Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные научные положения по теме




Тема 4.2. Первая консультативная встреча, технология её осуществления.

Цель лекции: формирование знаний об особенностях построения первой консультативной встречи, о техниках коммуникативного взаимодействия, применяемых психологом в первичной консультации.

План лекции:

1. Задачи, решаемые первой консультативной встречей.

2. Особенности диагностики в условиях первичной консультации.

3. Методы и техники, применяемые в ходе первой консультативной встречи.

4. Работа психолога в преодолении сопротивления клиента в первую консультативную встречу.

Первая консультативная встреча одинаково трудна для психолога и для клиента. Степень сложности е. для клиента определяется наличием или отсутствием опыта получения психологической помощи, необходимостью обнажения своих переживаний и затруднений незнакомому человеку, вынужденностью выполнения условий и правил, предлагаемых психологом, рядом других внешних и внутренних факторов. Консультанту также непривычно вступать, хоть и в привычные для него по сути, профессиональные отношения, осложнённые новизной участника. Поэтому, несмотря на предварительную подготовку психолога-консультанта к работе, он всё же может испытывать некоторую тревожность и обеспокоенность успехом прохождения первой встречи.

Первая консультативная встреча может оказаться последней, что опосредуется как успешностью решения проблемы, так и неудачей, которую может потерпеть психолог, работая над преодолением сложной задачи. И в том, и в другом случае ответственность за успех или фиаско в одинаковой мере ложится на обоих участников; а сама продуктивность их встречи определяется: профессионализмом и соответствием личностных качеств психолога квалификационным требованиям, его интересом и симпатией к клиенту, настроенностью обоих на работу, благополучным статусом личности клиента (согласно результатов её оценки на предмет успешности прогноза консультативной работы), открытостью участников психологическому взаимодействию, характером, тяжестью и длительностью проблемы клиента, уровнем его сопротивления и видами его оказания. Как правило, первая консультативная встреча, имеющая логическое продолжение в дальнейшей совместной работе психолога и клиента, включает в себя два этапа. К её завершению обязательно должна быть уточнена проблема клиента, а он приближен к её осознаванию. Огромный объём работы, многообразие решаемых задач, неоднократная смена видов деятельности и частое перераспределение активности между психологом и клиентом, применение множества техник и приёмов требуют значительного количества времени. Поэтому протяжённость первой консультативной встречи, напряжённой для обоих участвующих сторон, составляет до двух и более астрономических часов.

Суть взаимодействия в первую консультативную встречу не отличается простотой: от клиента оно требует особой вербальной активности (при изложении фактов), а от психолога - наблюдательности, пристального внимания и умелого руководства консультативным процессом. Определяющий, ключевой характер первой консультативной встречи ставит перед её участниками соответствующие задачи. Глобальные задачи сводятся к трём основным:

1. Установление контакта и создание предпосылок к формированию рабочих отношений.

2. Поиск гипотезы, описывающей причины и обстоятельства возникновения проблемы.

3. Выявление подлинной сущности проблемы и подведение клиента к осознаванию хотя бы её наличия и значимости, в лучшем случае - характера.

Субъективные задачи для каждого участника строго дифференцированы. Задачи, стоящие перед клиентом, описывают алгоритм его действий, который у него, как правило, оформляется уже до консультации:

1) презентировать себя как личность;

2) предъявить свою проблему, вызывающую неприятные переживания, и доставляющую определённые неприятности в жизни;

3) донести свою проблему в наиболее доступной психологу форме, обеспечив ему возможность работы;

4) аттестовать ресурсы и потенции психолога в преодолении предлагаемой проблемы (т. е. в способности помочь);

5) ограничить фокус внимания психолога представляемой проблемой и сузить зону его интереса, сведя её только до желаемых областей собственной личности и поведения.

