Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия

Эмоционально-образный и логико-рассудочный уровень мировоззрения.

Первый уровень мировоззрения – мироощущение или миросозерцание (здесь фиксируются отдельные внешние явления, а не их сущностная основа). На уровне мироощущения и миропредставления создаётся целостная картина, схватывается взаимосвязь процессов и явлений, их различия и сходства. Это эмоционально-образный уровень мировоззрения.

Второй уровень мировоззрения – уровень рационального мышления. На нём формируется философское мировоззрение. Оно характеризуется понятийным отражением, абстрактным мышлением и теоретическим познанием, способно вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Это логико-рассудочный уровень мировоззрения.

Миф – это попытка ответить на вопросы возникновения мира и обосновать наличие естественного порядка. В мифе человек ещё не выделяет себя из природы. Его мышление конкретно образно, а не абстрактно и понятийно. Мифологическое сознание синкретично: в нём всё находится в единстве и нерасчленённости – правда и вымысел, субъект и объект, человек и природа. В мифе человек не выделяет себя из мира, кроме того, он очеловечивает мир и природу, пытается объяснить их происхождение и существование по аналогии с самим собой.

Несмотря на это, миф представляет собой важнейшую предпосылку философии как качественно более высокого уровня осмысления действительности. Переход от мифа к философии происходил под влиянием целого ряда факторов (социальных, экономических и духовных).

Основные причины перехода от мифа к философии:

1. развитие от бронзового века к железному;

2. развитие аграрного и ремесленного производства;

3. разложение первобытно-общинного строя и возникновение государственно-правовых отношений;

4. появление разделения труда и товарно-денежных отношений;

5. накопление знания и его использование в практической жизни людей, а также развитие человеческого мировоззрения.

Мифологическое мировоззрение основано на художественном представлении мира, социальных процессов и человека в обществе. Одна из особенностей мифа, отличающей его от науки, заключается в том, что миф объясняет «всё», для него нет неопознанного и неизвестного.

Религия – вера в сверхъестественные силы, управляющие миром. Религия имеет общие с философским идеализмом черты и гносеологические корни: отрыв понятий, представлений от природы, олицетворение и одухотворение сил природы. Несмотря на сходство религии и мифа, религиозному сознанию присущ ряд характерных отличительных качеств:

1. жесткость и нерефлексивность религиозной догматики. Религиозные вероучения рассматриваются как данные свыше священные смыслы, связывающие человека с Богом, поэтому вероучительные тексты считаются священными, содержащими абсолютную истину, не подлежащую сомнению и пересмотру. Критическое отношение к ним или даже сомнение рассматриваются приверженцами религии как кощунство.

2. главенствующая роль веры и превосходство её над разумом в религиозном сознании. Вся система средств религиозного воздействия на человека направлена на развитие у него глубокой веры в истины Священного писания. Доводы разума, логика, факты действительности имеют в лучшем случае подчинённое значение.

В отличие от мифа, религия не смешивает земное и сверхъестественное, но разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила – Бог – стоит над природой и вне природы. Все религии, и западные, и восточные, объединяют следующие факты:

а) в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни;

б) и высшие ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносятся в трансцендентальную, потустороннюю область – не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела, поступки и помыслы человека оцениваются, одобряются или порицаются по высшему, абсолютному, критерию.

От философии религия отличается, прежде всего, тем, что, как и миф, объясняет процессы и явления окружающего мира наличием сверхъестественного.

Философия, в отличие от мифа и религии, строится на принципах доказательности и обоснования.

Философия соответствует определённым критериям научности, а именно:

- объективности;

- рациональности;

- доказательности;

- эссенциалистской направленности, т.е. нацеленности на воспроизведение сущности, закономерностей объекта;

- системность и упорядоченность знания по осознанным принципам.

Научная философия требует строго обоснованных утверждений, но характер их обоснования иной, чем у конкретных наук. Выдвигая новые положения, философия опирается не на факты непосредственно, а на обобщение этих фактов конкретными науками. Иными словами, она осуществляет вторичное обобщение опыта. При этом в роли философских фактов выступают теоретические обобщения (законы, понятия, положения) конкретных наук. Фактологическое обоснование положений дополняется в научной философии их логическим обоснованием с использованием методов формальной и диалектической логики, а также специфически философских методов категориального анализа, чьи основы заложили такие мыслители, как Сократ, Аристотель, Гегель и др.

Все отмеченные критерии научности применимы к философскому знанию. Особенно это относится к онтологии, гносеологии и методологии научного познания.

Можно сделать вывод, что философия входит в состав научной сферы знания, по крайней мере, частично, и поэтому философия – это наука, вид научного знания. Её предметная специфика состоит в предельной обобщённости информации с точки зрения основного вопроса мировоззрения.


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мировоззрение и его историко-культурный характер | Философия Древнего Востока. Тема 2. Философия древнего мира
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 4473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.