Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция Н. Я. Данилевского о происхождении культур

             
 
В КНИГЕ «РОССИЯ И ЕВРОПА» ИЗЛОЖИЛ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КУЛЬТУР
 
 
- ЕДИНОЙ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА НЕ СУЩЕСТВУЕТ  
 
- ВВЕЛ ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРНО – ИСТОРИЧЕСКИЙ ТИП»
 
 
- ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА НЕВОЗМОЖНА
 
- КАЖДАЯ ОБЩНОСТЬ СОЗДАЕТ СВОЮ КУЛЬТУРУ, ОБОГАЩАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
 
 
- РАЗВИТИЕ ПОЛУЧАЮТ ОТДЕЛЬНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
 
- КУЛЬТУРНО – ИСТОРИЧЕСКИЙ ТИП ИМЕЕТ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ  
 
 
   
ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР ПО ДАНИЛЕВСКОМУ (10 КУЛЬТУРНО – ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ)
 
 

 


2. СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ.

       
 
Основные понятия: Культура как система и её структура. Основные структурно-системные модели культуры. Материальная и духовная культура: сущность и структура. Художественная культура. Культура институтов (организаций). Сферы культуры: профессиональная и обыденная. Формы культуры: нравственность, искусство, религия. Массовая и элитарная культура. Культура и субкультура. Идеальные типы культуры (М. Вебер).    
 
 
Культура как система. Представление о бытии мировой культуры, взятом в целостности, предполагает её единство в каждый исторический период. Рассмотрение культуры как целого означает признание типа связей; культура выступает системой, она обладает внутренней структурой.  
 
   
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
 
 
Первая сторона материальной культуры. Материальная культура имеет свою (внутреннюю) структуру. Вещественные плоды материального производства – наследие, предназначенное для потребления, а также оснащения материального производства. Это вещи, одежда, промышленное оснащение, технологии, творческий потенциал работников.  
 
 
Вторая сторона – культура воспроизводства человечества, способы поведения человека в интимной сфере. Отношения мужчины и женщины определяют характер общей культуры человека

 

                       
 
Третья сторона -физическая культура – здесь тело человека является объектом его деятельности. К культуре физического развития относят: становление и изменение физических возможностей человека, врачевание. Это виды спорта, гимнастика, гигиена тела, профилактика заболеваний и их лечение, активный отдых.
 
   
Четвертая сторона -социально-политическая культура есть сфера общественного бытия, в которой организуется практика установления, сохранения и изменения, смены социальных институтов.    
 
   
Материальная культура в единстве её сторон предполагает своеобразные формы материального общения людей, осуществляемого в быту, хозяйственной деятельности, социально-политической практике.  
 
   
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
 
 
Духовная культура вырастает как идеальная сторона материальной деятельности. Духовная культура объективирована, закреплена в социальной памяти. Она является устойчивой основой духовной жизни, стереотипом чувственного познания и мышления, менталитетом конкретного общества. В духовной культуре можно выделить четыре стороны: познавательную, преобразовательную, ценностную и коммуникативную.    
 
 
Познавательная сторона выступает в качестве совокупного знания о мире и человеке.
 
 
Преобразовательная сторона порождается творческой активностью человека. Здесь реализуется направленность в будущее, формируется его идеал и модель.
 
 
Ценностная сторона порождается ценностной деятельностью, в основе которой знание-ценность. Если знание чаще всего выступает как факт, то сущность ценности в значимости. Познание и преобразова-ние немыслимы вне оценочной деятельности личности. Мир человека есть система ценностей, пост-роенных в определённой субординации согласно основанию - главной ценности.
 
   
Коммуникативная сторона есть духовное общение людей в конкретике его проявлений. Обмен информацией предполагает душевный контакт партнёров. В процессе общения происходит актуализация восприятия, что ведёт к возникновению иных вариантов и феноменов сознания, формированию или разрушению общности. Результатом и элементом процесса коммуникации являются сопереживание, взаимопонимание, изменение содержания сознания. Духовное общение может происходить непосредственно (межличностное общение) и опосредованно – между людьми, разделёнными временем, расстоянием и культурами, - благодаря книгам, произведениям искусства, обрядам и ритуалам.  
 
   
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
 
   
Художественная культура является специфической областью культуры. Она духовна в основе, что позволяет многим исследователям рассматривать её частью духовной культуры. Но она немысли-ма без формы материального воплощения. Органичность материального и духовного в художест-венной культуре позволяет выделить её в качестве относительно самостоятельного слоя культуры. В процессе художественного производства создаются художественные ценности. Центральным звеном художественной культуры является искусство.
 
   
КУЛЬТУРА ИНСТИТУТОВ (ОРГАНИЗАЦИЙ)
 
   
Культурный смысл социальных институтов (политических, экономических, семьи и других) заключается в придании процессам совместной жизнедеятельности людей устойчивости; они регулируют удовлетворение потребностей. Собственно культурные институты организуют и регулируют информационные, образовательные, научные, религиозные, художественные сообщества. Показателями культуры институтов являются: эффективность, легитимность, а также совокупность ценностей, регулирующих их деятельность.  

 

 

                   
 
 
   
Нравственность (мораль) - в переводе с латыни обычаи, нравы, поведение, - самый древний и один из основных способов бытия социального человека. Противоречие добра и зла - вершина в иерархии ценностей - является основной дилеммой нравственности. Нравственность динамична. Существует множество исторических типов нравственности. Кризису цивилизации и переходной исторической эпохе соответствует гибридный или маргинальный тип нравственности. Мораль исполняет роль связующего звена между поколениями, эпохами, цивилизациями, между разными культурами.  
 
   
 
   
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
 
   
Массовая культура - культура большинства — культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе.
 
   
ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
 
   
Элитарная культура (от франц. - отборное, выбранное, лучшее) субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Апеллируя к избранному меньшинству своих субъек-тов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами (во всяком случае круг тех и других почти совпадает),элитарная культура сознательно и последовательно противостоит культуре большинства, или массовой культуре.
 
   
СУБКУЛЬТУРА

 

     
   
система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Субкультура - понятие, характеризующее культуру группы или класса.
 
 

 


Социальные функции культуры
3. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ.

 

 
 

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности развития искусства периода Просвещения (архитектура, живопись, музыка, театр) | Смутное время
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.