Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовительно-стимулирующие формы оздоровительных физи­ческих упражнений




Утренняя гигиеническая гимнастика — это наи­более массовая форма подготовительно-стимулирующих оздоро­вительных упражнений. Ее задача — активизация физиологических функций организма, перевод их из состояния покоя после ночного сна в оптимальное состояние для более быстрого перехода к новому уровню активности.

Здесь должны преимущественно использоваться упражнения для всех сус­тавов (без отягощения, на растяжение). Упражнения можно начинать, еще лежа в постели (особенно это касается пожилых людей): упражнения на растяжение, на­пример потягивание, динамические сокращения мелких мышеч­ных групп. Утреннюю зарядку можно совмещать и с самостоятель­ной развивающей тренировкой.

Обычно рекомен­дуют утреннюю гимнастику проводить в течение 20—30 мин и более. Как правило, занимаются ею только в течение 8—10 мин, но энергично. Утрен­няя зарядка способствует возбуждению центральной нервной системы, зна­чительно сокращает период вхождения в трудовую деятельность.

Комплексы утренней гимнастики должны отвечать следующим тре­бованиям:

— упражнения подбираются в соответствии с функциональными возможностями организма, состоянием здоровья, возрастом, по­лом и спецификой трудовой деятельности;

— выполняются в определенной последовательности;

— охватывают основные мышечные группы и воздействуют на силу, гибкость, в определенной степени на выносливость, расслабле­ние, обеспечивают улучшение общей подвижности;

— носят преимущественно динамический характер, выполняются без значительных усилий и задержки дыхания;

— нагрузка при этом должна постепенно возрастать и снижаться к концу зарядки.

Комплексы периодически необходимо обновлять, так как привыч­ные упражнения теряют эффективность.

Примерная схема последовательности упражнений утренней гимнастики:

1. Упражнения, способствующие постепенному переходу организма из заторможенного состояния в рабочее. Это потягивания, дыхатель­ные упражнения, ходьба, бег. Выполняются в спокойном темпе.

2.Упражнения, воздействующие на мышцы рук и ног, активизиру­ющие деятельность сердечно-сосудистой системы. Это вращения в пле­чевых суставах, махи руками в разных направлениях, неглубокие вы­пады, спокойные приседания.

3.Упражнения, укрепляющие мышцы тела, повышающие гибкость позвоночника, тренирующие дыхание, улучшающие мозговое крово­обращение. Они объединяют повороты, наклоны, прогибы, вращения головы, туловища и таза.

4.На развитие силовых возможностей направлены отжимания в упоре лежа, подтягивания.

5.Упражнения на гибкость, растягивание включают махи руками и ногами в разных направлениях, наклоны вперед из исходного положе­ния основной стойки, стойки ноги врозь, широкой стойки ноги врозь. Они способствуют увеличению подвижности суставов, тренируют мыш­цы и повышают эластичность связочного аппарата.

6.Упражнения для мышц живота, брюшного пресса. Им следует уделять особое внимание, так как они способствуют улучшению кро­вообращения в брюшной полости, перистальтике кишечника и усиле­нию диафрагмального дыхания. К ним относятся подъемы туловища и ног из положения лежа, подъемы ног из положения сидя, круги и махи ногами из тех же исходных положений. Очень полезны попере­менные движения ногами вверх и вниз из исходного положения сидя и окрестные движения ногами. Они повышают кровообращение в об­ласти таза, снимают застойные явления.

7.Упражнения для ног включают глубокие выпады, приседания на одной и двух ногах, подскоки, бег, танцы под музыку.

8.Завершают утреннюю гимнастику упражнения на расслабление и восстановление дыхания. Это ходьба, потряхивание руками, ногами, специальные дыхательные упражнения.

После серии регулярных занятий зарядкой можно выполнять неко­торые упражнения с гантелями, резиновым жгутом, эспандером.

Практически здоровые люди в возрасте до 40 лет могут проводить зарядку в темпе, при котором пульс повышается до 150 уд/мин. После 50 лет частота пульса не должна превышать 140 уд/мин, а для 60-летних — 130. Показателем же оптимальной нагрузки для любого возраста является самочувствие. После выполнения комплекса должно быть бодрое настроение. Усталость, вялость, желание вновь лечь спать через некоторое время после зарядки, проявляющиеся в течение дня, свидетельствуют о чрезмерной нагрузке или об отклонениях в состоя­нии здоровья.

