Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ощущения и восприятия




Темы для рефератов и докладов

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

1. Психология как наука и ее задачи.

2. Методы психологии.

1. Современная психология и ее место в системе наук.

2. Фундаментальные и прикладные отрасли психологии.

3. Значение психологических знаний для идеологической теории и практики.

4. Принципы и методы исследования современной психологии.

5. Метод наблюдения и самонаблюдения в психологии.

6. Эксперимент, его разновидности и процедура психологическо­го исследования.

7. Психологические тесты.

Список литературы

1. Аболин Л. М. О восприятии и понима­нии ребенка / Л. М. Аболин, Т. В. Иванова, И. Ф. Сибагатуллина. – Казань–Рига, 1996.

2. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази. –
Кн. 1, 2. – М., 1982.

3. Анцыферова Л. И. Методологические проблемы психологии развития / Л. И. Анцыферова // Принцип развития в психологии. – М.: Наука, 1978.

4. Асеев В. Г. Возрастная психология. Учеб. пособие / В. Г. Асеев. – Иркутск, 1989.

5. Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психологической ди­агностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. – Киев, 1989.

6. Гамезо М. В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М., 1973.

7. Гилъбух Ю. 3. Психодиагностика в школе / Ю. З. Гильбух. – М., 1989.

8. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М., 1988.

9. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию актив­ности / Л. П. Гримак. – М., 1982.

10. Дубинин Н. П., Генетика, поведение, ответ­ственность. О природе антиобщественных поступков и путях их преодоле­ния / Н. П. Дубинин, И. И. Карпец, В. Н. Кудрявцев. – М., 1989.

11. Литвинцева Н. А. Психологический автопортрет / Н. А. Литвинцева. – М., 1997.

12. Практикум по общей психологии / Под ред. А. И. Щербакова. – М., 1990.

13. Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1982.

14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2-х т. / С. Л. Рубинштейн. – Т. 1. – М., 1989.

15. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности / Е. Т. Соколова. – М., 1980.

Познание человеком окружающей его действительности осуще­ствляется прежде всего посредством органов чувств. Поэтому оно именуется чувственным познанием, чувственным отражением дей­ствительности. Возникающие при этом у человека образы предме­тов и явлений действительности называются ощущениями и восприятиями.

Между этими психическими процессами есть нечто общее, но есть
и существенные различия. Общее заключается в том, что оба они – первичные познавательные процессы – возникают только при непос­редственном воздействии тех или иных раздражителей на органы чувств
и являются продуктом деятельности нервной системы, ее пе­риферических и центральных мозговых механизмов. Общим также является то, что вся человеческая деятельность базируется на ощу­щениях и восприятиях. Через ощущения и восприятия человек не только получает непосредственную информацию о том, что про­исходит вокруг него и в нем самом, но ощущения и восприятия яв­ляются существенными элементами механизмов,
позволяющих че­ловеку управлять действиями других людей. Лишите человека воз­можности ощущать и воспринимать окружающую его действитель­ность, и он не сможет ничего делать. В специальных опытах у человека «выключали» все органы чувств, ни одно раздражение не проникало
в его мозг, и человек засыпал. В условиях сенсорной изо­ляции у человека меньше чем через сутки отмечалось резкое сни­жение внимания, уменьшение объема памяти, происходили другие изменения психической деятельности.

Все это свидетельствует о решающей роли ощущений и воспри­ятий в жизни и деятельности людей.

Основное существенное различие между ощущениями и вос­приятиями связано с их отражательной сущностью. Ощущение — это психический процесс отражения отдельных качеств пред­метов и явлений при их непосредственном воздействии на орга­ны чувств.

Существует несколько классификаций ощущений. Наиболее распространенной является классификация, основанная на призна­ке среды, из которой поступают раздражения, воздействующие на рецепторы. Это внешняя среда, в которой протекает жизнь и мно­гообразная деятельность человека, и внутренняя среда его организ­ма. Соответственно раздражения из внешней среды и вызванные ими ощущения получили название экстероцептивных; раздраже­ния же, поступающие из внутренней среды, и ощущения, от них воз­никающие – интероцептивных.

К экстероцептивным относятся ощущения зрительные, слухо­вые, кожные (среди них осязательные, температурные, болевые), обонятельные, вкусовые.

К интероцептивным относятся ощущения, характеризующие состояние внутренних органов, ощущения тяжести, боли, голода и т. д.; вестибулярные ощущения; двигательные ощущения (ощуще­ния положения и перемещения в пространстве всего тела и отдель­ных его частей). Их называют также проприоцептивными, или кинестезическими.