Две последних задачи клиента обычно не осознаются им, как по сути, так и в отношении причин (почему не следует допускать консультанта в своё жизненное и психическое пространство), но напрямую опосредуются специфичностью восприятия психолога. По исследовательским данным своеобразность восприятия психолога заключается в особенностях и их причинах:

а) физически привлекательные психологи воспринимаются более положительно, что опосредует соответствующее расположение к ним клиентов;

б) одни и те же психологи воспринимаются по-разному, что связано с характером проблемы, которую заявляет клиент для решения (личная проблема способствует настороженному отношению, а социальная, связанная, к примеру с потерей работы, выбором профессии, затруднениями в общении с другими людьми, - позволяет клиенту держаться более открыто);

в) консультанты, чьи социокультурные ценности совпадают с установками и позициями клиента, вызывают у последних большую расположенность;

г) для клиента играет значимую роль впечатление, которое оставляет о себе психолог в отношении его личного, семейного и материального благополучия (успешным, с этой точки зрения, доверяют лучше);

д) важным критерием выступает и соответствие психолога "лику профессии" (его имидж и прочие составляющие);

е) особое влияние на восприятие клиентом консультанта оказывает его репутация, авторитетность, известность и другие характеристики.

Субъективные задачи психолога-консультанта в большей мере носят профессиональный характер, хотя и не лишены личностного оттенка (рефлексия отношения к себе клиента и фиксация своего отношения к нему, его учёт в построении консультативного взаимодействия.

Круг задач, которые предстоит решать психологу в первую консультативную встречу, включает:

1) выбор оптимальных приёмов для удачной организации начала консультативной встречи с учётом уже имеющейся информации и клиенте, т.е. для установления контакта;

2) расположение клиента к себе и снятие эмоционального напряжения;

3) стимуляция клиента к "исповеди", создание условий для обеспечения полноты и глубины информирования в ходе неё;

4) поощрение клиента к обсуждению проблематики и определение, при необходимости, временных и других возможностей клиента для совместной работы;

5) предоставление требуемой информации;

6) установление рабочих (сотруднических и партнёрских) отношений с клиентом, определяемых как рабочий "контакт", которые закрепляются консультативным договором или контрактом на работу, где оговариваются все необходимые условия;

7) поощрение самопонимание, собственной активности и ответственности;

8) формирование реалистичных ожиданий в отношении совместной работы.

Наиболее трудной задачей для психолога выступает - поощрение клиента к рассказу о себе и своей проблеме. Её реализация полностью зависит от расположения клиента к психологу, от доверия к нему, от наличия/отсутствия межличностных барьеров. Выполнение данной задачи предопределяется способностью консультанта вскрывать психологические защиты и преодолевать сопротивление клиента работе, активизируемое бессознательной частью психики в ответ на действия психолога и самого клиента по обнажению интимных сторон жизни и личности.

Частные задачи личного характера, стоящие перед психологом-консультантом, так или иначе имеют непосредственное отношение к профессиональным. К ним относятся:

- необходимость прочувствования личности клиента, определения скрытой и явной мотивации;

- аттестация личностного отношения к себе клиента как одного из представителей некой категории населения;

- определения оптимальной психологической дистанции для обеспечивания безопасности для собственной личности при профессиональном взаимодействии с клиентом;

- выявление затруднения, испытываемого самим психологом, которое опосредовало приход данного клиента с данной проблемой (В профессиональной среде психологов бытует мнение, что ни один клиент не является случайностью, что все клиенты приходят в ответ на некую проблему психолога, решение которой является для последнего в текущий момент актуальным, а период сенситивным для её разрешения. Таким образом, оказывая помощь клиенту у психолога создаётся предпосылка к пониманию каких-то важных для него фактов, явлений, событий и их причин, появляется возможность к преодолению того, что выступает существенной помехой для оптимального построения жизненного пространства, обеспечивающего полное благополучие. Поэтому распознавание проблемы клиента, создание условий к её преодолению, имеет личностную значимость для психолога. Основная его задача - понять почему этот клиент пришел к нему, с какими событиями и фактами жизни психолога перекликается проблема клиента);

- выбор баланса между эмпатийностью, открытостью, движением навстречу проблемам клиента и способами психологической защиты, обеспечивающими сохранение психологического здоровья и благоприятного самочувствия психологу, не в ущерб качеству работы.

