Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные научные положения по теме




Тема 4.1. Этапы процесса консультирования и их характеристика

 

Цель лекции: формирование представлений у студентов о поэтапной структуризации консультационного процесса, о решаемых задачах и особенностях каждого этапа.

План лекции:

1. Поэтапное структурирование консультационного процесса.

2. Назначение первого этапа консультации, применяемые методы и техники.

3. Методология работы по определению сущности проблемы клиента.

4. Технологическое обеспечение этапа по преодолению проблемы клиента.

5. Решение задач этапа вхождения клиента в новый опыт.

6. Проблемы завершающего этапа.

 

Психологическое консультирование, как и любая другая деятельность, имеет свою структуру. Чёткое выделение этапов консультирования и определение задач и содержания каждого из них обеспечивает продуктивность психоконсультационного процесса. В научных и учебно-методических источниках обнаруживаются расхождения в вычленении этапов психоконсультационной деятельности. А.Ф. Бондаренко на основе литературы и собственного опыта обосновывает дифференциацию в психоконсультационной деятельности 4-х этапов:

1. Начальный этап. Вхождение в ситуацию психологической помощи.

2. Этап действования и проживания ситуации психологической помощи.

3. Этап вхождения в новый опыт.

4. Последний этап - этап вхождения в повседневность обогащённым новым опытом.

Каждый из приведенных им этапов имеет свой перечень задач и предполагает применение сообразных им методов и приёмов. Возможность перехода на следующий этап определяется успешностью разрешения задач предыдущего, поэтому продолжительность работы на каждом этапе опосредуется исключительно его продуктивностью. Производя структуризацию процесса оказания психологической помощи, А.Ф. Бондаренко исходит из общих тенденций, обнаруживаемых в практике психологов. В частности, им указывается, что протяжённость совместной работы зависит от специфики проблемы, используемого подхода и возможностей психолога и клиента. Она может колебаться от одной встречи до нескольких месяцев и лет. При этом работа может ограничиваться или прерваться на любом из этапов. Наибольшей длительностью обладает психокоррекционный процесс, проводимый в психоаналитических техниках, где курс занимает от 5 до 20 лет. Традиционно деятельность психологов психотерапевтов колеблется от часа до двух лет (по материалам отечественной и американской научной периодики). Отечественная практика показывает, что оказание психологической помощи, как правило, ограничивается от 1 до 40 часов. Причём, отмечается возможность повторного прохождения той или иной процедуры психологической помощи.

Р.С. Немов структурирует психоконсультационный процесс, ориентируясь на его максимальную продолжительность в 10-12 часов (при решении затруднительной проблемы), и указывает на 2-3-х часовую работу при проблеме незначительной сложности, удачно складывающихся отношениях между психологом и клиентом, в случае хороших прогнозных показателей у клиента и высокого профессионализма у психолога. Время, отводимое на психологическую диагностику при этом не подвергается учёту. Таким образом, он выделяет следующие этапы, названия которых определяет в соответствии с реализуемыми ими задачами:

1. Подготовительный этап. Предполагает обособленную подготовку психолога и клиента к совместной работе в соответствии с имеющимися у каждого из них сведениями друг о друге. Подготовка психолога требует в среднем 20-30 минут.

2. Настроечный этап. Направлен на создание психологической настроенности у участников психологического консультирования на работу, на взаимодействие с той личностью, с которой каждому из них предстоит иметь дело. При нахождении уже в режиме готовности других необходимых атрибутов, по времени занимает от 5 до 7 минут.

3. Диагностический этап длится от 4 до 6-8 часов. Его назначение - прояснение характера проблемы, уточнение её содержания посредством выслушивания и анализа исповеди клиента, а также оценка ресурсов и потенций клиента, благодаря проведенной диагностики.

4. Рекомендательный этап связан с выработкой системы рекомендаций, адресуемых клиенту, их анализом, конкретизацией, разъяснением консультируемому. Предположительно требует от 40 минут до часа рабочего времени.

5. Контрольный этап предусматривает совместную разработку критериев оценки эффективности полезности, действенности рекомендаций, аттестации качества их реализации. В общем, подведение итогов консультационного процесса требует 20-30 минут.

