Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая помощь детям с н.сл. в современных условиях




Додаткова

Основна

1. Эрдеди А.А.и др. Техническая механика: Теоретическая механика. Сопротивление материалов. М. 1991г.

2. Файн А.М. Сборник задач по теоретической механике. –М: 1989г.

3. Рижкова А.И. Теоретическая механика. Практикум-К. “Либідь”. 1992г.

4. Кепе О.Э., Виба Я.А. и др. Сборник коротких задач по теоретической механике: Учебное пособие для вузов. под. ред. Кепе О.Э. – М.: Высшая школа, 1989.– 368с. ил.

1. Микитин Е.М. Теоретическая механика для техникумов. -М: 1983г.

2. Аркуша А.И. Руководство к решению задач по теоретической механике. –М: 1976г.

 

1. Психологическая помощь и её задачи;

2. Психодиагностика и консультирование как направление психологического сопровождения детей с н.сл.;

3. Основные содержательные аспекты психолог. помощи детям с н.сл. в современных условиях.

Психологическая помощь – возможность дополнительного сопровождения, поддержки, а также наблюдения, которая оказывается в настоящее время лицам с проблемами в развитии.

Особенности психологической помощи в настоящее время в литературе освещены недостаточно полно. На практике часто психологические приемы работы освещаются и используются педагогами и психологами без учета заболевания ребенка, без правильной диагностики уровня его интеллектуального развития, а также без учета особенностей эмоционально-волевой сферы. В настоящее время нет чётко разработанных дифференциальных методов психокоррекции, нет адекватного подбора психотехнических приёмов работы ребенка с н.сл., что в целом отрицательно сказывается на психическом развитии самого ребенка, а также на работе педагогов, психологов и на их взаимодействии с родителями.

Психологическая помощь детям, подросткам, старшеклассникам с н.сл. рассматривается как сложная система психолого-реабилитационных воздействий, направленных на:

-) увеличение социальной активности, развитие самостоятельности;

-) укрепление социальной позиции ребенка с н.сл.;

-) формирование системы ценностных установок и ориентаций;

-) развитие интеллекта

что в целом будет способствовать психологической и физиологической возможностям ребенка с н.сл. Существует в современном мире множество видов психологической помощи. Многие из них зависят от тех задач, которые стоят перед специалистами, поэтому эти различия и формируют ту или иную модель психологической помощи.

Каждая из модели психолог. помощи опирается на собственную теоретическую базу и дает возможность выбирать необходимые методы работы:

1. Метод: рекомендация методов обучения и воспитания;

2. Метод: рекомендации по проф. ориентации подростков и старшеклассников;

3. Метод: определение готовности ребенка к школьному обучению и причин его неуспеваемости, трудностей в обучении;

4. Метод: осуществление психотерапевт. и психокоррекционных воздействий.

По мнению Мамайчук И.И., можно выделить следующие модели психологической помощи детям с проблемами в развитии:

А) Диагностическая (считает объектом диагностики детей с трудностями в учебе и с отклонениями в поведении, с отставанием в развитии). Процесс диагностики комплексный, требует уч-я специалистов мед., псих., пед. направлений, очень широко используется в мед.-псих. комиссиях, где стоит вопрос о дальнейшем обучении ребенка;

Б) Социальная (используется в семейных консультациях: знакомство родителей с социальными службами, родительские ассоциации, семейные клубы, центры помощи и т.д.);

В) Педагогическая (помощь родителям в воспитании ребенка, педагог – консультант анализирует вместе с родителями сложившуюся ситуацию и выбирают программу мер на её изменение);

Г) Психологическая (психологи и педагоги анализируют особенности формирования познавательных процессов и личности ребенка в целом и дают возможность разработать адекватные методы психолог. воздействия определенному ребенку в определенной ситуации);

Д) Медицинская (предполагает усилие специалистов, направленное на лечение, реабилитацию и адаптацию больных детей в социуме, также психологическую адаптацию здоровых родственников к особенностям ребенка с проблемами в развитии.

Все виды помощи базируется на следующих принципах:

1. Каузальный

-) учитывает иерархию отношений между симптомами болезни и причиной её проявлений;

-) позволяет устранить источник отклонений (если это возможно) и концентрироваться не на внешних проявлениях отклонений, а на действующих источниках отклонений;

-) четко оценивая сложную структуру дефекта, позволяет правильно определить цель и задачи психологической помощи.

