Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Литературно-художественная жизнь эпохи Возрождения




 

Искусство периода Возрождения является выражением нового сознания: средневековый идеал аскета, который уничтожает свою личность, уступает идеалу homo unico — «человек, единственный в своем роде».

Новое, гуманистическое мировоззрение сказывается в первую очередь в архитектуре. На смену готическим сооружениям, которые устремлялись к небу, приходит здание с четкой геометрической организацией пространства и растительным орнаментом-украшением (в виде венков-гирлянд античных времен). Возобновляются античные элементы: ротонда, портик с фронтоном, колонны античных ордеров, римский тип купола; широко используются скульптура и фреска.

Дух эпохи воплотил флорентийский собор Санта Мария дель Фере. Горожане Флоренции, которая превосходила красотой другие города, поставили себе целью построить храм, который бы соответствовал величию города, потому что старый собор не вмещал всех прихожан.

Это задание выполнил инженер и архитектор Брунеллески (XV в.), создав капеллу Пацци. Огромный купол, оригинально вытянутый в высоту, видный издалека. Господствует уже не порыв к небу, а светский дух соревнования, желания создать что-то необычное и грандиозное.

Выдающимся архитектором Ренессанса был Браманте (XV-XVI в.), автор церкви Санта Мария делла Грацие (Милан). Византийский канон переосмыслен в интонациях мажорного мировосприятия. Церковь щедро украшено терракотовой скульптурой, в интерьере использован красный цвет. Созданный Браманте проект собора св. Петр, который должен был быть возведен на месте древней базилики, не был реализован, но идеи архитектора широко использовали мастера Возрождения.

Пространство должно было доминировать над материалом, все было подчинено огромному куполу, античные и традиционно-христианские элементы должны были творить неразрывную стилевую гармонию. Собор воплотил гуманистическое мировоззрение эпохи: здесь не небо всходило к человеку, как в византийской архитектуре, а человек постигал небо собственными усилиями.

Разрабатывали план собора разные мастера, среди них — Рафаэль и Микеланджело. Впоследствии сооружение было оформлено в стиле барокко, и говорить о ней следует именно в контексте этого стиля.

Рядом с церковными зданиями в новом духе, которые уже временами напоминают скорее античные святыни, возникают светские дворец и вилла.

Выделяется среди них палаццо (замок) Векке — огромный пятиугольник с круглым двором посередине, украшенный с использованием элементов крепости, которая предоставляет сооружение монументальности. Четкие античные архитектурные формы господствуют над пейзажем, который убедительно свидетельствует о могуществе обладателя (архитекторы Микеланджело и Антонио Да Сангалло (младший).

Рафаэль и свой ученик Джулио Романо — авторы такого типично ренессансного сооружения, как вилла Мадама поблизости Рифма: миниатюрного собора с трансептом и куполом, который представляет собой частное жилье власть предержащего. Дом имеет выход в сад, гротам и озерцу, которое создает впечатление «укрощенной природы» в небольшом и гармонично организованном садово-парковом ландшафте.

В центре живописи и скульптуры Ренессанса появляется личность, ее неповторимость. Это требует новых приемов рисования, отличным от канонов средневековой живописи, которое расценивалось как ремесло. Еще в начале Возрождения пышно украшенная рама ценилась больше картины. Художникам наподобие Джованни Беллини приходилось ломать эти стереотипы. Понимание живописи как соревнование с природой, как божественного дара складывается лишь в эпоху высокого Возрождения (XVI в.) — в первую очередь, в Италии, которая тогда была лидером европейского прогресса. Художник начинает смело вводить в картину автопортрет, даже если в ней использован религиозный, мифологический или исторический сюжет. Это свидетельствует о понимании ценности индивидуальности как творческого начала жизни.

Переворот в живописи начался, когда такие мастера кисти, как Джотто, стали насыщать каноническую икону объемностью, жизненностью композиции, чем вызывали интерес к психологии персонажа. Это свойственно было и для византийско-готической живописи, но икона в эпоху Возрождения начала приближаться к картине.

Художники Ренессанса на основе научных вычислений открывают законы перспективы, благодаря чему изображение на плоскости становится стереоскопичным, объемным.

Ярче всего представляют ренессансную живопись и скульптуру три итальянских художника: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и Микеланджело Буонарроти (XV в.).

Леонардо — прославленный автор «Джоконды», полотна, на котором изображена молодая итальянка с загадочной улыбкой. Как и во многих других женских образах Леонардо, здесь господствует странная неуверенность: один уголок уст поднят, другой — опущен, и создается впечатление, что нежность совмещается с грустью.

Во фреске «Тайная вечеря», искусно выполненной на длинной стене композиции, изображены ученики Христа, которые услышали весть, что один из них изменит учителю. По-разному реагируют они на эти слова — гневом, печалью, отчаяньем.

В рисунках Леонардо воспроизведен внутренний мир гения, который был в то же время инженером, скульптором, писателем. Ему принадлежат чертежи машин, которые будут изобретены лишь в XX в.: самолета, танка, подводной лодки и т. п. Охотно изображал Леонардо прекрасные и уродливые лица.

Рафаэль, который развивал традиции религиозной живописи, часто обращался к изображению Богоматери. Наиболее известна «Сикстинская мадонна». Юная Мария, лишенная любой пышности, с младенцем на руках, как будто сходит с небес, неся сына в жертву миру. Глаза ее преисполнены печали, которая контрастирует с пристальными, блестящими глазами Христа-ребенка, не по-детски серьезного и сосредоточенного. Вокруг клубятся в синеве легкие тучки, за которыми просматривают лицо ангелов, которые поют славу этой жертве во имя человечества; два ангелочка на первом плане, замечтавшись, всматриваются в фигуре матери и сына. По сторонам в почтительных позах фигуры св. Сикста и св. Варвары усиливают атмосферу искреннего и безоговорочного чествования.