В психологической практике зачастую встречается шестиэтапная структура. Согласно ей выделяются следующие этапы:

1. Этап предконтакта, связанный с выслушиванием клиента, оценкой всех его вербальных и невербальных предъявлений.

2. Этап поиска гипотез относительно причин возникновения проблемы у клиента. Обычно формируется несколько предположений, касающихся как характера проблемы, так и причин её появления.

3. Этап уточнения сущности проблемы в ходе собеседования с клиентом.

4. Этап подведения клиента к его проблеме. Специфика работы заключается в том, что клиент подводится к ней не прямо, а с использованием обходных путей, провоцирующих у клиента инсайт - озарение по поводу причин и характера проблемы.

5. Этап слияния клиента с проблемой, где создаются условия для осознания клиентом проблемы, появляется возможность взгляда на неё со стороны.

6. Этап подведения итогов, обобщения результатов работы и расставания.

В соответствии с подобным структурированием психоконсультационного процесса, не отмечается особых требований относительно временного режима. Однако вполне чётко выдвигается условие о необходимости реализации первых трёх этапов и осуществлении перехода к четвёртому уже в первую встречу. Имеются также некоторые пожелания относительно активного привлечения психологом знаний по конфликтологии при решении задач второго этапа, а также проявления пристального внимания к реакциям клиента на этапе уточнения сути проблемы и оперирования консультантом преимущественно вопросами, требующими сравнения, обобщения, детализации и конкретизации, установления причинно-следственных связей. Очевидно, что подобный подход к деятельности по оказанию психологической помощи, предполагает принятие клиентом на себя основной ответственности, и налагает на него обязательства по поводу его работоспособности.

В.Ю. Меновщиков, обобщая сведения, содержащиеся в разных первоисточниках, и описывающие стадии психокоррекционного процесса, указывает в своей работе "Введение в психологическое консультирование" (2000 год), что чаще всего используется "пятишаговая" модель процесса консультативного интервью, которой в той или иной степени придерживаются все психотерапевты:

1. Установление контакта и ориентирование клиента на работу.

2. Сбор информации о клиенте, решение вопроса: "В чём состоит проблема?".

3. Осознание желаемого клиентом результата, ответ на вопрос: "Чего вы хотите добиться?".

4. Совместная выработка альтернативных решений, которую можно обозначить как: "Что ещё мы можем сделать по этому поводу?".

5. Обобщение психологом в форме резюме результатов взаимодействия с клиентом.

Таким образом, систематизация сведений о модификациях выделяемых структур психоконсультационного процесса, позволяет заключить: наиболее оптимальной является "пятишаговая" модель консультационной деятельности. Максимально продуктивным окажется такое построение психоконсультационного процесса, при котором психолог будет стремиться придерживаться на каждом из этапов реализации следующих задач, а сами этапы будут иметь свойственную этим задачам специфику:

1. Погружение в ситуацию психологической помощи, предполагающее явное преобладание активности со стороны клиента, осведомляющего психолога о сути, характере, своих предположениях о возможных причинах появления проблемы, искомом решении, взглядах о путях его достижения. Задачи консультанта сводятся к проникновению в проблемное поле клиента, принятию его как личности, и осведомлению о реальных возможностях психологической помощи. На первом этапе должна быть осуществлена обоюдная психологическая настройка на совместную работу, чётко распределены обязанности и ответственность.

2. Выдвижение и проверка психологом множества гипотез, касающихся сущности и характера внешних проявлений проблемы или множественных проблем клиента, связанных с оценкой вероятности причин, повлекших за собой затруднения в жизни клиента. Реализация данных задач обеспечивается посредством грамотно выстроенного собеседования, квалифицированно проведенной диагностики по аттестации личностных особенностей клиента, его потенций, изучению своеобразия его жизненного уклада и жизненных позиций. На этом же этапе выбирается стратегия преодоления проблемы, определяются тактические меры в соответствии с возможностями и пожеланиями клиента. Активность клиента и консультанта здесь имеет фактически равное соотношение. Сложность прохождения этапа связана с необходимостью преодоления сопротивления со стороны клиента.

