Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примеры «Общего руководства по качеству»




Управление качеством — методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству, а также ориентированные на устранение причин неудовлетворительного функционирования. Управление качеством включает методы и виды деятельности оперативного характера, направленные как на управление процессом, так и на устранение при­чин неудовлетворительного функционирования на всех этапах петли качества для достижения экономической эффективности.

 

Общее руководство качеством (административное управление качеством) — аспекты общей функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют их с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение качества, улучшение качества. Обязанности по общему руководству качеством лежат на всех уровнях управления, но управлять ими должно высшее руководство. При общем руководстве качеством акцент делается на экономические аспекты.

 

Руководство по качеству - документ, излагающий политику в области качества и описывающий систему качества организации. Руководство по качеству может охватывать всю деятельность организации или её часть. Оно обычно содержит политику в области качества, ответственность, полномочия и взаимоотношения персонала, методики системы качества и инструкции, положение по пересмотру и корректировке руководства. Оно может состоять из нескольких документов.

 

Пример "Общего руководства по качеству" (Разработано канд. техн. наук И. П. Даниловым) (http://www.unilib.neva.ru/dl/quality/certif/sertific.html) (лучше дать на самостоятельное изучение или пусть сами ищут)

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Технический директор

 

Стандарт предприятия

 

СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА

 

ОБЩЕЕ РУКОВОДСТВО ПО КАЧЕСТВУ

 

СТП

 

Введен впервые

 

Дата введения

 

1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

Настоящий стандарт является основополагающим в комплексе стандартов “Система обеспечения качества” (СОК), устанавливающем порядок проведения работы по качеству.

 

Стандарт устанавливает общие положения, цели и задачи, описание системы качества, структуру, функции и проверку функционирования системы.

 

Стандарт разработан на основе МС ИСО 9004.

 

Стандарт обязателен для всех подразделений предприятия, участвующих в подготовке и разработке, материально-техническом снабжении производственных процессов, в производстве, контроле, испытаниях, реализации электробытовой техники.

 

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

 

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

 

Международный стандарт ИСО 9004 “Общее руководство качеством и элементы системы качества”.

 

Международный стандарт ИСО 8402 “Качество. Словарь”.

 

3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

3.1. Качество—совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

 

3.2. Политика в области качества — основные направления, цели и задачи предприятия в области качества, специально сформулированные его высшим руководством.

 

3.3. Обеспечение качества — совокупность планируемых и систематически осуществляемых процессов, процедур, операций и отдельных мероприятий, необходимых для создания уверенности в том, что продукция удовлетворяет определенным требованиям к качеству.

 

3.4. Управление качеством в процессе производства — методы и деятельность оперативного характера, направленные одновременно на управление процессами и процедурами и на устранение причин, приводящих к отклонениям, для удовлетворения требований к качеству.

 

3.5. Общее руководство качеством — составная часть общей функции управления, определяющая и осуществляющая политику в области качества.

 

3.6. Система качества — совокупность организационной структуры, распределения ответственности, процессов, процедур и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством.

 

3.7. Идентификация — присвоение обозначения объекту (изделию, документу и т. п.) с целью возможности его выделения в однородной массе или однородном массиве для обеспечения его прослеживаемости.

 

3.8. Прослеживаемость — способность проследить предысторию, использование или местонахождение единицы продукции или действия, или аналогичной продукции или действий с помощью идентификации, которая регистрируется.

 

3.9. Программа качества — документ, регламентирующий конкретные меры в области качества, распределение ресурсов и последовательность действий, относящихся к конкретной продукции, контракту.

 

3.10. Проверка качества—систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективность их внедрения и соответствие поставленным целям. Проверка качества применяется в основном к системе качества или к таким ее элементам, как процессы, продукция.

 

3.11. Анализ системы качества — обязательная оценка руководством состояния системы качества и ее соответствия политике в области качества и новым целям, обусловленным изменяющимися требованиями.

 

3.12. Сертификация — деятельность по подтверждению соответствия продукции определенным стандартам и техническим условиям и выдача документов, подтверждающих это соответствие.