Микеланджело, об архитектурном творчестве которого уже вспоминалось, был, в первую очередь, скульптором, автором многочисленных образов на библейские и антично-мифологические темы. Он утверждал, что знает одну тему: прекрасное человеческое тело. Как и его античные предшественники, мастер любуется динамикой мышц, грацией движения, прекрасными чертами лица. Прославленная его пятиметровая статуя Давида, установленная на заказ земляков-флорентийцев, воевавших с самим папой римским, который в качестве светского властителя, хотел покорить родной город художника. Сам художник принимал участие в обороне Флоренции. Победа флорентийцев в этой борьбе нашла выражение в образе библейского героя, хрупкого юноши, который преодолел великана Голиафа. Лицо Давида пылает благородным гневом, юношеские кудри лежат короной вокруг совершенного лица. Так библейская тема начинает служить выражению политических идей и воплощению личного идеала художника.

Характерно, что папа Юлий II, который воевал с флорентийцами, не только прощает художника, но и приближает его к себе. Благодаря ему, Микеланджело прославился и как художник, автор росписей Сикстинской капеллы (капелла для повседневных папских богослужений) в Ватикане. Папа настаивал на этой работе, невзирая на отказы художника. Фрески Микеланджело — это вдохновенный перевод Библии языком живописи, титаническое осознание истории человеческого богоискания в многочисленных, усложненных, преисполненных движения композициях. Здесь, в Сикстинской капелле, Микеланджело впервые выразил положение, какое имело значение для всего века, а именно — что вне красоты человеческих форм другой красоты не существует. Он принципиально отрицает растительно-линейный орнамент плоскости, и вместо ожидаемых завитков мы видим здесь человеческие тела, везде человеческие тела, ни одного уголка с простым орнаментом, на котором отдохнул бы глаз.

С XV в. живопись заказывают уже не только церковь, король или феодал, но и простые люди, вплоть до зажиточных крестьян включительно. Картина перестает быть неотъемлемой частью архитектуры; она отделяется рамой от стены и создает замкнутый художественный мир.

Наряду с традиционным портретом или композицией на библейскую или мифологическую тему в конце XVI в. формируются до сих пор неизвестные жанры натюрморт и пейзаж; первый — изображение созданных руками человека вещей, которые вроде бы живут собственной, скрытой жизнью; второй — образ нерукотворной природы, преисполненной живого движения и изменений. Художники учатся передавать тонкие эффекты, которых еще не знало средневековое занятие живописью. Например, Леонардо открывает воздушную перспективу — далекие вещи благодаря слою воздуха кажутся голубо-расплывчатыми. Этот прием быстро становится общим достоянием.

Литература Ренессанса переживает значительные изменения. Словесность Западной Европы, которая до сих пор была риторически-деловой (богословские трактаты, хроника и т. п.), возвращается к античной традиции художественного слова. Традиция Данте, который своим творчеством поэта повлиял на процесс формирования национального языка и новых духовных ценностей, бурно развивается. Литература Ренессанса прославляет земного человека, его любовь, телесное бытие, в то же время она придерживается традиций средневекового спиритуализма.

Наследником Данте и зачинателем литературы Ренессанса выступает Франческо Петрарка (XIV ст.), который прославился сонетами к донне Лауре. Петрарка — духовное лицо, которое переживает любовь чисто платонически, хранит спиритуальную высоту средневековой традиции. В то же время перед нами — и аллегории античности, и исповедь земного сердца, жажда, которую чувствует каждый живой человек.

Высокая поэзия во времена Ренессанса имела своих почитателей. Прославленным был Торквато Тассо, автор поэмы «Освобожденный Иерусалим» (XVI в.), которая унаследовала традиции героического эпоса средневековья. Поэт изображает столкновение крестоносцев с мусульманским миром; их победа воспевается как торжество христианства. В то же время он изображает земную любовь Ринальдо и Армиды в перипетиях войны.

Однако рядом с лирикой и эпосом, в недрах самой жизни, зарождается романная проза: она возникает из «новости» (новелла), что ее пересказывают друг другу соседи, из слуха или и сплетни. Такое известное произведение Джованни Боккачче «Декамерон»: это ряд коротких рассказов-новелл, жизнерадостных и часто малоприличных историй, которые пересказывают друг другу десять юношей и девушек, закрывшись в жуткий час чумы в вилле за городом, и пытаются сохранить бодрость духа и жизнелюбие. В то же время эта книга — настоящая энциклопедия жизни Италии времен Ренессанса; человек здесь изображен без какой-либо идеализации.

Роман французского писателя Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюель» — это пример литературы, которая опирается на фольклорно-народные основы, используя образы карнавальной культуры. В романе изображены добрые великаны, которые олицетворяют идеалы французского фольклора: пьяниц, любителей красиво пожить.

В то же время ренессансная проза представлена и образцами духовно-философского поиска. Таковы «Эссе» (заметки) Мишеля Монтеня (XVI в.), который скептически относится к схоластике и даже вере как такой, отдавая преимущество науке. В то же время он хранит высокие моральные критерии, оценивая явления жизни. Жанр эссе — свободное изложение мыслей — становится с тех пор популярной формой западноевропейской прозы.

Ренессансные литература и искусство недолго идеализировали человека как благородного хозяина мира и собственной судьбы. Реальна жизнь, общественно-политические коллизии и растущий кризис духовности быстро привели к чувству опустошения и трагедии.