2. Личностный подход (учитывается вся личность ребенка со всеми особенностями, а не отдельные функции). Этот подход имеет 3 направления, разработ-ные психотерапевтом Роджерсом:

  1. «Каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважение как таковая»;
  2. «Каждая личность в состоянии быть ответственной за себя»;
  3. «Каждая личность имеет право выбирать собственные цели и ценности и принимать собственное решение.

3. Комплексности (рассматривается психологическая помощь в комплексе клинико-психолого.-пед-х воздействий.

4. Деятельностного подхода (психолог. помощь детям должна осуществляться с учетом ведущего вида деятельности ребенка (для дошкольников игровая деятельность), ориентация на ту деятельность, которая значима для ребенка).

Психолог. помощь детям с н.сл. отличается от помощи здоровым детям по следующим параметрам:

1. имеет целевую направленность;

2. имеет свою организацию и динамику;

3. всегда учитывает сложную структуру дефекта, специфику развития детей, характер сочетания их биологических и социальных факторов развития, а также фактор изменения личности ребенка в связи с заболеванием и особенностями личного общения в семье и социуме.

Т.к. система психолог. помощи комплексная, существуют блоки психологической помощи детям с н.сл.:

I блок – психопрогностика - состоит из:

  • Психодиагностики;
  • Психолог. консультирования;
  • Психокоррекции.

II блок – психолог. сопровождение – состоит из:

  • Психокоррекции;
  • Психолог. поддержки.

 

Школьная психологическая служба и психолого-педагогическое сопровождение ребенка с н.сл. в образовательных учреждениях I и II видов.

Безусловно важно в школьные годы развитие личности ученика с н.сл., учет его индивидуальных особенностей, создание для него условий, которые будут обеспечивать рост его творческих способностей и самая важная цель обучения – приблизить развитие детей с проблемами, в частности с н.сл., к развитию здоровых сверстников по возможности. Эти задачи могут быть решены только с помощью введения аппарата психологической службы в школе.

Психологическая служба необходима, т.к. она основана на фундаментальных исследованиях возрастной, педагогической психологии, и существенно помогает обучению и воспитанию детей с н.сл. От разработки психолог. службы в школе во многом зависит решение ключевой задачи – развитие свободы, активное, творчески мыслящее человека.

По мнению ученой Дубровиной И.В., школьная психолог. служба должна рассматриваться в 3-х аспектах:

-) научный (который предполагает разработку методологических проблем школьной научной службы: научные исследования, разработка направлений диссертационных исследований, разработка и обоснование психодиагностических, психокоррекционных и развивающих методов работы. Научные исследования данного направления не только выявляют те или иные псих. механизмы, но и определяют те психолог. условия, в которых эти механизмы позволят, не нарушая закономерности психического развития глухого или слабослышащего ребенка, формировать его личность достаточно гармонично).

-) прикладной (использование педагогическими работниками знаний: психологами, логопедами, педагогами, воспитателями, методистами, которые самостоятельно используют и ассим-т новые психологические данные об особенностях детей той или иной категории.Она используется при написании учебной программы и планов, в создании учебников, в разработке дидактических и методических материалов, в программе внеклассной работы).

-) практический (обеспечивают школьные психологи, которые работают с детьми индивидуально или коллективами, с педагогическим составом, с родителями.В задачу психологов не входит разработка новых методов работы, но они должны профессионально и грамотно использовать все то, что дает современная наука).

Психолог должен знать, что основные переходные периоды являются критические: 1 класс, переход из 3 в 4 кл (у кого-то из 4 в 5 кл), подростковый период, юнош. (ранний) (16-18 лет).

К началу каждого возрастного периода складывается своеобразные, специфические для конкретного возраста отношения между ребенком и средой – социальная ситуация данного возрастного этапа. В ней (по Выготскому) рассматривается динамика психологического развития на протяжении всего соответствующего возрастного периода и учитывается качественно новые новообразования психологического плана, который возникает к его концу.

Важным психологическим моментом возрастного развития является половое созревание, когда формируется не просто чувство взрослости, а проявляется дифференцированность по отношению к другому полу и вырабатывается внутренняя позиция мужчины и женщины. На этом этапе индивидуальные особенности личности приобретают яркие и неповторимые черты, с помощью чего один человек отличается от другого. На всех этапах школьной зрелости необходимо учитывать возраст и индивидуальные особенности ребенка и социальность егов общественные отношения. В данном случае сочетаются 3 основных параметра: а) возрастной; б) индивидуальный; в) социальное окружение.