 

4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

4.1. Успешная деятельность предприятия обеспечивается разработкой,

 

производством и поставкой продукции, которая:

 

удовлетворяет требованиям потребителя;

 

соответствует действующим стандартам и техническим условиям;

 

отвечает действующему законодательству и требованиям общества по охране окружающей среды, здоровью и безопасности; по энергоемкости и

 

материалоемкости;

 

реализуется потребителю по конкурентоспособным ценам;

 

обусловливает получение планируемой нормы прибыли.

 

4.2. Управление на предприятии должно быть ориентировано на выявление, сокращение, устранение и, что наиболее важно, предупреждение выпуска продукции неудовлетворительного качества.

 

4.3. Система обеспечения качества (в дальнейшем СОК) поддерживает требуемый уровень качества при оптимальных затратах, эффективно используя технические, человеческие и материальные ресурсы предприятия, создавая уверенность потребителя в получении продукции требуемого качества.

 

4.4. Политика предприятия в области качества определяет основные цели и задачи, стратегию и тактику предприятия в области качества продукции.

 

4.5. СОК распространяется на следующие уровни:

 

предприятие в целом;

 

производство, цехи, инженерные центры, управления;

 

производственные участки, бригады;

 

рабочее место.

 

5. ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА

 

5.1. СОК предусматривает совокупность мероприятий, методов и средств, обеспечивающих производство качественной продукции на всех этапах от первоначального определения и до конечного удовлетворения требований и потребностей потребителя. Этапы и виды деятельности включают:

 

маркетинг, поиск и изучение рынка;

 

разработку продукции и технических условий;

 

материально-техническое обеспечение;

 

подготовку и разработку производственных процессов;

 

производство;

 

контроль, проведение испытаний и обследований;

 

упаковку и хранение;

 

реализацию и поставку продукции.

 

5.2. СОК работает на основе реализации функций управления, образующих этапы петли качества, исходя из особенностей производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений, и имеет два уровня.

 

Первый уровень реализует общесистемные функции, обеспечивающие работу всех подразделений:

 

ответственность руководства;

 

маркетинговую деятельность;

 

разработку продукции и производственных процессов;

 

материально-техническое обеспечение;

 

контроль продукции и проведение испытаний;

 

управление контрольно-измерительной аппаратурой и испытательным оборудованием;

 

хранение, проведение погрузоразгрузочных работ и реализацию продукции.

 

Второй уровень реализует функции управления в инженерных центрах и производствах по видам продукции:

 

руководство по качеству по видам работ или продукции;

 

подготовка производства;

 

производство продукции.

 

Для производства специальной сложной бытовой техники контроль продукции — согласно разделению компетенции между цехами и отделом технического контроля (ОТК).

 

Разделение системы на несколько уровней позволяет, создавая руководство по качеству конкретной продукции, решать вопросы качества при контрактных отношениях.

 

5.3. Распределение ответственности руководства предприятия, руководителей подразделений и исполнителей в процессе деятельности по качеству осуществляется по функциям и определяется в стандартах предприятия, в положениях о подразделениях, должностных инструкциях и других документах системы.

 

5.4. Все элементы и система в целом подлежат регулярной внутренней проверке и оценке эффективности функционирования с дальнейшей ее корректировкой.

 

5.5. Постоянное совершенствование СОК является непрерывным процессом, направленным на дальнейшее повышение эффективности ее функционирования.

 

Совершенствование осуществляется на основе систематической проверки качества выпускаемой продукции, периодического контроля и анализа функционирования СОК и обратной связи с потребителем.

 

6. ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА И ЗАДАЧИ ВЫСШЕГО РУКОВОДСТВА ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

 

6.1. Политику в области качества продукции формирует, утверждает, а также организует ее проведение — генеральный директор.

 

6.2. Целью деятельности предприятия является выпуск и поставка продукции, отвечающей потребностям потребителя в такой форме, которая будет гарантировать удовлетворение запросов потребителя и устойчивую прибыль. Качество для предприятия — стратегический показатель конкурентоспособности.

