Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Электробезопасность




Особенности социальной политики в Республике Беларусь.

 

Республика Беларусь – это социальное государство, т.е. государство, базирующееся на социальном рыночном хозяйстве, на использовании его стимулов и движущих сил. Необходимость выбора именно такой модели обусловлена тем, что концепция социального государства наиболее близка нашей исторической практике и менталитету общества, она дает экономическим реформам социальную направленность.

Это означает, что «основополагающий принцип, которым руководствуется государство – это не люди для государства и экономики, а государство и экономика для людей, для народа. На практике это означает, что если, например, возникает вопрос, следует ли ликвидировать те или иные недостаточно эффективные промышленные или сельскохозяйственные предприятия, с тем чтобы освободиться от непроизводительных затрат и тем самым повысит эффективность экономики, то прежде всего надо посмотреть, что будет с работающими там людьми. Если экономика выиграет, а люди проиграют, то такой вариант у нас не принимается. Рост экономики за счет ущемления интересов трудящихся противоречит нашей политике». (Академик А.Н. Рубинов, «СБ», «Белорусская модель развития и мировой кризис», 11. 03. 09).

Белорусская социальная модель имеет совершенно иные основания, нежели социальная модель стран Западной Европы. Она порождена совершенно иным типом общества. (Более подробно об этом рассказано в книге С. Кара-Мурзы Во второй половине ХХ века оформились теории, различающие общество современное и традиционное. Современное общество возникло в Западной Европе на обломках традиционного общества Средневековья. Те культуры и цивилизации, в которых такой глубокой ломки не произошло, продолжали развиваться в условиях той или иной разновидности традиционного общества. Россия – как в облике империи, так и в образе СССР – была классическим примером традиционного общества. «Советская цивилизация: от начала до наших дней». М.: Алгоритм, 2008).

В то же время считается, что Беларусь из всех стран на постсоветском пространстве больше всего сохранила советские черты.

Современное общество есть продукт индустриальной цивилизации, а традиционное общество корнями уходит в цивилизацию аграрную. Современное и традиционное общества имеют разное представление о человеке, обществе и государстве.

Традиционному обществу соответствует космическое (соборное) представление о человеке, которое выработала еще философия Древней Греции. В славянском мироощущении этому соответствовала идея всеединства, выраженная в концепции мира – как Космоса, так и общины.

Россия была крестьянской страной с традиционным обществом, в культуре которой сохранились многие структуры аграрной цивилизации. Западная Европа – продукт гражданского общества, в котором крестьяне как класс и как культура сохранились лишь в реликтовом состоянии (в сельском хозяйстве они заменены фермером).

При возникновении современного западного общества в результате Реформации, Просвещения и буржуазных революций возникло новое представление о человеке – свободный индивидуум.

Когда средневековая Европа превращалась в современный Запад, произошло освобождение человека от связывающих его солидарных, общинных человеческих связей. Капитализму был нужен человек, свободно передвигающийся и вступающий в отношения купли-продажи на рынке рабочей силы. Причем, естественное состояние для человека – война всех против всех, которая в условиях гражданского общества вводится в рамки закона и становится конкуренцией. Поэтому община всегда была главным врагом буржуазного общества и его культуры.

В России разрыва этих связей не произошло, несмотря на воздействие капитализма и реформу Столыпина. В антропологической модели, развитой в России в начале XX века православными философами, человек есть соборная личность, средоточие множества человеческих связей. Здесь человек всегда включен в солидарные группы (семьи, деревенской и церковной общины, трудового коллектива, пусть даже шайки воров).

У современного и традиционного обществ разные культурные (а под ними – религиозные) основания. На уровне религиозного сознания главное изменение в представлении о человеке на Западе произвела протестантская Реформация в Европе. Она отвергла идею коллективного спасения души, религиозное братство людей. Именно эта идея и соединяла ранее людей в христианстве: все люди – братья во Христе, он за всех нас пошел на крест. На Западе, напротив, возник религиозно обоснованный индивидуализм, это общество возникло на идее предопределенности. Это значит, что люди изначально неравны, а делятся на меньшинство, избранное к спасению души, и тех, кому предназначено погибнуть в геенне – отверженных.

Различны и те силы, процессы, которые скрепляют общество двух разных типов. На западе этим процессом является эквивалентный обмен между индивидами, их контракт купли-продажи, свободный от этических ценностей и выражаемый чисто количественной мерой цены. Каждый человек выступает по отношению к другому человеку как собственник. Общество формируется через акты обмена, посредством которых каждый ищет максимально возможную выгоду за счет приобретения собственности другого за наименьшую цену. Общей, всеобъемлющей метафорой общественной жизни становится рынок. Каждый акт обмена должен быть свободным и эквивалентным.

