Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности развития и обучения слепоглухих детей

Слепоглухота – одновременное нарушение зрения и слуха, которое сказывается на развитии личности человека в целом. Поражение двух анализаторов не всегда бывают тотальными. Часто при полной глухоте человек может воспользоваться остатками зрения и наоборот. Существуют несколько причин с этиологической точкой зрения, позволяющие выделять 6 групп слепоглухонемоты:

1) Наследст. обусловлен. синдром слепоглухоты.

2) Наследственные синдромы с н.сл, которые сочетаются с экзогенно обусловл. нарушенями зрения.

3) Наследствен. дефекты зрения в сочетании с экзоген.нар.сл.

4) Слепоглухота, обусловл.независимым наследственным дефектом слуха и зрения. Случается совпадение двух дефектов.

5) Экзоген. обуслов-е нарушения зрения и слуха(краснуха, осложнения послу инфекций, токсикоплазмос и т.д.)

6)Нарушения зрения и слуха невыявленного происхождения (непонятно этиология).

Эти группы приводят к нар. зрения и слуха, нужде в социальной помощи и защите.

Слепоглухота характеризуется полиморфизмом клинической картины, структуры дефекта, состоянием интеллекта и личностн. особенностями. Различается характер и тяжелые поражения сенсорных систем у каждого ребенка. Этот полиморфизм обуславливает разные подходы к социальной реабилитации. По мнению Соколянского И.А, слепоглух. ребенок обладает нормальным мозгом и имеет потенциальную возможность полноценного умственного развития. Но его особенность заключается в том, что обаладая этой возможностью он своими усилиями никогда не достигнет даже маленького развития. Ему всегда будет необходима дополнительный комплекс поддержки со стороны специалистов.

Причины слепоглухоты в настоящее время – различают наследственные и инфекционные заболевания. В последнее время много рождается недошенных детей, у которых есть такие заболевания.

Многие авторы к слепоглухоте относят лишь сочетание ранней слепоты с выраженной врожденной тугоухостью или глухотой. Напротив, Соколянский относит детей с врожденными нарушениями функций периферической части зрительного и слухового анализаторов, без грубых нарушений центрального отдела мозга.

Современная медицина считает слепоглухими людей, имеющие слабовидение 3-4 степени и тугоухость 3-4 степени.

I гр. слепоты – острота зрения не более 0.05 и концентрич.сужение границ полей зрения до 10 градусов.

II гр. - острота зр. 0.1-0.2, концентр.=-=-=-= до 20 градусов.

Слепоглухота - комбинировання инвалидность по зрению и слуху, которая ограничивает деятельность человека и полноценное участие в жизни общества, становится необходимым организация специальных мер и компенсации со стороны общетсва (обеспечение техническими средствами, специфичным обсуживанием, особыми приспособлениями для ориентировки в окр. среде.)

Типы слепоглухоты:

1) Преобретенная слепоголухота.

2) Врожденная слепоглухота.

Слепоглухота по выраженности сенсорных нарушений разделяется на:

1)Тотально и практически слепоглухие.(Те люди, которые имеют тотальную слепоту и глухоту, при общении с окруж. Используют осязание, обоняние, вибрационную чувствительность и вкус. Эта группа составляет от 11 до 30 %, данные Сироткиной.)

2)Слабовидящие глухие.(Глухота не позволяет различать устную речь собеседника даже с СА, но сниженные зрительные возможности дают возможность ориентироваться в оркужающем мире, самостоятельно передвигаться, читать плоскопечатный текст, писать обычным способом. Ведущее средство общения жесты и устно-дактильные формы речи. Самая большая группа до 65%)

3) Слепые слабослышащие.(Вынуждены опираться при ориентировке в мире на остаточный слух, но ориентируются они как слепые и общаются с окружающими с помощью устной речи. Хорошо владеют системой Брайля, им трудно овладеть дактильной и жестовой речью)

4) Слабовидящие слабослышащие.(Сниженные слух и зрение сужают круг их восприятия и общения, но позволяют передвигаться и общаться с опорой на сниженные слух и зрение. Образование – школы для слабослышащих или слабовидящих. Поэтому в разной степени владеют жестовой и устной речью. Группа малочисленная, т.к. со временем слух и зрение ухудшаются, эти люди могут стать тотально слгл.)

По способу общения подразделяются на:

1) Слепоглухие, владеющие словесной речью(словесники).

2) Слепоглухие, владеющие жестовой речью (жестовики).

3) Слепоглухие, общающиеся с помощью примитивных сигналов и знаков (условники).

