Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способности




Темы для рефератов и докладов

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

1. Понятие характера.

2. Структура характера и симптомокомплексы его свойств.

3. Психологические типы акцентуированных характеров у подро­стков.

4. Формирование характера.

 

 

1. Понятие характера и его структура.

2. Теоретические концепции типологии характеров.

3. Формирование характера.

4. Взаимосвязь характера с другими личностными свойствами че­ловека.

 

Список литературы

1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Б. Г. Ананьев. – Т. 2. – М., 1980.

2. Бодалев А. А. Психология личности / А. А. Бодалев. – М., 1988.

3. Иванов Н. Я. Патохарактерологический диагностический опрос­ник для подростков / Н. Я. Иванов, А. Е. Личко. – Москва – СПб., 1994.

4. Ковалев А. Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. – М., 1969

5. Левитов Н. Д. Психология характера / Н. Д. Левитов. – М., 1969.

6. Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. – Киев, 1981.

7. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера подростков / А. Е. Личко. – Л., 1983.

8. Мерлин В. С. Структура личности. Характер, способности, самосозна­ние / В. С. Мерлин. – Пермь,1990.

9. Норакидзе В. Г. Методы исследования характера / В. Г. Норакидзе. – Тбилиси, 1989.

10. Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера / Ю. М. Орлов. – М., 1987.

11. Петровский А. В. От поступка к характеру / А. В. Петровский. – М., 1987.

12. Платонов К. К. Способности и характер / К. К. Платонов // Теоретические проблемы психо­логии личности / Под ред. Е. В. Шороховой. – М., 1974.

13. Рогинский Я. Я. Можно ли связать строение тела с характером / Я. Я. Рогинский // Природа. – 1972. – № 2.

14. Рубинштейн С. Я. Черты характера ребенка и их воспитание в семье / С. Я. Рубинштейн. – М., 1964.

15. Симонов П. В. Темперамент, характер, личность / П. В. Симонов, П. М. Ершов. – М., 1984.

Способности – это индивидуально-психологические особенно­сти человека, отвечающие требованиям данной деятельности и яв­ляющиеся условием успешного ее выполнения.

Обратим внимание на важнейшие стороны этого определения. Во-первых, способности – это индивидуальные особенности, то есть то, что отличает одного человека от другого. Во-вторых, это не про­сто особенности, а психологические особенности. Поэтому длинные, гибкие пальцы (особенности пианиста) или высокий рост (особенности баскетболиста) не являются способностями, хотя и помогают добиться успеха в соответствующей деятельности. И, на­конец, способности – это не всякие индивидуально-психологичес­кие особенности, а лишь те, которые соответствуют требованиям определенной деятельности.

К способностям относятся, например, музыкальный слух и чув­ство ритма, необходимые для успешного занятия музыкой; конст­руктивное воображение, необходимое для выполнения деятельно­сти конструктора, инженера.

Наряду с индивидуальными особенностями психических про­цессов (ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображения) способностями являются и более сложные психологические особен­ности. Это – более сложные индивидуально-психологические осо­бенности, которые формируются на базе тех или иных особеннос­тей личности и включают в себя эмоционально-волевые моменты, элементы отношения к деятельности и некоторые особенности пси­хических процессов, но не сводятся к каким-либо частным психи­ческим проявлениям (таковы, например, педагогический такт, ма­тематическая направленность ума или эстетическая позиция
в об­ласти литературного творчества).

Что дает основание говорить о наличии у человека способнос­тей к какой-либо деятельности? Основанием служат два показате­ля: быстрота овладения деятельностью и качество достижений. Человека считают способным, если он, во-первых, быстро и успешно овладевает какой-либо деятельностью, легко, по сравнению с другими людьми, приобретает соответствующие умения и навыки и, во-вторых, добивается достижений, значительно превосходящих средний уровень.

Каждая деятельность (педагогическая, музыкальная, конструк­тивная, математическая, литературная и т. д.) предъявляет чело­веку определенные требования к его психическим процессам, ра­боте анализаторов, скорости реакций, к свойствам личности. Одни люди могут обладать соответствующими качествами, у других они могут быть слабо развиты.

Любая деятельность требует от человека не одной способности, а ряда взаимосвязанных способностей. Так, литературные способ­ности включают в себя, помимо уже упомянутой эстетической по­зиции, впечатлительность, наблюдательность, образную память, творческое воображение, способность к точному и выразительному языку.