Уже в XVI в. возникает маньеризм — проявление разочарования в идеалах гуманизма: человека нового типа изображают во всем реальном несовершенстве и произволе как что-то иррациональное, временами отталкивающее. Стоит вспомнить, что в эпоху крупных географических открытий человечество предстает неоднородным, ценности других народов не совпадают с ценностями, выработанными христианской цивилизацией. Интерес к личности тускнеет; человечество все чаще в живописи, литературе и научной мысли напоминает «муравейник», увиденный, словно, с птичьего полета. Характерно высказывание итальянских художников этой эпохи: «Мир враждебен к прекрасному человеку». Художественный стиль становится напряженным, нервным; утонченная манера мастера все чаще подчеркивает грубость и низость натуры.

Эти новые черты ренессансного художественного сознания ярко сказались в творчестве Вильяма Шекспира, творца эмоциональных сонетов, в которых тонко переданы психологические перипетии необычной и запрещенной любви, достойной человека античности, что в эпоху Ренессанса было практически реабилитировано литературным этикетом. Среди широко известных произведений Шекспира — трагедия «Гамлет», написанная на сюжет, заимствованный у Саксона Грамматика.

Принц датский Гамлет после смерти отца встречает привидение покойника в замке и с ужасом узнает, что отец был убит женой, родной матерью принца, совместно с ее любовником, который получил корону вместе с вдовой. Гамлет должен отомстить негодяям, но воля его парализована: руки опускаются при мысли о недостойности мира и человека. Он делает вид безумца, пародируя мир, который его окружает. Принц становится воплощением рефлексии — разрыву между сознанием и волей, потому что не хочет жить в мире зла, аморализма и подлых интриг. Обреченный Гамлет погибает на дуэли, коварно раненый отравленным оружием.

В занятии живописью маньеризм получил название караваджизм, по имени живописца Микеланджело Караваджо (XVI в.), независимого художника, который никогда не работал на королей и никогда не имел учеников, проводил жизнь в поиске наслаждений и погиб на дуэли.

Его картины — настоящая эпоха в живописи Европы. Караваджо стал писать непосредственно с натуры, не приукрашивая своих персонажей и низости будничной жизни, не скрывая существующей в мире жестокости. Однако пафос его занятия живописью — это гимн юности, искусству, красоте человеческого тела («Лютнист», «Вакх», «Поцелуй Иуды» и др. произведения).

В эпоху Ренессанса, в отличие от сурового средневековья, стиль жизни требовал праздников, роскошных пиров и разнообразных зрелищ, которые охотно воспринимали и сеньоры, и народные массы. Это содействовало развитию театра.

Вначале западноевропейский театр мало отличался от балагана. Например, театр «Глобус» в Лондоне, где работал Шекспир, не имел ни декораций, ни бутафории — все заменяли таблички с надписями «Лес», «Замок» и т. п. Со временем формируется настоящий театр — в современном значении этого слова. Реформа театрального помещения произошла в Италии, где сформировались основы современной сцены с ее законами, возник синтез искусств — союз писателя, композитора и художника с актером.

В конце эпохи Ренессанса возникает новый тип театрального помещения, которое опирается на принципы, сформированные еще в трактате древнеримского архитектора Витрувия, но формирует сценическое пространство совсем по-новому. Издавна спектакли происходили просто во дворе, потому не нуждались в декорациях, роль которых исполнял фасад здания. В начале XVI в. возникает перспективная декорация (иллюзорно нарисованы дома, пейзажи и т. п.) и специально сконструирована сцена.

Богатые и разнообразные жанры ренессансной драматургии: трагедия, которая откровенно имитировала античные образцы; «ученая комедия», которая базировалась на впечатлениях от жизни и античных образцах; комедия, в которой основное внимание сосредоточивалось на всевозможной жизненной путанице; пастораль (идиллическая картина счастья на лоне природы, стилизованная опять же под античность), мелодрама (сильные чувства — с активным музыкальным сопровождением).

В XVI ст. функционировал дидактичный жанр моралите. Здесь обычно фигурировали аллегорические фигуры, как, например, во французском моралите «Осуждения пиров» (1507), где действующими лицами являются «дамы» Прожорливость, Лакомства и Наряды и «кавалеры» Пью-за-ваше-здоровье и Пью-на-заем; эту веселую компанию неумолимо преодолевали Паралич, Апоплексия и все такое.

Среди простонародья была популярная комедия «дель арте», она заключалась в импровизации актеров, которые играли в масках, которые концентрировали в себе определенный тип человеческого нрава: простак Панталоне, легкомысленная и притягательная Коломбина, неудачник Пьеро. В XV в. на основе языческой традиции возникает народный фарс — разновидность комедии в виде небольших пьес анекдотического характера, которые разоблачали корыстолюбие власть предержащих, продажность суда, разврат монахов и т. п.

Но настоящий переворот в искусстве произошел с возникновением оперы, которая с XVI ст. воспринимается как самостоятельный светский жанр, легкая музыка, которая внутренне противопоставляется сурово-торжественной церковной мессе, хотя оперное пение с его полным использованием естественных возможностей человеческого голоса родилось именно на основе традиций церковного пения. Литературный сюжет и драматичная игра приобрели в результате сочетания с пением подчеркнутой условности, хотя именно благодаря эмоциональному пению вместо декламации опера становится наиболее волнующим и массово-популярным в те времена видом спектакля.

Опера возникла в Италии (Флоренция), где сначала сформировался кружок молодых художников, которые мечтали о возрождении музыки античности, а затем была создана и оперная музыка. Все было построено на выявлении возможностей человеческого голоса (тенор, баритон, сопрано); текст пелся в соответствии с усложненной, полифонической мелодией (опера «Дафна» Я. Пери).

С IX по XVI в. в музыке Западной Европы — в первую очередь Италии — утверждается полифония (многоголосие), которое вытесняет традиционное пение в унисон.

