Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упражнения




1. Назовите три метафоры, соответствующие трем подходам к созданию электронных учебных материалов. 2. Назовите посылки, лежащие в основе каждого из перечисленных подходов. 3. Назовите две слабых стороны каждого из подходов. 4. Назовите две сильных стороны каждого из подходов. 5. Познакомьтесь с четвертым уроком обучающей программы "Введение в базы данных". · Какие подходы были использованы при разработке этого урока? · Перечислите причины, которыми могли руководствоваться авторы при выборе такой комбинации способов изложения материала. · Приведите аргументы, доказывающие, что принятый способ разбивки материала авторами КОП можно назвать удачным. · Предложите более удачный способ изложения материалов четвертого урока. · Приведите два аргумента против использования предложенного вами способа изложения материала.

Шестнадцать рекомендаций разработчикам учебных материалов от специалистов по теории обучения

Здесь Вы познакомитесь с рекомендациями, которые дают дизайнеру специалисты в области теории обучения, и сможете:

· назвать и прокомментировать не менее пяти рекомендаций;

· описать не менее одного способа, как использовать каждую из названных рекомендаций при подготовке учебных материалов.

Многолетние исследования в области обучения и практика использования полученных результатов позволили сформировать систему рекомендаций по приложению принципов теории обучения к созданию обучающих программ. Вашему вниманию предложены шестнадцать рекомендаций (Hannafin, M.J. and Peck, K.L. The Design, Development, and Evaluation of Instructional Software. NY: Macmillan Publishing Company, 1988), которые помогут выбирать правильные решения при создании учебных материалов.

1. Начните урок с обзора предыдущего материала. Обучаемые лучше включаются в работу над материалом, если в начале каждой новой темы показать ее связь с предыдущим занятием. Напомните основные положения предыдущего урока и покажите, как они связаны с новым материалом, который еще только предстоит изучать.

2. Предваряйте каждое занятие кратким описанием плана занятия и ожидаемых результатов. Все усилия разработчиков учебных материалов напрасны, если обучаемые плохо понимают, что от них хотят. Старайтесь начать с изложения целей и плана занятия. Обратите внимание учащихся на то, что они освоят в результате своей работы.

3. Излагайте материал сжато, точно, в простой и непринужденной форме. Используйте простой и ясный язык. Старайтесь формулировать как можно точнее. Делайте логичные (естественные) переходы от одной посылки к другой. Избегайте возможных отступлений от принятой логики изложения темы.

4. Старайтесь всегда привести пример или продемонстрировать положения урока. Компьютер позволяет не только предложить учащимся текст, рисунок, аудио- и/или видеозапись. Можно включить в материал последовательную демонстрацию излагаемых положений, позволить обучаемым самим выполнять соответствующие действия под управлением обучающей программы. Старайтесь предоставить учащимся возможность действовать, выражать свои оценки и суждения.

5. Старайтесь задавать такие вопросы и задачи, которые посильны учащимся. Занятия идут эффективнее, если учащийся чувствует продвижение по курсу. «Я понял! У меня получается!» Желательно формировать и поддерживать это ощущение. Пользуйтесь для этого возможностями индивидуализировать обучение, которые предоставляет компьютер.

6. Используйте лексику и языковые формы, которые знакомы учащимся. Выбирайте язык письменной (текст) и устной (аудио) речи в соответствии с ожидаемым культурным уровнем учащихся. Этот уровень надо оценить на первом этапе разработки учебных материалов (анализ целевой аудитории).

7. Ведите занятия в живом темпе. При работе с компьютером учащиеся сами выбирают оптимальный темп прохождения материала. Однако иногда они отвлекаются. Используйте средства контроля за темпом движения по материалу, чтобы привлечь внимание учащихся к изучаемому материалу.

8. Фиксируйте переходы между темами. В каждый момент своей работы учащиеся должны знать, чем именно они занимаются. Найдите способ напомнить, что в данный момент они перешли, скажем, к упражнениям, второму уроку, новой теме, конспекту занятий и т.п. Это достаточно просто сделать, например, выбрав различное оформление экранов, смену стандартных заголовков и т.п.

9. Давайте учащимся ясные и полные указания. Включайте напоминания об ожидаемых действиях обучаемого в стандартные экранные формы. Не забывайте делать выводы и подводить итоги в конце каждой изучаемой темы.

