Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткая характеристика групп инфекционных болезней

Группа   Основной источник инфекции Примеры
Антропонозы Человек Брюшной тиф, вирусный гепатит А, сыпной тиф и др.
Зоонозы (зооантропонозы) Животные (в редких случаях человек)   Бешенство, геморрагические лихорадки, туляремия и др.
Сапронозы (сапрозоонозы) Почва, вода (возможно животные) Ботулизм, сибирская язва, столбняк и др.

 

Инфекционные болезни, вызываемые возбудителями, способными паразитировать в естественных условиях только в организме человека, называются антропонозами.

Инфекционные болезни животных, которыми болеет и человек, называются зоонозами. При зоонозах резервуаром возбудителя служат различные жи­вотные (преимущественно млекопитающие и членистоногие), ко­торые и способствуют существованию данного возбудителя как био­логического вида. Достаточно часто зоонозы являются природно-очаговыми инфекционными болезнями. О природной очаговости зоонозов говорят в тех случаях, когда заболевания регистрируются преимущественно на тех территориях, на которых обитают живот­ные — источник этих инфекций или кровососущие паразиты, яв­ляющиеся переносчиками (резервуарами) этих возбудителей.

При зоонозах организм человека весьма условно можно счи­тать резервуаром возбудителя. Несмотря на то, что зоонозными инфекциями могут заболевать и люди, их организм часто являет­ся «биологическим тупиком» для возбудителя. Передача таких воз­будителей от больного человека может происходить только в ис­ключительных случаях.

При сапронозах основным резервуаром возбудителя служат суб­страты внешней среды, которые обеспечивают его автономное устойчивое существование в природе. Как правило, такими субстратами являются почва и вода. Классические сапронозы (возбу­дители ботулизма, столбняка, и др.) являются псев­допаразитами, поскольку для их существования не требуется орга­низм человека или животного. В таких случаях передача возбудите­ля к человеку происходит непосредственно из резервуара возбуди­теля. Сапрозоонозы (возбудители сибирской язвы, лептоспирозов, иерсиниозов и др.) являются переходными формами, для кото­рых присущи черты как зоонозов, так и сапронозов.

Механизм передачи инфекции — это способ перемещения возбуди­теля от источника инфекции к восприимчивому организму. При раз­личных инфекционных болезнях переход возбудителя от одного орга­низма к другому происходит различными способами, поскольку каждый возбудитель приспособился к определенному, толь­ко ему присущему механизму передачи. Данный механизм состоит из трех фаз, следующих одна за другой: выделение возбудителя в окружающую среду — пребывание возбудителя на объектах окружа­ющей среды — внедрение возбудителя в восприимчивый организм. Возможность и длительность пребывания возбудителя в окру­жающей среде определяются его свойствами. Например, возбуди­тели кори, гриппа и менингококковой инфекции не могут дли­тельно сохраняться на объектах внешней среды, так как достаточ­но быстро погибают (в течение нескольких минут). Возбудители шигеллезов способны сохраняться на объектах внешней среды в течение нескольких дней, а возбудители ботулизма и сибирской язвы сохраняются в почве десятилетиями. Именно эту фазу — фазу пребывания возбудителя на объектах окружающей среды — следу­ет использовать для проведения противоэпидемических меропри­ятий с целью прерывания эпидемического процесса.

Выделяют четыре механизма заражения:

фекально-оральный

аэрогенный

контактный

кровяной (трансмиссивный)

Как правило, передача (или перенос) возбудителя от больного организма к здоровому опосредована различными элементами внешней среды, которые называются факторами передачи. Конкретные элементы внешней среды и/или их сочетания, ко­торые обеспечивают перенос возбудителя в определенных услови­ях, называются путем передачи.

Пути заражения разнообразны:

1) воздушно-капельный путь (через частицы мокроты, слюны, носоглоточной слизи);

2) воздушно-пылевой (через частицы пыли, шерсти, перьев, их фекалий);

3) пищевой (через загрязненные или инфицированные возбудителем пищевые продукты);

4) водный (через загрязненную воду для питья или купании);

5) прямой контакт (при соприкосновении с больным или его выделениями) и непрямой контакт (через загрязненные руки или вещи);

6) трансмиссивный путь (через укус кровососущих насекомых и через переливание крови);

7) через инфицированный медицинский инструментарий;

8) внутриутробный (вертикальный);

9) через почву, загрязнённую возбудителем.

Дополнительным путем заражения можно считать распространение инфекции посредством мух и тараканов, переносящих возбудителей на брюшке и лапках из помоек и выгребных ям на продукты питания и кухонный инвентарь.

 

Восприимчивый организм. Восприимчивость населения к инфекционному заболеванию является третьим и очень важным звеном эпидемиологического процесса. У разных групп людей восприимчивость различна и зависит от состояния защитных свойств организма, которые при определённых неблагоприятных условиях могут нарушаться. Восприимчивости организма к инфекционному заболеванию способствуют следующие факторы:

Ø младенческий и старческий возраст (в первом случае защитные функции организма еще недостаточно сформировались, а во втором – угасли);

Ø фоновое состояние организма (наличие врожденных патологий, частые острые заболевания, наличие хронических заболеваний и т.п.);

Ø жилищно-бытовые условия (скученность, отсутствие бытовых удобств, аварийное состояние дома);

Ø условия работы (повышенная влажность или сухость воздуха, сквозняки, духота, холодное помещение, контакты с больными, с кровососущими насекомыми, грызунами, сельскохозяйственными или дикими животными);

Ø уровень культуры человека (несоблюдение правил личной гигиены, незнание опасности инфекционного заболевания, мер защиты от него, употребление сырой воды и т.п.);

Ø состояние вакцинации населения против ряда инфекций;

Ø состояние окружающей среды (загрязненность вредными химическими

 

веществами воздуха, водоемов, почвы, продуктов питания);

Ø географическая полоса проживания с ее природными особенностями и характером климата (холодным, умеренным, жарким, тропическим);

Ø сезонность (например, в жаркое время года больше регистрируются кишечные инфекции, а в холодное время года - воздушно-капельные инфекции).

 

Определенное место, в котором существуют все три элемента, необходимые для развития эпидемического процесса (источник инфекции, механизмы передачи возбудителя и восприимчивый организм), называется эпидемическим очагом. Таким образом, эпидемический процесс может развиться лишь при наличии трёх его звеньев: источника инфекции, путей передачи возбудителя и восприимчивого организма. При воздействии на эти звенья можно предупредить или ликвидировать уже возникший эпидемический процесс.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основы эпидемиологии | Ведущие симптомокомплексы, диагностика и принципы лечения инфекционных заболеваний
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.