Классик этой манеры Джованни Палестрина (XVI в.) становится выдающимся представителем богатой и вдохновенной полифонии, которая передавала сложное чувство религиозного экстаза, борьбы в душе веры и сомнений, чисто человеческих чувств. Палестрина — автор не только сотни месс, огромного количества псалмов, но и светских мадригалов, посвященных темам любви.

Со временем из инструментально-вокального многоголосия выделяется сольная мелодия, призванная передавать ведущую тему музыкального произведения. В то же время формируется одноголосое исполнение — речитатив, то есть сочетание пения и декламации.

Стали появляться торжественные, медленные по ритмике, но мажорные танцевальные мелодии, которые звучали на праздниках в замках и дворцах. В то же время получили распространение камерные мадригалы (стихотворный текст, положенный на ноты), которые выражали чувство влюбленных. Мадригалы исполнялись несколькими певцами; для аккомпанемента использовались лютня, флейта, скрипка, в северных странах Европы – волынка.

 

 

4. Позднее Возрождение. Модификация ренессансной культуры: маньеризм, пантеизм, макиавеллизм, утопия.

 

Вполне закономерно, что в эпоху Ренессанса прослеживаются системы мышления, которые стремились преодолеть тенденции индивидуализма и на других философско-эстетичных принципах. Эти тенденции выявляются в XVI в., они характерны для периода так называемого Позднего Возрождения.

Одним из художественных направлений, который возник в результате нарастающего кризиса Ренессанса, стал маньеризм. Начало маньеризма прослеживается с 20-х гг. XIV в. и касается Флоренции. Однако мотивы маньеризма чувствуются на протяжении почти всего Ренессанса, кризис которого предопределяли противоречия его идейно-духовной программы и социальной действительности. Процесс феодализации, который уничтожил свободные города-коммуны, падение абсолютных монархий, реформация и контрреформация — все это лишало культуру Возрождения ее прежней социальной базы. Гармоничное и героическое мировосприятие Ренессанса приобретало внутренне-противоречивый и трагический характер. Появляются мотивы так называемого трагического гуманизма, свойственные Позднему европейскому Возрождению (в частности, творчеству Шекспира).

В художественном творчестве маньеризм тяготел к аллегоризму и символизму. Произведение искусства обычно все еще трактовалось как воплощение тех или иных идеальных форм. И хотя был выдвинут вопрос о возможности воплощения идеальных форм в материи, однако такое воплощение не всегда считалось идеальным. Признавались возможными разнообразные методы воплощения идеи в материи и идеальной формы в соответствующем художественном произведении. Отсюда походит и сам термин «маньеризм» (с итальянского — манера, стиль). Под «манерой» понималась та разнообразная форма соотношения идеи и материи, вопрос о которой еще не ставился в период Высокого Ренессанса. Весь период Позднего Возрождения, который длился почти век, получил название «эпохи маньеризма». В XVI в. маньеризм стал общеевропейским явлением.

На рубеже XVI-XVII вв. маньеризм сменил стиль барокко. Поэма итальянского поэта И. Тассо «Освобожденный Иерусалим» (издана в 1579 г.), бесспорно, ознаменовала конец итальянского Ренессанса, после чего начала развиваться литература барокко и классицизма.

Второе направление постренессанской культуры — итальянский пантеизм XVI в., какой вместо личностно-материального бытия выдвинул на первый план именно безличностную материю, хотя и одухотворенную.

Одна из наиболее завершенных и непротиворечивых форм пантеизма в Италии XVI в. создана философом и поэтом Джордано Бруно (1548 - 1600). Преследуемый за свои взгляды, он вынужден был покинуть Италию, определенное время жил во Франции, Англии, Германии; в 1592 г. вернулся на родину. Инквизиция обвинила его в ереси и свободомыслии и после восьми лет заключения сожгла живым.

Сущность красоты Дж. Бруно рассматривал с позиций последовательного неоплатонизма и диалектики. По его мнению, красота — это одухотворенная Вселенная и одушевленные вещи, в которых отражается и осуществляется весь мир, вся мировая душа, весь мировой ум и всеобщая единственная и неделимая субстанция мира, где совмещаются и находятся в неразвитом виде все противоположности. Здесь Дж. Бруно использовал положение Николая Кузанского о «совпадении противоположностей». Основной онтологический принцип Дж. Бруно — «все во всем» — также совмещает его с Николаем Кузанским и античным неоплатонизмом.

Что же в таком случае стало причиной трагической судьбы Дж. Бруно? Ведь за достаточно длительное существование неоплатонизма никто из его сторонников не закончил жизни так трагически. Причиной гибели Дж. Бруно был не в целом неоплатонизм, а в первую очередь безличный неоплатонизм, его борьба с монотеизмом, его антихристианство и антицерковность. То есть хотя Дж. Бруно и одухотворял всю Вселенную, он мог говорить о Творце мира лишь в переносном значении, а фактически Творца мира как сверхсветовой абсолютной личности он не мог признать. Основные произведения Дж. Бруно — «О причине, начале и единственном», «О бесконечности, Вселенной и мирах». Исключительное значение для понимания эстетичного характера пантеизма Дж. Бруно имеет трактат-диалог «О героическом энтузиазме», где последовательно утверждается тезис о приоритете творчества перед наследованием. Концепция героического энтузиазма Дж. Бруно — выдающееся достижение истории эстетики и философской мысли.

Для XVI в. характерны разные формы модификации Ренессанса, одной из которых был макиавеллизм. Положил начало ему общественный и государственный деятель Флоренции, мыслитель, писатель, военный теоретик Никколо Макиавелли (1469-1527), автор исторических произведений — «Рассуждение по поводу первой декады Тита Ливия», «История Флоренции», «Государь».