Разделение слепоглухих на разные группы достаточно условно, т.к. их физическое и психическое состояния, а также использование ими разных средств общения, могут меняться и слабовидящий и слабослышащий со временем может стать слепым, слепоглухим. С другой стороны, современная медицина иногда существенно улучшает зрение даже у тотально слепоглухого, тогда он может считаться слабовидящим глухим. Поэтому когда описывается слепоглухой человек, учитывается не только его возраст, пол, семейное положение, уровень образования, но и время потери зрения и слуха, наличие дополнительных нарушений и ведущий способ общения с этим человеком. Очень важно обращать внимание на личность, длительность и уровень его адаптации к слепоглухоте.

Классификация слепоглухоты по синдрому Ушера.

185 г. – обнаружение синдрома. Ученый Ушер, который документально подтвердил генетическую природу этого синдрома. Эта болезнь характеризуется врожден. от умеренной до резко выраженной степени нейросенсорной потери слуха с вестибулярной гипотрофией и медленно прогрессирующим пигментным ретинитом. У многих могут наблюдаться УО и поздние психозы. К сожалению, лечения синдрома Ушера до полного выздоровления не существует =(((((.

Существуют несколько классификаций синдрома Ушера, которые свидетельствуют о клиническом и генетическом полиморфизме синдрома:

Формы синдрома Ушера:

1 форма – врожденная глухота, пигментный ретинит с прогрессирующим снижением остроты зрения. Выявляется приблизительно в 10 -12 лет, вестибулярных нарушений практически нет.

2 форма – глубокая врожденная глухота, пигментный ретинит с прогрессирующим снижением остроты зрения в конце подросткового периода или позже приблизительно 14-17 лет. Вестибулярный реакции в норме или не резко снижены.

3 форма – прогрессирующая до глухоты потеря слуха и пигментным ретинитом, резко прогрессирующее снижение остроты зрения, проявляется в подростковом возрасте, в 12-14 лет (отставание вестибул. реакций.)

4 форма – сходна со 2-й формой по клиническим проявлениям, но передается по другому генетическому механизму (болеют только мужчины, женщины- носители)

Кроме синдрома Ушера существуют синдромы Маршалла и Альперта.

Синдром Маршалла встречается часто. Характерно небольшое лицо с маленьким носом, запавшем в переносице, вывернут вперед недоразвитыми ноздрями, резкая гипоплазия средней части лица, укороченными руками и ногами. Нарушение зрения обусловлено врожденной миопией высшей степени, врожденной или юношеской катарактой. Наблюдается отслойка сетчатки у многих, также может быть УО. Клинические проявления данного синдрома позволяют рассматривать его как 1 из заболеваний наследственного плана, кот.наруш-т работу соединительной ткани.

Синдром Альперта характеризуется передачей по аутосомному доминирующему типу с более пострадавш.причинами. Нейросенсорное нарушение слуха чаще выявляется в 1 или во 2 деят-ти жизни и постепенно нарастают. У многих больных наблюдается глазная паталогия, чаще катаракта.

Существуют краткие психолого-педагогические характеристики слепоглухих детей до периода обучения, позволяющие определить будущий маршрут обучения и виды помощи, в которой они нуждаются. Выделяют 4 группы слепоглухих детей:

1) УО в шоковом состоянии. Не использует осязание, нет представлений, нет жестов, все эмоции практически биологически обусловлены, а те звуки, что они издают, обусловлены общим состоянием организма.

2) Слепоглухие, которые находятся в семье, но без специального обучения (пассивные спепогл.). У них есть осязания, представления, отдельные звуки, которые сопровождают их речь, жесты, нуждаются в общении.

3) Слепоглухие, которые находятся в благоприятных условиях в семье, получают специальную поддержку, являются активными слепоглухими. Эти дети имеют осязаня, представления, отдельные звуки, несколько жестов, значительная потребность в общении.

Дети с СДВГ.

(по МКБ-10 синдром дефицита внимания с гиперактивностью)

По МКБ-10 этот вид нарушений классифицируется как нарушение внимания с проявлениями гиперактивности и импульсивности.

Существует 3 варианта СДВГ:

1. СДВГ с преобладанием дефицита внимания

2. СДВГ с гиперактивностью

3. СДВГ с дефицитом внимания и гиперактивностью

Дефицитарность внимания и поведенческие нарушения можно зафиксировать, наблюдая за детьми от 6 месяцев до года. Данные проявления должны повторяться в разных ситуациях, и даже в ситуациях, где такое поведение недопустимо (в общественных местах).

Причины СДВГ-нарушение развития ребенка в натальном, пренатальном, постнат. период.

