Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие особого управленческого мышления

Психологическая подготовка руководителя к работе

Важнейшим, качеством руководителя является умение органи­зовать работу всего коллектива для достижения определенных целей. Но, чтобы умело организовать других людей, надо быть организованным прежде всего самому руководителю. Самоорга­низация руководителя осуществляется в двух направлениях: тех­нологическом (организация руководителем своего личного тру­да, управленческой деятельности) и психологическом.

Рассмотрим психологический аспект подготовки руководите­ля к своей деятельности.

Мышление руководителя должно отличаться наличием установ­ки на выработку таких личных особенностей, которые позволяют наилучшим образом решать встающие перед ним проблемы.

Исходными понятиями процесса управления собственным мышлением являются «подчинение» и «упорядочение». Речь идет, с одной стороны, о подчинении мышления задаче достижения определенной цели, а с другой — об упорядочении на основе ра­дикального включения в работу необходимых знаний, приемов и методов. Здесь можно отметить два уровня мышления: стратеги­ческий — способность решения управленческих задач перспектив­ного характера и тактический — умение использовать свои ин­теллектуальные возможности для решения конкретных насущных проблем.

Многообразие особенностей мышления руководителя можно представить следующим примерным перечнем. В частности, в процессе практической деятельности руководитель должен уметь мыслить:

· проблемно и перспективно, заранее определяя возможные трудности и способы их преодоления;

· системно, охватывая все стороны дела и влияющие факторы;

· практично и обоснованно, уметь отличить действительные факторы от субъективных мнений, реальное от желаемого;

· не консервативно, нешаблонно, сочетая преимущества на­копленного опыта с оригинальными, новаторскими мето­дами руководства;

· оперативно, быстро реагируя на изменение производствен­ной и хозяйственной обстановки, принимая самостоятель­но наиболее рациональные решения в условиях дефицита времени;

· последовательно и целеустремленно, добиваясь поставлен­ной цели, отделяя главное от второстепенного, не зарыва­ясь в текущих мелочах.

Чтобы упорядочить процесс мышления, можно использовать современные методы и средства. Одним из них является «Алго­ритм решения управленческих проблем» (АРУП) (Е.С. Жариков).

Он позволяет контролировать такие свойства мыслительного процесса, как инертность, стереотипность, фантазия, воображе­ние и интуиция.

Этот алгоритм содержит три относительно самостоятельные подсистемы:

1. Постановка управленческой проблемы.

2. Решение проблемы (процесс нахождения связи между суще­ствующим состоянием системы и желательным, определяе­мым целью управления).

3. Принятие решения (система действий, связанных с выбором лучшего варианта).

В постановку проблемы входит несколько элементов.

1. Анализ ситуации:

а) всестороннее осмысливание трудностей, качества, сроков и других особенностей того, что нужно сделать;

б) оценка возможностей выполнения необходимой задачи;

в) определение вероятных результатов выполнения задачи, ожидаемых плюсов и минусов.

2. Формирование проблемы. Предполагает четкое описание противоречия между средствами и целями (оно отражает сте­пень напряженности проблемной ситуации).

 

3. Построение проблемы:

а) выделение и четкое описание главного звена в проблеме;

б) определение всего круга вопросов, решение которых не­обходимо для решения центрального вопроса;

в) нахождение содержательных и временных связей и сопод­чинений всего комплекса вопросов, составляющих про­блему.

4. Классификация проблемы, т.е. отнесение ее к определенно­му типу:

а) по функциональному критерию — аналитическая или кон­структивная;

о) по назначению — стратегическая (ключевая) или такти­ческая;

в) по источнику — следствие ошибок людей или порождае­мая самим развитием системы;

г) по разрешимости — разрешимая (собственными силами или с внешней помощью) и неразрешимая (неразрешимая собственными силами и неразрешимая на данном этапе даже с помощью извне);

д) по структуре — сложно (иерархически, многоуровнево и многопланово) построенная проблема и структурно про­стая;

е) по периодичности — регулярная (постоянно возникаю­щая при определенных условиях) или эпизодическая, слу­чайная;

ж) по степени проблемности — научно-практическая (содер­жащая высокую степень неопределенности и потому тре­бующая привлечения специалистов-ученых) и практиче­ская (разрешимая собственными силами специалистов-практиков и управленцев).

5. Поиск аналогов проблемы по списку вышеизложенных кри­териев квалификации. Реализация отмеченных выше прак­тических рекомендаций помогает руководителю упорядочить весь комплекс решаемых задач. Именно умение заниматься «будущими» проблемами до того, как их решение потребует больших усилий, отличает перспективного руководителя.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Закон неопределенности отклика, или закон зависимо­сти восприятия людьми внешних воздействий из-за разли­чия их психологических структур | Особенности использования психологических методов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.