Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Персонология. Персоногенз личности. Жизненные планы и сценарии




План.

Основы саморазвития личности

Лекция №2 (2 часа)

Тема: Персоногенез личности

 

2.1 Персоногенез личности Персоногенез личности Узнавание описывать персоногенез как жизненный путь
Жизненные планы и сценарии Узнавание описывать содержание понятий жизненные планы и сценарии
2.2. Подходы к структуре личности Иерархическая структура личности по К.К. Платонову Воспроизведение выделять компоненты структуры личности по К.К. Платонову
Структура личности по С.Л. Рубинштейну Воспроизведение выделять компоненты структуры личности по С.Л. Рубинштейну
Структура личности по А.В. Петровскому Воспроизведение выделять компоненты структуры личности по А.В. Петровскому
2.3. Я-образ Я-образ Узнавание описывать содержание понятия "Я-образ"
Структура Я-образа Воспроизведение выделять компоненты структуры "Я-образа"
Функции Я-образа Воспроизведение выделять функции "Я-образа"

 

  1. Персонология. Персоногенз личности. Жизненные планы и сценарии.
  2. Подходы к структуре личности:

ü Иерархическая структура личности по К.К. Платонову;

ü Структура личности по С.Л. Рубинштейну;

ü Структура личности по А.В. Петровскому;

ü Зарубежные теории структуры личности ( Столяренко, Л.Д. Психология личности [Текст] / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – С. 109-113, С.174-203. Психология: [учебник для гуманитарных вузов] / Под общей ред. В.Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2007, С. 272-293)

  1. Понятие «Я-образ», «Я-концепция». Структура. Функции.

 

Основная литература

  1. Капустина, Н.Г. Психология саморазвития личности: [учеб. пособие] / Н.Г. Капустина, Н.В. Бякова. - Сургут, 2010. с. 25-41.
  2. Психология: [учебник для гуманитарных вузов] / Под общей ред. В.Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2007. - 656 с272 – 293,315-317
  3. Сапогова Е. Е. Психология развития человека. Учебное пособие, С. 35-41.
  4. Слотина, Т.В.Психология личности: [учеб. пособие] / Т.В. Слотина. - СПб. [и др.]: Питер, 2008. - 304 с.: ил. - (Учебное пособие). - ISBN 978-5-388-00144-3: 215-80. с22-25,44-56
  5. Столяренко, Л.Д. Психология личности [Текст] / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – С. 109-113, С.174-203.

 

Слово «персонология» состоит из «persona» и «logus» – наука о личности, что обусловливает некоторую размытость границ предмета психологии личности и предмета персонологии. Более того, можно предположить, что они фактически сливаются.

Мы предполагаем, что персонология, в отличие от психологии личности, – это междисциплинарная область знаний.

Персонологиясистема знаний о личности, включающая в себя философские, социологические, биологические, исторические, медицинские, юридические, педагогические аспекты, причем приоритетным является психологическое знание.

Понятие же персонологии в психологическую науку ввел Генри Мюррей в 1938 г., объединив как теоретическую базу, так и эмпирические исследования в данной области.

Персоногенез – это индивидуальный жизненный путь человека.

Говоря о персоногенезе мы плавно переходим к понятиям «Жизненные планы» и «ж. сценарии».

Проблема жизненного пути человека была сформулирована в психологии в целях наиболее полного и адекватного исследования психологических особенностей личности. Она дополняла работы, посвященные исследованию структуры личности, выявлению движущих сил развития личности, проверке гипотезы о влиянии личностных особенностей на познавательные процессы.

Проблема жизненного пути была поставлена Ш. Бюлер, но исследована позднее — в ряде работ отечественных и зарубежных психологов.

 

Осознание необходимости обсуждения в психологических кругах проблемы жизненного пути возникло вслед за изменением представлений о человеке в целом и о личности в частности. Личность стала рассматриваться двояко: и как объект, и как субъект жизни.

  • Как объект жизненного процесса личность подвергается воздействию условий, событий жизни, находится под влиянием социальных отношений, культурных традиций и нравственных законов.
  • Обладая качеством субъекта жизни, личность организует и структурирует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет избранное направление.

Обсуждение проблемы жизненного пути личности ведется с помощью целого ряда понятий: «жизненный путь», «стратегия жизни», «жизненная цель», «жизненная перспектива», «психологическая перспектива», «личностная перспектива», «жизненные задачи», «пространство и время жизни», «инициатива» и «ответственность», «стиль жизни», «жизненный план», «сценарий жизни».

 

Ниже приводятся определения этих понятий.