Диагностика в первую консультативную встречу направлена на получение ответов на вопросы, касающиеся особенностей и ресурсов личности клиента, подлинной сущности проблемы, психосоциогенеза её появления, и связанные с определением оптимальных концепций, позволяющих устранить её полно и максимально скоро. Решению этих задач по определению, уточнению проблемы, выявлению её соотношения с характером жалобы, локусом жалобы, запросом, установлению ресурсов клиента, прогноза, и планированию возможной протяжённости работы, собственно, и подчинена первичная консультация. Но для их выполнения в первой консультативной встрече, как правило, не проводятся специальные диагностические мероприятия. Диагностический характер имеет непосредственно исповедь клиента, в которой со стороны психолога аттестации подвергаются и вербальные единицы, несущие основную семантическую нагрузку, и неречевые символы, используемые клиентом в качестве инструмента для общения. Это требует от консультанта хорошего владения знаниями о значении невербальных средств коммуникации, ориентировки в сведениях по физиогномике, в психологических особенностях, скрываемых за телесной организацией клиента. В целях уточнения некоторой информации психолог всё же может прибегать к некоторым формам психодиагностики, которая обычно имеет скрытый характер, и осуществляется посредством использования проективных методик, позволяющих минимизировать протяженность их выполнения.

Самым изнурительным и трудным, как для консультанта, так и для клиента, оказывается само начало взаимодействия, которое закладывает фундамент всему консультативному процессу, т. е. характер протекания их встречи. С неё и начинается процесс психологической помощи, поэтому понятие "встречи" стало центральным в гуманистической и консультативной психологии, хотя было привнесено в неё из традиции экзистенционализма. Первых четыре минуты, когда происходит оспособление себя по отношению к партнёру, с которым вот-вот состоится общение требует многого от обоих: и от психолога и от клиента. Безошибочность оценивания будущего партнёра позволяет принять неосознаваемые, но стратегически важные решения, адекватно. Поскольку они связаны с принятием партнёра, оценкой его личности и прогнозированием возможных отношений, то от их правильности будет зависеть, состоится ли "встреча" дух личностей, какой она будет, и как повлияет на ход и результаты консультации. Значимость первого контакта для психологического консультирования значительно выше, чем для других видов психологической помощи, ибо для таких её вариаций, как переобучение, просвещение, терапия, совместное взаимодействие либо не играет слишком значимой роли, от которой зависит здоровье и жизнь клиента, и процесс оказания психологической помощи может быть минимизирован по временной протяжённости или вовсе прекращён по желанию клиента, либо его роль столь значима, что клиент уже не готов отказаться от её получения, и тогда на психологическом взаимодействии настаивает сам клиент. В консультативной практике всё иначе. Получение помощи значимо для клиента, но сама работа предопределяется множеством факторов, а потому может быть сведена всего лишь к единственной встрече, тем более, что она не требует прохождения нескольких этапов. Поэтому начальному контакту придаётся особое значение и в нём нет ни одной детали, которая бы могла быть не учтённой: выражение лица, поза, взгляд, мимика, поведение, интонации, дистанция и прочие моменты. Такие характеристики по большей мере являются вспомогательными, они дополняют основную информацию, получаемую от клиента при вербальном контакте с ним. Но подобные сведения не могут быть проигнорированы, поскольку позволяют создать целостное представление о клиенте и его проблеме, которое соответствует истине.

Итак, к методам, применяемым психологом в условиях первой консультативной встречи, относятся состоящие в разряде классических: беседа, анализ продуктов деятельности, где под деятельность подразумевается её такая разновидность как речевая (она сводится к исповеди клиента), контент-анализ, биографический метод, наблюдение. Материалы, дополняющие получаемые от клиента сведения, психолог черпает прибегая к следующим коммуникативным техникам: эмпатическое слушание, молчание, прояснение, рефлексивная вербализация, интерпретация, самораскрытие, конфронтация, подведение итогов, заострение внимания и разбор ненормированных психологической практикой форм поведения клиента и собственных поведенческих реакций. Исходя из того, что первая консультация напрямую связана с выражением чувств клиента, то наибольшей популярностью отличаются техники: отражение чувств, обратная связь и техники вопросов.

