Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 10.Умственная отсталость. Олигофрения




Олигофрения — это врожденное или приобретенное в первые 3 года жизни слабоумие, которое выражается в общем, психическом недоразвитии с преобладанием интеллектуального дефекта и затруднения социальной адаптации. Помимо термина олигофрения (от греч. малый ум) для обозначения сборной группы стойких состояний, сопровождающихся задержкой или неполным умственным развитием, используют названия: умственная отсталость, умственный дефицит, умственное недоразвитие. В Международной классификации последнего пересмотра (МКБ-1О) принято понятие умственная отсталость. Под умственной отсталостью понимают состояние задержки или неполноты развития психики, которое характеризуется главным образом проявляющейся в период развития недостаточностью навыков, определяющих общий уровень интеллекта, — то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Отсталость может наблюдаться в сочетании с любым другим психическим или соматическим расстройством или вне такого сочетания. Вместе с тем, умственно отсталые лица могут страдать широким спектром психических расстройств, частота возникновения которых у них в 3—4 раза превышает соответствующие показатели в общей популяции. Кроме того, умственно отсталые лица подвергаются более высокому риску эксплуатации и физического, в том числе сексуального насилия. Адаптивное поведение у них всегда нарушено, однако в защищенном социальном окружении, где доступна поддержка, это нарушение может быть совершенно незаметным у лиц с легкой умственной отсталостью. Умственная отсталость, таким образом, характеризуется следующим:

1. Значимое снижение общего уровня интеллектуального развития.

2. Значительный дефицит или отсутствие способности к адаптации.

3. Появление отмеченных изменений в возрасте до 18 лет.

Основное проявление олигофрении — недоразвитие интеллекта. Коэффициент интеллектуальности у таких людей ниже 70. Интеллект не является единой характеристикой и оценивается на основе большого числа различных навыков. Определение интеллектуального уровня должно основываться на всей доступной информации, включая клинические данные, адаптивное поведение (с учетом культуральных особенностей) и продуктивность по психометрическим тестам. Интеллектуальное снижение является лишь частью общего психического недоразвития личности. При олигофрении в той или иной мере страдают все психические функции (мышление, память, внимание, воля, эмоции).

Врождённое слабоумие необходимо отличать от приобретенного (деменция). Этиология. Умственной отсталостью поражено более 120 миллионов людей во всем мире. Она проявляется при множестве условий, будучи следствием самых разнообразных причин — по данным разных источников насчитывают от 300 до 1000 отдельных причин умственной отсталости. На возникновение олигофрении влияют как наследственные (эндогенные), так и внешние (экзогенные) факторы. Соответственно, выделяют формы олигофрении, преимущественно связанные с наследственными факторами и с внешнесредовыми воздействиями (внутриутробными, родовыми и воздействующими в раннем детском возрасте), а также сочетанным влиянием наследственных и внешних факторов. Наследственно обусловленные формы составляют 20— 25% случаев тяжелой умственной отсталости. А в целом доля наследственно обусловленных форм среди всех случаев олигофрении составляет от 69 до 90%. Риск рождения умственно отсталого ребенка при браке между двумя олигофренами составляет 42,2%. Наследственно обусловленные формы олигофрении связаны с хромосомными нарушениями и генными мутациями. К ним относят умственную отсталость при хромосомных болезнях: болезни Дауна, синдроме Клайнфельтера, Шерешевского—Тернера, трисомии; при ферментопатиях: фенилкетонурии, галактоземии; при эндокринопатиях, чаще связанных с врожденной патологией щитовидной железы: гипертиреозом или гипотиреозом (кретинизм); при различных аномалиях развития головного мозга: микроцефалии, гидроцефалии и др.