Н. Макиавелли — особенно противоречивая фигура среди тогдашних гуманистов. Он разделял веру гуманистов в могучие творческие возможности человека, пытался раскрыть законы общественного развития, основываясь на данных истории, учете особенностей человеческой психики, реальных исторических условий. По его мнению, важнейшую движущую силу истории составляет политическая борьба, которая часто оказывается борьбой социальной.

Проблема социального возрождения всегда актуальна для государства и человечества. Как достичь социальной гармонии? Совместимы ли политика и мораль? Может ли быть насилие, хотя бы и революционное, гуманистическим? Такие вопросы возникают при ознакомлении с творчеством Макиавелли, а необходимость их решения на принципах гуманистического подхода не потеряла актуальности и на современном этапе развития человечества.

Другая форма общественно-политической модификации Ренессанса — утопизм. Представители утопизма — английский гуманист, государственный деятель и писатель Томас Мор (1478 - 1535) и итальянский философ, поэт, политический деятель Томмазо Кампанелла (1568 -1639).

Всемирную славу принес Т. Мору трактат «Утопия» (1516), где он описал одноименной фантастический остров, на котором будто создан идеальный общественный строй. «Утопию» характеризует сочетание самых разнообразных взглядов — от либеральных до реакционных, за которыми исчезает собственно ренессансный индивидуализм. Т. Мор свободно совместил языческие, христианские, ренессансные, научные, мифологические и суеверные взгляды. Таким образом, игнорировался стихийный человеческий индивидуализм и на первый план выдвигался модифицированный ренессанс. В трактате Т. Кампанеллы «Город Солнца» (1602, опубликован в 1623) описано идеальное общество, где отсутствует частная собственность, монарх избирается народом, а религии принадлежит важная роль.

В творчестве французского писателя-гуманиста Франсуа Рабле (1494-1553) модифицированный Ренессанс уже удостоверяет о потере ренессансных идеалов. Рабле достаточно откровенно разоблачал противоречие тогдашнего гуманизма, но это имело у него слишком натуралистический характер. Подтверждениям может быть сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюель». Изображенный утопический социализм аббатства Телем — это социализм дармоедов. Автор остро высмеял все, что противоречило духовному прогрессу человечества. Среди зачинателей новых европейских литератур (Данте, Боккаччо, Сервантес, Шекспир) творчество Рабле органически связано с источниками народной культуры, что и определило его художественное мировосприятие. Творчество Рабле принадлежит к весомым достижениям французской и мировой сатирической литературы.

Символом величества, как и гибели ренессансной эпохи, является Дон Кихот — бессмертный образ которого создал в романе «Изобретательный идальго Дон Кихот Ламанчский» знаменитый испанский писатель Мигель где Сервантес (1547-1616). Главный герой произведения — вполне ренессансный человек с верой в рыцарское достоинство и обязанности. Однако в то время уже не существовали социально-исторические условия, при которых рыцарство считалось силой, которая самоотверженно защищала высокие идеалы справедливости. Такое противоречие определяет сущность образа Дон Кихота, который осознает важность общечеловеческих духовных ценностей и трагическую невозможность их утверждения в реальной жизни. Следовательно, новый тип общественных отношений отбрасывает возвышенные идеалы классического Ренессанса.

Величайший английский поэт и драматург Уильям Шекспир (1564 - 1616), как и М. Сервантес, признавал невозможность существования ренессансного индивидуализма в новых исторических условиях. Он глубоко осознавал кризис ренессансных идеалов, что показывают, в частности, его трагедии «Юлий Цезарь» и «Кориолан». Герои титанического характера изображенные Шекспиром в трагедиях «Гамлет», «Отелло», «Макбет». Ренессанс пронизывает все творчество В. Шекспира.

В истории культуры не было другой эпохи, которая бы так ярко утверждала красоту и величие человека.

 

 

5. Северное Возрождение

 

Культура Ренессанса начала впервые складываться в Италии. Но и в северных странах Европы (северных по отношению к Италии) в результате развития новых социально-экономических и политических отношений возникали литературные, научные и художественные явления того же плана, что и в итальянском Ренессансе, хотя и в менее яркой форме. Они возникали в среде богатых мещан, захватывали феодальную аристократию и особенно королевские дворы. Это отобразилось на характере культуры северной Европы периода Ренессанса. В искусстве Северного Возрождения больше религиозного чувства, символики, оно более архаично, сильнее связано с готикой и менее знакомо с античностью. Возникая самостоятельно, эти ренессансные течения северной Европы в дальнейшем много чего позаимствовали из сокровищницы итальянской культуры.

Северное Возрождение отстает по отношению к итальянскому на целый век и распространяется тогда, когда культура Италии вступает в высшую фазу своего развития. Широкое распространение в Европе культура Ренессанса получила в XVI в.

Эпоха Реформации была связана с большим подъемом немецкой культуры. Это было время высокого духовного подъема и расцвета гуманизма в Германии, гуманитарных наук, немецкой литературы.

Острая политическая борьба, которая охватывала Германию накануне и во время Реформации создала условия очень благоприятные для развития сатирической литературы. Не случайно, почти все выдающиеся немецкие писатели XVI в. были преимущественно политическими сатириками. Наряду с Ульрихом фон Гуттеном и Эразмом Роттерданским сатириками были Себастьян Брант и Томас Мурнер.

Прогрессивный характер немецкой гуманистической литературы сказался уже в произведении первого из выдающихся немецких писателей-сатириков Себастьяна Бранта (1457-1521) «Корабль дураков», написанном немецким языком и изданном в 1494 г.

