Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Групповые процессы




Кроме групповых структур большое значение имеют групповые процессы, которые:

 

В о-первых, характеризуют функционирование группы в данный момент, описывают что присходит в группе на данном этапе существования, и это есть групповая динамика.

 

Во-вторых, характеризуют набор изменений, которые происходятв группе по мере её длительного существования – это есть развитие группы.

 

Групповая динамика - это совокупность динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какой-то период её существования. Она включает процессы

- образования малых групп

- феномен группового давления

- процесс групповой сплоченности

- лидерства

- принятия групповых решений

- эффективность группы.

Образование малых групп. Способы образования малых групп весьма различны. Они определяются внешними факторами, задаются потребностями развития общества. Но это лишь предпосылки её существования, совокупность внешних обстоятельств, обуславливающих возникновение группы.

Это не имеет ничего общего с психологическими механизмами образования малой группы.

 

Когда речь идёт о принятии существующих норм групповой жизни новыми членами группы анализ сводится к давлению группы на индивида, подчинение его группой.

 

Феномен группового давления, котрый получил наименование конформизма. Чаще говорят о конформности и конформном поведении - это чисто психологическая характеристика позиции индивида относительно позиции группы, меру его подчинения групповому давлению.

Упортребляется также термин «социальное влияние» там, где есть конфликт между мнением группы и мнением индивида и преодоление этого конфликта в пользу группы.

Мера конформности – это мера подчинения группе в конфликтной ситуации.

 

Противоположными являются понятия «независимость», «самостоятельность позиции», и крайняя позиция – «негативизм» - сопротивление давлению группы, во что бы то ни стало отрицание её норм, демонстрация крайней независимости.

На самом деле это не есть подлинная независимость, это специфический случай конформизма, привязанность к групповому мнению, но со знаком минус.

 

С явлением конформизма тесно связано такое явление как внушаемость

С. Аш провёл классический эксперимент, где нужно было сравнить одну линию в одной руке с тремя линиями в другой руке. Все говорили правильно. Тогда он подговорил всех участников кроме одного, что бы они дали неправильный ответ. И этот один (37%) ошибался, т.е. проявлял конформное поведение.

Во время собеседования все сказали, что мнение большинства давит сильно и сопротивляться ему очень сложно.

С.Аш сделал вывод, что люди демонстрируют конформное поведение, поскольку хотят понравиться группее, быть принятым ею, поступать как все.

Причём было установлено, что конформность зависит как от личностных характеристик (интеллект, уровень развития самосознания), так и от ситуации эксперемента и состава группы.

 

Данный эксперемент критикуем т.к не учитывает

*значимость для индивида высказывыаемых мнений

*реальных социальных характернистик участников и индивидуальных особенностей

*вариант, когда индивид сознательно принимает нормы и стандарты группы, а не только ведет себя конформно или неконформно.

 

В связи с этим Петровский предлагает три типа поведения:

а) внутригрупповая внушаемость – бесконфликтное принятие мнения других;

б) конформность – осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении;

в) коллективистское самоопределение – относительное единообразие поведения в результате сознательной солидарности личности с оценками и задачами группы.

 

Дальнейшие исследования выявили, что давление может оказываться не только большинством, но и меньшинством.

М.Дойч и Г.Джерард разработали «информационную теорию конформнсоти», в которой установлено два типа влияния:

- нормативное (когда давление оказывает большинство и его мнение воспринимается членом группы как норма) и

- информационное (когда давление оказывает меньшинство и член группы рассматривает его мнение лишь как информацию, на основе которой он сам должен осуществить свой выбор).

 

В этих случаях различен механизм.

Большинство давит нормой, подчиняя себе мнение индивида. При этом он изменяет своё поведение, демонстрирует согласие, внутри оставаясь при своём мнении.

Меньшинство лиш предлагает новую информацию и если индивид доверяет ей, то он изменяет своё мнение. Здесь демонстрируется внутренний конформизм.

 

С торчки зрения формирования группы механизм социального влияния преимущественно выступает как такое давление группы, которое подчиняет его норме.

 

Очень важно также проследить превращение объективно возникших групп в психологическую общность. В этом случае анализ сводится к изучению формирования групповой сплоченности.

Феномен групповой сплоченности. Опирается на понимание группы как некоторой системы межличностных отношений, имеющих эмоциональную основу.

 

Так в социометрическом подходе, основанном на трактовке сплоченности как количестве выборов, исходя из взаимной симпатии и далее развитой концепции Лоттов указывается, что сплоченность обусловлена межличностной аттракцией.

Симпатия же друг к другу может быть вызвана

- частотой взаимодействия

- кооперативным характером взаимодействия

- демократическим стилем руководства

- угрозой со стороны других групп

- успехом групповой деятельности.

 

 

В другой концепции сплоченность интерпритируется как

- частота и прочность коммуникативных связей

- привлекательность группы для индивида

- удовлетвлренность членством в ней.

