. Принцип конфиденциальности.

17. Принцип эффективности рекомендаций.

18. Принцип активизации гуманистических ценностей.

19. Принцип принятия или особого соответствующего отношения консультанта к клиенту.

Вполне очевидно, что задачи, стоящие перед отечественной психологической практикой, многообразны, тем более, что этот институт находится ещё в стадии становления и оформления. Однако их решение затрудняется многими проблемами, которые, собственно, и препятствуют развитию психологической помощи как самостоятельного вида деятельности. Среди этих проблем наиболее весомыми являются такие:

1. Отношение к психологической практике как к обслуживающей отрасли, призванной оказывать содействие решению задач в области педагогики, медицины, спорта, менеджмента и других областей. Такое восприятие и установка к психологической работе предопределяют разные сложности. В отношении самого института психологической помощи это приводит к тому, что оформление его философии, методологии, совершенствование технических средств и развитие непосредственно конкретно-практическое содержание деятельности психолога происходит медленно и не даёт должной продуктивности. Что касается самого специалиста, то такой подход к его работе со стороны социума, лишает его правовой защищённости, снижает ответственность и самостоятельность, и не способствует формированию у него профессионального самосознания.

2. Проблемы, являющиеся производными от социального, экономического и культурного состояния общества, отодвигающие психологическую деятельность как вид помощи на второй план, и оставляющие в качестве доступных форм: социальную поддержку (пособие по безработице, выделение продуктового пайка, денежных средств в связи с исключительными обстоятельствами и другие), медицинскую помощь (психиатрическую, наркологическую, психотерапевтическую, оказываемую в стационарах и амбулаторно), "экстрасенсорное целительство", "колдовство", увлечение церковной практикой. Помимо этого, это опосредует необходимость, встающую постоянно перед специалистом, которая выражается в истолковании специфики деятельности практикующего психолога, разъяснении отличий её задач от задач, решаемых психиатрией, разграничения границ и средств воздействия консультирования и психотерапии; снятия синдрома боязни у клиента, связанного с попаданием в разряд "психически нездоровых", "психически неустойчивых", "ненормальных".

3. Нечёткость в определении социального статуса психолога, не продуманность форм и способов его взаимодействия с местными органами самоуправления, администрацией предприятия, учреждения, форм вовлечения его в деятельность психологического профессионального сообщества, приводит к выключенности специалиста из социальной ситуации в целом, что лишает его возможности влиять на неё и через неё на личность клиента. Безстатусность психолога-практика предполагает постановку его в обстоятельства, при которых его профессиональная самореализация превращается в хаос. Он начинает сам организовывать свою деятельность, исходя из наличных условий, благоприятствующих организации "в тихую" частной психологической практики или групповых консультаций с обязательными немалыми членскими взносами для их участников, вовлечение которых обеспечивается формированием у них отношения к себе как к избранным.

4. Слабая финансовая защищённость профессии психолога, обеспечиваемая государством, и трогая регламентация деятельности психолога установкой, декларируемой администрацией организации, в которой он работает: "Услуги, которые оказывает психолог, должны распространяться только на сотрудников организации, и быть бесплатными". Такие действия руководителей организации связаны с боязнью вовлечения в недостаточно оформленные государственным законодательством с юридической и экономической точки зрения отношения с частными лицами и опосредованы их переживаниями о реальности опасности потерять своё рабочее место при допущении незначительного нарушения. Они не беспочвенны и имеют отрицательное влияние на душевном самочувствии профессионала-психолога, поскольку ограничивают возможность увеличения соизмеримых с энергетическими затратами финансовых доходов психолога, что принижает его социальный статус, избранной им профессии, и уменьшает уважение к личности и деятельности психолога со стороны специалистов той отрасли и той организации, производственную деятельность которой (в широком смысле) он стремится оптимизировать. Это приводит к двум плачевным в профессиональном отношении последствиям:

1. Активные, обладающие богатым потенциалом, и способные быть полезными, выступая в качестве психолога, специалисты меняют профессиональную направленность.

2. Оставшиеся верными избранной профессии психолога (по разным причинам, в том числе, по причине ригидности) разочаровываются в ней и утрачивают потребность в профессиональном росте и личностном развитии (без чего профессиональная деятельность психолога не мыслима), вследствие постепенного укоренения в сознании вывода о малоценности профессии психолога для социума, ввиду снижения самооценки и самоуважения, которое предопределяется осознанием никчемности своей роли для общества.

5. Очевидный и всё более растущий разрыв науки психологии и практики психологической помощи. Безучастность науки к развитию психологической практики, уход от руководства процессом её становления, опосредует превращение института психологической помощи в поп-деятельность, которая слепо копирует западный опыт без учёта национальных и духовных особенностей среды распространения.

Преодоление всех этих препятствий относится как к компетенции самой психологии, которой необходимо чётко определить стратегию и тактику внедрения психологической практики в реальную жизнь, разработать методологию практической деятельности, основанную как на мировом опыте, так и на достижениях отечественной науки и практике, учитывающую национальную ментальность и культуру, социально-экономическое положение общества и самосознание населения, так и является первоочередной задачей социума, который прежде всего сам должен быть заинтересован в избавлении от тревожащих, вызывающих дискомфорт, и затормаживающих его развитие во всех отношениях "болячек".

 

Задания для самостоятельного изучения

1. Определение понятий и подходов, привнесенных в отечественную психологическую практику медико-биологическим направлением.

2. Изучение особенностей воззрения русских философов на место человека в мире (деятельном, социальном).

3. Установление идей, высказываемых психологами советского и постсоветского периода, оказавшими существенное влияние на оформление отечественной психологической практики.

4. Определение вклада белорусских психологов в развитие института психологической помощи.

Темы рефератов:

1. Современные методы оказания психологической помощи, идеи которых были предложены приверженцами естественнонаучного (физиологического) направления.

2. Взгляды русских философов на культуру и науку, их место в развитии личности.

3. Социальные и культурные особенности белоруской нации, подлежащие обязательному учёту при организации психологического консультирования и психотерапии.

Литература:

1. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика (учебное пособие для студентов старших курсов психологических факультетов и отделений университетов). - М.: Изд-во "Института психотерапии", 2000. - С. 170-223.

2. Выготский Л.С. Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с. - (Серия "Мир психологии").

3. Новиков А.И. История русской философии Х-ХХ веков. - СПб.: Изд-во "Лань", 1998. - 320 с.

4. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. - 976 с. - (Библиотека практической психологии).

5. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. - Изд. 2-е, доп. - М.:Политиздат, 1974. - 447 с.

 

Раздел 3. Правовые и морально-этические аспекты психологического консультирования




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1857; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.