Такое многообразие разновидностей ощущений соответству­ет специализации анализаторов. Она выражается в том, что каж­дый из них реагирует на действия только определенных, специ­фических для него раздражителей: зрительный – световых, слу­ховой – звуковых и т. д. Такая специализация – следствие дли­тельного эволюционного и общественно-исторического их развития и того, что анализаторы и соответствующие им ощущения являются, с одной стороны, механизмами ориентиров­ки в окружающей среде, в условиях жизни и деятельности, с дру­гой – механизмами регуляции действий и деятельности в данных условиях.

В области ощущений существуют определенные закономерно­сти. Центральная закономерность ощущений – существование по­рогов чувствительности. Порогами ощущений называются величи­ны (по интенсивности) раздражений, при которых ощущения воз­никают, могут сохраняться,
а однородные ощущения отличаются друг от друга. Таких порогов три: нижний, или абсолютный, верх­ний и порог различения.

Нижним, или абсолютным порогом называется минимальная сила раздражения, при которой возникает едва заметное ощуще­ние.

Верхним порогом называется наибольшая сила раздражителя, при которой еще сохраняется ощущение определенного вида.

Установлено, что нижним и верхним порогами, например, ощу­щения цвета являются колебания электромагнитных волн часто­той от 390 (фиолетовый цвет) до 780 (красный цвет) миллимикрон, а ощущения звука – колебания звуковых волн от 20 до 20 000 гц. Сверхвысокие по интенсивности раздражители вместо ощущений определенного вида вызывают боль.

Порогом различения называется наименьшая величина, на ко­торую нужно увеличить или уменьшить интенсивность действую­щего раздражения, для того чтобы впервые возникло ощущение его изменения. Эта величина для каждого вида ощущений является оп­ределенной и относительно постоянной. Для зрительных ощущений она составляет – 1/100, для слуховых – 1/10, для тактильных – 1/30.

Пороги ощущений тесно связаны с чувствительностью анали­заторов. Однако зависимость между ними обратная: чем ниже аб­солютный порог, или порог различения, тем выше чувствительность. Чувствительность
и пороги ощущений не одинаковы у разных лю­дей. Это зависит от многих факторов, в том числе и от врожденных особенностей личности. У человека с меланхолическим темперамен­том чувствительность выше, чем у человека флегматичного темпе­рамента. Она также зависит от специфики профессиональной дея­тельности. Например, чувствительность, а следовательно, и соот­ветствующие ощущения достигают высочайшей степени развития у дегустаторов духов, табаков, сыров, вина. Чувствительность за­висит и от специальной тренировки в процессе деятельности.

Отрицательное влияние на чувствительность, а следовательно, и на пороги ощущений оказывает утомление.

Следующая закономерность ощущений – это адаптация. Яв­ление адаптации – в приспособлении анализаторов к функциони­рованию в изменяющихся условиях внешней среды. Оно заключа­ется в повышении или понижении их чувствительности. Такова, например, зрительная световая адаптация. Под влиянием яркого света всегда устойчиво понижается чувствительность зрительного анализатора. При переходе из темного помещения в ярко освещен­ную комнату требуется не менее 3–5 мин для того, чтобы глаз «при­способился» к повышенному (по сравнению с прежним) освещению.

В каждой системе анализаторов – зрительной, слуховой, ки­нестетической и других – существуют анализаторные связи между корковыми элементами. Вместе с тем существуют и межанализатор­ные связи, которые обеспечивают взаимодействие анализаторов. Оно проявляется
в изменении чувствительности одного анализатора под влиянием какого-либо другого или других. Установлено, что если какое-либо музыкальное произведение сопровождать подо­бранной определенным образом гаммой цветов, демонстрируемых на экране, то чувствительность к музыке при этом повышается. Известно также, что слабое вкусовое ощущение кислого повышает зрительную чувствительность. Общая же закономерность взаимо­действия ощущений проявляется в том, что слабые по интенсивно­сти раздражения одного анализатора (следовательно, не очень яр­кие ощущения) повышают чувствительность другого; сильные же, наоборот, понижают ее. Это имеет важное практическое значение и позволяет говорить
о своеобразии сенсорной организации челове­ка. Она представляет собой определенный уровень развития раз­личных видов чувствительности
и своеобразие связей между ними у каждого человека и поэтому является одной из существенных ха­рактеристик индивидуальности. Сенсорная организация формиру­ется на протяжении жизни человека под влиянием специфических условий различных видов его деятельности. Это и лежит в основе особенностей проявлений и развития чувствительности различных профессий.

Восприятие в отличие от ощущений – психический процесс целостного отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

В восприятии синтезированы (объединены) многие ощущения, хотя оно не является их простой суммой. Например, штангист, зах­ватывая гриф штанги, не только видит ее, но и ощущает толщину грифа, холод металла, меру «сцепления» пальцев рук с грифом. Все эти ощущения обобщаются
в один целостный образ штанги. В этом выражается предметность и целостность восприятия. Другая его особенность – структурность. Она заключается в том, что восприятие не просто сумма ощущений, в нем отражаются взаимоотношения различных свойств и частей предмета, то есть его структура.