 

В некоторых разработках вводится показатель соотношения наград и потерь, который имеет индивид в группе. Превышение выигрышей над проигрышами означает высокий уровень сплоченности.

 

Свою концепцию на основе деятельностного подхода предложил Д.В.Петровский. Она называется «теорией деятельностного опосредования межличностных отношений в группе».

Основная идея заключается в том, что всю структуру малой груп­пы можно представить себе как состоящую из трех (в последней ре­дакции — четырех) основных слоев, или «страт»:

- Внешний уровень групповой структуры, где даны непосред­ственные эмоциональные межличностные отношения, т.е. то, что тра­диционно измерялось социометрией;

 

- Второй слой, представляющий собой более глубокое образование, обозначаемое термином «ценностно-ориентационное единство» (ЦОЕ), которое характеризуется тем, что отношения здесь опосредованы совместной деятельностью, совпадением для членов группы ориентациий на основные ценности, касающиеся процесса совместной деятельности;

 

- Третий слой групповой структуры расположен еще глубже и предполагает еще большее вклю­чение индивида в совместную групповую деятельность: на этом уров­не члены группы разделяют цели групповой деятельности, и, следо­вательно, здесь могут быть выявлены наиболее серьезные, значимые мотивы выбора членами группы друг друга.

 

Эта характеристика предстает как опреде­ленный процесс развития внутригрупповых связей, соответствующий развитию групповой деятельности.

Три слоя групповых структур могут одновременно быть рассмотрены и как три уровня развития групповой сплоченности

 

На первом уровне (что соответствует поверхностному слою внут­ригрупповых отношений) сплоченность действительно выражается развитием эмоциональных контактов (В).

На втором уровне (что соот­ветствует второму слою — ЦОЕ) происходит дальнейшее сплочение группы, и теперь это выражается в совпадении у членов группы ос­новной системы ценностей, связанных с процессом совместной деяельности (Б).

На третьем уровне (что соответствует «ядерному» слою внутригрупповых отношений) интеграция группы (а значит, и ее сплоченность) проявляются в том, что все члены группы начинают разделять общие цели групповой деятельнсти.

 

Т.о. возникнув благодаря внешним обстоятельствам, малая группа «переживает» длительный процесс сво­его становления в качестве психологической общности.

 

Важнейшим содержанием этого процесса является развитие групповой сплоченности.

В ходе этого развития группа не просто продуцирует некоторые нормы и ценности, а члены ее не просто усваивают их.

Осуществляет­ся гораздо более глубокая интеграция группы, когда ценности пред­метной деятельности группы все в большей степени разделяются от­дельными индивидами, не потому, что они им больше или меньше «нравятся», а потому, что индивиды включены в саму их совместную деятельность.

Деятельность же эта становится столь значимой в жизни каждого члена группы, что он принимает ее ценности не под влияни­ем развития коммуникаций, убеждения, но самим фактом своего все более полного и активного включения в деятельность группы.

 

Т.о. глав­ным детерминантом образования группы в психологическом значе­нии этого слова выступает совместная деятельность. Она есть, таким образом, не только внешне заданное условие существования данной группы, но и внутреннее основание ее существования.

 

 

Развитие группы.

Реальные груп­пы существуют достаточно длительное время, «проживая» свою собственную жизнь, сохраняя себя как некоторая целостность, воспроизводя себя. При этом важно знать какие же пароцессы в ней происходят

 

Существуют различные направле­ния анализа данной проблемы.

Во-первых, идея развития группы была обозначена в психоана­литической концепции, в рамках психоаналитичес­кой ориентации социальной психологии - теория развития группы В. Бенниса и Г. Шеппарда [

 

Во-вторых, теория «социализации группы»Р. Морленда и Дж.Ливайна. Процесс группового развития здесь рассматривается по анологии с процессом социализации индивида.

Каждая стадия в её развитии характеризуется по типу отношений группы с каждым вновь вступившим в нее членом. Стадии можно сравнивать между собою при помощи трех критериев:

· оценивание (целей группы, ее положения среди других, значения целей группы для каждого из ее членов);

· обязательства (группы по отношению к членам, и каждого членапо отношению к группе, в ходе чего выявляется степень удовлетворения взаимных ожиданий. При этом установлено, группа более обязана тем своим членам, которые в болшей степени помогают достижению целей группы, а каждый член в большей степени обязан группе в том случае, когда она больше помогает ему. Следствием выполнения взаимныхобязательств является повышение согласия, эмоциональных контактов, мотивации сохранения группы);

· преобразование ролей членов группы (большая или меншая включенность членов группы, степень их идентифицированности с ней. С этой целью выделяются пять возможных ролей члена группы: потенциальный член, новый член, полный член, маргинальный член, экс-член).