3. Деятельность по анализу и преодолению проблемы (действование и проживание ситуации психологической помощи). Психологу-консультанту в большей мере принадлежит роль направляющего и регулирующего, а клиенту - исполнителя и экспериментатора. Велико на этом этапе значение способностей клиента к обучению, к усвоению нового опыта, его наблюдательности, аналитичности и гибкости мышления, умений фиксировать и подвергать анализу собственные переживания и чувства, управлять своей импульсивностью.

4. Формирование нового опыта и апробация его клиентом в обыденной жизни. Внедрение в жизнь и проверка эффективности усвоенных форм поведения, стратегий проявления активности в социальной и деятельностный сфере требует от клиента определённой смелости, настойчивости, бдительности. Ему приходится преодолевать множество сомнений, собственную тревожность, неуверенность, бороться с сопротивлением социума его внутренним переменам. Задача психолога - оказать необходимую поддержку, вселить в клиента веру в себя и свои силы.

5. Обустройство и упрочение клиентом своего жизненного пространства, исходя из опыта, полученного в психологической консультации. На этом этапе проводится обобщение результатов психоконсультационной деятельности, определяется её ценность для благополучия в жизни и благоприятного самочувствия клиента. Психологом выделяются и подчёркиваются возможности клиента, степень его самостоятельности, ответственности, его решительность, целеустремлённость, напористость, терпение, способность преодолевать встающие на жизненном пути трудности. Применяя подобную тактику, консультант готовит клиента к проживанию им жизни вне контекста психологической помощи.

Погружение в ситуацию психологической помощи прежде всего требует прояснения психологом, чем обусловлена потребность клиента в получении психологической помощи, выяснение его мотивированности решать предъявляемую проблему, то есть, установление серьёзности намерений клиента. Наибольшую трудность в работе для психолога представляют клиенты со следующими видами мотивации: направленные; жадные к психологической помощи; немотивированные; образованные. Уже на первом этапе консультативного взаимодействия важно учитывать отношение клиентов к психологической работе и их ожидания от неё. Работая с направленным клиентом, следует направить усилия на освобождение его от "жертвенной" позиции и перераспределение активности между психологом и клиентом изначально в пользу клиента. Продуктивность деятельности возможна только в случае формирования у консультируемого заинтересованности в получении психологической помощи, в результате совместного с ним внимательного рассмотрения контекста его социальных контактов и тех лиц, которые заинтересованы в получении им психоконсультации. Стимулируя клиента к участию в психоконсультационной деятельности, следует параллельно выяснить суть и виды выгоды этого для лиц, направивших его, а при необходимости, активизировать и их на обращение в психологическую консультацию. Работа, ограничивающаяся взаимодействием только с "направленным", обычно терпит фиаско. "Жадные к получению психологической помощи" трудны для первой консультации своей несдержанностью, нетерпеливостью, поскольку имея некоторый опыт в попытках получения психологической помощи, чрезмерно и неоправданно требовательны к консультанту, но не готовы к принятию каких-либо обязательств на себя. Они быстро соглашаются на совместную работу, но при этом много хотят от психолога, но не дают обещаний со своей стороны. Поэтому такие лучше подходят для терапии. "Немотивированные" клиенты схожи с "направленными", поскольку чаще всего попадают на консультацию по чьей-то подсказке. Однако их приход всё же содержит личностный характер, ибо они, как правило, страдают от разных соматических недугов. Но связи соматических нарушений с психологическими особенностями такие клиенты не замечают. Ввиду того, что их психологические проблемы уже проецировались в виде отклонений в здоровье, нетрудно установить их длительное наличие, а, значит, ригидность и стереотипию в поведении данных клиентов. Они совершенно не склонны к каким-либо переменам, следовательно, цель психологического взаимодействия для таких "упрямцев" определить необыкновенно сложно. Консультирование "немотивированных" клиентов должно содержать элементы психотерапии. "Образованные" клиенты, пожалуй, самые сложные, поскольку отличаются от других наличием психологического образования. Строя работу с ними, следует апеллировать к их чувствам, пресекать их тенденцию к чрезмерному рационализированию, ломая имеющиеся стереотипы и призывая к осмыслению самых обыденных, простых вещей. Во взаимодействии с ними психологу необходимо проявлять жёсткость и твёрдость. Чётко определить причины обращения, сформировать настроенность на совместную работу, позволяет анализ, сопоставление и обобщение результатов сравнения локуса жалобы, сущности заявленной проблемы и характера запроса. Реализация поставленных задач достигается в процессе слушания исповеди клиента и в результате анализа и прояснения некоторых деталей в ходе собеседования, обнаруженных в рассказе обратившегося. Для выявления истинного смысла высказываний и действий клиента наиболее часто применяются техники: взятие психологом непродолжительной паузы и глубокий, содержательный анализ смысла молчания клиента, использование консультантом различных приёмов по выходу из затянувшихся пауз; построение поведения в соответствии с правилами эмпатического слушания; прояснение мотивационного, целевого и операционного смысла действий; рефлексивная вербализация; самораскрытие; поощрение; техники, касающееся фиксации промежуточных результатов (значительно чаще используется символическая запись услышанного и увиденного, реже, с позволения клиента,- аудио- или видеозапись) и их суммирования, приёмы регуляции собственной, и активности клиента, установления оптимальной дистанции. Определяя необходимые параметры позиции и дистанции уже в начале консультации, психологу нужно опираться на опыт, зарекомендовавший себя в психологической практике, как продуктивный и ставший традиционным. Таким образом, взаиморасположение и удалённость обычно задаются характеристиками: размещение в пространстве лицом к лицу, открытость позы, контактность глаз, внимание к мимическим реакциям собеседника и его жестикуляции, тембру, тону и громкости голоса. Значительно улучшает качество деятельности консультанта по распознаванию истинной проблемы клиента, по оформлению и закреплению у него мотивации на работу, проявление пристального внимания психологом к невербальному языку обратившегося и применение выявленных сведений при построении собственных неречевых сообщений, адресованных клиенту. Американский специалист, работавший над повышением гуманности человеческих отношений, Кнопп (Knapp,1978) выделил следующие виды невербальных проявлений, позитивно влияющие на ход и результаты общения:

