Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Адаптационная

Психотерапевтическая;

Инновационная (творческая);

Диагностическая;

Функции педагогического конфликта.

Конструктивными функциями педагогических конфликтов являются:

1. социально-психологическая;

Конфликт может привести к улучшению психологического климата,

разряжению напряжённости между конфликтующими сторонами.

Завершение конфликта через достижение договоренности, совмещение

интересов или удовлетворение потребностей устраняет причину конфликта и

способствует улучшению взаимоотношений, установлению комфортной

психологической атмосферы в коллективе, росту взаимопонимания,

уважению к другим и самоуважению, эмоциональной разрядке, накоплению

опыта позитивного взаимодействия и разрешения конфликтов. Конфликт может быть использован педагогом для формирования детского коллектива, для оздоровления отношений

Конфликт расширяет знание всех участников друг о друге,

предоставляет новую информацию, позволяет сторонам лучше узнать друг

друга. Конфликт может помочь педагогу заглянуть во внутренний мир человека, понять его переживания, желания,стремления, оценить его индивидуально-психологические особенности,тестировать ценностные ориентации человека.

3. познавательная;

Конфликт обучает, позволяет приобрести опыт поведения в

конфликте, опыт разрешения конфликта. Конфликт объективизирует

источник разногласия и тем самым позволяет его устранить. Тонкая

личностно-ориентированная упреждающая закалка в результате

конфликтных переживаний в сфере образования обеспечивает в последствии

стойкость людей при столкновении с проблемами социального и

профессионального самоопределения, возникающими в течение всей жизни

человека. Конфликты, которые проживает человек в ситуации образования,

становятся тренировочными и способствуют росту конфликтологической

компетентности всех субъектов конфликта.

Являясь формой противоречия, конфликт может стать источником

развития. Наиболее яркое выражение эта функция конфликта нашла в

концепции Э. Эриксона. Б.Ф Ломов считает, что в совместной деятельности «соперничество (сотрудничество) играет роль своеобразного «катализатора» развития способностей»1. Конфликт стимулирует изменения как внутриличностные, так и в межличностных отношениях, именно конфликт является источником развития. В этом собственно и заключается главный

смысл педагогического конфликта и отличие педагогического конфликта от

других типов конфликта. Во многих работах по психологии конфликт

называется не просто конструктивным, а даже продуктивным. Конфликт

обнажает противоречие, и это является стимулом к инновационным

действиям, пробуждает креативность, служит источником развития

личности и межличностных отношений.

Конфликтное взаимодействие снимает эмоциональное напряжение,

приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций.

Конфликт может привести к самоутверждению личности и формированию

его активной позиции во взаимодействии с окружающими. В определенных

условиях конфликт может выполнять функцию защиты и поддержки

человека (ребенка, учащегося

Конфликт способствует приспособлению индивида или группы к

новым условиям, в которых они оказались. Образование всегда сопряжено с

освоением нового, поэтому субъект образования (ученик, ребенок, стажер),

попадая в новые условия, часто попадает в конфликтную ситуацию,

разворачивающуюся при определенных условиях в конфликт. Разрешение

этого конфликта и обеспечивает адаптацию.

Среди деструктивных последствий педагогических конфликтов

обычно выделяют:

1. разрыв или регресс отношений между участниками

взаимодействия;

2. нарушение психологического климата, эскалацию напряжённости

между конфликтующими сторонами;

3. получение негативного опыта от конфликтного взаимодействия;

(насильственные способы решения проблем).

4. выраженное негативное воздействие на психическое состояние

участников, например, в сфере образования распространены дидактогении и

депрессии учащихся;

результатом дидактогении является детские неврозы

то, что большинство школьников неохотно учатся, всячески избегают любой

деятельности в классе под руководством учителя, прогуливают уроки.

Вероятно, поэтому большинство участников образовательного процесса

относятся к конфликтам отрицательно. Факторами негативного восприятия

конфликтов преподавателями и учащимися являются: личный жизненный

опыт, влияние семьи, школы, окружения, средств массовой информации.

5. депрессии и эмоциональное выгорание преподавателей;

Все перечисленные негативные последствия возникают при

определенных вариантах разрешения конфликта. Поэтому педагогам важно владеть именно конструктивными вариантами завершения конфликтов

6. психическое и физическое насилие;

7. формирование негативного образа другого;

«Образа врага» способствует созданию негативной установки по

отношению к оппоненту, готовность действовать в ущерб ему.

8. обретение личностью негативных новообразований;

Конфликт может способствовать формированию у человека неверия в

справедливость, убежденности, что сильный (взрослый, педагог) всегда прав,

что в его ситуации ничего изменить нельзя. В группе может формироваться

установка на преемственность насильственных действий.

Подобные функции педагогического конфликта не способствуют

преодолению противоречий, лежащих в субъектно-субъектных отношениях

образовательного социума. Вот почему целесообразно, зная о таких

возможностях протекания конфликта, стремиться сузить рамки проявления

деструктивных функций конфликта. Конструктивное протекание конфликта,

предполагающее совместную концентрацию усилий сторон на преодоление

возникших противоречий, в своих главных чертах сходно с процессом

творческого мышления.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конфликтоустойчивость включает несколько структурных | Лекция Разновидности спектральных приборов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.