Для восприятия характерен и ряд других особенностей: констан­тность, осмысленность, апперцепция.

Константность восприятия характеризуется тем, что в оп­ределенных границах человек воспринимает предметы как отно­сительно неизменные. Она обнаруживается, например, при зри­тельном восприятии формы и цвета предметов. Так, классная доска воспринимается черной, потолок – белым и при ярком солнечном освещении, и при тусклом свете пасмурного утра, и при электри­ческом освещении. Конечно, константность восприятия сохраняется не всегда, она может изменяться (например, при очень ярком и быстро изменяющемся цветовом освещении). Тогда естествен­ные цвета предметов начинают как бы смещаться в сторону бли­ков цветового освещения. Так, в зависимости от сменяющих друг друга ярко-красного, фиолетового, зеленого цветов освещения ме­няется цвет костюма фигуриста, цвет лица у актера.

Константность восприятия имеет большое жизненное значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, по­вороте, движении, изменении освещения человек сталкивался бы с «новыми» предметами и перестал бы узнавать то, что ему было из­вестно раньше. При этом точность, быстрота восприятия предме­тов были бы значительно снижены, а это, в свою очередь, затруд­няло бы эффективную ориентировку человека в условиях его тру­довой, учебной, спортивной деятельности.

Следующая особенность восприятия – это осмысленность. Восприятие – это не только чувственное отражение, но и осозна­ние предметов, их осмысливание. Это значит, что в процессе вос­приятия включено и мышление. Воспринимая предмет, человек стремится вслух или про себя словесно назвать его или соотнести с какими-то другими предметами, напоминающими его. В этом вы­ражается не только осмысленность, но и обобщенность восприятия. Осмысленность его хорошо проявляется, например, при восприя­тии незавершенных рисунков. Рассмотрение рисунка обнаруживает единство чувственных и логических элементов познания, неразрыв­ную связь восприятия и мышления человека. Поэтому окружаю­щая действительность в восприятии полнее и глубже, хотя это и относится только к внешним свойствам и качествам предметов.

Для восприятия характерно также и явление апперцепции. Апперцепцией называется зависимость восприятия от жизненно­го опыта человека, интересов, запаса знаний, ценностных ориен­таций и установок. С апперцепцией связаны целенаправленность и избирательность восприятия, индивидуальные различия в вос­приятии одного и того же предмета различными людьми. Напри­мер, воспринимая сломанные лыжи, мастер, производящий их, будет фиксировать внимание на материале, из которого они изго­товлены, качестве их изготовления, художник-дизайнер – на внешнем оформлении, начинающий спортсмен – на соответствии лыж росто-весовым показателям, опытный тренер, выбирающий лыжи для своих учеников, будет оценивать их всесторонне.

Восприятие – это процесс, в котором отражаются и особенно­сти реально существующих качеств и отношений предметов внешнего мира, служащих источником восприятия, и своеобразие субъективной деятельности личности. Внутренние установки и определенная направленность личности составляют объективный характер восприятия. Это раскрывается в предопределенности восприятия субъективной настроенностью личности. Своеобразие сенсорной деятельности в определенных условиях также может влиять на увеличение роли субъективных качеств восприятия. Примерами этому служат иллюзии восприятия, нарушение кон­стантности, явления одновременного и последовательного контра­стов, взаимоотношения фигуры и фона восприятия.

Многообразие чувственного отражения личностью окружающе­го объективного мира выступает в восприятии предметов, простран­ства, движений, времени, человеческих отношений и в восприятии человека человеком.

Полученные знания, имеющийся опыт, представления памя­ти включаются в процесс восприятия. Всякий новый предмет ос­мысливается и определяется в системе имеющегося интеллек­туального и эмоционального багажа личности. Благодаря вклю­чению мышления в акт восприятия уже на уровне чувственного познания совершается осмысливание и первоначальное обобще­ние.

В процессе активной познавательной деятельности восприятие приобретает целенаправленный, планомерный, увлекающий лич­ность характер – становится наблюдением.

Систематически организуемое наблюдение, приносящее лично­сти глубокое удовлетворение и помогающее решать волнующие ее вопросы, может стать более или менее длительным интеллектуаль­ным состоянием личности. При определенных обстоятельствах в поведении человека обнаруживается наблюдательность, являюща­яся сложным специфическим проявлением личности.

Длительное и постоянное культивирование наблюдения, а так­же потребности практической профессиональной деятельности спо­собствуют выработке наблюдательности как устойчивой черты по­ведения или деятельности личности. Наблюдательность становит­ся свойством личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.