Недостаток, слабое развитие какой-либо одной частной способ­ности могут быть компенсированы (возмещены) за счет усиленного развития других. Это свойство компенсации способностей дает до­вольно широкие возможности для овладения различными видами деятельности, выбора профессии. Отсутствие отдельной частной способности можно компенсировать также упорным трудом, настой­чивостью, напряжением сил.

Способности формируются, а следовательно, и обнаруживают­ся только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей.

Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в пра­вильно организованной соответствующей деятельности в течение его жизни под влиянием обучения и воспитания. Иными словами, способности – прижизненное, а не врожденное образование.

В деятельности, направленной на удовлетворение потребнос­тей, исторически создавались и развивались способности людей. В ходе исторического развития человеческого общества возникали новые потребности, люди создавали новые области деятельности, тем самым стимулируя развитие новых способностей.

Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способнос­тей со знаниями, умениями и навыками. С одной стороны, способ­ности зависят от знаний, умений, навыков – в процессе приобре­тения знаний, умений, навыков развиваются способности. С другой стороны, знания, умения
и навыки зависят от способностей. Спо­собности позволяют быстрее, легче, прочнее и глубже овладеть со­ответствующими знаниями, умениями и навыками.

Известную роль в развитии способностей играют биологичес­кие факторы, являющиеся предпосылками развития способностей. Такие природные предпосылки развития способностей называют задатками.

Задатки – некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обус­ловливают природные индивидуальные различия между людьми.

Задатки влияют на процесс формирования и развития способ­ностей. При всех прочих равных условиях наличие благоприятных для данной деятельности задатков способствует успешному фор­мированию способностей, облегчает их развитие.

К задаткам относятся некоторые врожденные особенности зри­тельного и слухового анализаторов. В качестве задатков выступа­ют также типологические свойства нервной системы, от которых зависит быстрота образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, выносливость нервной системы, умственная работоспособность.
В настоящее время установлено, что наряду с тем, что типологические свойства (сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов) характеризуют нервную сис­тему в целом, они могут совершенно по-другому характеризовать работу отдельных областей коры (зрительной, слуховой, двигатель­ной и т. д.). В этом случае типологические свойства являются пар­циальными (лат. «парциальный» – «ча­стичный», «отдельный»), так как характеризуют работу лишь от­дельных участков коры мозга. Парциальные свойства уже более оп­ределенно можно считать задатками способностей, связанных с работой зрительного или слухового анализатора, с быстротой и точ­ностью движений.

В качестве задатков следует рассматривать также уровень раз­вития
и соотношение первой и второй сигнальной систем. В зависи­мости от особенностей соотношения между сигнальными система­ми И. П. Павлов различал три специально человеческих типа выс­шей нервной деятельности: художественный тип с относительным преобладанием первой сигнальной системы; мыслительный тип сотносительным преобладанием второй сигнальной системы; сред­ний тип с относительной уравновешенностью сигнальных систем. Для людей художественного типа характерна яркость непосред­ственных впечатлений, образность восприятия и памяти, богатство и живость воображения, эмоциональность. Люди мыслительного типа склонны к анализу и систематизации, к обобщенному, абст­рактному мышлению.

Задатками могут являться и индивидуальные особенности стро­ения отдельных участков коры головного мозга.

Следует помнить, что задатки не заключают в себе способности и не гарантируют их развитие. Задатки – это только одно из усло­вий формирования способностей. Ни один человек, какими бы бла­гоприятными задатками он ни обладал, не может стать выдающимся художником, математиком, поэтом, не занимаясь много и настой­чиво соответствующей деятельностью.

Нельзя считать, что каждой способности соответствует свой отдельный задаток. Задатки многозначны. Это значит, что на ос­нове одного и того же задатка могут вырабатываться разные спо­собности. Так, на основе такого задатка, как быстрота, точность, тон­кость и ловкость движений, могут в зависимости от условий жизни и деятельности выработаться и способность к плавным и коорди­нированным движениям тела гимнаста,
и способностям к тонким и точным движениям руки хирурга, и способность к быстрым и плас­тичным движениям пальцев скрипача. На основе художественного типа могут сложиться способности и актера, и писателя, и худож­ника, и музыканта; на основе мыслительного типа – способности
и математика, и лингвиста, и философа.