Писатель высмеивал в сатире князей, католическое духовенство, монахов, рыцарей-разбойников. По резкой обличительной тенденцией Брант был непосредственным предшественником крупных немецких гуманистов первой половины XVI в.

Самый влиятельный из них, Эразм Роттердамский (1466 - 1536), в своем произведении «Жалоба Мира», используя литературную форму монолога, изложил свои дальновидные мнения по поводу международных отношений. Свидетель войн, которые участились, Эразм мечтал об их прекращении и о наступлении мирных времен в Европе. Считая, что короли ведут войны с целью обогащения, Эразм обращается к простым людям, которым война несет не выгоды, а только беда: «Пусть все люди объединятся против войны! Пусть все люди возвысят против нее свои голоса - призывает Мир. - Поймите, какая силища кроется в согласии большинства, которое противостоит тирании знати!»

К прекрасным мастерам слова принадлежит крупный немецкий поэт и драматург эпохи Реформации Ганс Сакс (1494 - 1576). Сакс рано примкнул к реформации, которую защищал в своих произведениях. Творчество Сакса имело глубоко народный характер. Его многочисленные песни, шванки и драматичные произведения предназначались для широкого круга читателей -горожан, частично крестьян. Интересы бедных Сакс отстаивал, разоблачая жадность богатеев и насилие «больших господ». Он был основателем знаменитой нюрнбергской школы мейстерзингеров (мастеров пения, для которых написал специальный цикл песен).

В первой половине XVI в. в Германии, кроме литературы, особенно успешно развивается изобразительное искусство. Примечательно, что немецким художникам XVI в. был чуждым языческий дух античного искусства, что так привлекало итальянских живописцев эпохи Ренессанса. В немецком искусстве главное место занимают быт, пейзаж и портрет.

Выдающимся деятелем искусства Германии был Альбрехт Дюрер (1471 -1528) - живописец, гравер, автор многих трактатов о живописи, инженер, геометр и анатом. По масштабу и разносторонней одаренности Дюрер - гениальный художник Северного Возрождения. Он создал 80 картин, свыше 200 гравюр и свыше 1000 рисунков. Дюрер был большим гуманистом, но его идеал человека отличается от итальянского. Глубоко национальные образы Дюрера преисполнены силы и тяжелых размышлений, в них отсутствует ясная гармония Рафаэля. Творчество Дюрера лишено жизнерадостности и оптимизма итальянского Ренессанса.

Дюрер написал много картин на разные библейские сюжеты, в которые вкладывал национальное народное содержание (национальное понимание красоты) («Адам» и «Ева», 1507). Он писал и на светские темы. Его портреты большой реалистичной силы, выразительные пейзажи и натюрморты принесли ему большую славу. В 20-е гг. Дюрер написал свои лучшие портреты близких ему по взглядам деятелей немецкой культуры: художника ван Орлея, графический портрет Эразма Роттердамского.

Но еще большего признания Дюрер достиг как гравер. Он осуществил своеобразный переворот в граверном деле, достигнув высокого мастерства в гравировании как по дереву, так и на меди. Три наиболее знаменитых гравюры на меди художника: «Всадник, смерть и дьявол», 1513 г.; «Св. Иероним» и «Меланхолия», в 1514 г. В образе св. Иеронима видят обобщенный образ писателя-гуманиста, ученого ренессансной эпохи.

В последнем живописном произведении Дюрера – «Четыре апостола» (1526) видят изображение четырех темпераментов, четырех человеческих характеров. На первый план Дюрер выдвинул не Петра, особо уважаемого католической церковью, а Иоанна - апостола-философа, наиболее близкого мировоззрению самого Дюрера. Своим творчеством Дюрер, самый величественный художник немецкого Возрождения провозглашал, что будущее принадлежит гуманистам - лучшим представителям человечества.

Из других крупных художников немецкой живописи первой половины XVI в. выделялись Ганс Гольбейн - младший (1497 - 1543) и Лукас Кранах - старший (1472 -1553).

Гольбейн увековечил в своих картинах ряд эпизодов крестьянской войны в Германии. Он был иллюстратором книги Эразма Роттердамского «Похвала дурости», создав и его портрет. Но особенной популярности Гольбейн - младший приобрел как портретист. Последний период творчества связан с Англией, где он был живописцем Короля Генриха VIII, создал свои лучшие портреты: Томаса Мора, 1527 г.; золотых дел мастера Томаса Моретта, 1535 р.; английских королей Генриха VIII, в 1536 г., Эдуарда VI; герцога Норфолка и др., которые выделяются глубоким психологизмом, аналитической холодностью, утонченностью рисунка, правдивостью и полной реальностью изображаемых лиц. Творчество Гольбейна имело значение не только для Германии, она сыграло важную роль в формировании английской портретной живописи.

Последний выдающийся художник немецкого Возрождения, Кранах - старший был пылким сторонником Реформации, что отразилось на его творчестве. Он является автором портретов деятелей Реформации - Лютера, Меланхтона и др. Много писал Кранах и на религиозные сюжеты, но в изломе вытянутых фигур заметные уже черты маньеризма, что свидетельствует об упадке искусства немецкого Возрождения.

Как видим, литературу немецкого Возрождения вдохновлял большой общественный подъем, который порождал целое поколение прекрасных мастеров слова. Художники, среди которых реалистичной выразительностью выделялись Дюрер и Гольбейн, создавали новое искусство, которое тяготело к реальной жизни.

Начало французского Возрождения середины XV в. и расцвет культуры Ренессанса во Франции XVI в. имеет глубокие национальные корени. В то же время одним из последствий походов в Италию из 1494 г. было усвоение французским обществом итальянской культуры, которая была в тогдашней Европе наиболее утонченной. Французское дворянство, побывав в Италии, усвоило итальянские моды, этикет, одежду. Знакомство французского дворянства с достижениями итальянского Возрождения ускорило распространение новых культурных влияний.