10. Используйте ясные правила оценки результатов учебной работы. Учащиеся трудятся с большей охотой и желанием над отработкой навыков с помощью компьютера, если они знают требуемый уровень отработки навыка. Например: "Допускается не более одной опечатки на машинописной странице". Сформулируйте требования в начале обучения и постоянно используйте их при предъявлении и оценке результатов выполнения заданий. Используйте возможности индивидуализации обучения, чтобы все обучаемые могли достичь нужного уровня подготовки.

11. Проводите текущий контроль освоения материала. Постоянно включайте в свои материалы задания и упражнения, позволяющие контролировать текущие результаты учения. Дифференцированная оценка результатов выполнения таких заданий помогает индивидуализировать обучение, концентрирует внимание учащихся на стоящей перед ними учебной задаче.

12. Включайте в задание не более одного вопроса одновременно. Если надо задать обучаемым несколько вопросов или заданий, не размещайте нескольких заданий на одном экране. Предлагайте их последовательно (или соберите в кроссворд).

13. Развернуто комментируйте верные ответы учащихся. Мало знать, что ответ верен. Им важно знать — почему. Например: "Действительно, текстовый процессор автоматически перемещает курсор в новую строку. Поэтому нажимать клавишу перевод каретки в конце вводимой строки нет необходимости".

14. Переформулируйте вопрос, используйте подсказку при неверном ответе учащегося. Ошибочный ответ ученика дает достаточно сведений для индивидуализации обучения. Хорошие электронные учебные материалы используют 2—3 уровня подсказок, предоставляют дополнительное время, добиваясь правильного выполнения задания каждым. Избегайте «программировать» неправильные ответы, не провоцируйте учащихся на совершение ошибочных действий.

15. Заинтересовывайте учащихся. Хорошие материалы должны пробуждать и поддерживать у них интерес к занятиям. Оформляйте учебный материал так, чтобы он соответствовал интересам обучаемых. Поясняйте, указывайте, почему они действительно должны освоить предлагаемый материал.

16. Включаемые в материал примеры и задания должны соответствовать реальной жизни. Хорошие учебные материалы обычно включают и рассказ, и показ, и практические упражнения. Упражнения — составная часть изложения материала.

Учащиеся должны что-то делать сами, а не только смотреть и читать. Модели и тренажеры, включаемые в электронные учебные материалы, должны соответствовать условиям, в которых будут действовать обучаемые после окончания учебы.

Упражнение

1. Внимательно прочтите приведенные выше рекомендации. Назовите те из них, которые: · помогают определить содержание материала, включаемого в начало каждого урока; · помогают определить содержание материала, включаемого в конец каждого урока; · говорят о темпе движения учащихся по материалу; · касаются языка и стиля изложения учебного материала; · касаются управления движением обучаемых по материалу; · говорят о мотивации обучаемых; · касаются вопросов и заданий, предлагаемых обучаемым. 2. Вы сгруппировали все рекомендации в семь групп. Выберите рекомендации, которые попали сразу в несколько групп. Объясните, почему это произошло. 3. Познакомьтесь с первым уроком какой-нибудь хорошей обучающей программы: · проверьте, как в этом уроке выполняются рекомендации, касающиеся вопросов и заданий, предлагаемых учащимся; · выберите два таких вопроса и предложите возможный способ улучшить реакцию программы на эти вопросы. 4. Познакомьтесь с четвертым уроком какой-нибудь хорошей обучающей программы: · проверьте, как в этом уроке выполняется каждая из рекомендаций разработчику от специалистов по теории обучения; · предложите два способа улучшения сценария в соответствии с обсуждаемыми рекомендациями.

Подготовка учебных текстов

Познакомившись с рекомендациями по подготовке учебных текстов, Вы сможете:

· вспомнить (назвать на память) не менее четырех,

· привести примеры использования каждой из названных рекомендаций.

Создание электронных учебных материалов — совместный труд группы специалистов. Нередко сценарий разрабатывают несколько человек. Если готовится серия учебных курсов, это практически неизбежно. Тем не менее, работа учащегося не должна зависеть от индивидуальных пристрастий отдельного разработчика. Это особенно важно для учебных текстов. Необходимо выдержать единый стиль изложения материала, чтобы обучаемый встречал привычное построение фраз, привычные обращения и манеру изложения материала. Ниже следуют рекомендации, пригодные для большинства учебных материалов, которые адресованы взрослой аудитории.

Тон изложения материала

Придерживайтесь нейтрального делового тона при изложении материала. По возможности не отвлекайте обучаемого примерами, аналогиями и подробностями, которые не связаны непосредственно с целями изложения. Избегайте иронии и сарказма. Будьте сдержанны, доброжелательны и не фамильярны.