 

6.3. Для достижения целей, определяемых “Политикой в области качества”, высшее руководство объединения (генеральный директор, технический директор, директор по производству и коммерческим вопросам):

 

обеспечивает общее руководство качеством выпускаемой продукции;

 

четко определяет ответственность, полномочия и взаимодействие подразделений и их руководителей в реализации функций управления качеством и решении задач по этим функциям по всем элементам, образующим петлю качества, согласно структурно-функциональной схеме;

 

доводит политику в области качества до всего персонала так, чтобы любой сотрудник понимал ее значение;

 

обеспечивает выполнение требований политики всеми работниками объединения;

 

принимает меры к работникам, допускающим действия, противоречащие интересам политики в области качества.

 

7. ДОКУМЕНТАЦИЯ СИСТЕМЫ

 

7.1. Документация СОК обеспечивает распределение обязанностей и ответственности руководства и исполнителей, устанавливает порядок взаимодействия подразделений и служб при выполнении функций и решении задач по вопросам качества продукции.

 

7.2. Основополагающим документом, определяющим цели и задачи в области качества продукции на предприятии является “Политика в области качества”.

 

7.3. Основным документом, содержащим описание системы обеспечения качества, является “СОК. Общее руководство по качеству”.

 

7.4. В состав документов СОК входят: государственные стандарты, отраслевые стандарты, технические условия, стандарты предприятия, программы по качеству, руководство по качеству, положения об отделах и видах работ, должностные инструкции, технологические инструкции, методики испытаний и выполнения измерений, карты технического контроля и другие документы, определяющие и регистрирующие проведение работ по качеству продукции.

 

7.5. Структура обозначения документов, разрабатываемых на предприятии в СОК, должна быть приведена в описании к настоящему документу.

 

8. ОПИСАНИЕ СОК

 

8.1. В СОК предусматривается достижение целей путем постановки и реализации задач по обеспечению качества согласно структурно-функциональной схеме управления качеством на предприятии.

 

8.2. Основным документом СОК является “Политика в области качества”. Политика в области качества определяется генеральным директором, ставит цели, указывает методы и средства решения вопросов обеспечения качества.

 

8.3. Общее руководство системой обеспечения качества осуществляет технический директор. Постоянная и регулярная проверка функционирования СОК осуществляется группой внутренней проверки по заданию технического директора.

 

8.4. Заместитель генерального директора по производству и коммерции организует работу по маркетингу, материально-техническому обеспечению, подготовке производства, изготовлению продукции, сбыту.

 

8.5. Реализацией функции “Маркетинг” занимается отдел маркетинга. Ответственность за ее реализацию несет начальник отдела маркетинга.

 

8.5.1. Задачами маркетинговой деятельности в области качества являются:

 

исследование рынков сбыта по конкретному виду продукции;

 

определение рыночного спроса и областей реализации продукции с учетом рентабельности ее производства;

 

прогнозирование рыночного спроса;

 

выработка четких требований к технико-экономическим характеристикам продукции и учет возможности возникновения любых новых потребностей, не определенных в данный момент времени;

 

обеспечение руководителей предприятия, служб и подразделений необходимой информацией о требованиях потребителя;

 

формирование и ведение баз данных по имеющейся на рынке продукции для определения своевременного перехода на производство продукции с необходимыми потребителю характеристиками при оптимальных затратах

 

производства.

 

8.5.2. Организация обратной связи с потребителем с целью создания условий, обеспечивающих своевременную выработку и принятие руководством предприятия решения о модернизации продукции в соответствии с требованиями и пожеланиями потребителя.

 

8.6. Функция “Разработка продукции и производственных процессов” реализуется на стадии установления технических требований к продукции — управлением перспективного развития (УПР), на стадиях разработки — инженерными центрами по видам продукции, а также техническими отделами

 

производств.

 

Ответственность за технические требования к продукции несет заместитель технического директора — начальника УПР, а за разработку — начальники инженерных центров и главные инженеры производств по видам

 

продукции.

