Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Второй принцип исследования предполагает количественный анализ данных, а не описание отдельных случаев




Таким образом, первый принцип исследования индивидуальных раз­личий в психофизиологических характеристиках состоит в изучении свойств, а не в описании типов.

2. Монографическое описание индивидуальных особенностей несо­мненно имеет смысл в исследованиях, проводящихся в и психологии и в психофизиологии индивидуальных различий, но такой способ ана­лиза может быть результативным только тогда, когда выделены существенные характеристики индивидуальности, когда есть четкие представ­ления о том, на что следует обращать внимание при описании каждого конкретного случая. Но для того, чтобы такие четкие представления появились, необходимо вначале получить количественную оценку изу­чаемых характеристик на достаточно больших группах людей. Это даст возможность проанализировать широту индивидуальных различий, понять место каждого конкретного человека в общем распределении признака. Кроме того, только количественная оценка изучаемых свойств позволяет в полной мере выяснить соотношение между разны­ми свойствами, понять степень их взаимосвязанности или, наоборот независимости друг от друга.

3. Свойства нервной системы лежат в основе многих поведенческих проявлений, однако, это не означает, что эти проявления идентичны друг другу. Поведение человека регулируется и его психофизиологи­ческими особенностями и закономерностями, определяемыми социаль­ной ситуацией развития. Поэтому анализ поведения человека в разных ситуациях абсолютно недостаточен для того, чтобы судить об особен­ностях его нервной системы. Третий принцип исследования индивиду­альных различий предполагает использование лабораторных методов изучения свойств нервной системы, а не описание различных поведен­ческих, „жизненных" проявлений этих свойств.

4. Исследование свойств нервной системы представляет собой по­пытку понять биологические закономерности, лежащие в основе пси­хологических характеристик. Эта накладывает определенные ограни­чения на методы исследования свойств нервной системы. Они должны регистрировать такие параметры, в которых произвольная регуляция, отражающая сочетание и биологических и прижизненно сформирован­ных качеств, будет сведена к минимуму. Требования, предъявляемые к показателям свойств нервной системы, регистрируемым в исследова­ниях, представляют собой четвертый принцип: в исследованиях свойств нервной системы должны использоваться непроизвольные показатели деятельности.

5. При исследовании типов высшей нервной деятельности свойст­вам нервной системы приписывалась разная адаптивная способность. Слабость нервной системы, инертность нервных процессов рассматри­вались как неполноценность, как неспособность эффективно справлять­ся с требованиями реальности.

Б.М. Теплов показал ошибочность такой интерпретации свойств нервной системы. Как было показано в работах, выполненных в кон­тексте дифференциальной психофизиологии, каждое свойство нервной системы и любое сочетание свойств не являются абсолютно адаптив­ным или абсолютно дезадаптивным и может приобретать положитель­ное или отрицательное значение в зависимости от требований окружа­ющей среды. Это означает, что свойства нервной системы человека яв­ляются равноценными с точки зрения их социальной значимости: нет таких свойств нервной системы, которые препятствовали бы высоким достижениям во всех видах деятельности, и нет таких свойств нервной системы, которые автоматически обусловливали бы высокую успеш­ность любой деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.