Для связки (перехода) между отдельными разделами пользуйтесь повествовательными предложениями. Избегайте риторических вопросов.

Всегда приводите примеры верных ответов и избегайте включать в текст сценария примеры неверных ответов. В нижеследующей таблице приведены примеры удачных и неудачных обращений к обучаемому. Заметьте, что вам легче запомнятся отрицательные примеры. То же самое происходит и с обучаемыми.

Примеры обращений и связок

Удачные формы обращения и связки Неудачные формы обращения и связки
"Вы правы. До Луны действительно ближе, чем до Марса. Перейдите к следующему упражнению". "Отлично! Вы действительно смыслите в астрономии. Посмотрим, сможете ли Вы так же просто справиться со следующим вопросом".
"В предыдущем разделе вы познакомились с удачным примером обращения. Теперь перейдем к связкам". "Вы знаете, как не следует обращаться к обучаемому. Не хотите ли узнать, как не рекомендуется делать связки"?

Минимизируйте использование специальных эффектов (переливающиеся цвета, движущиеся иконки, звуки и т.п.). Цель специальных эффектов — привлечь внимание обучаемых. Составьте для своего курса свой собственный "словарь" и припишите постоянную функцию каждому спецэффекту. Старайтесь не использовать их для других нужд.

Старайтесь не использовать стереотипных образов типа "крутой" начальник, "пикантная" секретарша и пр. Попытайтесь найти персонажи, которые несут в себе дополнительный скрытый смысл, отвечающий целям вашей учебной программы.

Стиль подачи материала

Всегда пользуйтесь стандартным шрифтом и стандартным размером символов. Между разработчиками КОП должно быть письменное соглашение обо всех используемых шрифтах, сокращениях, спецсимволах, и его необходимо строго придерживаться.

Вводите Каждую Новую Аббревиатуру (КНА) в явном виде, и лишь после этого используйте ее, как сочтете нужным. Приводя перечисление, пользуйтесь специальными символами для их выделения. Если важен порядок их появления, пользуйтесь номерами.

Избегайте обращений, связанных с полом учащегося (если это не делается специально). Помните, с электронными учебными материалами будут работать учащиеся любого пола.

Пользуйтесь активным залогом. Избегайте использовать пассивный залог. Используйте:

· настоящее время — для текста урока;

· прошедшее время — при подведении итогов;

· будущее время — при изложении целей и ожидаемых результатов занятия.

Договоритесь о системе редакторских символов, которые группа разработчиков будет использовать для корректировки текстов в процессе создания КОП. Это поможет избежать многих недоразумений. Такая договоренность не раз пригодится на этапах разработки и редактирования сценария, отладки и доводки программы, при тестировании и оценке бета-версии КОП.

При выборе формата экранов ориентируйтесь на следующие рекомендации (рис. 5):

· хорошо, если обучаемый может прочесть учебный текст на экране "за один прием";

· старайтесь ограничить объем текста 5—8 строками и не делайте его больше 15 строк;

· ограничьте используемую длину строки текста, старайтесь включать в строку до 10 слов;

· старайтесь не помещать более одного - двух "параграфов" текста на один экран.


Рис. 5. Пример размещения текста на экране

Хочется напомнить еще раз, что все приводимые рекомендации носят ориентировочный характер. Следуйте им «с умом».

Упражнение

1. Составьте "шпаргалку" с рекомендацией по общему стилю изложения материала. 2. Познакомьтесь с третьим уроком хорошей обучающей программы и найдите в ней: · три примера удачного использования каждой из приведенных выше рекомендаций; · один пример неудачного использования рекомендаций. 3. Предложите возможный вариант исправления найденного недостатка. 4. Приведите аргумент, почему этого не сделали авторы обучающей программы.

Изложение элементов учебного материала

Сейчас Вы познакомитесь с особенностями изложения отдельных элементов учебного материала, после чего сможете:

· назвать три различных способа объяснения — генетическое объяснение, материальное объяснение и структурное объяснение,

· описать различия в способах изложения понятий, процессов, процедур, принципов и фактов.

Объяснение — это родовой термин для трех совершенно различных по своей сути процедур:

· генетического объяснения;

· материального объяснения;

· структурного объяснения.

Генетическое объяснение опирается на предшествующие состояния объясняемого. Оно может включать описание нескольких предыдущих состояний, упоминать развитие и акцентироваться на том, что происходило (происходит) в процессе перехода к новым состояниям.

Материальное объяснение сводит все к рассмотрению систем меньшей сложности, из которых образуется изучаемая система (например, детали и изделие).