 

8.6.1. Качество при установлении технических требований и проектировании включает в себя:

 

формирование уровня качества продукции, соответствующего достижениям научно-технического прогресса, требованиям потребителя;

 

разработку конструкторской и технологической документации;

 

изготовление опытных образцов;

 

испытание опытных образцов.

 

8.6.2. При разработке технических требований и проектировании решаются следующие задачи:

 

выбор номенклатуры основных показателей технического уровня и качества продукции;

 

оценка научно-технического уровня технических требований к продукции;

 

оптимизация показателей качества и их нормирование;

 

обеспечение наличия в проекте четких и конкретных данных, необходимых для материально-технического обеспечения, проверки соответствия продукции и процессов, установленных техническими требованиями;

 

изготовление опытных образцов в производственных условиях;

 

испытания опытных образцов;

 

анализ результатов испытаний и корректировка (при необходимости) конструкторской и другой документации;

 

осуществление авторского надзора за постановкой продукции на производство и ее изготовлением;

 

установление порядка проверки проекта и периодического его анализа на соответствие выходных проектных данных входным требованиям.

 

8.7. Функция “Материально-техническое обеспечение” реализуется отделом материально-технического снабжения (ОМТС), отделом внешней комплектации (ОВК). Ответственность за ее реализацию несет заместитель директора по производству и коммерции — начальник управления снабжения и

 

комплектации.

 

8.7.1. Материально-техническое обеспечение имеет своей целью своевременное и полное обеспечение сырьем, материалами, комплектующими изделиями и другими материальными ресурсами (в дальнейшем “материалы”), соответствующими НТД.

 

8.7.2. Материально-техническое обеспечение решает следующие задачи:

 

определение требований к технической документации и заказам на поставку;

 

выбор поставщика;

 

заключение договоров, регламентация методов проверки материалов и

 

планов приемочного контроля, решение вопросов несоответствия материалов;

 

организация работ по приему, хранению и выдаче материалов, обеспечение сохранности материалов в процессе хранения.

 

8.8. Функция “Подготовка производства и производство продукции” реализуется производствами по видам продукции.

 

8.8.1. Качество при подготовке производства и изготовлении продукции обеспечивается управляющими воздействиями, включающими в себя:

 

запуск и производство материалов, принятых по результатам входного контроля;

 

идентификацию материалов и их прослеживаемость по производственному циклу;

 

проверку оборудования, приспособлений, технологической оснастки, инструмента, стендов на технологическую точность до ввода в эксплуатацию;

 

наличие системы технического обслуживания оборудования, приспособлений, технологической оснастки, инструмента, стендов и проверки его на технологическую точность в эксплуатации;

 

наличие документации (КТД, методик проверок и аттестации, должностных инструкций);

 

наличие документации на процессы и методы контроля, управление оборудованием, управление изменениями технологического процесса;

 

анализ продукции в процессе производства, выявление отклонений от установленных требований;

 

устранение отклонений в процессе производства.

 

8.8.2. Ответственность за выполнение работ несут начальники производств.

 

8.9. Функция “Контроль продукции и проведение испытаний” реализуется ОТК и частично в производствах силами производств (разделение компетенции между ОТК и производствами закреплено положениями). Ответственность за реализацию функции несет заместитель технического директора — начальник ОТК и начальники производств.

 

8.9.1. Применяются перечисленные виды контроля испытаний и действия:

 

входной контроль материалов и комплектующих изделий;

 

пооперационный контроль технологического процесса;

 

приемосдаточные, периодические, типовые испытания;

 

инспекционный контроль;

 

сертификационные испытания;

 

управление несоответствующей продукцией.

 

8.10. Функция “Управление контрольно-измерительной аппаратурой и испытательным оборудованием” реализуется отделом главного метролога (ОГМетр) и ОТК. Ответственность за ее реализацию несет заместитель технического директора — начальник ОТК в части испытательного оборудования. Главный метролог — в части средств измерений и контроля.