Жизненный путьпроцесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и, одновременно, пластичной структуры личности.

Стратегия жизни — способ организации жизненного процесса.

Жизненная цель — представление об основном результате (результатах) или событии (событиях), которые должны произойти в жизни, интегрирующие все частные события и оправдывающие человеческое существование.

Жизненная перспектива — совокупность обстоятельств и условий жизни, которые обеспечивают эффективность личностного роста.

Психологическая перспектива — когнитивная способность предвидеть будущее.

Личностная перспектива — готовность к будущему в настоящем.

Жизненные задачи — реализация жизненной цели в реально происходящих жизненных событиях.

Пространство и время жизни — психологические характеристики организации жизненного процесса; пространство рассматривается как свойство протяженности жизненного процесса, время — как свойство его регуляции.

Инициатива — своевременная формулировка жизненных задач и включенность личности в процесс их выполнения.

Ответственность — умение принимать жизненно важные решения и обеспечивать контроль за их выполнением.

Стиль жизни — уникальная конфигурация личностных черт, мотивов, когнитивных стилей и способов приспособления к реальности, характерная для поведения индивидуума и обеспечивающая постоянство его поведения.

Современные психологические исследования показывают, что выбор и планирование индивидуальной стратегии жизни (осознанно или неосознанно) осуществляются самой личностью благодаря наличию у нее права на этот выбор.

ЖИЗНЕНЫЙ ПУТЬ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ: Жизненные планы и жизненный сценарий.

Жизненный план включает в себя — жизненные перспективы, которое объединяясь образуют собой стратегию жизни.

Совокупность жизненных тактик (планов) образует жизненный сценарий.

Существуют, по крайней мере, два подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с помощью ее планирования и сценарного воплощения.

  1. Согласно первому подходу, представленному работами отечественных авторов (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев и др.), личность осознанно выбирает и регулирует

процесс жизни. Подчеркивается роль родителей в формировании представлений ребенка о целях и структуре жизненного пути. В конечном итоге, по выражению С. Л. Рубинштейна, человек сам определяет свое отношение к жизни, гармонично или дисгармонично связывая между собой трагедию, драму и комедию. Он полагает, что только определенные соотношения этих мировоззренческих чувств этически оправданны, приемлемы, закономерны как выражение отношения человека к типичным ситуациям жизни.

  1. Второй подход (А. Адлер, К. Роджерс, Э. Берн и др.) построен на уверенности в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и жизненного сценария, который осуществляется на ранних стадиях развития ребенка. Согласно этимконцепциям, жизненный план рассматривается как прогнозирование собственнойжизни и ее реализация в представлениях и чувствованиях, а сценарий жизни — как постепенно развертывающийся жизненный план, ограничивающий и структурирующий жизненное пространстволичности.

На выбор жизненного сценария влияет целый ряд факторов, которые обсуждаются в рамках этого подхода. Такими факторами являются:

ü порядок рождения ребенка в семье,

ü влияние родителей (их действий, оценок, эмоциональной поддержки или депривации и др.),

ü влияние дедушек и бабушек,

ü принятие ребенком своего имени и фамилии,

ü случайные экстремальные события и др.

Жизненный план формируется на основе ранних жизненных событий, впечатлений, которые соотносятся с каким-либо знакомым ребенку сценарием, заимствованным из сказки, рассказа, истории, мифа, легенды, картины.

Сценарий запускается в детском возрасте. В подростковый период он проходит стадию доработки, приобретает определенную структуру. Позднее он используется взрослым человеком для структурирования жизненного пространства, оптимального взаимодействия с окружающим миром и прогнозирования ближайшего и отдаленного будущего.

Основными составляющими сценария являются:

1) герой, с которым идентифицирует себя ребенок;

2) антигерой, который воплощает отвергаемые ребенком черты;

3) идеальный герой, черты характера которого пока отсутствуют у ребенка, но именно он определяет направление личностного роста;

4) сюжет — модель событий;

5) другие персонажи, участвующие в жизненном процессе;

6) свод нравственных правил.

Личность способна выбирать разные сценарии или модели поведения. Одни из них могут способствовать успеху, другие — приводить к неудаче, но все они позволяют ребенку и взрослому структурировать жизнь, задавать ей определенное направление, которое обеспечивает возможность достижения жизненной цели.

В соответствии с теоретическими и эмпирическими исследованиями жизненных планов разрабатываются психотерапевтические приемы, направленные на диагностику, а в случае необходимости — и на изменение «сценария неудачника».

+ Модель «Золушки» и т.д.

+Э. Берн Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1928; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.