Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Адаптация индивида и социально-психологическая структура группы




А. как функция характеристик индивида

Подходы к изучению адаптации

Внимание фокусируется на тех или иных индивидных и личностных качествах человека, которые обуславливают успешность-неуспешность А.

Спектр рассматриваемых характеристик:

- биологические;

- физиологические;

- социально-демографические;

- психологические (потребности и мотивы, интеллект и креативность, свойства и тип темперамента);

- социально-психологические (социальные потребности и мотивы, установки и ценности, черты характера и коммуникативные качества);

- экспрессивные (внешний вид и особенности экспрессии);

- когнитивные (самосознание и рефлексия).

2.2. А. как функция характеристик группы/подгруппы

Внимание фокусируется на особенностях группы, которые обуславливают успешность-неуспешность А. индивида.

Например,

А. Установка группы по отношению к новичку (А.С.Горбатенко).

Три типа установки: а) группа готова взаимодействовать с новичком, авансируя ему гуманные отношения; б) группа готова взаимодействовать с новичком, авансируя ему антигуманные отношения; в) группа отказывается от взаимодействия с новичком, безразлична к нему.

Б.Доверие группы к новичку (Р.Л. Моэланд и Дж.М. Левин).

Доверие определяется характеристиками: а) группы (история, демография, психологический климат, эффективность и ресурсы); б) новичка (членство в других группах, репутация, знания и умения, социальные связи, приверженность к группе); 3) внешних условий (неопределенность и угроза).

2.3. Адаптация как функция взаимной активности индивида и группы/подгруппы

Например, Модель развития личности в новой микросреде (А.В. Петровский).

Источник А. индивида: противоречие между его потребностью в персонализации и объективной заинтересованностью группы принимать те проявление его индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования группы.

Возникновение и последующее разрешение противоречия определяет три этапа А. индивида в новой микросреде: адаптации, индивидуализации, интеграции.

 

С точки зрения микрогрупповой теории адаптацию индивида в группе надо рассматривать в контексте социально-психологической структуры, т.е. неформальных подгрупп и не включенных в них членов. В этом случае можно выделить несколько положений:

1. Не только группы, но и подгруппы характеризуются различным адаптирующим свойством по отношению к новичку. Во многих группах адаптирующий потенциал разных подгрупп варьирует в широких пределах.

2. В процессе вхождения новичка в какую-то группу он фактически включается в одну из подгрупп, которая наиболее открыта для него, или же не включается ни в одну из подгрупп. Общий процесс адаптации новичка в группе – это в значительной мере процесс его включения или не включения в какую-то подгруппу.

3. А. полноправных членов в группе опосредована А. в подгруппе (у членов подгрупп) или А. к какой-то подгруппе (у «самостоятельных» членов).

В частности, это выражается в корреляции между уровнем адаптации полноправных членов в группе и подгруппах (у членов подгрупп) или к подгруппам (у «самостоятельных» членов).

То есть, адаптация полноправных членов в группе осуществляться посредством их включения в ту или иную подгруппу. Например, если индивид включен в какую-то подгруппу, удовлетворен своим членством и адаптирован в ней, то его адаптация в группе является более успешной. Если индивид не включен ни в одну из подгрупп, но имеет потребность быть включенным, то его адаптация в группе будет, скорее, не полной и не завершенной.

4. Члены подгрупп имеют более высокий уровень А. внутри своих подгрупп, чем по группе в целом. «Самостоятельные» члены характеризуются более высоким уровнем А. к подгруппе, на которую ориентируются, чем по группе в целом.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1085; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.