 

8.10.1. Основной целью при управлении контрольно-измерительной аппаратурой и испытательным оборудованием являются испытания обеспечения единства и достоверности измерений и установление оптимальной номенклатуры параметров и норм точности, обеспечивающих изготовление и выпуск продукции, соответствующей установленным требованиям:

 

создание и обеспечение стабильного функционирования необходимого парка средств измерений, испытаний и обеспечение максимальной объективности контроля параметров выпускаемой продукции;

 

обеспечение технико-экономической целесообразности применяемых средств и методов измерений, контроля и испытаний.

 

8.11. Функция “Хранение, реализация продукции и проведение погрузо-разгрузочных работ” реализуется отделом сбыта и транспортным управлением. Ответственность за реализацию задач по функции несет заместитель генерального директора по производству и коммерции.

 

8.11.1. При реализации данной функции решаются следующие задачи:

 

идентификация и прослеживаемость продукции и ее сохранность при хранении;

 

создание условий, исключающих возможность порчи продукции до ее отправки;

 

организация погрузочных работ, обеспечивающих сохранность продукции.

 

8.12. Функция “Персонал” реализуется ОПиКК и подразделениями. Ответственность за ее реализацию несет помощник генерального директора по кадрам.

 

8.12.1. При реализации работ по функции основными требованиями к персоналу и работе с ним являются:

 

специальные знания и опыт;

 

способность к сотрудничеству;

 

подготовка в процессе работы;

 

подготовка с отрывом от производства;

 

самостоятельная подготовка.

 

8.13. Перечень основных документов СОК приведен в таблице.

 

Таблица 9.4. Перечень основных документов СОК№ п/п Наименование функции Наименование документа, реализующего требования элементов функции Примечание

1. Ответственность руководства 1. Политика в области качества

2. Общее руководство по качеству

3. СТП. Внутренняя проверка системы

2 Маркетинг 1. СТП. Маркетинг. Основные положения

3 Разработка продукции и производственных процессов ГОСТ 15.001-88; ГОСТ 15.009-91; ГОСТ 2.114-95; ГОСТ 2.001-93 и другая НТД

Материально - техническое обеспечение СТП. Организация материально-технического обеспечения предприятия

5 Подготовка производства и производство 1. СТП. Руководство по качеству в производстве (инженерном центре)

2. СТП. Основные требования и порядок проведения подготовки производства

3. СТП. Контроль технологического процесса. Порядок проведения и производство и регистрация

4. СТП. Выявление, оформление и анализ несоответствий в производстве

5. СТП. Действия над несоответствующей продукцией и меры корректирующего воздействия

6. СТП. Порядок разрешения временных отступлений технической документации

7. СТП. Нормы точности технологического оборудования

8. СТП. Порядок проведения технического обслуживания и ППР технологического оборудования и оснастки

9. СТП. Проверка оборудования на технологическую точность

10. СТП. Упаковка, маркировка, хранение готовой продукции

Контроль продукции и проведение испытаний 1. СТП. Входной контроль Основные положения

2. СТП. Входной контроль. Материалы для стекольного и кварцевого производства

3. СТП. Входной контроль. Материалы, полуфабрикаты, комплектующие

4. СТП. Проведение дня качества на предприятии

5. СТП. Порядок проведения периодических и типовых испытаний Контроль продукции и проведение испытаний

6. СТП. Организация бездефектного изготовления продукции

7 Управление контрольно - измерительной аппаратурой и испытательным оборудованием СТП. Метрологическое обеспечение производства

СТП. Организация ремонта средств измерений

СТП. Организация поверки

СТП. Аттестация испытательного оборудования

8 Хранение и погрузочно-разгрузочные работы 1. ГОСТ и ТУ на конкретную продукцию работы

9 Сертификация продукции Система сертификации ГОСТ Р. продукции Основные положения

Порядок сертификационных испытаний ламп, электрических стартеров, люминесцентных ламп, гирлянд электрических

10 Идентификация и прослеживаеживаемость СТП. Идентификация и прослеживаеживаемость

11 Персонал СТП. Подготовка персонала для производства




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.145 сек.