Напротив, в обществе традиционном люди связаны множеством отношений зависимости. Акты обмена между ними по большей части не приобретают характера свободной и эквивалентной купли-продажи – рынок регулирует лишь небольшую часть общественных отношений. Зато велико значение отношений типа служения, выполнения долга, любви, заботы и принуждения. Все эти отношения с точки зрения либерала несвободные и не поддающиеся рациональному расчету, они в значительной части мотивируются этическими ценностями. Общей, всеобъемлющей метафорой общественной жизни становится в традиционном обществе семья. В православной культуре это идет от представления о братстве людей, коллективном спасении души и христианской общине.

В цивильном обществе, где кровожадность «естественного» человека была усмирена правом, так что «война всех против всех» приняла форму конкуренции, движущей силой, соединяющей людей в общество, является страх. То есть, под той положительной мотивацией, какой А. Смит считал поиск выгоды на рынке, лежит страх быть побежденным в конкуренции. При этом страх должен быть всеобщим.

В России всегда была важна идея «общего дела», скрепляющего личности в общество. Наличие общей идеи, принятой большинством граждан, придавало государству большую силу. Напротив, сомнения или разочарование в этой идее («живем не по правде») могло привести к быстрому и для либерального мышления непостижимому разрушению всего государства.

Имея как образец идеал семьи, традиционное общество порождает т.н. патерналистское государство (от лат. pater – отец). Здесь отношения власти и подданных иерархичны и строятся по образу отношений отца и детей. Ясно, что представления о свободе, взаимных правах и обязанностях здесь принципиально иные, нежели в государстве западного общества.

Внутреннее единство в т.н. гражданском обществе отрицается принципиально, как утрата свободы, как тоталитаризм. В норме государство гражданского общества должно поддерживать условия для конкуренции, а периодически – вести войну и испытывать революции.

Отсюда и огромная разница в представлениях о социальных правах в этих двух типах общества.

Так, одним из социальных прав как в СССР, так и в некоторых странах при социал-демократических правительствах (например, в Швеции) было право на бесплатное медицинское обслуживание. При внешней схожести этого конкретного права, его основания в СССР и Швеции были различны. Согласно концепции индивидуума (в Швеции), человеку это право пришлось завоевать как социальное право – и закрепить в какой-то форме общественного договора.

В советском (традиционном) обществе человек является не индивидуумом, а членом общины. Его здоровье в большой мере есть национальное достояние.Оберегать здоровье человека – обязанность, в первую очередь, государства как распорядителя национальным достоянием, а затем уже - самого человека. Именно поэтому государственная форма здравоохранения остается господствующей и наиболее приемлемой.

Общество Западной Европы отличается от общества советского типа аналогично разнице между социал-демократами и коммунистами. Социальный – значит общественный (от слова социум – общество), а коммунистический – значит общинный (от слова коммуна – община). История для социал-демократии – это постепенная гуманизация, окультуривание капитализма без его отказа от самого себя. Постепенно индивидуум дорос до рационального построения более справедливого общества – добился социальных благ и прав. Социал-демократы «окультурили» расово-классовый конфликт доказав, что выгоднее не оскорблять рабочих, а обращаться с ними вежливо, как с равными.

Как мы уже поняли, в целом традиционное общество строится в соответствии с метафорой семьи, а современное – с метафорой рынка. Из этого общего представления вытекают права и обязанности не только человека, общества, государства, но и предприятия.

Советские предприятия создавались и действовали в культурной среде, проникнутой общинным мышлением, отрицающим индивидуализм. Та антропологическая модель, на которой строился социальный уклад предприятия, представляла человека не свободным атомом, а солидарной личностью, для которой получение от общины минимума жизненных благ есть естественное право.

Применительно к предприятию этот набор жизненных благ включал организацию общественного питания на предприятиях, охрану здоровья на предприятиях, создание системы детских садов и пионерлагерей, обеспечение работников дачными участками и т.д. Многие виды социальной деятельности предприятий были совершенно не понятны западным экспертам и не отражались в западной литературе.

Как и в Японии, индустриализация в СССР проводилась не через возникновение свободного рынка рабочей силы, а в рамках государственной программы. В Англии крестьяне в ходе «огораживаний» были превращены в пролетариев, которые вышли на рынок рабочей силы как свободные индивидуумы. В СССР после революции 1917 г. в селе была возрождена община (мир), лишь частично подорванная в 1906-1914 гг. реформами Столыпина. Необходимые для индустриализации (и избыточные для села) трудовые ресурсы были получены посредством программы «коллективизации» - насильственного создания сельских кооперативов (колхоз) и государственных ферм (совхоз), которые государство снабжало машинами и другими средствами интенсивного сельскохозяйственного производства.

Вытесненные при этом из села крестьяне не «атомизировались» и не стали пролетариями. Это был процесс переноса общины из села на промышленное предприятие. Получилось так, что основные черты общинного уклада на предприятии проявились даже больше, чем в оставшемся в селе колхозе.