1) подтверждение и повторение - неречево выражает согласие с сообщением собеседника;

2) отрицание или запутывание - характеризуется отрицанием через поведение той информации, которую стремится донести собеседник, в целях его дезориентировки;

3) усиление и акцентирование - применяется для подчёркивания эмоциональной значимости сказанного, выражения твёрдости своей позиции и как проявление решительной настроенности;

4) контроль и регуляция - используется в целях управления коммуникативной активностью собеседника, регуляции за ходом и содержанием делаемых им сообщений.

Несмотря на кажущуюся простоту, все указанные техники и приёмы требуют достаточно большого времени для их практического освоения. Решение этой сложной задачи станет возможным лишь тогда, когда эти умения будут полностью соответствовать личностным качествам консультанта, будут представлять собой реализацию его личностных ценностей, а не являться банальными составляющими технологии психологической помощи.

Основанием к выбору тактических средств по выявлению характера проблемы клиента выступает психологическая концепция, являющаяся наиболее привлекательной в отношении данного клиента, по мнению психолога, либо та, в рамках которой консультант чувствует себя наиболее подготовленным. В соответствии с избранной теоретической основой, психолог приступает к реализации основной задачи, действуя в четырёх взаимосвязанных направлениях:

1. Проводит собеседование с клиентом по уточнению деталей; проверке гипотез, сформированных на основе исповеди клиента, и исключению из их числа нерабочих; выяснению специфики его жизненного уклада.

2. Диагностирует личностные особенности клиента в целях оценки его потенциала и прояснения причин появления у него заявленной проблемы, аттестации тяжести её последствий.

3. Устанавливает и своевременно пресекает саботажные действия и уловки клиента.

4. Определяет возможный прогресс в развитии клиента.