Первая консультативная встреча посвящена раскрытию проблемы клиента, что является очень непростой задачей, поскольку психолог оказывается в двусмысленной ситуации: с одной стороны он имеет дело с человеком, который пришёл за помощью и по идее должен быть раскрыт, проявлять прямоту и честность, с другой, - он сталкивается с сопротивлением, обнаруживает закрытость обратившегося, различие смыслов в его сообщениях. Таким образом, для выхода на истинную проблему клиента, консультанту приходится произвести расшифровку всего скрываемого клиентом, преодолеть препятствия бессознательно создаваемые им, и пресечь уловки, которые он стремится использовать в целях ухода от серьёзной, глубокой работы. Успешность выполнения этой трудной задачи, сводимой к изменению понимания сути проблемы самим клиентом, достигается только в случае владения психологом-консультантом особыми навыками и мастерством активизации бессознательного клиента и профессионализмом, обеспечивающим установления контакта между неосознаваемыми слоями психики и, собственно, сознанием. Для этого консультант должен создать особый язык консультации, при котором клиент получает возможность открыто и ярко выразить свои переживания. Каждая из психологических школ пользуется своим, в некотором смысле, уникальным языком, который так или иначе позволяет "расшатать" жёсткую структуру в поведении клиента и изменить репрезентацию проблемы. В психоаналитической традиции интерпретация психоаналитика приводит клиента к новому пониманию генезиса нарушения. Юнгианский метод амплификации стимулирует по-своему выражение неосознанных переживаний: через художественный образ, символически. Гештальтистские техники расширяют возможности репрезентации в какой-либо модальности. Но несмотря на то, в каком концептуальном формате работает психолог, для него важно суметь интуитивно понять через языковую репрезентацию способ мировосприятия обратившегося и заговорить с ним на одном языке. Сама форма репрезентации может отражать и порождать проблемы. В любом общении, а в психоконсультативном, тем более, человек последовательно разворачивает части своего опыта. Для этого он использует определённые, исключительно свои, правила и формы(один использует для отражения реальности в переживаниях зрительные образы, ибо в них он её и переживает, другой прибегает к описанию своих телесных ощущений, рассказывая о своих проблемах, третий оперирует звуками, он преимущественно слышит мир), поскольку грамматические и синтаксические особенности предложения не совпадают с "грамматикой и синтаксисом мысли". Знание этой закономерности позволило основоположникам нейролингвистического программирования (НЛП) Дж. Гриндеру и Р. Бендлеру (1993) сформулировать понятие "психотерапевтическая неправильность". Психотерапевтическая неправильность - это грамматически и синтаксически правильное высказывание, являющееся тем не менее, неэффективным способом восприятие и осмысления субъективной реальности. Оно есть результат ограниченной картины мира, которая формируется из-за обеднённого или травматического опыта. Психологи выделяют три основных типа психотерапевтических неправильностей: генерализация, опущение, искажение.

Генерализация - это обобщение конкретного опыта и распространение его на другие похожие ситуации, что приводит к употреблению слов обобщающего значения, вроде: "всегда", "никогда", "никто", "все", "каждый" и прочих.

Опущение - процесс фильтрации информации, при котором какие-либо сведения исключаются из внимания, что проявляется в тенденции опускать в предложении указания на лицо, событие, явление, объект.

Искажение - особенность, заключающаяся в чрезмерном наделении характеристик отражения окружающего мира и, соответственно, регуляции поведения индивидуальными чертами. Специфика подобного восприятия и поведенческого реагирования чаще всего проявляется в номинализации: замене в высказывании глагола, обозначающего действие, существительным, определяющим актуальные состояния или переживания. Прибегание к данному способу, свидетельствует о тенденции индивида к консервации настоящего состояния и о его отказе изменяться, принимать на себя ответственность за свои действия.

Общие правила, по которым строится любая языковая репрезентация, учитывают указанные особенности. Они свойственны любому сообщению и требуют обращения внимания на контекст, дополняющий сказанное. При согласованности семантики фраз и контекста ситуации общения, очевидно совпадение личностных смыслов у партнёров по общению, и исключение необходимости в полной, стерильной и очищенной от субъективного видения картине. Таким образом, смысловая ткань выступает предметом интереса, наряду с сопоставлением её с ситуационным контекстом, и обобщением его результатов. Отсюда следует, что работа психолога - это обращение к источнику психотерапетических неправильностей, выяснение сущности, скрываемой за поверхностной структурой предложения, определение ограничений, имеющихся в опыте клиента. Особое внимание в восстановлении полной репрезентации уделяется в НЛП. Выявив своеобразие репрезентируемого клиентом, психолог-консультант перефразирует, отражая чувства, интерпретируя, вступая в конфронтацию, подытоживая высказанное клиентом, и так помогает ему понять его же способ мировосприятия. Для этого он обнаруживает ключевые слова, используемые клиентом, и употребляет их, повторяя вслед за последним в целях прояснения ограничений в структуре опыта клиента. Подобная игра слов направлена на оказание помощи клиенту в понимании его чувств. Она как средство проработки возможна лишь при пристальном внимании к паралингвистическим средствам, применяемым обратившимся, и при условии хорошего владения психологом знаниями вербальной и неречевой символики, навыками раскодировки этих символов. Как скрываемое, так и очевидное, в одинаковой мере служит сомораскрытию и самовыражению клиента. Причём, невербальное поведение существенно дополняет вербальное, выполняя самые разные функции: дополняет его, усиливает, смягчает, исключает или противоречит сказанному. Его ценность определяется сниженным контролем, спонтанностью, что обеспечивает более полное и подлинное отражение внутренних побуждений.

