Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание и межполушарная асимметрия мозга

Открытие функциональной асимметрии мозга оказало огром­ное влияние на понимание мозговых механизмов сознания. С по­зиции вербальной теории сознания его материальная база представ­лена доминантным речевым полушарием. Вместе с тем имеются


основания выделять две функции сознания: чувство “Я” и

никативную функцию сознания (Иваницкий A.M., 1997) Пп полушарие связывают с самооценкой, с самосознанием (чувст800 “Я”), с мотивационной сферой (Симонов П.В., 1993а). Его п ом жение ведет к нарушению личности, тогда как при нарушен функций левого полушария личность остается сохранной но п и страдает. Специализацию левого полушария видят в его связи411 той формой сознания, которая вооружена речью и иными cne c ствами передачи информации другим членам общества. Она сутр ственна прежде всего для коммуникации с другими людьми П.В. Симонов, подчеркивая коммуникативное происхождение со­знания, рассматривает возможность мысленного диалога с самим собой как свойство левого полушария.

Вместе с тем было бы неоправданным приурочивать сознание связанное с речью, исключительно к левому (доминантному) т- лушарию у правшей. Скорее всего начальные этапы формирования речевого высказывания (на родном языке) связаны с правым по­лушарием. А завершается этот процесс в левом полушарии.

Исследование становления речи у детей показало, что перво­начально обработка речевых сигналов осуществляется обоими по­лушариями и доминантность левого формируется позже. Если у ребенка, научившегося говорить, возникает поражение речевой области левого полушария, то у него развивается афазия. Однако примерно через год речь восстанавливается. При этом центр речи перемещается в зону правого полушария. Такая передача речевой функции от левого полушария правому возможна лишь до 10 лет. Специализация правого полушария в функции ориентации в про­странстве возникает также не сразу: у мальчиков — в возрасте после 6 лет, а у девочек — после 13 лет.

Данные о лингвистических способностях правого полушария, а также сходство функций обоих полушарий на ранних этапах он­тогенеза скорее свидетельствуют о том, что оба полушария, обла­дая первоначально достаточно сходными, симметричными функ­циями, в процессе эволюции постепенно специализировались, что и привело к появлению доминантного и субдоминантного по­лушарий.

Левое полушарие превосходит правое также и в способности понимать речь, хотя эти различия не так сильно выражены. Со­гласно моторной теории восприятия речи главным компоненте распознавания речевых звуков являются кинестезические сигна­лы, возникающие в мышцах речевого аппарата при восприяти речевых сигналов. Особая роль в этом принадлежит моторным си стемам левого полушария.

речевые функции у правшей преимущественно локализованы евом полушарии. По данным разных авторов, лишь у 1-5% лиц вл уе центры находятся в правом полушарии. У 70% леворуких ^е „ речи, так же как и у праворуких, расположен в левом полу-^оии У 15% леворуких — в правом полушарии.

Существует мнение, что левое полушарие осуществляет функ-

“интерпретатора” того, что делает правый мозг. Благодаря этой пособности и при отсутствии достаточной информации человек может логически сформулировать некоторые гипотезы о причи­нах своих реакций, поступков, хотя они будут далеки от истины., Это убедительно было показано Дж. ЛеДу (J. LeDu) и М. Газза-нигой (М. Gassaniga) на их уникальном больном С.П. с “расщеп­ленным мозгом” в опыте “с цыпленком и лопатой для снега”. Боль­ному слева от точки фиксации предъявляли картинку — зимний дворик с неубранным снегом, которая, следовательно, проеци­ровалась в правое полушарие. Одновременно справа от фиксаци­онной точки помещали картинку с изображением лапы цыплен­ка, т.е. эта картинка проецировалась в левое полушарие. Больной получал задание отобрать левой и правой рукой из серии карти­нок те, которые ему были показаны. Он успешно решил эту за­дачу, правой рукой выбрав “цыпленка”, а левой — “лопату”. На вопрос “Почему он это сделал?” ответил: “Я видел лапу и выбрал цыпленка, а вы должны вычистить курятник лопатой”. Анализи­руя эти данные, Дж. ЛеДу и М. Газзанига пришли к заключению, что вербальные механизмы не всегда знают источник наших дей­ствий и могут приписывать действиям причину, которой на са­мом деле не существует.

