Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Куем булат!




 

Снова обратимся к искусству живописцев.

 

       
 
 
   
ПетрIнаИстьинском заводе

 


Не меньшее значение, чем первый вояж Петра I заграницу имела вторая его заграничная поездка, состоявшаяся в апреле 1717 г. в Париже. Дело в том, что некий Михайлов хотя и был молодым царем Московии, но царем почти не известным в странах Запада. В апреле 1717 г. Петр путешествовал в зените своей военной, дипломатической и реформаторской славы – славы героя Полтавы. В силу этого русскому царю был оказан пышный прием. Вот как умелое перо Н.И. Костомарова описало встречу Петра I с малолетним королем Франции Людовиком XV, которая состоялась 29 апреля 1717 г. «29 апреля 1717 г. приехал к русскому царю с визитом маленький французский король [Людовик XV (1710-1774, 1715-1774 г.), ему 7 лет и 2 месяца] провожаемый дядькой своим герцогом Вильроа. Царь, просидевши с ним некоторое время, взял его на руки [этот момент и запечатлел художник], и с нежностью поцеловал.

«Здешний король, - писал Петр царице, - пальца на два выше нашего карлика Луки, но дитя нарядное образом и станом своим и по возрасту своему довольно разумное». На следующий день, - продолжает повествование Костомаров, - царь приехал с визитом к королю в присланный за ним королевской карете. Маленький король вышел к царю на встречу. Петр, выскочивший из кареты, взял короля на руки и понес по лестнице во дворец… В тот же день купеческий голова и староста [Парижа] поднесли царю подарки от имени города».[4]

Эта встреча Петра I с французским правительством еще более возвысила авторитет России, поскольку были установлены дружественные отношения с одной из самых ведущих стран Европы мира.

Всегда занятый, все стремящийся делать своими руками, везде быть и во всё самому вникать – Петра I не хватало на личную жизнь. Наталья Кирилловна, его мать, которую он безмерно любил, женила его на Евдокии Лопухиной. Она родила ему сына Алексея. К ней Петр охладел. Начал беспорядочные связи с разными женщинами, одной из которых была Анна Монс, красавица, немка, жившая в немецкой слободе Москвы. Позже ее сменила наложница графа Шереметьева, получившая имя Екатерины.

 

     
 
 
 
Екатерина I Алексеевна императрица. С картины неизвестного художника.

 

 


 

 

Екатерина I Алексеевна (3.IV.1684-6.V.1727) – императрица всероссийская (с 28.I.1725). О происхождении Екатерины существуют противоречивые сведения. Она сама считала себя дочерью литовского крестьянина Самуила Скавронского. До принятия православия ее звали Мартой. Ее отец рано умер. Марта считалась сиротой. Ее в свой дом взял один [1] пастор из Рангена. Тут ее увидел мариенбургский пастор [2] Глюк и взял ее в качестве няньки для своих детей. С годами Марта стала красавицей. На 18-м году она была повенчана со шведским драгуном [3] Иоганном Рабе. Новобрачные прожили вместе не более недели. В августе 1702 г. Мариенбург был окружен русским войсками, которыми командовал Б.П. Шереметьев. Иоганн со своим отрядом ушел на рекогносцировку (предварительное обследование местности), а Глюк со своим семейством и Мартой добровольно перешел в плен к русским. Марту взял к себе полковник армии [4] Балк, и определил ее в полковые прачки. Красавицу увидел [5] Шереметьев и взял к себе (понятно зачем). Шереметьев против своей воли уступил ее [6] Меньшикову. Меньшиков (подальше от чужих глаз) отослал Марту в Москву, в свой дом. Там осенью 1703 г. Марту увидел [7] Петр I и сделал ее своей наложницей. Марта приняла православие и получила имя Екатерины Алексеевны. В октябре 1705 г. она родила Петру уже трех детей. Любовь Петра к Екатерине от года к году усиливалась. По самым скромным подсчетам Петр был седьмым мужчиной в жизни Марты. Церковный брак Петра и Екатерины был оформлен в 1712 г., а в 1724 г. состоялась коронация. От брака с Петром остались в живых две дочери – Анна (замужем за герцогом Голштинским) и Елизавета.

