Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 16 17. Ценообразование на мировом рынке. Множественность цен на мировом рынке. Основные виды публикуемых цен




Одной из важнейших характеристик, отличающих ми­ровой рынок от национального, является функционирова­ние на нем своеобразной системы цен. В условиях рыноч­ной экономики понятие цены едино как для внешних условий, так и для внутренних.

Цена это денежная сумма, которую намерен полу­чить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель.

В ценообразовании принято различать группу ценообразующих факторов, которые влияют на изменение цены в ту или иную сторону. Среди них:

1) закон стоимости, в соответствии с которым производство и обмен товаров осуществляются на основе их общественной стоимости;

2) общеэкономические факторы: экономический цикл, со­вокупный спрос и предложение, инфляция;

3) конкретно-экономические факторы: издержки, прибыль, налоги и сборы, потребительские свойства (качество, внешний вид, надежность), предложение и спрос на товар с учетом товаров-субститутов;

4) специфические факторы: сезонность, эксплуатацион­ные расходы, комплектность, гарантии и условия сер­виса;

5) внешнеэкономические факторы: государственное регу­лирование, валютный курс;

6) специальные факторы: политические, военные.

На мировом рынке процесс ценообразования имеет свои особенности, связанные с тем, что участники международной торговли сталкиваются на рынке с бόльшим количеством конкурентов, чем на внутреннем. Следовательно, он должен постоянно работать в режиме сравнения своих издержек производства не только с внутренними рыночными ценами, но и мировыми.

При этом мировые цены базируются на национальных и выступают как их моди­фикация.

 

Мировые цены - это цены, по которым проводятся круп­ные экспортно-импортные операции, достаточно полно ха­рактеризующие состояние МТ конкретным товаром.

Мировые цены характеризуются следующими признаками, отличающими их от внутренних цен:

а) регулярность, т. е. внутренние цены сделок носят слу­чайный, эпизодический характер, что не характерно для мировых цен;

б) раздельность коммерческого характера, т. е. исключают­ся товарообменные операции, поставки товаров в рам­ках государственной помощи и т. п., так как эти сдел­ки предусматривают особые взаимоотношения между партнерами. Цены в этих условиях могут существенно отклоняться в ту или иную сторону от уровня цен раз­дельных сделок;

в) открытость торгово-политического режима, т. е. в каче­стве мировых цен не могут служить цены в рамках замк­нутых экономических группировок, т. к. эти цены за счет субсидирования национальных производителей со сторо­ны государства могут быть выше цен других крупных поставщиков данной продукции на мировой рынок;

г) свободная конвертируемость валюты платежа.

Мировой рынок характеризуется множественностью цен.

Множественность цен - наличие ряда цен на один и тот же товар или товары одинакового качества в одной и той же сфере обращения на одинаковой транспортной базе.

На мировых рынках существует множество цен на одни и те же товары, произведенные разными фирма­ми, в разных странах или даже одними и теми же фирмами, продающими свои товары в разных странах или разных городах одной и той же страны. Разброс цен на мировых рынках во многом определяется многообразием международ­ных торговых связей, различиями в факторах производства при производстве одних и тех же товаров в разных странах, регионах страны, а также наличием иных факторов, которые способствуют или повышению цен на товар, или, на­оборот, их понижению, включая факторы политического характера.

В числе этих факторов:

• различия в структуре рынка;

• налоговая, бюджетная, таможенная политика;

• различия в мобильности (способности к перемещению) ресурсов между странами (по сравнению с внутренней мобильностью);

• разные уровни вмешательства государства во внутреннюю и внешнюю торговлю и др.

Необходимо отметить, что мировой рынок представляет собой намного более сложное явление, чем любой национальный рынок. Мировым рынкам, в частности, присущи более острая конкурентная борьба и специфические формы государственного вмешательства. В каждой стране действуют законы, которые по-разному влияют на ценообразование и движение цен. Здесь при­ходится учитывать расходы на изучение конъюнктуры мирового рынка кон­кретного товара (и его заменителей), продвижение товара на рынок и т.д. (это трансакционные, или маркетинговые, затраты).