Психологическая служба связана с перспективным направлением деятельности школы, которое позволяет оптимизировать психологическое и личностное развитие учащегося. Главная личность – психолог. Его права и обязанности изложены в специальных документах, которые раскрывают основные направления его работы. Выделяются 7 основных блоков его работы:

1. Проблема школьной адаптации;

2. Проблема индивидуальных типологических особенностей ребенка;

3. Проблема учения;

4. Проблема поведения;

5. Проблема учителя;

6. Проблема взаимоотношения коллективов в школе;

7. Проблема социальной адаптации;

В целом психолог необходим для проверки причин неуспеваемости и выявления с этой целью типов неуспевающих учеников, для диагностики мотивации учебы; для консульт. помощи ребенку во время обучения, также для предупреждения неуспеваемости целых групп учеников.

Эффективность психологической помощи весьма успешно достигается с помощью психологического сопровождения. Данный вид работы интенсивно внедряется в школьную психологическую службу последние 20 лет (сопровождать – идти с кем-то). Это содействие, система профессиональной деятельности психолога, который позволяет создавать социально-психологические условия для успешного обучения ребенка с нарушениями в развитии в современных условиях обучения, создавая ситуацию проф взаимодействия. Сопровождение – это и метод, и идеология школьного психолога. Цель – создать для ребенка в рамках объективной среды условий для максимального личностного развития и обучения (по М. Р, Битяновой).

Таким образом, сопровождение детей с н/сл – разработанная психологом комплексная система клинико-психологических, психолого-педагогических, психотерапевтических условий, которые способствуют успешной адаптации детей, их реабилитации и личностному росту в социуме.

Все сопровождение осуществляется педагогическими средствами через педагогов и традиционные формы учебного взаимодействия. Существуют основы психолого-педагогического сопровождения, которые позволяют учитывать многообразие факторов, влияющих на ученика с н/сл в процессе обучения, воспитания.

Пс-пед служба – целостная система, в рамках которой выделяются 3 основных компонента:

1. Систематичность (1 р в мес) минимум 1 раз в полгода отслеживание пс-пед статуса ребенка, динамики его пс развития в процессе обучения в шк 1 и 2 вида. Используется психодиагностика, четко оценивается модель взаисодействия.

2. Создание соц-психол условий для развития личности учеников с н/сл и их успешного обучения. Процесс обучения построен по гибким схемам и изменяется в зависимости от психолог. особен-й детей. Дополнительно требуется гибкость от работы каждого педагога.

3. Создание специальных соц-пед условий, оказание помощи детям с н/сл, которые имеют проблемы в обучении. Это четкая программа на выявление групп школьников, которые имеют проблемы с определенными предметами; проблемы с поведением, в общении, для них разрабатывается специальная система действий конкретных мероприятий и заданий, который позволяет им или ликвидировать (преодолеть), или частично скомпенсировать возникшие проблемы. В связи с вышеперечисленным, выделяются 3 направления работы психолога:

1. *Прикладная психодиагностика и психокоррекционная деятельность;

2. Консультирование родителей, педагогов, школьников (просвещение по каким-либо вопросам)

3. Социально-диспетчерская деятельность.

*Психодиагностика в этом случае, ее цель – информационное обеспечение псих-пед сопровождения. Данные по ребенку необходимы для составления соц-пед портрета школьника, определения форм и путей оказания помощи этому ребенку и для выбора средств сопровождения этого ребенка в связи с присущими особенностями обучения и общения. Вся психодиагностика строится на основных принципах: от простого к сложному; от возможности прогноза дальнейшего развития; от учета развивающегося потенциала ребенка, от минимальных затрат, т.е. экономности процедуры тестирования, так называемый диагностический минимум – это комплексное обследование школьников определенной параллели. Существует в этом случае в оценке статуса ребенка такие понятия, как первичная дифференциация нормы и патологии умственного развития ребенка, след-но углубленное психологическое обследование ребенка по 4 сферам: когнитивная, мотивационная, эмоционально-волевая сфера умений и навыков. Данная схема оценки ребенка запускается по результатам экспресс диагностики, которая выявила группу психологически-неблагопритных детей.

Варианты работы различных психологических служб оценивается по 3-м основным параметрам:

1. Успехи ребенка

2. Его социальная адаптация

3. Существующие взаимодействия между родителями, психологами, педагогами образовательного учреждения.

Различные диагностические приемы в ходе оказания помощи ребенку позволяют выбрать более оптимальную модель его обучения в коррекционной школе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.