Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Основные характеристики и анализ логистических систем

Содержание понятия «логистическая система», ее специфические свойства и основные элементы.

Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики. Существуют разнообразные системы, обеспечивающие функционирование экономического процесса. В их множестве нам необходимо выделить именно логистические системы с целью их анализа и совершенствования.

Понятие логистическая система является частным по отношению к общему понятию системы. Логистические системы отличает высокая степень согласованности входящих в них производительных сил в целях управления сквозными материальными потоками.

Цель логистической системы – доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производительному или личному потреблению при заданном уровне издержек.

Логистическая система — это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции на предприятии. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. Цель логистической системы — доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.

Рассмотрим основные элементы логистической системы. Под элементом логистической системы понимается функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках решаемой задачи анализа и синтеза логистической системы, выполняющий локальную целевую функцию. В качестве элемента логистической системы можно рассматривать:

1. функциональное подразделение предприятия, участвующее в процессе обслуживания потребителей;

2. ресурсы предприятия (материальные, финансовые, информационные, людские), требуемые для достижения целей логистической системы;

3. поставщики, потребители, подрядчики, логистические провайдеры;

4. логистическая инфраструктура (транспортное, перегрузочное, складское, весоизмерительное оборудование, тарное хозяйство);

5. математическая и логическая модели, отражающие систему связей между целями, альтернативами их достижения, факторами внешней среды и требованиями на ресурсы.

Предпосылками для интегрированного логистического подхода являются:

1. новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в реализации и развитии конкурентных возможностей предприятий;

2. реальные перспективы и современные тенденции по интеграции участников хозяйственных связей между собой, развитию новых организационных форм — логистических сетей;

3. технологические возможности в области новейших информационных технологий,

4. открывающих принципиально новые возможности для взаимодействия и снижения затрат.

Границы логистической системы определяются производственным циклом, начиная от организации производства и заканчивая доставкой готовой продукции потребителю. Организация производственного процесса начинается с закупки необходимых средств производства. Они поступают в логистическую систему, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логистической системы в потребление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы.

Выделение границ логистической системы на базе цикла обращения средств производства получило название принципа уплаты денег — получение денег.

Управление логистическими системами базируется на методе вовлечения отдельных взаимосвязанных элементов в интегрированный процесс бизнеса с целью предотвращения нерациональных потерь материальных, финансовых, трудовых ресурсов. Большинство же фирм организовано по традиционному функциональному признаку, не приспособленных к извлечению дополнительного эффекта от логистики.

Для благополучной деятельности предприятия совокупная деятельность подсистем должна обладать следующими свойствами: стремление выполнить единую цель, иметь тесную и порядочную взаимосвязь всех подсистем предприятия, обладать интегративными качествами, т.е. обладать способностью поставить нужный товар в нужное время, в нужное место, необходимого качества и количества, с минимальными затратами, обладать способностью адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.

Логистическая система предприятия, обладающая интегративными качествами, отвечает за поставку материала, весь производственный цикл и сбыт произведенного товара, достигая при этом заранее намеченных целей.

Динамично развивающиеся предприятия, использующие логистическую систему способны быстро ответить на возникающий спрос поставкой нужного товара.

Логистическая система должна обладать развитыми связями с внешней средой, что позволяет ориентироваться в происходящих изменениях на рынке.

Логистическая система ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных материальных потоков, с заданными параметрами на выходе. Отличает эту систему высокая степень согласованности входящих в них производительных сил в целях управления сквозными материальными потоками.

Охарактеризуем свойства логистических систем в разрезе каждого из четырёх свойств системы.

1. Целостность и членимость: система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Это свойство можно рассматривать как на макроуровне, так и на микроуровне.

На макроуровне могут рассматриваться сами эти предприятия, а также связывающий их транспорт.

На микроуровне логистическая система представляет собой взаимодействие подразделений внутри одного предприятия. Например, завод закупает комплектующие, производит из них товар, сбывает его.

Элементы логистических систем разнокачественные, но одновременно совместимые. Совместимость обеспечивается единством цели, которой подчинено функционирование логистических систем.

2. Связи: между элементами логистических систем, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества данных систем.

В макрологистических системах основу связи между элементами составляют договора. В микрологистических системах элементы связанны внутрипроизводственными отношениями.

3. Организация: связи между элементами логистической системы определённым образом упорядочены, то есть логистическая система имеет организацию.

4. Интегративные качества: система обладает качествами, не свойственными не одному элементу в отдельность. Это способность поставить нужный товар, нужного качества, в нужное время и в нужное место, а так же способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды: изменению спроса на товар, непредвиденному выходу из строя оборудования.

Интегративные качества системы позволяют закупать материалы, пропускать их через свои производственные мощности и выдавать во внешнюю среду, продукты или услуги, достигая при этом заранее намеченных целей.

По размерам логистическая система может занимать территорию завода или оптовой базы, а может охватывать регион или выходить за пределы государства. Она способна адаптироваться к возмущениям внешней среды, реагировать на неё в том же темпе, в котором происходят события.

 

Классификации логистических систем

Следует различать сложные и большие системы. Сложная система – система с разветвленной структурой и значительным количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (подсистем), имеющих разные по своему типу связи, способная сохранять частичную работоспособность при отказе отдельных элементов (свойство робастности). Сложные системы разделяются на омникаузальные, поведение которых хорошо предсказуемо, партикаузальные, поведение которых плохо предсказуемо. Сложная система, структура которой определяется ее целостными свойствами, имеет описание, сводимое не к описанию совокупности элементов, а целостное описание, дающее полную информацию о системе, и тем самым позволяет предсказывать ее поведение. Такая система называется омникаузальной. Но имеются с такой структурой, которая из-за отсутствия достаточной информации определяется только их элементами и отношениями. На уровне целого такую систему нельзя описать из-за того, что отсутствует достаточная информация, поэтому ее поведение плохо предсказуемо. Такие системы называют партикаузальными системами.