Умственная отсталость экзогенного происхождения может развиться вследствие различных заболеваний, поражающих мозг на раннем этапе его развития: патология беременности (расстройства плацентарного кровообращения, тяжелые токсикозы второй половины беременности, нефропатия, эклампсия, анемия); заболевания беременной (сердечно-сосудистая недостаточность, болезни почек и печени, сахарный диабет, нарушение функции щитовидной железы и другие эндокринные нарушения);применение некоторых лекарственных и токсичных средств беременными (талидомида, препаратов лития, алкоголя); некоторые инфекционные заболевания у беременной женщины (коревая краснуха, цитомегалия, грипп, острые респираторные заболёвания, инфекционный гепатит, сифилис, токсоплазмоз, СПИД); несовместимость плода и матери по резус-фактору, недоношенность, родовая травма, асфиксия новорожденных; болезнь ребенка в первые годы его жизни (менингит, энцефалит, черепно-мозговая травма). По данным Всемирной организации здравоохранения, умственная отсталость широко распространена во всем мире и составляет до 3% всего населения. В последние годы отмечается увеличение ее распространенности, преимущественно за счет экзогенных форм. В США и странах Европы распространенность олигофрении составляет от 7 до 30 человек на 1000 населения. Поскольку умственная отсталость развивается в раннем возрасте и ведет к значительному снижению трудоспособности, очевидно большое социальное значение этого заболевания.

Клинические проявления. Олигофрения — это стационарное патологическое состояние, которому не свойственно прогрессирующее развитие, слабоумие не нарастает, как при деменции. Наоборот, во многих случаях при своевременном лечении и корректировке возможно некоторое улучшение интеллектуального развития (за исключением самых тяжелых степеней).

Степени умственной отсталости.

— легкая — дебильность;

— умеренная — имбецильность;

— тяжелая — идиотия.

Дебильность (от лат. слабый, немощный) — это легкая степень олигофрении. Коэффициент интеллектуальности при дебильности составляет 50—70. В зависимости от уровня интеллектуального недоразвития выделяют выраженную, среднюю и легкую дебильность. При легкой дебильности речь довольно хорошо развита. Дети могут учиться в школе, но усвоение материала дается им с большим трудом. Они способны окончить вспомогательную школу или первые классы начальной общеобразовательной школы, могут научиться читать и писать, овладеть несложными трудовыми навыками. Возможно их социальное приспособление в определенных пределах. Нарушения познавательной деятельности выражаются в неспособности к выработке сложных, отвлеченных понятий. Например, они не могут объяснить, что такое добро, зло, порядочность, честность, ответственность. Абстрактное мышление развито плохо или отсутствует. Они не в состоянии классифицировать предметы, на пример, разделить предложенные им картинки на животных и птиц. Не понимают переносного смысла пословиц, метафор. Нарушения в эмоционально-волевой сфере проявляются слабостью самообладания и недостаточной способностью подавлять свои влечения, неспособностью обдумывать свои поступки и их возможные последствия, импульсивностью поведения. Среди дебилов часто встречаются лица с расторможенностью примитивных влечений. Многие из них прибегают к сексуальным извращениям. Одна из характерных черт — повышенная внушаемость, они легко попадают под чужое влияние и могут совершить уголовно наказуемый поступок. В благоприятных условиях больные олигофренией в степени дебильности могут быть старательными и проявлять усердие, справляясь с простой работой, не требующей быстрого переключения. Им свойственно отсутствие самостоятельности и инициативы. При легкой дебильности больные могут неплохо разбираться в привычных житейских ситуациях, у них вырабатываются правильные навыки поведения в обществе. Очень важна для дебильных личностей правильная организация труда и быта. При благоприятной ситуации и разумном руководстве их поведением дебилы могут в достаточной степени приспособиться к окружающему. Они способны иметь семью, детей. Риск рождения умственно отсталого ребенка в таких случаях значительно повышается.

Имбецильность (от латинского слабый, незначительный) — это психическое недоразвитие средней тяжести. Коэффициент интеллектуальности 20—50. Все психические процессы у имбецилов отличаются тугоподвижностью и инертностью. Развитие двигательных функций происходит с большой задержкой. Больные нетрудоспособны, могут лишь элементарно служивать себя. Они самостоятельно едят, одеваются, могут приобрести навыки опрятности. Имбецилы неспособны к обучению. Они понимают простую речь, но их собственная речь развита слабо. Они могут усвоить небольшой запас слов, у некоторых словарный запас может составлять 200—300 несложных слов. Речь примитивна, косноязычна, без соблюдения правил грамматики. Мышление отличается конкретностью и непоследовательностью. Они могут усвоить некоторые знания: овладеть порядковым счетом, запомнить ряд букв, но, не способны производить арифметические действия, читать и писать. Они способны приобрести самые простые трудовые навыки: уборка, стирка, мытье посуды и даже освоить простейшие производственные процессы благодаря тренировке подражательных действий. В работе они могут быть старательны, но работают медленно и непродуктивно. Эмоциональные реакции имбецилов относительно развиты. Многие из них чрезвычайно привязаны к своим близким, могут проявить сочувствие, радость, гнев, обиду, страх. Но в целом их эмоции бедны и однообразны. Собственные интересы крайне примитивны и связаны лишь с удовлетворением физиологических потребностей. Имбецилы нуждаются в постоянной опеке и квалифицированном надзоре. Они не способны к самостоятельной жизни. Малейшее изменение обстановки вызывает у них растерянность и беспомощность.