Необходимо отметить, что в утреннюю гимнастику должны вклю­чаться также и элементы аутогенной тренировки, той ее части, которая относится к активизации всех физиологических процессов. При выпол­нении упражнений рекомендуется произносить (про себя) специальные фразы, вызывающие прилив сил и бодрости, например: «Я должен быть сегодня спокойным, уравновешенным и уверенным»; «Мне помо­жет в этом гимнастика»; «Мои мышцы становятся упругими, а воля — твердая, как металл»; «Мне все доступно».

Подготовительные физические упражнения перед началом ра­боты или занятий в школе проводятся с целью повышения эффек­тивности предстоящей профессиональной или учебной деятельно­сти, для более быстрого достижения оптимума работоспособности. Комплекс подготовительных упражнений строится с учетом осо­бенностей профессиональной или учебной деятельности.

В комплекс упражнений утренней гигиенической зарядки ре­комендуется включать ходьбу, потягивания, наклоны и повороты туловища, упражнения на растягивание, приседания, подскоки, упражнения на точность движений и концентрацию внимания. Включаются упражнения, имитирующие в определенной мере предстоящие профессиональные операции. Продолжительность вводной гимнастики — 4 — 10 мин.

Физкультурная пауза выполняется, как правило, через 2—2,5 часа работы. Состоит она из 6—8 упражнений, учитывающих особенности рабочей позы, совершаемых движений, степени тяжести и эмоцио­нально-психологической напряженности труда. Например, для работа­ющих сидя рекомендуется выполнять упражнения преимущественно стоя с повышенной физической нагрузкой в течение 10—15 мин. Уп­ражнения подбираются с такой направленностью, чтобы основную нагрузку получали органы, не принимающие активного участия в про­цессе труда. Начинается физкультурная пауза с потягиваний, это есте­ственная потребность для сидящего длительное время человека. В сред­нем темпе выполняются 2—3 упражнения для мышц туловища, рук, ног, спины; далее — упражнения общего воздействия: бег, прыжки, подскоки с переходом на ходьбу и дыхательные упражнения, регули­рующие кровообращение, упражнения на расслабление.

Физкультминутки. Они организуются во время работы или уче­бы, через 1 — 1,5 ч после начала работы или учебы и состоят из 2 — 3 упражнений, например потягивания, приседания, наклоны, раз­гибания туловища, вращения головы. Их длительность — не менее 1-2 мин.

Туризм выходного дня. В зависимости от интенсивности и объема нагрузки он может иметь спортивные цели — как средство, разви­вающее различные физические качества, и оздоровительные за­дачи — как средство оздоровительной физической культуры в про­цессе активного отдыха.

В зависимости от способа передвижения туризм бывает пеше­ходный, водный, велосипедный, конный, лыжный. Для спортив­ного туризма используются сложные трассы, требующие больших физических напряжений. Массовый туризм выходного дня преиму­щественно пешеходный. Физическая нагрузка здесь регламентиру­ется по следующим показателям: количеству дней (используется главным образом 1 —2-дневный); по расстоянию, преодолеваемо­му за день; объему нагрузки и ее интенсивности — скорости движе­ния (средняя скорость движения, скорость на переходах, длитель­ность интервалов отдыха); массе переносимого груза.

Подготовительно-стимулирующие формы занятий должны при­меняться ежедневно (утренняя зарядка) или только в рабочие дни (занятия перед уроками или перед работой); восстановительные формы — ежедневно (прогулка перед сном) или только в выход­ные (туризм выходного дня).

Развивающие формы могут использоваться в различных вари­антах в течение недели, однако при этом необходимо соблюдать следующие основные гигиенические требования:

• не менее двух развивающих занятий (оптимально 3 — 7) в не­дельном цикле;

• примерно одинаковые по времени (при 2—4-кратных заняти­ях в неделю) интервалы между отдельными занятиями;

• занятия примерно в одно и то же время дня.

Если занятия происходят дважды в неделю, уровень трениро­ванности повышается в меньшей степени, чем при трехкратных занятиях, несмотря на одинаковый объем физической работы за неделю, т. е. вариант «три раза в неделю по 60 мин каждый» дает больший тренирующий эффект, чем вариант «два раза в неделю по 90 мин каждый». Более дробное распределение физической нагрузки не существенно, т.е. варианты «три раза по 60 мин в неделю» и «четыре раза по 45 мин в неделю» дают примерно рав­ный тренировочный эффект.