Левое полушарие, не располагая информацией правого, ин­терпретирует, находит логическое объяснение выбору левой ру­кой “лопаты”. Интерпретационная способность левого полушария при правостороннем поражении мозга проявляется в изменении эмоциональных переживаний человека. Такие люди становятся бес­печными, легкомысленными, с явным преобладанием положи­тельных эмоций над отрицательными. Противоположные измене-чия эмоциональной сферы сопровождают нарушения левого по-Душария. У таких больных возникает склонность к отрицательным змоциональным переживаниям, повышенной тревожности.

Нарушение сознания при избирательном поражении одного из полушарий зависит от особенностей функциональной асиммет-Рии мозга субъекта. Картина нарушения психической деятельнос-ти эависит от правшества и левшества (Доброхотова Т.А., Браги -на Н.Н., 1993). При однополушарном поражении мозга были вы-^ены существенные различия нарушения поведения у правшей

21-3341


и левшей, что послужило основанием к заключению о различии у них сознания. Исследователи вводят новый термин — “асимметрия сознания”, отражающая индивидуальные свойства субъекта, свя­занные с функциональной асимметрией мозга. При односторон­нем поражении полушарий нарушения сознания протекали по типу эпилептических припадков: наступали внезапно, быстро обрыва­лись с последующим восстановлением ясного сознания. Синдро­мы, вызываемые односторонним поражением у правшей, хорошо согласуются с представлением о связи правого полушария с обра­боткой пространственной информации и способности к зритель­ному и гаптическому распознаванию объекта, а левого — с обра­боткой символьной информации, управлением и программирова­нием поведения.

При поражении в правом полушарии у правшей во время при­ступа наблюдалось игнорирование левого пространства (больной не видел, не слышал врача, стоящего слева). При этом могли по­явиться “вспышки пережитого” (больной заново переживал собы­тия далекого прошлого, например в возрасте 7 лет). Поражение левого полушария у правшей вызывает нарушение речи (не гово­рит и не понимает), провалы в памяти, неадекватные поступки с последующей амнезией, сумеречное состояние сознания, когда по­ведение определяется галлюцинациями или больной автоматичес­ки продолжает начатую деятельность. Нарушение сознания у лев­шей менее определенно, более разнообразно и не так жестко за­висит от стороны поражения. |

Как показало обследование больных с “расщепленным моз-| гом”, каждое полушарие может выносить самостоятельные суж-| дения, которые в ряде случаев могут не совпадать. От согласован-) ности оценок, выносимых полушариями, зависит настроение че-| ловека. При совпадении суждений больной спокоен, легок в| общении, приятен. Если же оценки расходятся, поведение боль-1 ного становится трудно управляемым, проявляются гиперактив-1 ность, агрессивность. |

Ввиду того что каждое полушарие может иметь собственную не-1 зависимую систему оценок значения событий, Р. Сперри (R. Sperry)! говорит об удвоении сознания у таких больных. Однако у нормаль­ного человека ведущая роль в вынесении суждений принадлежит речевому, доминантному полушарию, хотя определенные лингвис­тические способности присущи и субдоминантному полушарию.

В заключение следует подчеркнуть, что в сознании представле­ны только конечные результаты процессов обработки информа­ции, которые мы осознаем в виде последовательных картин, эпи­зодов. Операции, лежащие в основе создания самих эпизодов, в

сознании и интроспекции не представлены. Их можно вычленить с помощью только специальных экспериментальных процедур Но чтобы понять сознание, нужно знать его механизмы т е элемен­тарные операции, которые лежат в основе формирования субъек­тивного образа и сами реализуются на уровне подсознания Чтобы понять, что такое сознание, нужно выйти за его пределы Про­гресс в этом отношении достигается с помощью таких неинвазив-ных методов, как электроэнцефалография, Магнитоэнцефалогра-фия, измерение локального мозгового кровотока позитронно-эмиссионная и магнитно-резонансная томография В комбинации с записью одиночных нейронов эти методы открывают новые пер­спективы в изучении сознания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сознание и память | Тема: Контакт металл – полупроводник
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.