Предприятие СССР было, как и община в деревне, центром жизнеустройства. Поэтому создание на самом предприятии и вокруг него обширной системы социальных служб стало вполне естественным процессом, не противоречащим культурному генотипу предприятия, а вытекающим из него.

Социальная инфраструктура предприятия советского типа составляет, таким образом, его поистине неотъемлемую часть. Такой неотъемлемой части не содержат западные капиталистические предприятия, из чего следует логический вывод, что советские предприятия представляли иной социальный организм.

Вообще, из исследований видно, что выделение объектов социальной сферы из состава промышленного предприятия в последние 15 лет не приводит к повышению его экономической эффективности. Стоит только передать коммунальные службы из состава предприятия специализированной организации, работающей на рыночных основаниях, как себестоимость жизненных благ возрастает почти в четыре раза. Соединение же социальных служб с основным производством дает положительный кооперативный эффект. Оно сглаживает противоречия труда (в особенности женского), что ведет к росту его производительности.

Да и на самом Западе «свободная конкуренция» все в большей степени становится идеологическим мифом. Она все больше и больше вытесняется кооперацией, координацией и планированием больших производственных систем, а на бытовом уровне – возрождением разных механизмов общинности.

В последнее время учеными введено специальное понятие «социальный капитал». Оно используется для характеристики влияния всех социально-культурных факторов на экономическое развитие. В него входят все существующие формы организаций (государственные, частные, общественные), а также все формальные и неформальные отношения между людьми, основанные на традициях или регулируемые законом. Социальный капитал – своего рода «клей», скрепляющий общество в единый «организм».

В обществе, обладающем значительным социальным капиталом, снижаются издержки производства и ведения бизнеса, поскольку отношения доверия, существующие между людьми, значительно облегчают координацию их усилий и способствуют взаимовыгодному сотрудничеству.

В настоящее время многие наши предприятия, особенно крупные, созданные еще в советский период сохранили свою социальную сферу - детские сады, пионерлагеря, поликлиники, – и при всей тяжести ее содержания не собираются от нее отказываться. К тому же профсоюзы у нас скорее социальные организации, чем аналог монополии, только со стороны фактора труда. Западный профсоюз – это боевой отряд рабочего класса, борющегося за свои права.

С позиций государства мы наблюдаем перенос принципов общины и предприятия на высший уровень. Цель нашей социальной политики - это изначальное обеспечение благоприятных условий жизни и труда всех членов общества.

В западном мире несколько иная трактовка вопроса: если одна часть общества процветает, а другая голодает, то в итоге страдает все общество, в том числе и благополучная его часть. Поэтому неравенство – это невыгодно, и его необходимо сглаживать.

Социальная политика нашего государства непрерывно совершенствуется. Наиболее заметным событием последнего времени стала отмена многих социальных льгот. Эта мера ни в коей мере не противоречит концепции социальности нашей экономической системы. Она лишь заставляет социальную политику соответствовать велениям времени. Существовавший до недавнего времени порядок выплаты льгот был наследием прежней советской системы. Из бюджетных средств на всех льготников тратилось более 600 млрд. рублей в год. Более половины населения страны были льготниками. Нередко хорошо обеспеченные граждане получали даже большую поддержку, чем те, кто в ней действительно нуждался. Поэтому основные принципы, которые были положены в основу упорядочения льгот – адресность и справедливость. То есть льготы должны предоставляться только тем людям, которые непосредственно в этом нуждаются, которые в силу объективных причин не могут сами заработать деньги и оплатить ту или иную услугу, работу, тот или иной товар.

Из всего вышесказанного следует, что особенности социальной политики Республики Беларусь в том, что она является концептуальным продолжением социальной политики Советского государства. Последняя же вытекала из принципов жизнеустройства общины как основной формы жизни большинства населения на данной территории в течение многих веков.

Таким образом, белорусская экономическая модель социальна по своей природе, по своему происхождению. Социально-ориентированные модели государств Западной Европы – явление сравнительно недавнее. Они являются результатом классовой борьбы пролетариата и ответных уступок со стороны имущих слоев.

 

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Когда и где возникла теории социальной рыночной экономики?

2. Каковы основные направления социальной политики государства и показатели ее оценки?

3. Какова роль государства в формировании доходов населения? Что показывает кривая Лоренца?

4. Каковы особенности социальной политики в Республике Беларусь?

 

 

1. Действие тока на организм

2. Пороговые значения токов

3. Электрическое сопротивление тела человека

4. Анализ опасности прикосновения к токоведущим частям

4.1. В нормальном режиме работы

4.2. В аварийном режиме

4.2.1. Напряжение прикосновения

4.2.2. Напряжение шага

 

Электробезопасность - система организационных и технических мероприятий и средств, обеспечивающих защиту людей от вредного и опасного действия электрического тока, электрической дуги, электромеханического тока и статического электричества

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.