Однако здесь должно соблюдаться второе гигиеническое тре­бование к структуре недельного тренировочного цикла — пример­но одинаковые временные интервалы между занятиями. При двух­разовых занятиях в неделю интервал между ними не должен пре­вышать 96 ч (четырех суток), второй интервал — 72 ч. Если один интервал будет больше 96 ч, то тренировочный эффект от преды­дущего занятия к последующему будет слабеть. При трехразовых занятиях в неделю два из них должны проводиться с интервалом более 48 ч и одно — через 72 ч; при четырехразовых — три интер­вала по 48 ч и один — 24 ч. Гигиеническое значение такой перио­дизации тренировочного цикла состоит в выработке определен­ного биоритма физиологических функций организма, в чередова­нии процессов утомления и восстановления.

Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности студентов. Средства физической культуры в регулировании работоспособности.

Доказано, что умственная деятельность сопро­вождается различными изменениями функционального состояния органов и систем организма. Так мозговая ткань использует больше кислорода, чем другие ткани тела, около 20% (из расчета вес человека — 70 кг, вес головного моз­га — 1,5-2 кг, т.е. 2-3% от веса тела), т.е. 40-50 см3 в одну минуту. Суточный расход энергии при умственной работе в средних пределах 2800-3000 ккал. По сравнению с расходом энергии в состоянии покоя некоторые виды умственного труда требуют повышения энергозатрат:

- чтение сидя «про себя» — на 16%;

- вслух — на 48%;

- слушание лекций, выполнение (стоя) практических, ла­бораторных заданий — на 46%;

- чтение лекций (стоя), доклады — на 94%.

Без вмешательства эмоциональных факторов сердечно­сосудистая система изменяется незначительно, соответ­ственно интенсивности.

Главным же источником энергии для мозга является окислительный процесс обмена глюкозы, потребление ко­торой приблизительно 80 мг в одну минуту. Метаболичес­кая активность зависит от его функциональной деятель­ности. В состоянии сна накапливаются богатые энергией фосфорные соединения, а при усиленной умственной ра­боте они расщепляются, что проявляется в повышенном гликозе и усиленном образовании молочной кислоты. Возбуждение ЦНС приводит к увеличению образования ам­миака, а угнетение ЦНС — к уменьшению его содержания в мозговой ткани. Изменение некоторых показателей га­зообмена может характеризоваться напряженностью ум­ственной работы.

Так, наблюдения, проводимые над студентами, прора­батывающими трудный материал (книга, конспект — в период подготовки к экзаменам), привели к следующим результатам: при работе над первыми 8-ю страницами выделение углекислоты повысилось на 12% (по сравне­нию с состоянием покоя), после 16 страниц — на 20%, после 32 страниц — более чем на 35%.

Представляет интерес и динамика сердечно-сосудистой системы. При умственной работе увеличивается на­полнение кровью сосудов мозга, происходит сужение пе­риферических сосудов конечностей, расширение сосудов внутренностей, т.е. сосудистые реакции обратны тем, ко­торые характерны при мышечной нагрузке. Кратковремен­ный интенсивный умственный труд усиливает частоту сер­дечных сокращений, особенно, когда работа сопровожда­ется нервно-эмоциональным напряжением, резко разру­шающими факторами, условиями дефицита времени, отрицательного вли­яния внешних разрушителей и т.п. При долговременной умственной работе частота сердечных сокращений замед­ляется.

По исследованиям автора, показатели пульса в течение семестра, в день экзамена и после него в течение 2-3 дней представлены следующими данными: 70-74 уд/мин, 120-150, 78-82. Изменения наблюдались и с показателями артериального давления: 118/75 мм. рт. ст., 170/95 и 128/ 75. Такая закономерность говорит о том, что еще длитель­ное время «рабочая доминанта» не угасает, не исчезает полностью, вызывая утомление. Исследования зарубеж­ных ученых в определенной мере подтверждают отечественные дан­ные: так, из 145 студентов Оксфорда, прекративших в учеб­ном году занятия в университете из-за болезней, половина оказались психически неполноценными. При обследова­нии 90 тыс. студентов ФРГ психические и психоневроло­гические расстройства были обнаружены у 9,5%. В России более трети студентов страдают заболеваниями нервной системы, более 20% — гипертоники, менее 80% школь­ников-старшеклассников имеют заметные отклонения в состоянии здоровья и недостаточное физическое развитие. Не менее половины требуют врачебного вмешательства для нормализации своих функциональных возможностей.

