Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 26. Проблемы вступления России в ВТО

Еще в 1993 г. Россия направила заявку на вступление в ГАТТ. Но в конце того же года по завершению многолетних перегово­ров о либерализации мировой торговли в рамках Уругвайского раунда страны — участницы ГАТТ договорились о создании ВТО. Поэтому в декабре 1994 г. России пришлось обновить свою заявку. В феврале 1994 г. Правительство РФ передало странам — участ­ницам ГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме России. Этот шаг открыл активную фазу переговоров об условиях присо­единения России к ВТО.

Переговоры идут по двум основным направлениям. Одно — это серьезный экзамен российского внешнеторгового законода­тельства (включая практику применения) на предмет определения его соответствия принципам и нормам ВТО и тех условий, на ко­торых страны — участницы ВТО одобрят присоединение России к Генеральному соглашению и другим договоренностям этой ор­ганизации. Другое — это выработка протокола о тарифных усло­виях присоединения России и перечня обязательств по ГАТС. Протокол о тарифных условиях будет включать обязательство России закрепить на взаимно согласованном уровне ставки тамо­женного тарифа на ряд товаров и снизить в течение нескольких лет пошлины на отдельные товары. Эти направления в комплексе определяют условия присоединения России к ВТО.

В феврале 1998 г. Правительство РФ утвердило первоначаль­ные тарифные предложения, и Россия заявила о готовности на­чать двусторонние переговоры по доступу на рынки товаров с за­интересованными странами — членами ВТО. Около 30 стран со­общило о намерении провести переговоры по ставкам таможен­ного тарифа с Россией.

Тарифные предложения представляют собой перечень мак­симально допустимых с момента присоединения России к ВТО значений (“потолки”) ставок ввозных таможенных пошлин по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) с соответствующими переходными (им к цементацион­ными) периодами. В практике международной торговли для классификации и кодирования экспортных и импортных товаров применяется Товарная номенклатура внешнеэ­кономической деятельности (ТН ВЭД), которая состоит из 21 раздела и имеет 5000 позиций.

В 1998 г. прошли двусторонние переговоры по тарифам с де­легациями ведущих членов ВТО (группой “квадро”) — США, ЕС, Японией и Канадой, в ходе которых обсуждались российские та­рифные предложения и вопросы, связанные с доступом на рынки товаров (нетарифные барьеры, включая технические барьеры в торговле, таможенные процедуры и др.).

В мае 1998 г. Россия участвовала во второй Конференции ми­нистров ВТО в Женеве. На ней были подведены итоги деятельности системы ВТО/ГАТТ за 50 лет, обсуждались вопросы под­готовки нового раунда многосторонних торговых переговоров ("раунд тысячелетия") под эгидой ВТО.

Присоединение России к ВТО — сложный и длительный пе­реговорный процесс. Его результатом должно стать полноправное участие России в системе мировой торговли, реализация преиму­ществ международного разделения труда и кооперации, совер­шенствование экономического сотрудничества России со страна­ми мира.

Внутренние условия, выполнение которых позволит России достаточно безболезненно вступить в ВТО:

- формирование четкой стратегии долгосрочного экономического развития страны, программы роста реального сектора;

- осуществление структурной перестройки экономики, ее модернизация, поскольку средний физический износ основных фондов в России составляет 52%, а через 2-3 года для обновления фондов в производстве потребуется ежегодно выпускать оборудования на 150 млрд. долл. в год;

- повышение в 2-3 раза по сравнению с нынешним уровнем инвестиционной активности для выхода экономики на траекторию устойчивого экономического роста за счет: развития банковской системы, трансформирующей сбережения в инвестиции и аккумулирующей их (объем текущих сбережений в России сейчас вдвое выше, чем объем инвестиций); пресечения нелегального оттока капитала за рубеж; дедолларизации денежного обращения; организации нормальной системы предложения денег реальному сектору; и т.д.;

- регулирование цен, субсидирование научных исследований, стимулирование технического прогресса, развитие финансовых рынков и другие инструменты экономического роста;

- разработка государственной программы механизма присоединения к ВТО;

- разработка программы защиты национального рынка;

- формирование согласованной позиции по вопросам вступления в ВТО между членами Таможенного союза и затем формулирование позиций наших делегаций на переговорах, поскольку в случае возникновения серьезных различий в торговом режиме каждой из стран по завершении процедуры присоединения к ВТО сохранение Таможенного союза (ТС) вряд ли возможно. Распад ТС в ходе асинхронного присоединения к ВТО – серьезная, во многом обесценивающая достигнутые результаты ошибка, с учетом упущенной возможности по правилам ВТО присоединения всем блоком;

- синхронизация процесса присоединения и внутренних реформ в стране, чтобы дважды не менять «правила игры»;

- завершение адаптации действующего национального законодательства к нормам ВТО (поскольку использование разрешаемых ВТО методов защиты экономики от конкуренции импорта основано на правилах ВТО при условии, что они включены в национальное законодательство);

- подготовка квалифицированных кадров, готовых отстаивать интересы России в рамках ВТО;

- обеспечение адекватной информированности деловых кругов, региональных властей, общественности о содержании механизма и ходе переговорного процесса, о процедурах и правилах ВТО.

В ходе переговорного процесса российской делегации необходимо выдвигать и отстаивать встречные требования к ВТО, выполнение которых определит дальнейшие действия по присоединению:

- рассматривать России (других членов СНГ) как рыночную экономику, торговый режим которой совместим с нормами ВТО, и зафиксировать это в документах о присоединении;

- добиваться нормальных, обычных (а не особых, ограничительных) условий присоединения;

- занять жесткую позицию по защите интересов обеспечения национальной экономической безопасности России; в случае, если не будет достигнута договоренность по приемлемому для нас пакету законов, отодвигать сроки вступления (иначе потерь будет больше, чем приобретений);

- зарезервировать возможность достаточно длительного переходного периода для реализации правил ВТО (примерно, 6-8 лет; не вводить все изменения сразу после присоединения, сохранить сначала уровень тарифной защиты не ниже действующего);

- учитывать, что общая тенденция, которой следуют члены ВТО – последовательное, но глубоко избирательное снижение торговых барьеров;

- отстаивать возможность проведения активной государственной политики, использовать все разрешаемые ВТО инструменты защиты;

- сохранить возможность эффективного валютного регулирования и валютного контроля для пресечения нелегального оттока капитала, организации гибкого денежного предложения, снижения процентных ставок, активизации денежной политики;

- обеспечить защиту рынка банковских, страховых, информационных услуг, позиции которых наиболее уязвимы;

- добиться сбалансированных (симметричных) условий доступа на российские и зарубежные рынки, реализации встречных требований России к членам ВТО (ЕС, США и др.), использующих несправедливые торговые барьеры и дискриминационные меры в отношении импорта из России, не учитывающие национальную специфику формирования издержек производства или наличие реального конкурентного преимущества (например, низкие цены на ядерное топливо или на космические услуги как результат более совершенных технологий, нашего технологического превосходства, а не демпинга);

- отстаивать необходимость сохранения и увеличения государственных субсидий сельского хозяйства, по крайней мере, до уровня США и Великобритании, до тех пор, пока эта проблема не будет решена в ВТО в целом.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 24 25. Роль ГАТТ/ВТО в регулировании международной торговли | Вопрос 27. Международные товарные соглашения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.