Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определения малой группы




Понятие и отличительные признаки МГ

Тема 1. Общая характеристика малых групп

МОДУЛЬ I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ МАЛОЙ ГРУППЫ

Темы для рефератов и докладов

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

1. Понятие групп и коллективов.

2. Уровни развития коллектива и психологические проблемы ру­ководства коллективом.

3. Межличностные взаимоотношения в группах и коллективах.

4. Межличностные отношения и проблемы психологической со­вместимости.

 

1. Понятие малой группы и коллектива.

2. Социально-психологические явления в малых группах.

3. Межличностные отношения в малых группах.

4. Социально-психологические факторы эффективности групповой деятельности.

5. Феноменология лидерства.

Список литературы

 

1. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М., 1988.

2. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе / Н. П. Аникеева. – М., 1989.

3. Бернс Р. В. Развитие «Я-концепции» и воспитание / Р. В. Бернс. – М., 1986.

4. Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология / В. М. Бехтерев. – М., 1921.

5. Давыдова Т. Б. Экспериментально-психологическое исследование коллективизма и сплоченности студенческих групп / Т. Б. Давыдова // Проблемы высш. шк. – Киев, 1974.

6. Добрович А. И. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителей и родителей / А. И. Добрович. – М., 1987.

7. Донцов А. И. Психология коллектива / А. И. Донцов. – М., 1984.

8. Земская М. Семья и личность / М. Земская. – М., 1986.

9. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Общение и возрастные особенности / Я. Л. Коломинский. – Минск, 1976.

10. Лотушкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива / А. Н. Лотушкин. – М., 1988.

11. Немов Р. С. Социально-психологический анализ аффективной деятельности коллектива / Р. С. Немов. – М., 1984.

12. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. – М., 1982.

13. Селиванов В. И. Студенческие коллективы / В. И. Селиванов, Н. А. Федоров // Коллектив и личность. – М., 1975.

14. Шакуров Р. Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом / Р. Х. Шакуров. – М., 1982.

15. Шакуров Р. Х. Причины конфликтов в педагогических коллективах и пути их преодоления / Р. Х. Шакуров, Б. С. Алишев // Вопр. психологии. – 1986. – № 6.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предмет психологии, ее задачи и методы........................ Ощущения и восприятия...................................... Внимание................................................... Память..................................................... Мышление.................................................. Воображение................................................ Личность и ее мотивационная сфера............................. Эмоции и чувства............................................ Темперамент................................................ Характер.................................................... Способности................................................. Межличностные отношения в группах и коллективах..............  

 

1. Понятие и отличительные признаки МГ.

2. Классификация МГ.

3. Состав МГ: численность и композиция.

4. Режимы групповой активности.

5. Функции МГ.

* * *

Все существующие определения МГ можно разделить на три категории: общеописательные, концептуализированные, методологизированные.

Общеописательные определения. Большинство определений малой группы являются неконцептуализированными, т.е. сформулированными на уровне общих представлений, накопленных за некоторый период времени. Например, в 1990-х гг. А. Кэррон и Л. Брэулей характеризуют группу как социальную структуру, состоящую из двух и более индивидов, которые идентичны друг другу, имеют общие цели и потребности, разделяют общую судьбу, демонстрируют структурированные паттерны интеракций и способов коммуникации, личностно и инструментально взаимозависимы, привлекательны друг для друга и рассматривают себя как группу.

Концептуализированные определения. Суть таких определений состоит в том, что они даны в рамках какой-то теории (или совокупности похожих подходов) и отражают основную её идею. Например, в теории социальной идентичности группа определяется как совокупность индивидов, которые воспринимают себя как членов одной и той же социальной категории, разделяют аффективные последствия этого самоопределения и достигают некоторой степени согласованности в оценке группы и их членства в ней.

В теории символической конвергенции группа расценивается как совокупность индивидов, которые обмениваются символами и интерпретируют их с целью создания совместно разделяемой действительности, связывающей их вместе в единое целое.

В сетевой теории группы понимаются как «подмножества полностью или почти полностью связанных «узлов» внутри некоторой популяции», «набор динамических связей между людьми, механизмами и задачами, которые формируют сложную систему».

В теории деятельностного опосредствования межличностных отношений малая группа определяется как «общность людей, объединенных на основании некоторого или некоторых признаков, относящихся к осуществляемой ими совместной деятельности, в том числе общению».

В микрогрупповой теории понятие малой контактной группы раскрывается как общность людей по какому-то социальному или психологическому признаку, жизнедеятельность которой имеет разные режимы, представленные активностью отдельных индивидов, неформальных подгрупп и группы в целом со всеми их связями.

Методологизированные определения. Некоторые определения являются методологизированными, так как даны в контексте определенной методологии. Например, стало традицией опираться на методологию системного подхода и рассматривать малую группу, соответственно, как систему. Например, Х. Арров и др. понимают группу как сложную систему, которая взаимодействуют со своими компонентами (членами) и с множеством больших систем (организация, общество, экономика), в которые она включена.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.