При длительном и направленном умственном труде на­ступает утомление — объективное состояние организма, при котором деятельность внешних органов чувств — ано­мально: может возникнуть резкое кратковременное повы­шение или до крайности ослабление реакции организма: почти мгновенное исчезновение из памяти только недавно усвоенного, снижается сила памяти, что ведет к состоя­нию, когда представления, образы становятся расплывча­тыми, «мысли убегают», прекращается желание трудить­ся, состояние организма длительно не восстанавливается.

Часто состояние утомления смешивают с усталостью — субъективным чувством индивидуума, для которого харак­терны практически все перечисленные выше признаки, но они кратковременны, причины их известны: неудовлетво­ренность сделанным, неудачи, условия плохой организа­ции мыслительного труда, эмоциональный подъем (к при­меру: в день экзамена получение высокой оценки) и т.д. Необходимо особо отметить, что, к примеру, успешная сда­ча экзамена может еще больше мобилизовать студента, и «провал» может привести к депрессивному состоянию.

Умственный труд проходит в условиях недостаточной двигательной активности, что способствует развитию про­цессов торможения в коре больших полушарий и, как след­ствие, ухудшение общего самочувствия, пониженная ра­ботоспособность, утомление. Обратим внимание на призна­ки незначительного, значительного и резкого утомления (см. таблицу).

Проявление первых признаков значительного, особен­но резкого утомления — биологически необходимая защи­та от развития истощения организма, сигнал для прекра­щения работы, для реакции.

Волевым усилием можно заставить организм продол­жать работу, что только отдалит (не ликвидирует!) утом­ление или, что намного опаснее, приведет к состоянию переутомления. Переутомлению присущи постоянное чув­ство усталости до начала работы, отсутствие интереса, апа­тия, повышенная неадекватная реакция, головная боль, головокружение, снижение аппетита, снижение веса тела, потливость, снижение сопротивляемости организма инфек­циям и т.п.

Внешние признаки утомления в процессе умственного труда студентов (по С.А. Косилову)

Объект наблюдения     Утомление
незначительное значительное резкое
Внимание Резкие отвлечения Рассеянное, частые отвлечения Ослабленное; реакции на новые раздражители (словесные указа­ния) отсутствуют
Поза Непостоянная, потягивание ног и выпрям­ление туловища Частая смена поз, повороты головы в раз­ные стороны, облокачивание, поддерживание головы руками Стремление по­ложить голову на стол, вытянуться, откинуться на спинку стула
Движения Точные Неуверенные, замедленные Суетливые движе­ния рук и пальцев (ухудшение почерка)
Интерес к новому материалу Живой интерес, задавание вопросов Слабый инте­рес, отсутствие вопросов Полное отсутствие интереса, апатия

В следующей таблице приведены признаки состояния орга­низма при переутомлении.

Изменение умственной работоспособности, наблюдение в течение дня, недели, семестра и учебного года отражают соответствующие поставленным целям, задачам корреля­ционно связанные с состоянием организма периоды врабатывания, стабильной, высокой работоспособности в период ее снижения.

 

Начало учебного дня не отличается высокой эффектив­ностью учебного труда. Период врабатывания — в преде­лах 10—30 минут. За этот период в коре головного мозга Симптом Степень переутомления
Начинающееся Легкое Выраженное Тяжелое
Снижение дееспособности Малое Заметное Выраженное Резкое
Проявление ранее отсут­ствующей усталости при умственной нагрузке При усиленной нагрузке При обычной нагрузке При облегченной нагрузке Без видимой нагрузки
Компенсация пониже­ния дееспособности волевым усилием Не требуется Полностью Не полностью Незначительно
Эмоциональные сдвиги Временное сниже­ние интереса к работе Временами неустой­чивость настроения Раздражительность Угнетение, резкая раздражительность
Расстройства сна Трудно засыпать или просыпаться Трудно засыпать и просыпаться Сонливость днем Бессонница
Снижение умственной работоспособности Нет Трудно сосредоточиться Временами забывчивость Заметное ослабле­ние внимания и памяти
Вегетационные сдвиги Временная тяжесть в голове Часто тяжесть в голове Временами голов­ные боли, сниже­ние аппетита Частые головные боли, потеря аппетита
Профилактические мероприятия Упорядочение отды­ха, физическая культура, культур­ные развлечения Отдых, физическая культура Организованный отдых, предостав­ление отпуска, целевая реакция Лечение средства­ми ОФК, ЛФК