Идиотия (от греч. невежество) — наиболее тяжелая степень олигофрении. Коэффициент умственного развития ниже 20. Больные беспомощны, нуждаются надзоре и уходе. При глубокой идиотии больные либо вовсе не реагируют на окружающее, либо эта реакция не соответствует раздражителю. Речь отсутствует. Больные издают нечленораздельные звуки, не понимают обращенную к ним речь. Поступки их немотивированны, движения хаотичны или стереотипны. Двигательные навыки могут отсутствовать или развиваются очень поздно. Эмоциональные реакции крайне примитивны и связаны лишь с ощущением удовольствия и не удовольствия. При этом легко возникают вспышки агрессии. В гневе они могут наносить себе повреждения. У них отсутствует чувство опасности, порог болевой чувствительности часто снижен. Поэтому оставленные без присмотра, они часто получают травмы и ожоги. Может наблюдаться извращение влечений: патологическая прожорливость (булимия), поедание несъедобных предметов (эскрементофагия), сексуальная расторможенность. Некоторые больные неопрятны, е умеют пользоваться туалетом. Глубокому дефекту психики часто сопутствуют дефекты физического развития: микроцефалия, мегалоцефалия, синдактилия, пороки внутренних органов. При идиотии средней и легкой степени больные могут отличать родных от посторонних людей, привязываться к тем, кто за ними ухаживает, радоваться их появлению. Они могут усвоить некоторые навыки самообслуживания, способны самостоятельно передвигаться. Больные идиотией средней и легкой степени в состоянии запомнить не которые слова из повседневного лексикона и могут односложно попросить: дай, хочу, есть. Они понимают, что можно обжечься, порезаться или уколоться острым предметом, и не наносят себе повреждений. Уход и постоянный надзор за больными идиотией в домашних условиях очень сложен, и их обычно помещают в специальные лечебные учреждения для психохроников.

Лечение. Терапия сводится к назначению комплекса медицинских, психологических и педагогических воз действий. Особенно важно обучение больных навыкам самообслуживания. Обучение чтению, письму и труду проводят по специальной методике и упрощенной программе. Не менее важно рациональное трудоустройство. Из медикаментозных средств используют препараты, влияющие на обменные процессы головного мозга: ноотропы (пирацетам, ноотропил, амикалон, энцефабол, пантогам, пикамилон), глютаминовую кислоту, ниаламид, глицин, витамины. Чем раньше начато лечение, тем больших результатов можно ожидать.

При наличии психомоторного возбуждения назначают транквилизаторы (элениум, седуксен, диазепам) и нейролептики (аминазин, тизерцин, неулептил). При повышении внутричерепного давления показана дегидратационная терапии.

Особое значение имеет профилактическая работа: ин формация населения о возможных причинах психического недоразвития, своевременное выявление патологии беременных, борьба с инфекциями, воспитание здорового образа жизни.

До 15% случаев умственной отсталости можно предупредить путем воздействия на причины заболеваний, приводящих к развитию этого состояния. Например расстройства, вызванные йодной недостаточно можно предотвратить йодированием поваренной соли или воды в источниках водоснабжения, а так же лечением лиц, относящихся к группе риска йодированным маслом и препаратами йода. Профилактикой синдрома Дауна служит рекомендация женщинам в возрасте старше 35 лет воздерживаться от деторождения или осуществление амниоцентеза при беременности в этом возрасте. Алкогольный синдром плода можно предупредить, используя скриниговые тесты для выявления женщин из группы риска и разъяснения им последствий употребления алкоголя в период беременности и время, близкое к зачатию. Профилактикой фенилкетонурии является скрининговое диагностическое обследование всех новорожденных, раннее (до 4-х месяцев) назначение специальной диеты, рекомендации женщинам с фенилкетонурией воздерживаться от деторождения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 5762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.