Различные невербальные средства общения могут быть одинаково полезны для расшифровки презентаций клиента. Ничто не должно быть проигнорировано психологом. Среди неречевых инструментов общения клиента наибольший интерес всё же представляют:

- взгляд и движения глаз;

- пространственная и психологическая дистанция;

- время;

- телесная поза;

- кинетика и дыхание клиента и их конгруэнтность с высказываемым;

- эмоциональные проявления.

Взгляд оценивается посредством специальной техники - техники взгляда. Она описывает сходность черт, используемых всеми людьми, и специфичные характеристики, свойственные для представителей определённой культуры, или имеющие индивидуальную окраску. Так, к примеру, существуют очень контактные культуры, а есть и такие, в которых не принято контактировать глазами. Помимо этого следует учитывать, что ритм контакта-ухода исключительно индивидуален. Традиционно считается, что он зависит от конкретных условий: доверия, психологического комфорта, степени заинтересованности темой, глубины её проработки, физической или психологической дистанции, коммуникативной интенции клиента. В процессе разговора или при желании высказаться клиент ловит глазами взгляд собеседника. Однако в разных ситуациях для различных людей параметры техники взгляда разнятся. Контакт глазами может выражать совершенно отличные по сути особенности: внимательное слушание, желание прервать разговор или же начать его. Когда взгляд фиксируется на чём-то, то это может указывать на задумчивость или погружённость клиента в воспоминание. Движения глаз расшифровываются посредством техники Шапиро. Многообразие смыслов, высказываемых одним и тем же взглядом, или сходными движениями глазных яблок, требует владение психологом всеми этими техниками и наблюдательностью, способностью быстро анализировать и сопоставлять всю информацию (вербальную и неречевую), полученную от клиента, поскольку она позволяет установить сопротивляется клиент или проявляет открытость, честность, откровенность.

Дистанция между клиентом и консультантом в пространстве детерминируется психологической дистанцией между ними. Очевидно, что она напрямую связана с этапом психологической работы. Но особой диагностичностью обладает на первом этапе. Поэтому предпочтительно, чтобы у клиента была возможность выбора в занятии места в пространстве психологической консультации. Выбор укажет на психологическое самочувствие обратившегося, на глубину и силу его переживаний, на его отношение к проблеме, к факту необходимости получения психологической помощи, позволит оценить личностные особенности клиента, поскольку согласно исследовательским данным, пространственная близость коррелирует с психологической дистанцией, на которую "подпускает" к себе клиент. Так, состояние тревожности способствует увеличению психологической дистанции, ощущение нарушения психологического пространства личности принуждает эту личность искусственно воздвигнуть барьер между собой и другим человеком, либо воспользоваться имеющимися в пространстве преградами (журнальным столиком, стульями, вазами и другими предметами). Несмотря на необходимость умышленное предоставление клиенту возможности выбирать своё пространственное расположение в диагностических целях по установлению у него внутреннего сопротивления психопомощи и ситуации консультирования, психологом должно всё же соблюдаться одно правило: следует обеспечить клиенту положение под углом к себе, во избежание провокации конкурентного стиля в общении. Выбор клиентом дистанции обычно коррелирует с позой его тела, с кинетикой движений и дыханием. Эти составляющие, как правило, рассматриваются в единстве и сопоставляются со смыслом высказываний клиента. На неявно выражаемое сопротивление указывает рассогласование между перечисленными средствами самопроявления, которое должно к тому же учитывать личностные черты и особенности клиента (стеснительность, закомплексованность, тревожность, эксгибицианистичность, избирательность восприятия, контактность, своеобразие относительно взаимодействия с представителем своего или противоположного пола и иные).