 

Начло учебного дня не отличается высокой эффективностью учебного труда, Период врабатывания - в пределах 10-30 мин. За этот период в коре головного мозга образуется рабочая доминанта. Важное значение имеет со­ответствующая установка — мотивация. Период высокой оптимальной работоспособности обычно не превышает 3 ча­сов (1,5—3 часа). Изменения функционального состояния организма соответствуют содержанию, форме, виду, объе­му учебного труда. Далее наступает период снижения ра­ботоспособности или ее продолжение на требуемом уровне за счет волевых усилий, в силу созданных условий дея­тельности. Обратим внимание на приведенный на рис. 1 так называемый «второй подъем» работоспособности при самостоятельной работе. Объяснение этого явления кроет­ся в суточной ритмике и связывается, в основном, с пси­хическим настроением волевого характера.

Рис. 1. Работоспособность студента в процессе учебно-трудового дня

Любая человеческая деятельность, а интеллектуальная особенно, психологически увязывается с влиянием жиз­ненных, обусловленных требованиями трудового процесса ритмов и свойственных организму биологических колеба­ний. Для человека наибольшее значение имеют так назы­ваемые «суточные ритмы», в процессе которых изменяют­ся более пятидесяти физиологических функций орга­низма. В период бодрствования, активной деятельности показатели функционального состояния сердечно-сосуди­стой, эндокринной, мышечной, выделительной и других систем достигают самого высокого уровня, а в период от­дыха, сна реализуются на необходимом уровне восстано­вительные процессы. Чем больше и точнее осуществлен контакт с началом учебно-трудовой деятельности с моби­лизацией жизненно важных функций организма, тем про­дуктивнее будут результаты трудовых действий.

Достаточно многими исследованиями установлено де­ление студенческого контингента на студентов, отнесен­ным к «утреннему» типу, так называемым «жаворонкам», отличающихся наиболее приподнятым настроением, вы­сокой работоспособностью в утреннее и дневное время, и студентов «вечернего» типа — «сов», несколько затормо­женных в первой половине дня, высокий уровень работо­способности которых начинается с 17-18 часов.

Умственная работоспособность студентов изменяется в зависимости от психофизиологического состояния организ­ма до начала работы, особенностями самой работы, ее орга­низацией и другими причинами. Независимо от времени деятельности: будь то академический час, учебный день, неделя, семестр, учебный год, учебный труд характеризу­ется различными периодами эффективности: врабатывания, устойчивой (оптимальной) работоспособностью и пе­риодом ее снижения.

Учебный день: период врабатывания до 15-30 минут. Этот период характеризуется образованием рабочей доми­нанты. Особое значение имеет установка, психологичес­кая настройка. Второй период, длительностью 1,5-3 часа, обладает высокой степенью эффективности, максимально­го использования функциональных возможностей, изме­нения в организме, которые адекватны требованиям учеб­ной деятельности. Третий период — период полной ком­пенсации начальных признаков утомления волевыми уси­лиями и положительной мотивацией. Далее наступает пе­риод несбалансированной компенсации, нарастает утом­ление (нарушается работа анализаторов, устойчивость вни­мания, оперативной памяти и др.). Следующий этап ха­рактеризуется прогрессирующим снижением работоспособ­ности, резким снижением продуктивности и угасания ра­бочей доминанты.

Рабочий день студента не заканчивается аудиторными занятиями: он включает время на самоподготовку. Второй подъем работоспособности объясняется не только суточ­ной ритмикой, но и мотивацией, психологической уста­новкой и использованием «волевого синдрома».

Учебная неделя: период врабатывания — понедель­ник; вторник-четверг — высокий уровень работоспособ­ности, пятница-суббота — период ее снижения. Есте­ственно, что эта закономерность изменится при вмешательстве различных факторов нервно-эмоционального на­правления, связанного, например, с выполнением ответственного задания, подготовкой к контрольной, семина­ру, зачету и т.п.