Факторы, приводящие к СДВГ:

-наследственные

-врожденные

-приобретенные

Дети с СДВГ имеют проявления симптоматики в 3-х направлениях:

I. Синдром дефицитарности внимания

II. Гиперактивность

III. Импульсивность

Это основные блоки, которые характеризуют поведение ребенка в целом и имеют четкие клинические проявления.

I. Дефицитарность внимания проявляется в трудностях удержания; снижение избирательности внимания; выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного задания на другое. Дети не последовательны в своих поступках и поведении, они забывчивы, не умеют слушать, сосредотачиваться, часто теряют личные вещи. Избегают заданий, которые требуют длительных умственных усилий. Проявляется это в дисфункции правого полушария, когда имеется дефицит базальных подкорковых структур мозга. Дети часто не успевают за темпом представления материала педагогом на занятиях или уроках. Им сложно выполнить определенные двигательные программы, у них основные нарушения связаны с неумением быстро переключаться на новый объект и распределять своё внимания в зависимости от того, сколько объектов нужно удержать в центре внимания. Недостаточно сформирована функция произвольной регуляции и контроля, поэтому в любых работах допускают больше ошибок, чем их слышащие сверстники. Если для них включить мотивационный фактор, то возможно, что они могут длительно сосредотачиваться на определенном виде работы и доводить начатую работу под руководством до конца.

По ниже перечисленным симптомам нарушения поведения можно судить о дефицитарности внимания у детей дошкольного и школьного возрастов:

1) Ребенок не способен удерживать внимание на деталях, он допускает ошибки по небрежности, неаккуратности в различных видах заданий, в разных видах деятельности (в уч., игр., трудовой);

2) Ребенок с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игры;

3) Ребенок не слушает обращенную к нему речь;

4) Ребенок не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций длительное время, не может довести начатую работу до конца без помощи (это не связано с нежеланием выполнить работу или непониманием инструкций);

5) Ребенок не может самостоятельно организовать выполнение заданий (самых простых) в разных видах деятельности;

6) Ребенок избегает и сопротивляется заданиям, которые требуют длительного сохранения внимания;

7) Часто теряет вещи;

8) Легко отвлекается;

9) Очень забывчив в повседневных ситуациях.

6 или более из перечисленных симптомов дефицитарности внимания, которые проявляются более 6 месяцев при разных обстоятельствах указывают на нарушение внимания.

II. Гиперактивность проявляется у ребенка в неумении себя сдерживать; в неумении сдерживать свои двигательные и речевые проявления; постоянное беспокойство и суетливость, повышенная болтливость; неумение сидеть на одном месте всегда отрицательно сказывается на обучении такого ребенка.

Они часто имеют дефицит тонической реакции, не могут адекватно и сразу выполнять различные двигательные команды, у них нарушения двигательной координации, несформированность мелкой моторики и праксиса (не умеют застегивать пуговицы и т.д.).

Основные характеристики проявления гиперактивности:

1. Ребенок демонстрирует беспокойные движения в кистях рук и стоп. Он часто крутится, вертится.

2. Ребенок часто встает со своего места во время урока и в других ситуациях, когда надо оставаться на прежнем месте.

3. Ребенок часто проявляет бесцельную двигательную активность (бегает, крутится в ситуациях, где это не приемлемо).

4. Ребенок никогда(практически) тихо и спокойно не занимается ничем на досуге.

5. Напоминает ребенка, которому прикрепили мотор.

6. Ребенок очень болтлив, чаще всего не к месту.

*Проявление 4-х и более симптомов у ребенка в течении свыше 6 месяцев при разных обстоятельствах, указывают на гиперактивность.

III Импульсивность:

Ребенок беспокоен, плохо спит (эти дети спят намного меньше своих сверстников). «Влезает» в ненужное время в ненужной ситуации. Такой ребенок действует не думая, перебивая остальных, ему не требуется разрешение взрослых, он часто повышает голос и ему не важно кто перед ним стоит, не любит ждать и подчиняться правилам. Эмоционально лабильный(смеётся и тут же начинает плакать).

Основные характеристики проявления импульсивности:

1. Ребенок часто отвечает на вопросы, недослушав их до конца, и не задумается о том, что говорит.

2. Ребенок не может дождаться своей очереди в различных ситуациях, перебивает. Оскорбляет других, не задумается о последствиях.

3. Ребенок часто мешает другим, пристает к окружающим, влезает в игры и разговоры, которые его не касаются, в которые его не приглашали.

*Проявление 2-х и более симптомов у ребенка в течении свыше 6 месяцев при разных обстоятельствах, указывают на импульсивность.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности внутрисемейных отношений и личностное развитие лиц с нарушением слуха в период обучения в школе | Предмет и задачи курса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 4756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.