Двигательные реакции, равно как и дыхание, клиента обладают не меньшей показательностью. Их детальной расшифровке посвящено несколько работ Алана Пиза. Кроме того, пониманию наличия сопротивления с его стороны способствуют знания по физиогномике, оценка соматического состояния клиента по внешним признакам. Волнение, проявляемое клиентом, должно находить отклик в действиях психолога, тогда появляется больше возможностей для снятия сопротивления.

Показателем сопротивляющегося поведения клиента выступает его отношение ко времени, оценить которое позволяет способность выдерживать им рамку консультативного процесса. Опоздания, стремление раньше завершить консультативный процесс, суетливость в ходе него, или, напротив, тенденция к оттягиванию конца консультации, являются признаками сопротивления, имеющими разный характер и преследуемую выгоду.

Несмотря на различие в способах выражения (при помощи слов, образов, движений, языка сновидений) любое сопротивляющееся действие или реакция клиента определяется по рассогласованию или неконгруэнтности. Различают три основных вида неконгруэнтности:

1. Вербально-вербальная - заключается в том, что одно высказывание клиента не согласуется с другим.

2. Невербально-невербальная - связана с выражением посредством телесных реакций противоречивых эмоций.

3. Вербально-невербальная - указывает на нетождественность поведенческих и других реакций и речевого высказывания, т. е. на противоположность смысла и эмоциональной оценки того, о чём говорит клиент.

Частично помогает преодолеть сопротивление клиента и позволяет ему самому понять его природу подход в работе, при котором чётко фиксируются противоречивые сообщения в разных системах репрезентации, определяется природа конфликта и создаются условия для его разрешения. Но этот подход требует конгруэнтности в поведении самого психолога, которая позволяет клиенту точно понимать сказанное, укрепляет доверие к консультанту. Эмпатически вчувствовавшись в состояние клиента, психолог -консультант входит в резонанс с ним и начинает повторять некоторые его жесты, телодвижения, взгляды. Такое вживание в состояние клиента, именуемое "присоединением" (Дж. Гриндер, Р. Бендлер) даёт возможность активно управлять процессом изменений, транслировать ему эффективные образцы поведения, т. е. "вести" перемены. Примером продуктивного "ведения" клиента может служить предложение вспомнить ситуацию, в которой клиент чувствовал себя сильнее и увереннее, произносимое сильным, уверенным голосом, отличающимся соответствующей громкостью, чёткостью. Методами реализуемого подхода выступают: конфронтация, позволяющая обратить внимание клиента на "лакуны" (противоречия, выражаемые различными способами) в процессе осознания, метод "двух стульев", применяемый в рамках "гештальт-терапии", и позволяющий вести диалог с позиций двух конфронтирующих частей личности, побуждений, эмоций. К вербальным средствам обнажения истиной проблемы клиента и его подведения к ней, через слом сопротивления, относят техники: перефразирование высказывания клиента, рефлексия чувств, интерпретация, конфронтация, обобщение и подведение итогов сказанного клиентом, приёмы снятия ограничений благодаря использованию особого искусства строить и подавать вопросы.

К средствам обнажения проблемы клиента относят три основных способа работы психолога:

1. Выяснение причин и источников неэффективного структурирования опыта. Наиболее применим психодинамическим подходом, вскрывающим инфантильные переживания и фантазии клиента.

2. Изменение самого способа миропонимания на основе исследования и корректировки неадаптивных мыслей. Обеспечивается приёмами когнитивной психологии, нейролингвистического программирования.

3. Проработка разных форм невербальной репрезентации опыта, снятие ограничений в разных сенсорных модальностях - осуществима техниками гештальт-психологии, НЛП, телесно-ориентированной психотерапии.