Работоспособность студентов в течение семестра, учеб­ного года также подчинена изменениям в периодах врабатывания, оптимальной деятельности, снижения. Студен­ты обычно «входят в форму» (период пребывания) 3-3,5 недели. Работоспособность устойчивого, высокой эффек­тивности характера длится приблизительно 10 недель. В декабре в периоды увеличения ежедневной нагрузки до 11-13 часов и более, в сочетании с нервно-эмоциональ­ным состоянием и переживаниями в периоды зачетной и экзаменационной сессий наблюдается снижение работо­способности. Ее высокий уровень достигается психологи­ческим настроем, целевой мотивацией и, естественно во­левыми усилиями.

Зимние каникулы — период восстановления работо­способности. У спортсменов, в группах организованного активного отдыха работоспособность восстанавливается полностью. В группах отдыха самостоятельными форма­ми — только на 60-70% от исходных данных. Период врабатывания во втором семестре соответственно — 5-7 дней и 12-16 дней. Устойчиво высокая работоспособность ха­рактерна почти до конца апреля. Снижение ее в конце апреля объясняется накоплением в течение учебного года многих отрицательных факторов и их кумулятивным не­гативным воздействием.

Спорт в жизни студента

Одно из важнейших требований к процессу осовреме­нивания вузовской физической культуры и спорта — обу­чение студентов технологии использования невостребован­ных средств и методов как для повышения физической и умственной работоспособности, так и с целью укрепления здоровья. В современных системах физического воспита­ния значительное предпочтение отдается спорту — игро­вой, соревновательной деятельности, направленной на до­стижение результатов, характеризующих высокие двига­тельные возможности человека в условиях соперничества.

Историческое развитие спорта как многогранного обще­ственного явления, его социальная значимость и практи­ческая ценность заставляют нас видеть в нем «совокупность наиболее действенных средств и методов физического вос­питания, одну из основных форм подготовки человека к трудовой и другим общественно необходимым видам дея­тельности, а наряду с этим — одно из важнейших средств этического и эстетического воспитания, удовлетворения духовных запросов общества, упрочения и расширения ин­тернациональных связей, способствующих сотрудничеству, и дружбе между народами» (Л.П. Матвеев, 1976).

Занятия отдельными видами спорта или системами фи­зических упражнений, носящими, как правило, массовый характер, в основе которых — доступность и возрастная приемлемость, объединены в так называемый массовый спорт, «спорт для всех». Цели и задачи его тесно увязаны с активными видами отдыха, рекреацией, повышением ра­ботоспособности, укреплением здоровья и гармоничным развитием, совершенствованием человека.

«Спорт для всех» играет важную роль в решении про­блем, касающихся целесообразной двигательной активно­сти человека, как неотъемлемого компонента повседнев­ного режима, здорового образа жизни.

 

Список используемой литературы:

 

1. Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. длявысш.пед.учеб.заведений / Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т.А. Родионова. – М.: Издательский центр «Академия» -2003. – 240 с.

2. Васильков А.А. Теория и методика спорта: учебник / А.А. Васильков. – Ростов н/д: Феникс, 2008. – 379 с. – Высшее образование.

3. Грязев М.В., Егоров В.Н., Попов Э.М. Физическая культура: обязательный минимум знаний: учеб. пособие. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2009. – 135 с.

4. Дубровский В.И. Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. для студ.сред. и высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 512 с.

5. Евсеев Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. – Изд.3-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 382 с.

6. Ильинич, В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник для вузов / В.И. Ильинич. – М.: Гардарики, 2008. – 366 c

7. Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов / А.М. Максименко. – М.: Физическая культура, 2005. – 544 с.: ил.

8. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.

9. Менхин А.В. Рекреативно-оздоровительная гимнастика: учеб. пособие для вузов / А. В. Менхин.— М.: Физическая культура, 2007.— 160 с.

10. Селуянов В.Н. Технология оздоровительной физической культуры / В.Н. Селуянов. – М.:СпортАкадемПресс,2001. – 172с.:ил. – (Б-ка журнала "Аэробика")

11. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов / Сост. Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. – М.: Спорт АкадемПресс, 2001. – 480 с.

12. Тимушкин А.В. Физическая культура и здоровье: учеб. пособие / А.В. Тимушкин, Н.Н. Чесноков, С.С.Чернов.— М.: СпортАкадемПресс, 2003.— 139c.

13. Федеральный закон от 4 декабря 2004 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

14. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для вузов/ Ж. К. Холодов, В.С. Кузнецов.- 3- е изд., стер.-М.: Академия, 2008.-480с.:ил.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2022; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.