Успешность деятельности в указанных направлениях целиком и полностью определяется эффективностью прохождения участниками психоконсультационного альянса предыдущего этапа, а именно, от их готовности к самораскрытию. В ходе собеседования применяются все возможные виды вопросов, различаемые по содержанию и форме. В отношении сути вопросов наиболее часто используются те, которые максимально активизируют мыслительную деятельность, требуют обращения к чувствам и переживаниям, их анализа. Относительно формы востребованными оказываются такие типы вопросов, как открытый, закрытый и короткий. Открытый вопрос ориентирован на предоставление клиенту полной свободы в рамках определённого клиентом направления, связан с сосредоточением обратившегося на каком-либо аспекте беседы, привлечением внимания к его некоторому опыту. Такие вопросы содержат вопросительные слова "что", "почему", "как" и прочие, и требуют развёрнутого ответа. Закрытый вопрос служит выяснению и уточнению фактов, упомянутых клиентом или предполагаемых консультантом. Он позволяет ответить коротко: "да" или "нет", подтверждая или отвергая предложенное. Короткий вопрос напоминает реплики ("И что?", "А почему?", "С какой целью?"), поэтому с лёгкостью встраивается в беседу, направляя её течение, меняя нить разговора и проясняя неясности. Помимо вопросов, психологом применяется целый перечень техник: прояснение, повторение, конфронтация, интерпретация, суммирование, отражение чувств и другие.

Диагностическая деятельность осуществляется консультантом в соответствии с избранной концепцией. Она строится с учётом расставления акцентов той или иной психологической школой в отношении личности и её поведения, применяемых исследовательских техник. Главные условия, которые должны выполняться, - это оперативность проведения диагностической процедуры, использование малогабаритных диагностических заданий, ускоряющих процесс обследования и анализ полученных данных.

Успех в определении истинной проблемы клиента и подведении его к её осознаванию во многом обеспечивается умениями консультанта создавать оптимальные условия к самораскрытию клиента, преодолевать его сопротивления психологическому воздействию, обнажать неэффективность применяемых им поведенческих стратегий. Активность психолога-консультанта направлена на установление расхождений в вербальном и неречевом поведении клиента, указывающих на прибегание последнего к психологическим защитам, их снятие, а также на преодоление явного сопротивления клиента получению психологической помощи, которое, однако им не осознаётся, и на пресечение уловок клиента, используемых им в целях ухода от ответственности. Очевидно, что готовность клиента к самораскрытию определяется как особенностями его личности, сложностью, характером и длительностью существования проблемы, так и поведением самого психолога, его открытостью, доступностью для клиента. Под доступностью подразумевается поведенческая тактика консультанта, основывающаяся на хорошей подстройке его к клиенту, и предполагающая использование психологом языка, понимаемого клиентом, избегание включения в речь профессиональных терминов, применения жаргона. Аппеляция специалиста к демонстрации своего "профессионализма" свидетельствует об испытывании им психологического дискомфорта и на стремление защититься от клиента, спрятаться за профессию. Помимо этого психолог должен уделить особое внимание таким явлениям, как перенос и контрперенос. Ему необходимо проявлять бдительность касательно своих неосознанных стремлений, связанных с тенденцией проецировать на клиента отношения к эмоционально значимым для него людям, ибо такое поведение препятствует формированию открытости. Особому анализу следует подвергать психологические игры, ролевые позиции, занимаемые клиентом, затрудняющие его самопонимание и ведущие в тупик консультативную беседу. Обсуждения также требуют вопросы, относящиеся к профессиональному этикету психолога, и характеризующие общую атмосферу ситуации оказания психологической помощи. Они тоже могут выступать как свидетельства сопротивления клиента. К ним относятся следующие действия клиента: тенденция к нарушению режима консультации, вычурность или специфичность в подборе гардероба для ситуации консультирования, проблемы, возникающие в отношении оплаты, частые опаздывания, тяготение к курению, как к форме снятия психологического напряжения. Обнаруживаемые в поведении клиента уловки следует подвергать глубокому разбору и пресекать их повторное появление или появление в новой форме. Среди уловок клиентов наиболее распространены:

- подача информации о себе в дозированном виде;

- выяснение у консультанта мнения о себе;

- влюблённость в психоконсультанта.

Учёт всех вышеуказанных особенностей и в ходе процедуры диагностики, и при проведении беседы обеспечит качество проверки выдвигаемых гипотез, облегчит клиенту осознание им подлинного характера проблемы, позволит лучше и серьёзнее настроиться на дальнейшую работу обоим участникам консультативного альянса, поможет им адекватнее разделить между собой ответственность.