Мировые цены расчленяются на две большие группы:

а) цены на продукцию обрабатывающей промышленности;

б) цены на сырье.

Цены группы «а» формируются на базе экспортных цен крупных фирм с общей ориентацией на внутренние цены.

При определении цен группы «б» основную роль играют: соотношение спроса и предложения на мировых рынках и цены крупных стран, экспортирующих или импортирующих сырье.

Для сырьевых товаров в качестве мировых выступают цены основных производителей этих товаров и цены западноевропейских рынков. Например, цены крупных бирж и аукционов (цены цветных металлов — биржевые котировки Лондонской биржи цветных металлов) являются практически мировыми ценами на соответствующие продукты, или цены ОПЕК — мировыми ценами на нефть.

Виды цен. С целью учета и анализа конъюнктуры на мировом рынке пользуются и регулярно публикуются следующие виды цен:

справочные цены («запрашиваемые» цены, которые при продаже оказываются ниже);

цены статистики внешней торговли (отражают совершенные сделки и динамику внешнеторговых цен);

цены биржевых котировок (фиксируют осуществленные на биржах сделки с соответствующими ценами);

цены фактических сделок и контрактов (наиболее полно отражают рыночные цены по конкретным видам товара).

В контрактной цене определяются единица измерения цены, базис, валюта, способ фиксирования и уровень цены;

Единица измерения цены. Контрактная цена может быть установлена в разных единицах измерения:

в форме веса, длины, площади, объема, штуках или в счетных единицах (сотни, дюжины и т.д.);

• весовых единицах, исходя из базисного содержания основного вещества в товаре (руды, химикалии и т.д.);

• весовых единицах в зависимости от наличия (и колебания) посторонних примесей и влажности;

• цена с последующей фиксацией устанавливается в процессе исполнения контракта; в этом случае оговариваются условия фиксации и сам принцип определения уровня цены (это так называемые онкольные цены).

Базис цены — это важный элемент контракта, поскольку он устанавливает наиболее существенные условия, в частности, входят ли транспортные, страховые, складские и иные расходы по доставке товара в цену товара.

Валюта цены. Чаще всего цена в контракте выражается в валюте страны-экспортера или импортера; но, как правило, в «привязке» к валюте «третьей» страны (с устойчивой валютой).

Способ фиксирования цены. В зависимости от способа фиксации цены в контракте обычно различают следующие ее виды: а) твердая, б) подвижная, в) скользящая (с последующей фиксацией). Каждая из них может иметь опре­деленные оговорки, чаще всего они используются при установлении подвиж­ной цены.

Обычно в контракте оговаривается допустимый минимум отклонения рыночной цены от контрактной в пределах 2-5%.

Экспортер и импортер в условиях контрактного ценообразования. По­скольку экспортер и импортер исходят из противоположных интересов в во­лосах ценообразования, то их роль различна и соответственно различны и подходы к контрактному ценообразованию. Каждая сторона стремится к тому, чтобы, во-первых, избежать ущерба, во-вторых, получить выгоду, при­быль. Поэтому учитывается множество факторов, способных оказать влияние на реализацию сделки (транспортные издержки, пошлины, затраты на финан­сирование, расходы на страхование, комиссионное вознаграждение, упаковка товара, непредвиденные расходы и т.д.).

Два метода ценообразования.

Практика внешней торговли использует обычно два метода определения цены. В соответствии с первым методом рас­считываются полные издержки производства и к полученной сумме совокуп­ных издержек добавляется процентная надбавка в виде прибыли, которую та или иная фирма планирует получить.

Второй метод предполагает использова­ние предельных издержек; в этом случае учитываются только те затраты, ко­торые непосредственно связаны с производством товара, поступающего на внешний рынок.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.