 

На основании обозначенных критериев фиксируются стадии в жиз­ни группы, соответствующие различным позициям (ролям) членов. Сочетания стадий и ролей отражены в «системно-процессуальной модели» М. Чемерса. Соответствие стадий и ролей выглядит следующим образом:

Роль Стадия

Потенциальный член Исследование (изучение им группы)

Новый член Социализация (его в группе)

Полный член Поддержка (его группой)

Маргинальный член Ресоциализация (возможен его «уход»)

Экс-член Воспоминания (о группе уже вне ее)

 

Таким образом, в предложенной модели акцент делается *на соче­тание стадий развития группы и *процессов социализации индивида в ней.

Модель, как видно, допускает прекращение существования группы в случае, если пребывание в ней не будет для членов группы «оправ­дано».

 

В-третьих, концепция двухмерней моделт развития группы. Б.Такмена Проанализировав 50 публикаций, он определяет 2 сферы групповой активности: деловую и межличностную. В каждой из сфер предпологается прохождение группой четырех последовательных стадий.

 

В сфере межличностной активности

1) стадия "проверки и зависимости ", предполагающая ориентировку членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого межличностного поведения в группе;

2) стадия "внутреннего конфликта», основная особенность которой — нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы;

 

3) стадия " развития групповой сплоченности» достигаемая посредством постепенной гармонизации отношений, исчезновения межличностных конфликтов;

 

4) стадия " функционально-ролевой соотнесенности», в основном связанная с образованием ролевой структуры группы являющейся своеобразным "резонатором", посредством которого "проигрывается" групповая задача.

 

В сфере деловой активности

1) стадия " ориентировки в задаче», т.е. поиск членамигруппы оптимального способа решения задачи;

 

2) стадия " эмоционального ответа на требования задачи», состоящая в противодействии членов группы требованиям, предъявляемым им содержанием задачи, вследствие несовпадения личных намерений индивидов с предписаниями последних;:

 

3) стадия " открытого обмена релевантными интерпретациями», понимаемая как. этап групповой жизни, на котором имеет место максимальный информационный обмен, позволяющий партнерам глубже проникнуть в намерения друг другапредложить альтернативную трактовку информации;

 

4) стадия " принятия решений " — этап, характеризующийся конструктивными попытками успешного решения задачи.

В-четвертых, модель М. Вудкока и Д. Фрэнсиас. Их представление об основных этапах развития группы сводится к следующему.

Первая стадия развития группы — "притирка". На этой стадии члены группы:

- присматриваются друг к другу

- определяется степень личной заинтересованности в том, чтобы работать в этой группе

- личные чувства и переживания маскируются или скрываются

- искреннего и заинтересованного обсуждения целей и методов работы практически нет

- члены группы не интересуются своими коллегами, почти не слушают друг друга.

- творческая и воодушевляющая коллективная работа фактически отсутствует.

Вторая стадия - "ближний бой". Это период борьбы и переворотов.

- оценивается вклад лидера

- образуются кланы и группировки

- разногласия выражаются более открыто

- личные взаимоотношения приобретают все большее значение

- сильные и слабые стороны отдельных членов группы все более отчетливо выявляются

- иногда силовая борьба за лидерство

- начало обсуждения способов достижения согласия, стремление наладить эффективные взаимоотношения.

Третья стадия - "экспериментирование". На этой стадии члены группы

- осознают свой потенциал, который в целом возрастает

- все более актуальной становится проблема эффективного использования способностей и ресурсов группы

- возникает интерес к тому, как можно работать лучше

- методы работы пересматриваются

- появляется желание экспериментировать

- принимаются меры к реальному повышению эффективности работы группы.

Четвертая стадия - "эффективность".

- группа приобретает опыт успешного решения проблем и использования ресурсов.

- работники переживают чувство гордости за свою принадлежность к "команде победительнице".

- возникающие проблемы исследуются реалистически, решаются творчески.

- правленческие функции могут плавно делегироваться то одному, то другому члену группы в зависимости от конкретной задачи.

Пятая стадия - "зрелость". На этой стадии

- группа функционирует как коллектив, сплоченный вокруг хорошо осознаваемых всеми реальных общих целей в которые конвергированы (сведены) цели индивидуальные

- действуют прочные связи между членами группы

- людей оценивают по достоинствам, а не, по их претензиям

- отношения носят неформальный, психологически комфортный характер

- личные разногласия разрешаются без отрицательных эмоций и психологического напряжения

- группа демонстрирует отличные результаты и устанавливает высокие стандарты своих достижений

- расширяется делегирование полномочий, и все больше членов группы участвует в планировании и принятии решений.

 

Модель эмоциональной динамики И. П. Волкова. Где процесс группообразования рассматривается как последовательность фаз развития межличности контакта. С его точки зрения, структура эмоциональной динами выглядит следующим образом..

Фаза первичного восприятия-— формирование первого впечатления о членах группы.

Фаза сближения — формирование оценки и самооценки, развитие рефлексивных отношений, формирование установки на совместное действие.

Фаза совместного действия — принятие межличностных ролей, определение социального статуса в процессе общения.

Фаза "сцепления "— укрепление чувства общности, чувства «Мы», формирование психологически комфортных норм общения и включение механизмов взаимовлияния.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 4557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.