На этапе анализа и преодоления проблемы осуществляется работа с личностным материалом клиента: переживаниями, отношениями, чувствами, снами, ценностными смыслами. Это пространство для возникновения и проявления специфических психологических феноменов, свойственных избранной психокоррекционной парадигме. Задачи, реализуемые психологом вытекают из логики его действий и феноменологии переживаний клиента. К их числу относятся:

- обеспечение эмоционального отреагирования;

- прорабатывание и символическое удовлетворение тех или иных фрустрированных потребностей;

- создание условий для инсайта и катарсиса;

- подкрепление желаемого направления действий (переобучение);

- при необходимости анализ явлений переноса и контрпереноса;

- обеспечение условий для глубинной личностной рефлексии и проживания ситуации свободного и ответственного выбора и прочее.

Для клиента этот этап является периодом чрезмерного напряжения, насыщенности переживаний, обилием личностного материала, который всплывает во всём многообразии в промежутках между консультациями и во время их. В целях обеспечения продуктивного анализа проблемы и успешности мероприятий по её преодолению применяются техники, актуальные как методы воздействия на предыдущих стадиях консультативного процесса (поощрение, повторение, техника вопроса, прояснение, конфронтация, интерпретация, суммирование, отражение чувств), а также те, которые имеют самое непосредственное отношение к формированию нового опыта:

1. Информирование, заключающееся в предоставлении информации в виде изложения фактов, мнений, подачи объяснений по собственной инициативе или в качестве ответа на вопрос клиента.

2. Рекомендация связана с высказыванием собственного мнения, сложившегося на основе видения психологом жизненной ситуации клиента, и касающегося предложения консультируемому нечто выполнить или избежать каких-либо действий за пределами консультации.

3. Убеждение, которое в отличие от внушения предполагает учёт позиции, мнения, возражений клиента, преодолеваемых психологом посредством апеллирования к сознанию клиента.

4. Парадоксальная реакция - техника по созданию необычной перспективы, призыва к альтернативному, нередко к прямо противоположному очевидному и рациональному для клиента восприятию ситуации или способу реагирования на неё.

5. Обратная связь как способ, призывающий клиента задуматься над своим поведением, и заключающийся в предоставлении психологом описания поведенческих стратегий клиента под углом внешнего наблюдения. При этом предлагаемая клиенту обратная связь должна отвечать ряду условий:

а) описательность и безоценочность предоставляемых сведений, что предоставляет клиенту свободу в выборе реакции на обратную связь и не провоцирует у него потребность защищаться;

б) точность и конкретность предлагаемой информации об определённых аспектах поведения служат стимулом к их исследованию;

в) направленность данных на те аспекты поведения клиента, которые доступны его воздействию, изменению;

г) своевременность обратной связи указывает на необходимость её безотлагательного проведения вслед за той или иной поведенческой реакцией клиента.

6. Самораскрытие, предусматривающее разделение с клиентом собственного опыта, предоставление ему информации о себе, событиях своей жизни или непосредственное выражение в отношениях с клиентом испытываемых чувств, желаний, возникающих идей или фантазий.

7. Директива как способ вовлечения клиента в процесс исследования или модификации собственных чувств, знаний или поведения, как предложение предпринять определённые действия в ходе консультации или выполнить некоторые задания в промежутке между ними.

Использование разных техник, сочетаемых сообразно консультативной ситуации, грамотно выстроенная стратегия преодоления проблемы клиента, её соблюдение и своевременная коррекция в случае надобности, умение управлять коммуникативным процессом, выступают залогом продуктивного решения задач третьего этапа. Критериями его успешного прохождения по праву считают спонтанно возникающие у клиента чувства облегчения и благодарности.

Этап по формированию у клиента нового опыта и предпринятию им первых попыток его апробации в жизни связан с многочисленными личностными трансформациями и приобщением к иному способу проживания жизни, свободному от прежних заблуждений и проблем. На этой стадии клиент переводит своё новое постижение себя и мира в пространство действий, создаёт и формулирует новые мотивы и цели, новые жизненные ценности и стратегии, что сопряжено с испытыванием им удивления, сомнения, восторга, появлением уверености ввиду преодоления прежних препятствий, благодаря нахождению выхода и - вновь возникающими сомнениями, тревожностью, поиском поддержки, стремлением понять, "что же о мной было?". Это период расставания с собой прежним и возврат к себе, "подлинному", это путь к собственной самости. Естественно, что наиболее частыми и актуальными проявлениями в системе переживаний клиента будут: чувство неуверенности в своих силах, дающее о себе знать эпизодически, колебания настроения от глубокой грусти к небывалой радости, страх предстоящей разлуки с психологом и другие чувства, имеющие непосредственное отношение к изменению способов бытия, приобретению новых жизненных смыслов. Для того, чтобы смягчить болезненность и облегчить клиенту переход к качественно новым формам существования, психологу следует сфокусировать своё внимание на решении следующих задач:

