Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль социально-психологической адаптации в социальной жизни человека




Особое значение в социализации личности играет историческое развитие общества, государства, групп людей, к которым она принадлежит. Каждый период и этап развития человеческого общества предъявляет и определенные требования к личности. В стабильные периоды общественного развития более социально адаптированными к окружающей действительности оказались люди с преобладанием ориентации на групповые ценности, в то время как в переломные, кризисные моменты истории активизировались разные типы личности: с одной стороны, те, у кого одновременно преобладают и общечеловеческие и индивидуально-личностные притязания; а с другой — люди, спасающиеся от общественных бурь с помощью привычных стереотипов ориентации на групповые нормы, присущие стабильному этапу развития социума. В условиях общественного кризиса доминирование последнего из указанных типов личностей ведет к поискам «внешних» врагов, предпочтению «своей» (национальной, возрастной, профессиональной, территориальной и т. п.) социальной группы.

Социализацию можно рассматривать как типичный и как единичный процесс. «Социализация как единичный процесс возникает за счет индивидуальной специфики: способностей, внешних данных, степени конформности, коммуникабельности личности, индивидуального уровня идентичности, то есть стремления к развитию [своих способностей, осознания своего жизненного пути как уникального и др.» (Крысько, 2001, с. 482). «Типичность определяется социальными условиями и зависит от классовых, расовых, этнических и культурных различий. Социализация как типичный процесс означает похожесть ее протекания для представителей схожих социальных или возрастных групп — одинаковых религий, культуры, одних и тех же поколений. Социализация безработного типична для безработных и отличается от социализации преуспевающего бизнесмена. То же самое можно сказать о бродягах, бездомных, хронических больных, инвалидах. Своеобразна социализация национальных меньшинств, маргиналов. Совершенно по-особому, но все равно типично проходит социализация эмигрантов, связанная с вынужденной необходимостью адаптироваться к чужой языковой среде, культуре».(там же, с. 525).

В качестве двух основных структурных компонентов социализации отечественные психологи выделяют ее содержание (с этой точки зрения говорят о социализации и асоциализации как приспособлении к негативному опыту) и широту, т. е. количество сфер, в которых личность смогла в достаточной мере адаптироваться, выйти на уровень субъекта характерных для них общественных отношений.

Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний (политических, правовых, экокомических, культурных, религиозных и т. д.), с другой — отношением индивида ко всему этому. Причем это отношение зависит, не только от особенностей самой личности, но и от социальной ситуации, в которой она действует: материальных условий, ее принадлежности к конкретным социальным группам, социального статуса. и характера взаимодействия с другими людьми.

Главный смысл социализации заключается в актуализации «Я», раскрытии потенциалов личности, развитии ее индивидуальности как социального существа. Насколько социально зрелой и гармоничной является личность, оценивается широта ее социализации. Однако такая социальная самореализация человека возможна только в условиях настоящей демократии. В тоталитарном же государстве, по мнению Э.Фромма, дело обстоит иначе. Здесь часто наблюдаются такие способы социализации, как мазохизм, садизм, деструкция и конформизм. Мазохизм — это стремление к подчинению, отказ от своего «Я», как бы слияние его с другим человеком или социальной группой, т.е. это своеобразное бегство от свободы, вызванное страхом одиночества и ответственности. Под садизмом в данном случае понимается постановка других людей в зависимое положение, приобретение над ними неограниченной власти; эксплуатация и запугивание окружающих. Деструкция как способ социализации заключается в избавлении человека от ощущения собственного бессилия посредством насильственного разрушения окружающего мира, в частности конкретных социальных институтов. Конформизм в его крайнем выражении означает отказ индивида от собственного «Я» и его превращение в человека толпы («извне ориентированная личность»), автоматически следующее го за большинством, мыслящего и действующего «как все». Таким людям свойственно: некритическое отношение к действительности, к поведенческим и пропагандистским стереотипам; отсутствие индивидуальности, манипулируемость, консерватизм, преобладание потребительской ориентации, социальная пассивность.

По мнению многих отечественных психологов, важнейшей закономерностью процесса социального развития личности является наличие в нем двух противоположных тенденций — типизации и индивидуализации. Тенденции эти по-разному проявляются на тех или иных стадиях социального развития личности, в отношении тех или иных форм развития и у различных индивидов. Многообразные виды стереотипизации, формирования заданных группой и общих для ее членов социально-психологических свойств и т. п. служат примерами первой тенденции. Примерами другой являются накопление человеком индивидуального опыта социального поведения и общения, выработка своего отношения к предписываемым ему ролям, формирование личностных норм и убеждений, систем смыслов и значений и т. д. Только сочетание обеих тенденций приводит к формированию активной жизненной позиции личности.

Любой процесс развития человека, в том числе и социального, — это процесс его индивидуального развития в рамках, в контексте, в условиях общества, социальной группы, социальных контактов, общения. Каждый человек сам — индивидуально, лично, непосредственно — проходит путь социального развития. Усвоение знаний, включенных в общественное сознание, не может заменить человеку процесс его личного социального опыта, накапливаемого в результате индивидуального постижения социальных закономерностей (Социальная психология личности, 1979).

 

Контрольные вопросы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.