Королевский двор стал главным центром новой культуры Ренессанса. Французский Ренессанс имел характер придворной культуры. (Народный характер больше сказывался во французской литературе, прежде всего в творчестве Франсуа Рабле). Особенно усиливается значение королевского двора в формировании и распространении ренессансной культуры при Франциске I (1515 - 1547), покровителе Леонардо да Винчи.

Перестройка старого дворца Лувра (архитектор Пьер Леско и скульптор Жан Гужон), когда впервые была использована античная ордерная система - свидетельство разрыва с готикой и использования ренессансных форм в архитектуре. В стиле итальянской архитектуры построен ряд загородных замков (Блуа, Шамбор, Шенонсо).

При королевском дворе расцветает искусство портрета, выполняемого как акварелью, так и карандашом. Придворный художник Франциска I Жан Клуе (1485 - 1541) увековечил в своих портретах короля и его окружение. Его сын Франсуа Клуе (1516 -1572) создал целую галерею портретов представителей королевского двора (портрет Генриха II, Марии Стюарт др.).

Сестра короля - принцесса Маргарита Наваррская объединила вокруг себя гуманистов - литераторов, поэтов и художников. Собственное литературное наследие Маргариты состоит из аллегорических комедий и сборника новелл «Гептамерон», стихотворений и поэм на религиозно-дидактичные темы.

В общественной мысли и литературе возникают смелые идейные тенденции. К середине XVI в. гуманистические стремления совмещаются с идеями церковной реформации. Представители этого течения, которое было ранней разновидностью протестантизма получили название «евангелистов». Основателем ее был теолог, филолог и математик Лефевр д’Этапль (1455 - 1537). К этому течению принадлежала и сестра Франциска I Маргарита Наваррская, которая отстаивала по отношению к протестантам политику толерантности, поддерживала таких значительных деятелей французской Реформации, как Маро, Деперье и Доле.

Рациональная философия была представлена во Франции второй половины XVI в. французским поздним гуманистом Мишелем де Монтенем (1533 - 1592). В своем главном произведении «Опыты» (1588), которое имеет характер своеобразной грандиозной философской энциклопедии, Монтень проводит идею о верховенстве ума. С большим остроумием и сарказмом, Монтень разоблачал «глупость» современной ему действительности, осуждая фанатизм обеих религиозных партий (католиков и протестантов) периода гугенотских войн.

Наиболее выдающимся представителем всей французской литературы XVI в. был Франсуа Рабле (1494 - 1553). Он завоевал бессмертную славу своим сатирическим романом «Гаргантюа и Пантагрюель». Роман Рабле - произведение глубоко народное как по своей идейной направленности, так и по форме. Толчком к возникновению романа было широкое распространение народных книг о великанах. Рассказывая о приключениях героев, королей-великанов и их спутников, Рабле в сказочной форме дал реалистичную картину современной ему французской действительности. Писатель создал саркастическую, преисполненную острот сатиру на феодальное общество. Используя формы лубочного романа, сатирик изобразил феодалов как ограниченных обжор, пьяниц и забияк. Роман Рабле, написанный богатым, близким к разговорному, языком - самое выдающееся произведение французской художественной литературы периода Возрождения.

В целом в XVI в. во Франции сложилась культура Ренессанса, отмеченная, как и в других странах Европы, решительными победами светской гуманистической мысли над средневековым аскетическим мировоззрением и схоластикой. Это было время усиленного изучения античной культуры и, в то же время, важный этап в развитии французского языка и национальной литературы.

В Нидерландах гуманистическая образованность распространяется благодаря университетам и научным обществам. Центром гуманизма стал Лейденский университет, основанный в 1575 г. как награда городу за его борьбу против испанского господства с его огромной библиотекой. Наиболее авторитетной фигурой гуманистического движения на севере Европы в начале XVI в. был уроженец Нидерландов Эразм Роттердамский.

Самые выдающиеся достижения нидерландского Возрождения связаны с живописью: творчество братьев Губерта и Яна ван Эйков (первая половина XV в.), Рогира ван драл Вейдена (1400 - 1464), Иеронима Босха (1450 - 1516) и др.

В нидерландском искусстве первой половины XVI в. происходит процесс полного освобождения от канонов средневекового искусства. Вершиной нидерландского Возрождения стало творчество Питера Брейгеля Старшего, названного Мужицким (1525/30-1569).

С творческими достижениями Брейгеля связывается окончательное формирование в нидерландской живописи пейзажа как самостоятельного жанра. Всемирную популярность приобрел «Зимний пейзаж» (другое название – «Охотники на снегу», 1565) с его тонким пониманием природы, печалью, которую навевают темно-коричневые силуэты, фигуры охотников и собак на фоне белых снегов. С именем Брейгеля связано и рождение жизнерадостного бытового крестьянского жанра («Крестьянский танец», 1567).

Самым выдающимся произведением Брейгеля стала картина «Слепые» (1568) Пять обреченных судьбой слепых, не понимая, что с ними происходит, падают в пропасть следом за своим проводником. Картина имеет символическое значение: природа вечна, а путь слепых - это жизненный путь людей. Творческие достижения гениального художника Брейгеля Старшего стали исходным пунктом для реалистичного искусства XVI в.

Раннее английское Возрождение относится к XIV в. Наиболее значительными представителями его были Джефри Чесер и Вильям Ленгленд. Феодальное междоусобие XV в. задержали развитие английского гуманизма. В начале XVI в. опять оживает гуманистическая литература. Рассадником гуманистических идей стал Оксфордский университет. Культура Ренессанса расцветает в первую очередь на итальянской основе. Не удивительно, что итальянское влияние можно заметить у всех английских писателей эпохи Возрождения. Но значительно заметнее, чем влияние итальянского образца, самобытный характер английской культуры этого времени.

