Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды профессий




Тема: Психологические особенности овладения профессией.

СД, ЛД, МПД

 

Психология труда – наука, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношение человека к труду. Главные задачи психологии труда на современном этапе состоят в изучении психологических факторов сложности, надёжности, производительности, качества труда, проблем развития личности в труде, взаимной адаптации человека и орудий труда, профессиональной ориентации, в определении психологической характеристики профессий.

 

С точки зрения психологии труда, профессия – это ограниченная вследствие разделения труда и зафиксированная в обществе область приложения сил человека, которая рассчитана на создание чего-либо ценного для общества: материальных благ, информации, полезных обслуживающих действий, полезных эффектов, эстетических впечатлений, упорядоченного протекания социальных процессов.

 

Академик Е. А. Климов предлагает классификацию всех существующих профессий, основываясь на четырёх признаках: предмете труда, целях труда, орудиях труда и условиях труда. Группы, выделенные по указанным признакам, построены по типу ярусов.

Первый ярус составляет пять типов профессий, выделяемых по предмету труда:

1) Биономические (человек – живая природа). Представители этих профессий имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования (агроном, зоотехник, микробиолог, ветеринар и т.д.)

2) Технономические (человек – техника (неживая природа)). Предметом труда в данной группе являются технические объекты, вещества, материалы. Например, слесарь – сборщик, шофёр, технолог общественного питания, водитель.

3) Социономические (человек – человек). Предметом труда в данной группе являются отдельные индивиды или группы людей (парикмахер, врач, учитель, психолог, продавец и т. п.).

4) Сигнономические (человек – знак). Представители данной профессии имеют дело со знаками, цифрами, символами, формулами, естественными и искусственными языками (чертёжник – картограф, лингвист, программист, бухгалтер, переводчик).

5) Артономические (человек – художественный образ). Представители этой группы профессий имеют дело с фактами художественного отображения действительности (художник, архитектор, актёр, музыкант и т.п.).

При отнесении той или иной профессии к одной из указанных групп, необходимо учитывать, что границы между группами весьма прозрачны, и невозможно включить такое многомерное явление как профессия, в одну группу.

 

В пределах каждого типа профессий выделяют классы по цели деятельности, что составляет второй ярус классификации. По данному признаку автор предлагает три класса профессий:

1) Гностические, основная цель которых в распознавании объектов, их классификаций: дегустатор, сортировщик фруктов, врач-рентгенолог, судебный эксперт.

2) Преобразующие, целью которых является изменение состояния объекта: агроном и зоотехник, токарь, слесарь-ремонтник, водитель, учитель, тренер, экскурсовод.

3) Изыскательские, предполагающие отыскание новой информации или способов выполнения деятельности: биолог-исследователь, инженер-конструктор, художник-дизайнер, композитор.

По признаку средств труда в рамках каждого класса выделяют отделы профессий, имеющие дело с вещественными и невещественными орудиями труда (третий ярус классификации).

К вещественным орудиям труда относятся внешние по отношению к субъекту материальные средства взаимодействия с объектом труда. С вещественными орудиями труда имеют дело профессии:

1) Ручного труда (слесарь, картограф, художник)

2) Машинно-ручного труда, имеющие дело с механизированными средствами или станками, с машинами с ручным управлением (машинист экскаватора, шофёр, токарь, врач-стоматолог)

3) Связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (оператор энергосистем, оператор станков с программным управлением и т. п.)

Невещественные, функциональные орудия труда представляют собой присущие субъекту средства воздействия на объект. Ими могут быть как внешние средства воздействия (жест, мимика, интонация), так и внутренние, психологические средства труда (мысленные эталоны решения задач, алгоритмы и схемы выполнения действий).

 

По условиям труда (четвёртый ярус) выделяют следующие группы профессий:

1) В условиях, близких к бытовым (лаборант, бухгалтер, продавец и т.д.)

2) В неблагоприятных условиях, на открытом воздухе, в любую погоду, в условиях профессиональных вредностей (агроном, инспектор ГАИ, врач-рентгенолог,)

3) В необычных условиях: на высоте, под водой, под землёй, при пониженной и повышенной температуре (пожарный, водолаз, монтажник-высотник)

4) В условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей и материальных ценностей (судья, хирург, воспитатель детского сада).

Таким образом, образованная классификация профессий выглядит следующим образом

 

  ????  
  БОНМ  
  РМАФ  
  ГИП  
ПТЧЗХ
                 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.