Но и тут Петра I ждало страшное огорчение. Незадолго до своей кончины Петр узнал про связь Екатерины с Монсом, и это было для него нравственным ударом, от которого он уже не оправился. Петр отомстил Монсу жестоко: казнил его и заспиртованную в банке голову Монса поставил на ночном столике Екатерины. Екатерина не чувствовал себя счастливой в браке с гениальным мужем.[5]

Казнил Петр I и сына своего Алексея Петровича, после длительного самоличного его допроса. Вот как Н.Н. Ге изобразил этот допрос.

 
 

 

 


Н.Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»

 

 

Н.Н. Ге выставил нарисовал картину «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе».

В картине предложена психологическая трактовка истории. Перед нами драма столкновения личностей – приверженцев противоположных жизненных ценностей. Известно, что царевич Алексей был человеком, прекрасно образованным и знал несколько иностранных языков. В сущности, он не был ни в коей мере противником реформ по введению в России западноевропейских новшеств. Но царевичу претили деспотические и жесткие формы правления своего отца. И он бежал на Запад, откуда был вызволен и замучен до смерти под пытками в Петропавловской крепости с ведома и по распоряжению Петра.

Историческое полотно Н.Н. Ге обостряет передачей противоположных внутренних состояний персонажей, их разнонаправленными эмоциональными движениями. Хотя они изображены внешне спокойными, без жестов и внешних эффектов. Здесь историческое показано, как драма переживаний.

Произведение было встречено с большим интересом. Вокруг картины разгорелись споры. В.В. Стасов, разночинский идеолог, осуждал позицию автора и отношение Петра I к сыну. М.Е. Салтыков-Щедрин, наоборот, отзывался положительно о работе, увидев в ней сочувствие художника реформатору Петру, человеку, который «прежде всего страстно предан своей стране». Позиция М.Е. Салтыкова-Щедрина типична для демократического мышления того времени.

В целом современники встретили картину вполне доброжелательно. Полотно сразу же приобрел П.М. Третьяков. Н.Н. Ге в следующем году сделал повторение своей картины (1872, ГРМ).

Впоследствии картина Н.Н. Ге по заслугам стало одним из популярнейших русских исторических полотен и хрестоматийным школьным произведением.

Петр, казавшийся с виду физически здоровым, на самом деле не был таковым – нервы его были просто никуда. Он впадал в безудержное раздражение, прямо буйство. Недомогания Петра стали сопровождаться не только трясением головы, но и ужасными эпилептическими припадками, ближайшими предвестниками которых было судорожное подергивание рта, которые сопровождались страшной головной болью. «Страдаю, - жаловался этот сильный человек, - а все за Отечество».

Его могла успокоить лишь Екатерина. «В страшные минуты исступленного гнева, - писал А.А. Кизеветтер, - только ей одной отдавался он в руки доверчиво и покорно; затихал, положив ей голову на колени, и погружался в освежительный сон, пока она гладила его голову».[6] Дни Петра были сочтены. Они сократились, когда он, спасая солдат в Лахте, простудился и слег.

 

       
 
 
   
Спасение солдат на Лахте Петром I

 


Предчувствуя кончину, он взял перо и начертал: «Оставить все…». Перо выпало из рук. Он позвал свою дочь Анну, чтобы продиктовать завещание. Она пришла. Петр был уже без сознания. 28 января 1725 г. Петр отошел в спокойный, иной божий мир. Его лицо стало спокойным. Вот изображение Петра на смертном одре.

     
 
 
 
Петр I на смертном ложе. И.Н. Никитин. 1725 г.

 


Так окончился земной путь Петра I Великого. В таких страшных условиях формировался характер Петра I. Как видим, Петр в неустанных трудах и борениях вместе с патриотическими слоями своего народа мужал, страдал, побеждал и терпел страшные неудачи (в том числе и в личной жизни), но он и народ его не сгибался перед вызовами времени, адекватно отвечая на них военной силой и изворотливой дипломатией. Материал этой части лекции дает яркие штрихи психологического облика Петра как частного лица и как государя великой России.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.