Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философские представления об обществе




Философские представления об обществе возникли уже в ранней философии. Так, в Древней Индии и Китае (буддизм, конфуцианство) существовали учения об общественном устройстве, социальном строении, месте и роли государства, о человеке и смысле его жизни, его взаимоотношениях с государством и обществом.

В Древней Греции зародился научный подход к изучению общества, с ростками которого мы встречаемся в творчестве историков Геродота и Фукидида. Античная философия изучала общество с различных сторон. Например, Демокрит рассматривал происхождение общества в процессе трудовой деятельности людей. Сократ положил начало исследованию человека как самостоятельной проблемы философии. Эпикур обратил внимание на проблему свободы и счастья человека.

Из всех древних философов наибольший вклад в теорию общества внесли Аристотель и Платон. Так, Аристотель создал учение о политике и исследовал различные формы государственной власти в обществе: аристократию, республику, демократию и др. Он известен и как автор идеи естественности рабства в системе отношений в обществе.

Платон разработал учение о так называемом идеальном (совершенном) государстве, где были представлены три социальные группы – производители, воины и правители, а формой государственного устройства стала аристократическая республика.

В средние века сложилось и господствовало теологическое (волю, но они не сумели ею разумно распорядиться. В результате вся религиозное) понимание общества. Подчеркивалась идея сотворенности человека и общества Богом. Считалось, что Бог дал первым людям свободную история человечества стала историей грехопадения и вечной борьбы сил Добра и Зла. Философия того времени считала церковь высшим институтом власти в обществе, а духовенство – особой социальной группой. Полагалось, что история общества, как и жизнь индивида, также имеет свои периоды – рождение, расцвет и смерть. Высказывалось убеждение, что финалом человеческой истории все же станет победа сил Добра и утверждение некоего Царства Божьего.

В эпоху Возрождения и Нового времени общество постепенно стало восприниматься как нечто естественное, сложившееся в ходе длительной эволюции природы на земле, как один из возможных миров во Вселенной. В социальных учениях той поры проводилась мысль о том, что общество – это сложное объединение людей, основанное на их согласии, договоре друг с другом во имя совместной деятельности и безопасности (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо и др.). В это время возникли и утопический социализм (Т. Мор), и крупные политические учения (Н. Макиавелли), появилась идея круговорота в истории (Д. Вико), вошел в научный оборот термин «философия истории» (Ф. Вольтер). Разум и знание рассматривались как важнейшие двигатели прогресса общества, а религия и церковь – как его основные противники.

В начале ХIХ в. в философской мысли стал активно утверждаться принцип историзма в понимании общества. Так, немецкий писатель и историк И. Гердер полагал, что общество с помощью знаний и орудий труда закономерно движется к «гуманному» состоянию. Г. Гегель представил всю историю в виде процесса шествия мирового духа. История начинается, по мнению философа, на Востоке, где «один свободен», и заканчивается в христианском мире, где якобы «все свободны». И. Кант, И. Фихте, Л. Фейербах обратили внимание на особую роль в общественной жизни таких явлений, как мораль, правовые нормы, религиозное состояние.

В классической марксистской философии сформировалось материалистическое понимание общества и его истории. С точки зрения марксизма основой общества является труд человека, материальное производство. Характер и способы материального производства оказывают определяющее воздействие на все стороны общества, включая и духовную жизнь. Идеалом и конечной целью истории марксизм провозгласил коммунизм как некое идеальное общество, справедливо устроенную ассоциацию свободных тружеников.

Что касается философии в России, то она всегда была историософичной, то есть ориентированной на проблемы общественной жизни. Традиционными для нее являлись такие проблемы, как взаимоотношения личности и общества, роль интеллигенции и народа в истории, выбор путей развития российского общества, мессианство и миссианство. Они всегда находили свое отражение и в отечественной художественной литературе (А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и др.). Наибольший вклад в теорию общества внесли мыслители А.Н. Радищев, А.И. Герцен, П.А. Кропоткин, В.И. Ленин, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев и другие.

В зарубежной философии ХХ столетия социальные явления исследовались многими течениями и школами, наиболее заметные из них следующие:

1) коммуникативное;

2) культурологическое;

3) психологическое;

4) философская антропология;

5) космическое и экологическое.

В 80-е годы ХХ в. получают широкое распространение различные теории постиндустриального общества:

1) информационная (Масуд Е, Нейсби Дж.);

2) сверхиндустриальная (Тоффлер А);

3) технотронная (Бжезинский З.) и др.

Суть этих представлений в обществе при различных вариациях в том, что решающий фактор общественного развития – это производство, распре-деление и потребление информации. Тенденция в развитии общества – становление информационно-технологической цивилизации и глобальные трансформации на этой основе.

Кроме того, заметную роль в наше время играют религиозные концепции общественной жизни, и особенно велико влияние экзистен-циализма, главной темой в котором является тема абсурдного (отчужденного) общества и бытия человека в нем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.