Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы, формы, феномены и эффекты взаимоотношения

Понятие о взаимоотношениях и аспекты их исследования

Тема 10. Взаимоотношение в малой группе и неформальных подгруппах

1. Понятие о взаимоотношениях и аспекты их исследования

2. Типы, формы, феномены и эффекты взаимоотношения.

3. Феномены взаимоотношений.

3.1. Референтность: понятие, функции, модель.

3.2. Идентичность: понятие, модель.

3.3. Доверие: понятие, модель.

* * *

Взаимоотношения – система социальных установок и стереотипов субъектов относительно друг друга, которые формируются и трансформируются в процессе их непосредственного взаимодействия или под влиянием мнения других субъектов.

Существует несколько направлений исследования взаимоотношений. В одном направлении внимание фокусируется на близких отношениях в диадах, которые проявляются в форме дружбы и любви (реже, на их антиподах – зависти и ненависти). Интерес представляют неформальные отношения в парах друзей и влюбленных, семейных парах. Исследователей занимают вопросы о сути дружбы и любви, закономерностях их развития и факторах, которые их обуславливают.

В другом направлении акцент делается на изучении межличностных отношений в производственных, спортивных, учебных, терапевтических и других реальных малых групп, состоящих из трех и более человек. Рассматриваются отношения взаимозависимости и взаимоответственности, непосредственные и опосредованные (совместной деятельностью или компьютерной связью) отношения, типы и феномены отношений в группе.

В третьем направлении внимание обращается на отношения индивидов к группе, что проявляются в типах отношений (групповая аттракция, антипатия и безразличие) и феноменах отношений (групповая действенность, референтность и идентификация/идентичность, групповое доверие).

Еще в одном направлении, представленном микрогрупповой теорией, ставится задача объединения разнопорядковых субъектных отношений (индивид-индивид, индивид-подгруппа, индивид-группа, подгруппа-группа, подгруппа-подгруппа) в рамках создания многомерных моделей проявления тех или иных феноменов отношений.

Выделяют следующие типы отношений между субъектами: симпатия (аттракция), антипатия, безразличие. Эти типы отношений чаще рассматриваются в связях индивид-индивид (межличностные отношения) и индивид-группа (групповые отношения), значительно реже – в связи индивид-подгруппа (микрогрупповые отношения).

Существует персонифицированная и деперсонифицированная межличностная аттракция и антипатия. Персонифицированная аттракция и антипатия выражается в позитивной-негативной оценке и привлекательности-непривлекательности другого члена группы для индивида в зависимости от восприятия его индивидуально-психологических характеристик и меры соответствие этих характеристик индивидуальным представлениям, ценностям и потребностям субъекта аттракции. Деперсонифицированная (или социальная) аттракция и антипатия представляют собой позитивную-негативную оценку и привлекательность-непривлекательность другого, основанные на восприятии его принадлежности к группе/подгруппе и степени воплощения им в своих качествах и своей активности основных характеристик группы/подгруппы.

Микрогрупповая/групповая аттракция и антипатия выражается в позитивной-негативной оценке и привлекательности-непривлекательности неформальной подгруппы/группы для индивида в зависимости от восприятия её ключевых характеристик и степени соответствие этих характеристик ожиданиям индивида. Микрогрупповое/групповое безразличие – отсутствие каких-либо заметных позитивных или негативных оценок подгруппы/группы и индифферентное к ней отношение.

В качестве сложных форм отношений принято рассматривать дружбу и любовь.

Дружба характеризуется через следующие признаки: восприятие другого как абсолютной ценности (это подчеркивает нравственный аспект отношения); наличие общезначимых интересов; высокий уровень открытости и честности; взаимопонимание; готовность оказывать поддержку и помощь другу в ситуациях, когда приходится поступаться собственными интересами. Источниками формирования дружбы являются аттракция, доверие и идентификация.

Любовь, по мнению зарубежных специалистов, содержит три измерения: страсть (включает эйфорию, увеличение сердцебиения и чудесные чувства), близость (предполагает открытость и чувство свободы говорить о чем угодно) и обязательства (включают преданность и потребность быть рядом).

Дружба и любовь, в силу амбивалентной природы чувств, могут сопровождаться такими отношениями как ревность и зависть, а также могут флуктуировать, т.е. нарастать и ослабевать.

Основными феноменами отношений являются доверие, референтность, идентичность, эмпатия.

Наиболее известным эффектом взаимоотношений является совместимость – максимальная удовлетворенность друг другом, сложивимися отношениями и взаимодействием.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Многомерная модель проявления конфликта в группе (микрогрупповая теория) | Феномены взаимоотношений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.