КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 16 17. Ценообразование на мировом рынке. Множественность цен на мировом рынке. Основные виды публикуемых цен
Одной из важнейших характеристик, отличающих мировой рынок от национального, является функционирование на нем своеобразной системы цен. В условиях рыночной экономики понятие цены едино как для внешних условий, так и для внутренних. Цена — это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. В ценообразовании принято различать группу ценообразующих факторов, которые влияют на изменение цены в ту или иную сторону. Среди них: 1) закон стоимости, в соответствии с которым производство и обмен товаров осуществляются на основе их общественной стоимости; 2) общеэкономические факторы: экономический цикл, совокупный спрос и предложение, инфляция; 3) конкретно-экономические факторы: издержки, прибыль, налоги и сборы, потребительские свойства (качество, внешний вид, надежность), предложение и спрос на товар с учетом товаров-субститутов; 4) специфические факторы: сезонность, эксплуатационные расходы, комплектность, гарантии и условия сервиса; 5) внешнеэкономические факторы: государственное регулирование, валютный курс; 6) специальные факторы: политические, военные. На мировом рынке процесс ценообразования имеет свои особенности, связанные с тем, что участники международной торговли сталкиваются на рынке с бόльшим количеством конкурентов, чем на внутреннем. Следовательно, он должен постоянно работать в режиме сравнения своих издержек производства не только с внутренними рыночными ценами, но и мировыми. При этом мировые цены базируются на национальных и выступают как их модификация.
Мировые цены - это цены, по которым проводятся крупные экспортно-импортные операции, достаточно полно характеризующие состояние МТ конкретным товаром.
Мировые цены характеризуются следующими признаками, отличающими их от внутренних цен: а) регулярность, т. е. внутренние цены сделок носят случайный, эпизодический характер, что не характерно для мировых цен; б) раздельность коммерческого характера, т. е. исключаются товарообменные операции, поставки товаров в рамках государственной помощи и т. п., так как эти сделки предусматривают особые взаимоотношения между партнерами. Цены в этих условиях могут существенно отклоняться в ту или иную сторону от уровня цен раздельных сделок; в) открытость торгово-политического режима, т. е. в качестве мировых цен не могут служить цены в рамках замкнутых экономических группировок, т. к. эти цены за счет субсидирования национальных производителей со стороны государства могут быть выше цен других крупных поставщиков данной продукции на мировой рынок; г) свободная конвертируемость валюты платежа. Мировой рынок характеризуется множественностью цен. Множественность цен - наличие ряда цен на один и тот же товар или товары одинакового качества в одной и той же сфере обращения на одинаковой транспортной базе. На мировых рынках существует множество цен на одни и те же товары, произведенные разными фирмами, в разных странах или даже одними и теми же фирмами, продающими свои товары в разных странах или разных городах одной и той же страны. Разброс цен на мировых рынках во многом определяется многообразием международных торговых связей, различиями в факторах производства при производстве одних и тех же товаров в разных странах, регионах страны, а также наличием иных факторов, которые способствуют или повышению цен на товар, или, наоборот, их понижению, включая факторы политического характера.
В числе этих факторов: • различия в структуре рынка; • налоговая, бюджетная, таможенная политика; • различия в мобильности (способности к перемещению) ресурсов между странами (по сравнению с внутренней мобильностью); • разные уровни вмешательства государства во внутреннюю и внешнюю торговлю и др. Необходимо отметить, что мировой рынок представляет собой намного более сложное явление, чем любой национальный рынок. Мировым рынкам, в частности, присущи более острая конкурентная борьба и специфические формы государственного вмешательства. В каждой стране действуют законы, которые по-разному влияют на ценообразование и движение цен. Здесь приходится учитывать расходы на изучение конъюнктуры мирового рынка конкретного товара (и его заменителей), продвижение товара на рынок и т.д. (это трансакционные, или маркетинговые, затраты). Мировые цены расчленяются на две большие группы: а) цены на продукцию обрабатывающей промышленности; б) цены на сырье. Цены группы «а» формируются на базе экспортных цен крупных фирм с общей ориентацией на внутренние цены. При определении цен группы «б» основную роль играют: соотношение спроса и предложения на мировых рынках и цены крупных стран, экспортирующих или импортирующих сырье. Для сырьевых товаров в качестве мировых выступают цены основных производителей этих товаров и цены западноевропейских рынков. Например, цены крупных бирж и аукционов (цены цветных металлов — биржевые котировки Лондонской биржи цветных металлов) являются практически мировыми ценами на соответствующие продукты, или цены ОПЕК — мировыми ценами на нефть. Виды цен. С целью учета и анализа конъюнктуры на мировом рынке пользуются и регулярно публикуются следующие виды цен: • справочные цены («запрашиваемые» цены, которые при продаже оказываются ниже); • цены статистики внешней торговли (отражают совершенные сделки и динамику внешнеторговых цен); • цены биржевых котировок (фиксируют осуществленные на биржах сделки с соответствующими ценами); • цены фактических сделок и контрактов (наиболее полно отражают рыночные цены по конкретным видам товара). В контрактной цене определяются единица измерения цены, базис, валюта, способ фиксирования и уровень цены;
Единица измерения цены. Контрактная цена может быть установлена в разных единицах измерения: • в форме веса, длины, площади, объема, штуках или в счетных единицах (сотни, дюжины и т.д.); • весовых единицах, исходя из базисного содержания основного вещества в товаре (руды, химикалии и т.д.); • весовых единицах в зависимости от наличия (и колебания) посторонних примесей и влажности; • цена с последующей фиксацией устанавливается в процессе исполнения контракта; в этом случае оговариваются условия фиксации и сам принцип определения уровня цены (это так называемые онкольные цены). Базис цены — это важный элемент контракта, поскольку он устанавливает наиболее существенные условия, в частности, входят ли транспортные, страховые, складские и иные расходы по доставке товара в цену товара. Валюта цены. Чаще всего цена в контракте выражается в валюте страны-экспортера или импортера; но, как правило, в «привязке» к валюте «третьей» страны (с устойчивой валютой). Способ фиксирования цены. В зависимости от способа фиксации цены в контракте обычно различают следующие ее виды: а) твердая, б) подвижная, в) скользящая (с последующей фиксацией). Каждая из них может иметь определенные оговорки, чаще всего они используются при установлении подвижной цены. Обычно в контракте оговаривается допустимый минимум отклонения рыночной цены от контрактной в пределах 2-5%. Экспортер и импортер в условиях контрактного ценообразования. Поскольку экспортер и импортер исходят из противоположных интересов в волосах ценообразования, то их роль различна и соответственно различны и подходы к контрактному ценообразованию. Каждая сторона стремится к тому, чтобы, во-первых, избежать ущерба, во-вторых, получить выгоду, прибыль. Поэтому учитывается множество факторов, способных оказать влияние на реализацию сделки (транспортные издержки, пошлины, затраты на финансирование, расходы на страхование, комиссионное вознаграждение, упаковка товара, непредвиденные расходы и т.д.). Два метода ценообразования. Практика внешней торговли использует обычно два метода определения цены. В соответствии с первым методом рассчитываются полные издержки производства и к полученной сумме совокупных издержек добавляется процентная надбавка в виде прибыли, которую та или иная фирма планирует получить. Второй метод предполагает использование предельных издержек; в этом случае учитываются только те затраты, которые непосредственно связаны с производством товара, поступающего на внешний рынок.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |