Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления социальной политики государства и показатели ее оценки

Основными направлениями социальной политики государства являются:

1. Регулирование занятости. Неоклассики рассматривали рынок труда как равноценный с рынками других факторов производства, считая, что спрос и предложение рабочей силы уравновешиваются при помощи колебаний уровня заработной платы, а безработица является результатом природного (естественного) стремления работников найти лучшее рабочее место. Однако в двадцатом столетии Великая депрессия 30-х гг. показала, что невозможно отдавать рынок труда на «откуп» стихийным рыночным силам, так как это ставит под угрозу само существование рыночной экономики.

Для регулирования занятости правительством разрабатываются специальные программы, которые предусматривают увеличение рабочих мест как в государственном, так и в частном секторе экономики. Кроме того организуются оплачиваемые общественные работы, переподготовка и обучение безработных новым профессиям, создаются благоприятные условия, стимулирующие миграцию работоспособного населения в те регионы страны, которые испытывают дефицит рабочей силы.

2. Регулирование трудовых отношений. Это предполагает создание государством правовой базы для регулирования наемного труда, а также осуществления контроля со стороны государственных органов за соблюдением трудового законодательства. Правовое регулирование трудовых отношений осуществляется путем законодательного установления минимального уровня заработной платы, пенсий, порядка заключения коллективных договоров, оплаты рабочей силы, социального страхования, отпусков и т.д. Регулированию подлежат также продолжительность рабочего дня и рабочей недели, условия использования детского и женского труда, пенсионное обеспечение и т.п.

3. Регулирование системы социального страхования. После Великой депрессии эта сфера получила значительное развитие в странах с развитой экономикой: были введены денежные выплаты ветеранам войны, пожилым людям, нетрудоспособным (инвалидам), семьям, потерявшим кормильца, по случаю заболевания и т.д. Эти расходы государства значительно повышают покупательную способность нуждающихся, независимо от того, компенсируют ли они эту помощь какими-либо услугами со своей стороны.

Источниками для финансирования программ социального страхования являются средства государственного бюджета, средства предприятий и фирм, средства личных пенсионных счетов самих работников. В целом фонды социального страхования не могут в условиях рыночной экономики ликвидировать пропасть между богатыми и бедными, однако они могут (и призваны это сделать) уменьшить остроту социальных проблем.

4. Регулирование доходов членов общества. Проводя соответствующую политику в области распределения доходов населения страны (более подробно об этом ниже), государство стремится сократить резкое неравенство в доходах и на этой основе обеспечить необходимый уровень жизни.

Показателями результативности социальной политики являются уровень и качество жизни населения. Уровень жизни населения характеризуется уровнем удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей. Он определяется с одной стороны, степенью развития самих потребностей людей, а с другой – количеством и качеством жизненных благ и услуг, используемых для их удовлетворения (общим объемом потребляемых благ и услуг, реальными доходами населения, уровнем потребления продовольственных и непродовольственных товаров, обеспеченностью жильем, развитием образования, здравоохранения и т.д.).

Для оценки уровня жизни используется целый ряд показателей, как-то: потребление основных продуктов на душу населения, обеспеченность этими продуктами в расчете на отдельную семью (как правило показатель обеспеченности дается в расчете на 100 семей), структура потребляемых благ (например, доля наиболее ценных продуктов в рационе питания), продолжительность свободного и рабочего времени, развитие социальной сферы и т.д.

Чтобы иметь реальное представление о действительном уровне жизни, необходимо иметь какую- то точку отсчета, отталкиваясь от которой можно было бы проследить динамику этого уровня. Такой точкой отсчета является «потребительская корзина» - группа товаров наиболее полно отражающих уровень и структуру потребления населения данной местности. На основе сопоставления цен входящих в потребительскую корзину товаров и услуг за базовый и анализируемый периоды определяется динамика стоимости жизни (уровень благосостояния населения). При сопоставлении уровня жизни в различных странах соизмеряются цены товаров, включаемых в потребительскую корзину.

В связи с этим выделяют «минимальный уровень потребления» и «рациональный уровень потребления». Минимальный уровень потребления (минимальная потребительская корзина) означает такой минимально допустимый потребительский набор, при уменьшении которого потребитель не может обеспечить нормальных условий для своего существования. Это уровень потребления («черта бедности»), снижение которого для общества неприемлемо. Ниже минимального уровня потребления является так называемый «физиологический уровень потребления», ниже которого человек не может существовать физически (это уже граница выживания).

Важнейшим показателем, характеризующим уровень жизни в стране, является доля населения, которое находится за чертой бедности (не путать с физиологическим минимумом потребления).

Что касается рационального уровня потребления, то он отражает количество и структуру благ и услуг, которые являются наиболее благоприятными (рациональными) для жизнедеятельности индивида.

Более сложным и трудно поддающимся количественным оценкам является показатель качества жизни. Он включает в себя условия труда и его безопасность, состояние среды обитания, наличие свободного времени и возможности его рационального использования, культурный и образовательный уровень, физическое развитие, личную и имущественную безопасность, уверенность в своем будущем и в будущем своих детей и т.п. При прочих равных условиях качество жизни зависит от результативности социальной политики государства, которая, в свою очередь, определяется экономическим состоянием страны. На этот интегральный показатель оказывает влияние целый ряд других факторов, начиная от фазы экономического цикла и политической ситуации и кончая географическим положением страны, сложившимися традициями и т.п.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Зарождение и развитие теории социальной рыночной экономики | Доходы населения и роль государства в их формировании. Кривая Лоренца
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.