Большая система – сложная система, имеющая ряд дополнительных признаков: наличие подсистем, имеющих собственное целевое назначение, подчиненное общему целевому назначению всей системы; большое число разнообразных связей (материальных, информационных, энергетических и т.п.); внешние связи с другими системами; наличие в системе элементов самоорганизации.

Детерминированной считается система, в которой составные части взаимодействуют точно прогнозируемым образом. При исследовании детерминированной системы не возникает неопределенности.

Простой детерминированной системой является система из небольшого числа элементов, которая имеет небольшое число внутренних связей и характеризуется вполне определенным динамическим поведением. Любой логистический процесс при условии, что он соответствующим образом определен, может принадлежать к системам подобного класса до той поры, пока не начнется реальный процесс. Эта система становится вероятностной, как только начинается реальный процесс. Решения, принимаемые логистическим персоналом, и конкретные условия могут внести не поддающиеся учету факторы, так что система становится вероятностной.

Также системы могут классифицироваться по взаимодействию со средой или с другими системами: на открытие и закрытые. Система называется закрытой, если она по веществу и информации не взаимодействует и не обменивается с другими системами. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды. Примером закрытой системы могут служить часы. Взаимозависимые части часов двигаются непрерывно и точно, как только часы заведены или поставлена батарейка. И пока в часах источник энергии, их система

Особенности логистической системы с прямыми связями, эшелонированной, гибкой.

Движение материального потока может происходить по следующим схемам:

· С прямыми связями. Материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников (см. рисунок 1).

 

Рисунок 1. Схема логистической системы с прямыми связями

 

· Эшелонированные. На пути материального потока встречается хотя бы один посредник (рисунок 2).

 

Рисунок. Схема логистической системы с эшелонированными связями

 

· Гибкая логистическая система, в которой доведение материального потока до потребителя может осуществляться как по прямым связям, так и с участием посредников. Примером логистической системы с гибкими связями является система снабжения запасными частями, в которой отгрузка деталей редкого спроса производится обычно с центрального склада непосредственно в адрес потребителя, а отгрузка деталей стандартного и повышенного спроса - со склада дилера или дистрибьютора (рисунок 3).

 

Рисунок 3. Схема логистической системы с гибкими связями

 

В соответствии с вышеизложенным, гибкая логистическая система представляет собой совокупность в разных сочетаниях оборудования с числовым программным управлением, роботизированных технологий, комплексов, гибких производственных модулей, отдельных единиц технологического оборудования, систем обеспечения функционирования логистической системы с гибкими связями в автоматическом режиме в течение заданного интервала времени. Логистическая система с гибкими связями обладает свойством автоматизированной переналадки при производстве изделий произвольной номенклатуры в установленных пределах значений их характеристик. Логистические системы с гибкими связями позволяют практически полностью исключить ручной труд на погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работах, осуществить переход к малолюдной, а в перспективе - и к безлюдной технологии.

Для более полной картины считаем необходимым дать определение системы снабжения с запасными частями¸ которая может быть как прямой и эшелонированной, так и гибкой (хотя на практике чаще всего наблюдается последняя ситуация).. Система снабжения с запасными частями - это логистическая система, предназначенная для обеспечения машиностроительной продукции запасными частями в течение ее гарантийного и послегарантийного технического обслуживания. Система снабжения с запасными частями может являться логистической системой эшелонированной, т.е. логистическая цепь может иметь вид "изготовитель - главный склад запасных частей - дистрибьютор - дилер - потребитель" (наличие одновременно всех промежуточных звеньев необязательно).

Однако реальная система снабжения с запасными частями обычно является гибкой логистической системой, т.е. сочетающей элементы эшелонированной системы и логистической системы с прямыми связями. По прямому варианту ("изготовитель - потребитель") могут осуществляться поставки запасных частей редкого спроса.

Система снабжения с запасными частями может интерпретироваться как массового обслуживания система с приоритетами (высший приоритет имеют заявки на запасные части для аварийного ремонта). Взаимодействие системы снабжения запасными частями с производством может осуществляться как по толкающей системе (например, пополнение текущих запасов у дилера), так и тянущей системе (например, поставка запасной части к снятой с производства продукции по индивидуальному заказу).

При управлении запасами в системе снабжения запасными частями широкое применение находит метод ABC. Заявки на детали группы А (деталь повышенного спроса ограниченной номенклатуры) удовлетворяются, как правило, в течение 24 ч из запасов на складе дилера. Обычно дилер в состоянии выполнить 90-95 % заявок из своего запаса. Заявки на детали группы В (детали стандартного спроса широкой номенклатуры) выполняются дилером или, при отсутствии У него нужной детали, дистрибьютором в течение 1-3 суток.

Если нужной запчасти не оказалось ни у дилера, ни у регионального дистрибьютора, то осуществляется автоматизированный поиск на складах других дистрибьюторов и на центральном складе запасных частей (как правило, таким образом удовлетворяется свыше 99 % всех заявок). Детали группы С (детали редкого спроса широкой номенклатуры) удовлетворяются обычно из запаса на центральном складе запасных частей. В случае отрицательного результата поиска детали группы С (чаще всего это имеет место в случае поиска запчастей для продукции, выпуск которой прекращен и производство запчастей для которой по истечении установленного срока приостановлено) производится формирование заказа производству.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общие системные закономерности | Особенности задач многокритериальной оптимизации при анализе систем логистики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.