В других направлениях также представлены средства для формирования более адекватной презентации опыта за счёт перевода её в другую модальность: проигрывание в психодраме, моделирование в бихевиоральной психотерапии, визуализация в НЛП, проживание телом и пополнение ресурсов организма посредством дыхания в телесно-ориентированной психотерапии, конструирование в символах креативной арттерапии и прочие. Основанием к этому служит теоретическая посылка о том, проблема может находить самые разные способы и языки выражения. Разные по характеру презентации могут давать одинаковые возможности для активной проработки проблемы. Катарсический эффект и инсайт по проблеме достигаются, когда переживание нашло средства для осмысления и понимания, получило символическое выражение. Впервые терапевтический эффект символического выражения бессознательного содержания был описан К. Юнгом, а позже он стал использоваться другими школами. Ввиду того, что проблема клиента и любое её выражение, есть ни что иное как переход от одной системы знаков к другой. Произвольность и допустимость этого перехода определяется отсутствием однозначности языка сознания и бессознательного, образов и слов, движений и эмоций. Назначение же психологической помощи - расширение возможностей клиента по осуществлению такого перевода, достижение некоторой свободы его выполнения, без чего конечная цель - оказание психологической помощи,- недостижима. Предпочтение тому или иному способу отдаётся в зависимости от особенностей описания проблемы и личностных характеристик клиента, от теоретической ориентации психолога.

Слому сопротивления клиента, как указывает К. В. Ягнюк, описывая принципы проведения первичной консультации, способствует и демонстрация психологом качества присутствия, что обусловливает эффективность не только первой встречи, но и всего процесса психологической помощи. Будучи специалистом в анатомии терапевтического вмешательства, он отмечает, что качество присутствия предполагает единство физического и психологического присутствия. Естественно, что конгруэнтность при этом является желательной характеристикой, но не может выступать как требование, поскольку установление контакта достаточно сложный и длительный процесс, требующий больших усилий и времени. Поэтому главным условием выступает всё же произвольность выражения физического присутствия. Даже, если оно не отличается конгруэнтностью, всё равно позволяет настроится на единую волну с клиентом, опосредует увеличение степени психологического присутствия и аутентичности. Тождественность в поведении облегчает понимание содержания внутреннего мира другого.

Проводя первичную консультацию психолог вынужден уделять внимание не только выявлению реакций сопротивления клиента, которые по сути относятся к приёмам индивидуальной бессознательной защиты, выступающим против атрибутов, и процесса консультации и того, кто им управляет. Сила этого сопротивления из-за страха произвести неблагоприятное впечатление на психолога, боязни перемен и жизни в их условиях, может быть столь существенна и действенна, что клиент может прибегать к разным саботажным действиям. К наиболее распространённым среди них относятся:

1. Косвенная выгода - связано с убеждением клиента: "Легче ничего не менять".

2. Социальная поддержка - опосредовано социальной зависимостью клиента, его чрезмерной конформностью и объясняется установкой: "Людям не понравится, если я изменюсь".

3. Противоречие ценностей. Неизменность в иерархии ценностей клиента занимает верхнее положение. Поэтому ему свойственно следование вере в то, что "Было бы неправильно изменяться".

4. Внутренняя согласованность. Прежнее поведение связано со столькими вещами, что его пересмотр потребует изменения всей жизни клиента, и поэтому он считает: "Цена изменения слишком велика".

5. Защита обычно является реакцией тревожных клиентов. Их установка отражает доминирующие у них эмоции страха, тревоги: "Изменяться опасно".

6. Соперничество характерно для клиентов, рассматривающих психолога как конкурента. Конкуренция выступает основным способом их взаимодействия с другими людьми. Отсюда их общая тенденция реализуется в консультативной практике: "Я никому не позволю указывать, что мне делать".

7. Зависимость свойственна лицам, отличающимся косностью мышления, и проявляющим в поведении зависимость от других, с повышенной конформностью, что выражается через реализацию верования: "Если я изменюсь, вы мне будете не нужны".

8. Волшебное исцеление определяется неадекватными ожиданиями клиента, его нежеланием принимать на себя ответственность. Оно сводится к верованию: "Чтобы измениться, мне не нужно особенно стараться. Это должно произойти быстро и без особых усилий".

9. Мотивация клиента раскрывает его стремление избежать потребных перемен: "Я не чувствую, что должен измениться, я могу быть счастливым и без того", что отражается в его поведении.

10. Отрицание - поведенческая модель нигилистического характера (по А. Адлеру, свойственна обычно средним детям в семье, т. е. занимающим промежуточное положение в очерёдности рождения). Она описывается заявлениями: "Я понимаю всё, о чём вы мне говорите" (при полном отсутствии понимания) и "Я никогда не пойму ничего из того, о чём вы мне толкуете".