Структурное объяснение выполняется через синхронное рассмотрение элементов (составляющих частей объясняемого). Обычно оно используется для описания сложных объектов, где целое заметно больше суммы своих частей.

Выбор одного из способов объяснения, как и подхода к построению учебной программы, определяют макроструктуру (макроплан) курса. Этот выбор во многом зависит от содержания учебного материала и целей обучения.

Кроме макроплана, есть и микроплан. Учебный материал компьютерного курса, как правило, включает различные, хорошо вам знакомые составляющие:

· понятия;

· процессы (описание работы);

· процедуры (описание выполняемых действий);

· принципы;

· факты.

Понятия — это классы объектов, событий или элементов, которые имеют общие свойства и называются одни именем. Например: "дождь" или "компьютер".

Процесс — описание того, как нечто работает. Типичный пример: описание четырех тактов работы двигателя внутреннего сгорания.

Процедура — описание того, как нечто сделать. Обычно это упорядоченная последовательность шагов, приводящая к решению некоторой задачи. Пример: процедура построения таблицы в текстовом редакторе.

Принципы — проверенные временем общепринятые утверждения. Они показывают связь между причинами и следствиями. Например: приведенная выше рекомендация "Начните урок с обзора предыдущего материала" связана с известным принципом "обучаемые лучше воспринимают новый материал, если в начале им напоминают о том, что они уже знают, и показывают, как это знание будет связано со вновь изучаемым материалом".

Факты — сообщения, которые утверждают бесспорную связь между объектами и /или событиями. Напомним, что факты можно воспроизводить (но не обобщить).

Каждой из пяти перечисленных составляющих соответствуют свои традиционные способы изложения материала.

При обучении понятиям используют примеры, определения, аналогии. Традиционный прием — включить в учебные материалы упражнения на "подведение под понятие", где обучаемые должны выбирать между верными и неверными ответами. Сначала идут простые примеры, затем сложные. Общая схема предлагаемой последовательности заданий показана на рис. 6.

Рис. 6. Дидактический принцип "От частного — к общему"

Обучение понятиям — одна из основных проблем дидактики. Этой теме посвящено огромное количество работ в области педагогической психологии и теории обучения. Компьютерное обучение добавляет к этим приемам обилие иллюстраций (графических, видео- и звуковых), возможность выполнять упражнения под управлением компьютера.

Для рассмотрения процессов компьютер — особенно удобное средство. Он позволяет использовать "живые" графики, диаграммы, действующие модели систем и другие динамические объекты, которые иллюстрируют протекание изучаемых процессов. Обычно развитие ситуаций моделируется на реальных примерах.

Упражнение

В первом уроке обучающей программы УНИАР "Введение в мир Интернет" рассмотрены процессы передачи данных в Интернет. Познакомьтесь с этим примером. Предложите два улучшения в программу, которые, по вашему мнению, повысят ее педагогическую эффективность.

Освоение процедур — типичная ситуация при обучении работе с техническими устройствами. Если изучение процедуры требует понимания происходящих процессов, рассмотрите сначала процессы. Часто можно слышать утверждение, что обучаемых не интересуют процессы, что они хотят уметь "делать это", а не учить, "как это работает". Однако в большинстве процедур требуется, чтобы исполнитель понимал то, что он делает, мог правильно оценить последствия отдельных действий, принять решение в нештатной ситуации. Как правило, изучение процедур идет проще, когда оно объединено с (или следует за) изучением соответствующего процесса.

Для обучения процедурам можно использовать прием "пять шагов", который многократно доказал свою эффективность:

· информация (рассказ);

· демонстрация (показ);

· упражнения под контролем КОП (упражнение);

· работа с моделью под контролем КОП ("свободный полет");

· работа на реальной системе (практика).

В некоторых учебных материалах работа с моделью и работа с реальной системой совмещаются.

Упражнение

В обучающей программе "Word 7.0. Путь наверх" осваиваются процедуры, связанные с форматированием текста. Проанализируйте, как разработчики этой программы знакомят обучаемых с соответствующими процедурами. Обратите внимание на прием "пять шагов" и определите, сколько шагов используют авторы программы для освоения каждой процедуры. Предложите возможное улучшение процесса освоения процедур форматирования текста. Разработайте предложения для шагов "упражнение" и "свободный полет". Какое задание вы бы предложили включить для выполнения шага "практика"?

При изложении принципов сообщите сам принцип, опишите его применение и приведите примеры того, как он используется в реальных условиях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.