Различают способности разного уровня – учебные и творчес­кие. Учебные способности связаны с усвоением уже известных спо­собов выполнения деятельности, приобретением знаний, умений, навыков. Творческие способности связаны с созданием нового, ори­гинального продукта,
с нахождением новых способов выполнения деятельности. С этой точки зрения различают способности к усвое­нию, изучению математики и творческие математические способ­ности и т. д. Разумеется, резко обособлять учебные и творческие способности нет оснований: учебная деятельность обычно включа­ет в себя и элементы субъективного творчества.

Различают также общие умственные способности и специаль­ные способности. Общие умственные способности – это способ­ности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности; эти способности отвечают требо­ваниям, которые предъявляют не один, а целый ряд, широкий круг относительно родственных деятельностей. К общим ум­ственным способностям относят такие качества ума, как умствен­ная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, сосредоточенное внимание и т. п. Специальные способности – это способности, которые необходимы для успеш­ного выполнения какой-нибудь деятельности – музыкальной, художественной, конструктивно-технической и т. д. Эти способ­ности также представляют собой единство отдельных частных способностей.

Успешное осуществление той или иной деятельности даже при наличии способностей зависит от определенного сочетания качеств личности. Одни только способности, не сочетающиеся с соответству­ющей направленностью личности, ее эмоционально-волевыми свой­ствами, не могут привести к высоким достижениям. Прежде всего, способности тесно связаны с активным положительным отношени­ем к соответствующей деятельности, интересом к ней, склонностью заниматься ею, переходящей на высоком уровне развития в страс­тную увлеченность, в жизненную потребность в этом виде деятель­ности.

Интересы проявляются в стремлении к познанию объекта, ос­новательному изучению его во всех деталях. Склонность – стрем­ление выполнить соответствующую деятельность. У способных к определенной деятельности детей и взрослых интересы и склонно­сти, как правило, сочетаются. Интересы и склонности к определен­ной деятельности развиваются обычно в единстве с развитием спо­собностей к ней.

Для успеха в деятельности, кроме наличия способностей, ин­тересов и склонностей, необходим ряд черт характера, прежде всего трудолюбие, организованность, сосредоточенность, целеус­тремленность, настойчивость. Без наличия этих качеств даже вы­дающиеся способности не приведут к надежным, значительным достижениям.

Многие полагают, что способным людям все дается легко и про­сто, без особого труда. Это не так. Для развития способностей тре­буется длительное, упорное учение и большой, напряженный труд. Как правило, способности всегда сочетаются с большой трудоспо­собностью и трудолюбием. Недаром все талантливые люди подчер­кивают, что талант – это труд, умноженный на терпение, это склон­ность к бесконечному труду.

Очень важны такие качества личности, как самокритичность, требовательность к себе. Эти качества рождают неудовлетворен­ность первыми результатами труда и желание сделать еще лучше, совершеннее.

Высокий уровень развития способностей называют талан­том. Талант – это наиболее благоприятное сочетание способ­ностей, дающих возможность особенно успешно, творчески вы­полнять определенную деятельность – с одной стороны; склон­ности к этой деятельности, своеобразной потребности в ней – с другой; большого трудолюбия и настойчивости –
с третьей. Талант может проявляться в любой человеческой деятельнос­ти, а не только в области науки или искусства. Поэтому талант­ливым может быть и лечащий врач, и учитель, и летчик, и но­ватор сельскохозяйственного производства, и квалифицирован­ный рабочий.

Как уже отмечалось, способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятель­ность.

Каждый нормальный и здоровый в психическом отношении ре­бенок имеет общие способности, необходимые для успешного обу­чения в школе, иначе говоря, каждый способен получить среднее образование, овладеть учебным материалом в пределах школьной программы. Иногда ученик может казаться неспособным к тому или иному учебному предмету. Это происходит из-за отсутствия у школьника некоторых знаний и умений, из-за пробелов в знаниях, тех или иных проявлений темперамента.

Способности формируются и развиваются в той деятельно­сти, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ре­бенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не проявляет способностей. Чем разнообразнее и содержательнее деятельность, тем больше возможностей для развития способ­ностей. Однако не всякая деятельность, в которую включают ре­бенка, автоматически формирует и развивает способности
к ней. Для того чтобы деятельность положительно влияла на разви­тие способностей, она должна удовлетворять некоторым усло­виям.

Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие.

Во-вторых, деятельность ребенка по возможности должна быть творческой.

В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, что­бы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его налич­ные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения дея­тельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.