Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методология познания и науки

Тема 1. Общие понятия теории систем и системного анализа

Методы и принципы системного анализа в их применении к решению логистических проблем лишь тогда станут эффективными, когда будут изложены точным и строго научным языком.

В самой природе науки лежит стремление к единству и синтезу знания. Синтез знания, понимаемый как процесс рождения нового, возникает на основе определенных типов объединения или взаимодействия его структурных форм.

В процессе дифференциации знания возникают научные дисциплины, содержание которых связано с выявлением общего в самых различных областях исследования. Происходит своеобразная интеграция знания, компенсирующая многообразие и отграничение друг от друга различных научных дисциплин.

Наглядными примерами являются появление новых отраслей знания и новых научных дисциплин, возникающих на стыках старых, появление комплексных наук, создание новых наук на основе многосторонних связей между старыми науками, рождение принципиально новых методов исследования, дающих плодотворные результаты. Одной из таких новых «систематических» дисциплин является логистика.

Все новообразования – результат совместного действия двух внешне противоположных процессов:

1) дифференциация, специализации)т. е. разделения) наук и процессов;

2) интеграции, взаимосвязи (т. е. объединения) наук и процессов.

Дифференциация наук и процессов сочетается с все более усиливающимся процессом их интеграции, синтезом научных знаний, комплексным подходом, переносом методов и принципов исследования из одной области в другую, взаимопроникновением методов.

Интеграция наук и процессов приводит к выводу. Что многие логистические проблемы могут получить правильное научное толкование только в том случае, если они будут опираться на различные науки: общественные, естественные и технические. Чтобы действительно глубоко исследовать логистические процессы, необходимы синтез, интеграция выводов частных наук и результатов исследования функциональных областей логистики.

Объективной основой интеграционных процессов является целостность исследования, так как формируется система взаимосвязанных определенными законами элементов со сложной иерархией и подчиненными законами элементов со сложной иерархией и подчинением части целому. Единство, целостность и структурно-функциональная сложность логистической системы требуют адекватного метода, который обеспечивал бы соответствующие восприятие и исследование логистического объекта и его функционирования. В это связи закономерно стремление создать общесистемную науку в целях разработки целостного, системного представления и знания о логистической системе.

Современное научное познание характеризуется следующими особенностями:

1) дифференциация и интеграция в развитии науки становятся глубже и шире;

2) современные науки становятся более строгими и точными;

3) современные науки развиваются более стремительно, чем прежде. Для специалиста по логистике важно не только обобщить практический опыт, решить актуальную проблему в максимально сжатые сроки без ущерба для результатов бизнеса, но и как можно быстрее сделать результаты исследования всеобщим достоянием;

4) риск субъективизма в научных исследованиях возрос. Что объясняется значительным усложнением логистических объектов и процессов. Для каждого специалиста по логистике «объективность рассмотрения» приобретает особый смысл. Она ориентирует специалистов на то, чтобы принципы логистических исследований согласовались с действительностью;

5) научные достижения благодаря расширению и углублению познания становятся результатом командных усилий;

6) исследования объектов и процессов ведутся с учетом их взаимодействия. Таким образом, логистические объекты изучают как целое.

Спенсер (1820-1903) разработал принципы дифференциации и интеграции. Он считал, что объединение знаний должно происходить путем подведения более узких классов явлений под более значительные, так как высшие обобщения науки справедливы для явлений не только одного порядка, но и для всех порядков.

Логистика должна изучаться с разных сторон, многими дисциплинами, с учетом экономических, социальных, экологических и других факторов. А для этого необходимо выявить степень влияния каждого фактора в конкретных условиях, их взаимосвязь друг с другом, так и с собственным развитием. Но, чтобы так исследовать логистику, надо поднять на новый, более высокий уровень взаимодействие между изучающими ее дисциплинами.

В. М. Сырых рассматривает науку как сложный саморегулирующийся механизм, ориентированный на дальнейшее углубление и развитие знаний о закономерностях природы, общества или мышления. При этом он выделяет два взаимосвязанных аспекта науки:

1) система научных знаний;

2) деятельность ученых, направленных на приращение, получение новых научных знаний, дальнейшее развитие науки.

А. И. Ракитов приводит следующие шесть основных признаков науки:

1) Наука есть знание, зафиксированное в определенной системе знаков, построенной на основании точных правил.

2) Наука всегда фиксируется в максимально определенном (для каждого исторического уровня) языке.

