Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ф.Бэкона и Р.Декарта




Проблема метода научного познания в философии

Лекция на тему: Новое время: союз философии и науки

 

XVII век открывает новый период в развитии философии, который принято называть философией нового времени. В это время расширяется и углубляется процесс разложения феодального общества, начавшийся в эпоху Возрождения.

В последней трети XVI - начале XVII века происходит буржуазная революция в Нидерландах, а с середины XVII века буржуазная революция развертывается в Англии. Эти революции были подготовлены развитием мануфактурного производства, пришедшего на смену ремесленному труду. Развитие нового буржуазного общества порождает изменения не только в экономике, политике, социальных отношениях, но и в общественном сознании. Важнейшим фактором такого изменения оказывается наука, главенствующее место в которой занимает механика.

Социальные преобразования и развитие науки Нового времени вызвали к жизни новую ориентацию философии, которая стала опираться главным образом на науку. На первый план в философии этого периода выходят проблемы теории познания – гносеологии, и в первую очередь – проблема метода научного познания.

Английский ученый Ф.Бэкон (1561-1626) был родоначальником английского эмпиризма – учения об опыте.

Эмпиризм (от греч. еmperia – опыт) – философское направление, признающее чувственный опыт главным или даже единственным источником знаний.

На пути к достижению истинного объективного знания стоят субъективные помехи – «идолы» - «призраки» - предрассудки в сознании человека.

«Идолы пещеры» - связаны с индивидуальными особенностями людей, с их психологическим складом.

«Идолы театра» - вера в авторитеты, мешающая людям без предубеждения исследовать природу.

«Идолы площади» - общение людей, предполагающее использование языка.

«Идолы рода» - самые опасные, т.к. они коренятся в самой человеческой сущности, в чувствах и, особенно в разуме, и освободиться от них всегда труднее.

В своем труде «Новый органон»(1620) он разработал индуктивный метод, в котором мысль двигается от частного к общему. (До него со времен Аристотеля господствовал дедуктивный метод – «от общего – к частному»).

Истинная индукция позволяет на основе исследования отдельных случаев переходить к общим заключениям.

Другим путем в разработке проблем методологии научного исследования пошел французский философ Р.Декарт (1598-1650). Он считается основоположником рационализма. Его труд – «Рассуждения о методе».

Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, независимость разума от чувственных восприятий.

Его тезис: «Я мыслю, следовательно, я существую».

В процессе познания исключительную роль Декарт отвел дедукции.

Основная черта философского мировоззрения Р.Декарта – дуализм души и тела. Декарт допускает два независимых друг от друга первоначала:

1) Нематериальное (мышление)

2) Материальное (протяжение).

Эмпиризм Ф.Бэкона продолжил Т.Гоббс(1588-1679): источником всякого знания является опыт.

Спиноза (1632-1677) – нидерландский философ, как и Декарт, был убежденным рационалистом. Но, в отличие от Декарта, он создает монистическую философскую систему.

В его системе существует только одна субстанция, которую Спиноза называет: «Бог, или природа, или субстанция» (пантеизм). Спиноза определяет субстанцию как причину самой себя (causa sui), это значит, что причину существования субстанции нужно искать не вне субстанции, а в ней самой. Тем самым Спиноза отвергает то, что в средние века получило название «космологического доказательства бытия божьего».

Лейбниц (1646-1716). Учению Спинозы о единой субстанции немецкий философ Лейбниц противопоставил учение о множественности субстанций (плюрализм). Самостоятельно существующие субстанции Лейбниц называл монадами (в переводе с греч. – «единое», «единица»).

Плюралистическая по форме, философская система Лейбница была идеалистической по существу.

Свою концепцию наиболее полно Лейбниц изложил в «Монадологии». Каждая монада – самостоятельная духовная сущность, обладающая активностью, самодвижением. Их бесконечное множество и связывает их между собой предустановленная гармония, исходящая от Бога.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.