- оказание эмоциональной и экзистенциальной поддержки;

- подкрепление тенденций к личностным переориентациям и трансформациям;

- содействие в совладании с личностной и ситуативной тревогой, вызванной изменениями жизненного мира;

- проработка ценностно-смысловых или поведенческих препятствий, блокирующих осуществление необходимых действий;

- санкционирование возможности иного способа бытия, связанного с трансформацией выбора действий, типа отношений, других смыслов.

Последняя, завершающая стадия совместной работы одинаково трудна для обоих участников психоконсультативного процесса, поскольку взаимодействие в психологической консультации захватило некоторый период жизни как клиента, так и психолога. Тем более, что они прожили его в тесном межличностном контакте, который был плотно насыщен переживаниями, отличающимися особой остротой. Основные сложности связаны именно с прекращением эмоционально наполненных отношений, и они более актуальны для клиента. В этих отношениях клиент чувствовал себя более защищённым, застрахованным. Его позиция отличалась надёжностью и уверенностью. В настоящей жизни, куда ему предстоит вернуться, лишись поддержки психолога, нельзя провести натурных экспериментов без последствий для себя или окружающих, нельзя повторно прожить что-то, невозможно рассчитывать на "роскошь человеческого общения" такого характера. Однако, так или иначе клиенту необходимо научиться жить без постоянной поддержки психоконсультанта, самостоятельно отстаивать свои интересы, преодолевать препятствия, адекватно и продуктивно взаимодействовать с людьми. Естественно, что этот период является для него стрессогенным, и, соответственно, задача психолога сводиться к смягчению и облегчению его протекания. Консультанту необходимо освободить от себя, от своего влияния жизненное пространство клиента, сумев найти золотую середину между позициями эмоционального отстранения, гиперопеки и покровительства. Достичь этой цели позволяет длительный разбор и анализ успехов клиента в адаптации к жизненным обстоятельствам, определение причин неудач и промахов, совместное обсуждение социальной ситуации, в которой разворачивается жизнедеятельность клиента, и разработка стратегии по её улучшению. Существенную роль играет оценка вклада клиента в решение собственной проблемы, что способствует повышению его уверенности, настойчивости и решительности при внедрении в реальность сформированного в ходе консультаций опыта.

Таким образом, психологическое консультирование, равно как и другие виды внемедицинской психологической помощи, имеет свою разветвлённую структуру, представленную обычно пятью этапами, где активность ответственность участников характеризуется разным соотношением и требует от них решения задач, различающихся по содержанию, и специфике их выполнения.

Задания для самостоятельного изучения

1. Выявление сути затруднений, с которыми сталкиваются участники психоконсультационного процесса, их оформление в таблицу с учётом этапов. Определение и отражение в таблице возможностей их преодоления.

2. Приведение перечня техник, одинаково применимых разными психологическими школами, указание отличий в понимании их сути, практической специфики.

3. Предложение возможных вариантов деятельности психолога по сохранению экологичности атмосферы психологической консультации, требующей учёта условий оплаты, соблюдения режима консультаций, решения проблем оплаты, опозданий, курения и других.

 

Литература:

1. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика (учебное пособие для студ. ст. курсов психологических факультетов и отделений университетов). - М.: Изд-во "Института психотерапии", 2000. - С. 51 - 58.

2. Психологическое консультирование: Теория и опыт: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд. центр "Академия", 2000.

3. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. -СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2002. - С. 32 - 47.

4. Шостром Э., Браммер Л. Терапевтическая психология. Основы консультирования и психотерапии/ Пер. с англ. В. Абабкова, В. Гаврилова. - СПб.: Сова; М.: Изд-во Эксмо, 2002. - С. 58 - 314.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.