3) Наука есть система знаний о законах функционирования и развития объектов.

4) Наука представляет собой знание, эмпирически проверяемое и подтверждаемое.

5) Наука представляет собой систему непрерывно возрастающих и пополняющих знаний. Это пополнение осуществляется при помощи наиболее совершенных методов.

6) Наука обладает составом, в который входят предмет, теория и гипотеза, метод и факт, Признаки науки, выделенные А. И. Ракитовым, в целом отражают ее специфику, сложный характер взаимосвязи между компонентами.

В. Н. Спицнадель выделяет следующие особенности научного познания в современных условиях:

1) В настоящее время становится все более ясным, что исходные основы (принципы) научного познания по своей объективной сущности являются диалектико-материалистическими.

2) Наука так глубоко проникла во все отрасли экономики, что планирование последней, в свою очередь, требует единого планирования научных исследований.

3) Значение и масштабы научных исследований настолько возросли, что в ряде областей необходимо не только внутригосударственное, но и международное планирование.

4) Объем научных знаний так возрос, что возникла потребность их систематизации. Систематизация – это объединение предметов или знаний о них путем установления существенных связей между ними, порядка между частями целого на основе определенных закономерностей, принципов или правил.

Наука о логистике является знанием о закономерностях функционирования и развития логистических процессов во все многообразии их связей, зависимостей и опосредованной. Наука о логистике отражает конкретную совокупность объективных закономерностей, понимаемую как предмет этой науки.

Познание предмета во всей его полноте и всесторонности в науке логистики происходит не сразу, а в процессе последовательного перехода от эмпирически наблюдаемых явлений и процессов к теоретическим знаниям их сущности. Такой путь познания обусловливается тем, что объективные закономерности не существуют в чисто виде, а проявляют себя лишь в массе конкретных явлений и процессов. Совокупность процессов, изучаемых наукой логистики в процессе познания своего предмета, понимается как объект науки логистики.

Логистические системы формируются на основе теории и концепций. Теория логистики представляет собой следующие аспекты:

1) совокупность знаний, образующих логистическую систему на основе некоторых общих положений;

2) особую форму организации, знаний, включающую такие элементы, как научные понятия, основные положения и следствия, система знаний, пронизанная общими положениями – идеями.

Концепция логистики представляет собой систему взглядов на повышение эффективности функционирования предприятий на основе оптимизации функциональных и информационных процессов. Концепция логистики реализуется на основе системного подхода.

Концепция логистики ориентируется на будущее. Она показывает направление, в котором должна развиваться логистическая система предприятия. Для этого определяются долгосрочные цели деятельности предприятия в области обслуживания потребителей.

Чтобы концепция логистики могла быть последовательно реализована на практике. Она должна быть понятной и приниматься сотрудниками функциональных подразделений предприятия. Для этого ее следует разъяснить работникам предприятия, а также дать им возможность внести свои идеи при ее разработке. Активное участие сотрудников функциональных подразделений предприятия в принятии решений в области обслуживания потребителей не только повышает степень их мотивации к согласованной работе, но благодаря внедрению новых идей может улучшить содержание самой концепции.

Также следует отметить принцип системного подхода. Этот принцип определяет не только новые задачи, но и характер всей управленческой деятельности в области логистики.

Под методологией системного исследования понимается совокупность системных методов и средств. Направленных на решение сложных и комплексных проблем.

Методология делится на две части:

1) учение об исходных основах (принципах) познания;

2) учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы.

В учении об исходных основах познания анализируются и оцениваются те философские представления и взгляды, на которые специалист по логистике опирается в процессе познания.

В учении о способах и приемах исследования рассматриваются общие стороны частных методов познания, составляющих общую методику исследования.

Так как существуют три категории методов познания и преобразования действительности, целесообразно выделить и три вида методологии как науки:

1) о всеобщем методе исследовании;

2) об общенаучных методах исследования;

3) о частных, специальных методах познания.

Рациональность определяется как процесс мышления, основанный на использовании логического вывода. Объем знаний, широко подтверждаемый наблюдениями, становится очевидностью. Наблюдение есть процесс, посредством которого данные отождествляются с системой для последующего объяснения этой системы. Объяснение определяется как логический вид утверждения из хорошо установленных фактов. Процесс объяснения должен быть рациональным, т.е. проведенным логично.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Некоторые формулы векторного анализа | Основные понятия теории систем и системного анализа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.