11. Поведенческий саботаж реализуется в поведенческих стратегиях: пропуски сеансов, опровержение любого из представляемых принципов, невыполнение работы на сеансе, игнорирование домашних заданий и постоянные звонки во внеурочное время, неуплата, попытки дискредитировать психолога как специалиста. Помимо этого он может проявляться на более серьёзном уровне: в метаниях от психолога к психологу при переходе консультации в фазу максимального напряжения, в жалобах на предыдущих терапевтов и психологов-консультантов, в тенденции посещать психолога лишь в период кризиса и исчезновение при его миновании.

Для психолога значительно легче пресечь саботаж клиента ещё до того момента, как он к нему прибегнет. При обнаружении клиентом своих установок, вполне естественна его реакция по их защите. Знание этой особенности и своевременное обнаружение психологом-консультантом у клиента склонности к саботажу, должно заставить первого предпринять уже в начале первой консультации меры по пресечению саботажных действий:

а) предложение клиенту составить списка всех доступных ему способов саботажа;

б) обсуждение помех, создаваемых саботажными действиями в достижении целей консультативной помощи;

в) выдвижение совместно с клиентом гипотез о позитивном или негативном подкреплении (выгоде) каждого способа саботажа;

г) обсуждение с клиентом характера выгоды и поиск других путей её получения;

д) помощь в установлении отличий полезных способов от деструктивных.

Помимо уже указанных способов и форм выражения клиентом сопротивления консультационному процессу, существует и такой приём, как игра. К ней прибегают клиенты демонстративного типа, превращая консультацию либо в арену, где разворачивается настоящая драма, либо в театральное шоу, представление. В такой обстановке очевидна смена позиций консультанта и клиента. Они меняются местами: клиент становится главным действующим лицом, и активная позиция принадлежит ему в этой ситуации, а терапевт вынужден мириться с позицией пассивного зрителя. Первоначально такие клиенты жаждут внешних подкреплений с аплодисментами, но с годами всё меняется, и они уже разыгрывают подобные представления для себя, и выгода для них исчезла, но не замечают этого. Другие клиенты, заигрываясь, тщательно изображают прогресс в их психологическом самочувствии, притворяясь в усиленной работе. Но, к сожалению, на самом деле это не так. Такие клиенты нуждаются в своевременном разоблачении, не менее, чем сам психолог, который, в противном случае, будет разочарован результатами своей работы. Шаги психолога в данном случае будут следующими:

а) проанализировать внешнюю и внутреннюю выгоду театральности поведения для клиента;

б) разоблачить его представление;

в) переключить высвобожденное сознание клиента на проблему;

г) продемонстрировать отрицательные последствия театрального поведения клиента для достижения им целей психологического консультирования;

д) обучить клиента более продуктивным и эффективным способам достижения целей.

Первичная консультация подчиняется общей логике осуществления консультативного процесса. Однако её задачи отличаются особой серьёзностью: осуществить более близкое знакомство с клиентом, его проблемой, установить согласованность проблемы с запросом, жалобой, локусом жалобы, оценить ресурсы и состояние клиента, вывести клиента на осознание собственной проблемы, спрогнозировать возможный уровень оказания психологической помощи, избрать адекватную стратегию и тактику и познакомить с ними клиента, получить его одобрение. Масштабность решаемых задач требует применения широкого спектра методов и техник. Методы сводимы к классическим методам, применяемым психологической наукой, техники же описываются формами и приёмами работы, создаваемыми в русле практики, опыта, накопленного разными психологическими школами и течениями.

 

Задания для самостоятельного изучения

1.Определение приёмов оптимальной организации начала первой консультативной встречи.

2. Выделение ошибок и промахов в действиях консультанта в ситуации первой консультации. Их причины и пути упреждения.

3. Аспекты завершения первой консультации аттестация её продуктивности.

Тема реферата: Приёмы определения сопротивления клиента и его преодоления, используемые в традициях разных психологических концепций.

 

Литература:

1. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика (учебное пособие для студ. ст. курсов психол. факультетов и отделений университетов). - М.: Изд-во "Института психотерапии", 2000. - С. 40 - 51.

2. Кулаков С.А. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии. - СПб.: "Речь", 2002. - С. 135 - 152, 190 - 195.

3. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. - М.: Гуманит. зд. центр ВЛАДОС, 1999. - С. 90 - 102.

4.Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2002. - С. 47 - 54.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 888; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.