Век Возрождения в Англии ознаменовался расцветом литературы и искусства. Общий характер английского искусства этого времени - национальный и реалистичный. Искусством, который больше всего воплотил в себе культурный подъем эпохи Возрождения, стал английский театр. Театру протежировала королева. Но главнее всего то, что театр стал любимым развлечением широких масс, особенно в Лондоне. Это был своеобразный демократический «парламент» XVI в. Именно это побуждало драматургов и актеров к созданию художественных образов в демократическом стиле.

Таким выдающимся драматургом был Кристофер Марло (1564 - 1593), которому принадлежат несколько трагедий – «Тамерлан», «Фауст», «Король Эдуард II» и драматичные сюжеты «Парижская резня» (о Варфоломеевской ночи). Марло заслуженно считается выдающимся предшественником Шекспира. Он повлиял на него самой формой стихотворения (известные «белые» стихотворения).

Сложились условия, которые сделали возможным появление самого величественного английского писателя всей английской литературы, одного из самых величайших писателей мировой литературы Вильяма Шекспира (1564 - 1616).

Герои пьес Шекспира - это люди Возрождения, проникнутые глубокими страстями, люди героических характеров. Вместе с тем они трактуются драматургом в глубоко реалистичном духе, с выразительным сочувствием к судьбе простых людей.

В исторических драмах, сюжеты которых преимущественно взяты из истории войн Белой и Красной роз («Генрих VI», «Ричард III», «Ричард II», «Генрих V»), Шекспир описал не только события прошлого, но и свое отношение к ним, оценку их со стороны английского народа. Группа пьес из истории древнего Рима «Юлий Цезарь», «Кориолан», «Антоний и Клеопатра» примыкают к пьесам второго периода творчества Шекспира (1601 -1608).

В произведениях крупного художника нашел выражение его гуманистический идеал. В ранней трагедии «Ромео и Джульетта», комедиях «Много шума из ничего», «Венецианский купец», «Сон летней ночи» доминирует уверенность победы человека над темными силами. Позже, в драмах начала XVII в. резко усиливается атмосфера трагизма - отображение противоречий общественной действительности. В своих самых выдающихся трагедиях («Гамлет», «Отелло», «Король Лир») Шекспир показал глубокую бездну между надеждами людей Возрождения и действительностью.

С величественной выразительностью Шекспир изобразил внутренний мир человека на грани двух эпох - средневековья и капитализма. Пьесы Шекспира крепко вошли в репертуар лучших театров всего мира. Невзирая на грусть его трагедий, творчество гениального драматурга крепит веру в торжество человека.

Последним словом английской культуры Возрождения стала философия Френсиса Бекона (1561-1626), автора «Нового органона» и «Новой Атлантиды», которая свидетельствовала о начале быстрого развития техники и природоведения Англии на рубеже Нового времени.

Как видим, широкий народный фон английского Возрождения XVI в. - это та его характерная и прекрасная черта, которая вызывает наше восхищение, источник такого достижения как театр Шекспира.

Проведенный анализ дает возможность сделать обобщающие выводы:

В эпоху Возрождения состоялись глубинные изменения в культуре, во всей духовной сфере человечества. В культуре Ренессанса, который зарождается еще в XIV в. в городах Италии, а с конца XV в. и в XVI в. распространяется по всей Европе, происходит раскрепощение ума, освобождение человеческой мысли от средневекового застоя. Гуманистическое мировоззрение охватило сферу искусства, литературы, философии, истории, не порывая, однако, открыто с господствующим католицизмом.

Это было время высокого творческого напряжения человеческого духа, эпоха, которая нуждалась в титанах и породила титанов по силе мысли и характера, по многогранности и образованности. Идеалом Ренессанса стала свободна и гармонично развитой человек!

 

 

Литература.

 

Основанная.

 

1. Абрамова С.Д., Чікарькова М.Ю. Світова та українська культура: Навчальний посібник. – Львів: Світ, 2004. – 344 с.

2. Бокань В.А., Польовий Л.П. Історія культури України. Навчальний посібник. – К.: МАУП, 2001.

3. Історія української та зарубіжної культури: Навчальний посібник. – К.: Вища школа: Т-во «Знання», 2000.

4. Клапчук С.М., Остафійчук В.Ф. Історія української та зарубіжної культури. – К.: Вища школа, Знання, 2000.

5. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под редакцией проф. А.Н. Макаровой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 600 с.

6. Культурология: Ученое пособие / Составитель и ответственный редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 2001.

7. Полікарпов В.С. Лекції з історії світової культури. – К.: Знання, 2000.

8. Українська та зарубіжна культура: Навчальний посібник. – К.: Т-во «Знання», 2000.

 

Дополнительная.

 

1. Азархін В.А., Горський В.С. Копернік, Бруно, Галілей. – К., 1974.

2. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. – М., 1975.

3. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. – М., 1976.

4. Гуковский М.Л. Итальянское Возрождение. – 2-е изд. – Л., 1990.

5. Конрад Н.Й. Запад и Восток. – М., 1972.

6. Культура эпохи Возрождения. – Л., 1980.

7. Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения: В 3 т. – М., 1956. – Т.1.

8. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1978.

9. Рявкина Н.М. Проблема человека в итальянском гуманизме второй половины XIV – первой половины XV в. – М., 1977.

10. Ротенберг Е.И. Искусство Италии. Средняя Италия в период Высокого Возрождения. – 2-е изд. – М., 1974.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 872; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.147 сек.