Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика организационных структур местных администраций муниципальных образований

Организационные структуры местных администрации сельских и городских поселений, муниципальных районов. Организационная структура местной администрации во многом определяется статусом муниципального образования и его ресурсами. К примеру, в Архангельской области местные администрации функционируют в 19 муниципальных районах, в 24 городских и 179 сельских поселениях.

Организационная структура местной администрации муниципального района отражает функционально-отраслевой подходы в ее формировании. Она практически не отличается от советской организации исполнительной власти, не обладает способностью адаптации в новых условиях управления муниципальной собственностью, муниципальным хозяйством.

В связи с принятием новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сформированы местные администрации городских и сельских поселений. Организационная структура местной администрации в сельском муниципальном образовании первого уровня должна соответствовать ее основным целевым установкам – максимальному использованию потенциала местного сообщества, эффективному управлению муниципальной собственностью и ресурсами территории для обеспечения условий жизнедеятельности местного населения. Одной из проблем формирования местной администрации видится отсутствие в сельской местности квалифицированных управленческих кадров муниципальных менеджеров. Поэтому одним из важнейших принципов в работе местной администрации по решению вопросов местного значения является привлечение местного сообщества, и прежде всего тех местных жителей, которые успешно адаптировались к новым экономическим условиям.

Администрации муниципальных образований городов со статусом городского округа. В практике муниципального управления можно выделить несколько типов организационных структур местной администрации.

Жестко-централизованный тип. Его выбор обосновывается следующими аргументами:

1. Город – это единое административно-территориальное целое, в границах которого создается только одно муниципальное образование. Районы, как административно-территориальные единицы, упраздняются. Вместо них возможно создание территориальных округов, в границах которых функционируют администрации как структурные подразделения городской администрации.

2. В условиях социально-политической и экономической нестабильности наиболее приемлемым вариантом управления муниципальной собственностью и муниципальным хозяйством является централизация полномочий и концентрация ресурсов на уровне администрации города при условии отсутствии самостоятельных районных администраций, подчиненных соответствующему представительному органу. Это позволяет более эффективно управлять городским хозяйством, более экономно и рационально использовать имеющиеся финансовые и материальные ресурсы.

3. Создание единой организационной структуры городской администрации позволяет сократить численность управленческого аппарата, делает его более мобильным и адаптированным к работе в новых условиях.

В правовом отношении вышеизложенный подход закрепляется в Уставе города, согласно которому администрация города как орган местного самоуправления является юридическим лицом, т.е. выступает в качестве единого органа управления городским хозяйством, субъектом гражданских правоотношений. Все отраслевые, функциональные и территориальные подразделения входят в ее организационную структуру.

Жестко-централизованный тип городской администрации представляет орган муниципального управления, в котором вся его организационная структура функционирует в режиме «пожарной команды». Для управления отдельными отраслями или группой отраслей городского хозяйства создаются департаменты, наделяемые не только управленческими, но и хозяйственными полномочиями. Эти структурные подразделения планируют свою работу, исполняют намеченные планы и осуществляют свой ведомственный контроль за подчиненными им муниципальными организациями.

В то же время в силу повседневной загруженности решением насущных проблем жизнедеятельности горожан, ускоренным «движением» кадров с бывшего районного звена на управленческие должности городского масштаба выявляется неспособность городской администрации в определении перспектив развития городского хозяйства, объективной оценки результатов своей муниципальной деятельности.

В организационной структуре городской администрации недооценивается роль и место подразделений финансово-экономического блока, которые в своей деятельности, с одной стороны, призваны обслуживать отраслевые ведомственные структуры, а с другой - выступать в роль самостоятельных субъектов рыночных отношений. В этом и заключается противоречивость их положения. И чтобы разрешить данную проблему необходимо изменить их статус, полномочия и методу управленческой деятельности.

Создание структурных территориальных подразделений городской администрации не предусматривается. Вполне возможно формирование ведомственных округов (коммунальных, школьных и т.п.).

Умеренно- централизованный тип организационной структуры городской администрации отражает наличие в городе двухуровневой системы управления муниципальным хозяйством.

Город делится либо на административные либо на территориальные округа, которые не являются внутригородскими муниципальными образованиями и единицами административно-территориального деления городского поселения (данного статуса могут быть лишены и бывшие районы). Их создание обуславливалось органами местного самоуправления необходимостью повышения эффективности управления городским хозяйством, приближения местной власти к жителям.

Двухуровневая система предполагает общегородской и окружной (территориальный) уровни управления городским хозяйством. На первом уровне решаются вопросы комплексного социально-экономического развития города, разработки стратегии управления муниципальным хозяйством, его отдельных отраслей; осуществляется управление муниципальными службами общегородского значения (водопровод, энерго – теплоснабжение, предоставление услуг населению городским пассажирским транспортом и т.п.) и др. На втором уровне обеспечивается решение вопросов, связанное с удовлетворением самых насущных жизненных потребностей населения (обслуживание жилого фонда, благоустройство территории, организация культурного досуга, спортивных мероприятий и др.).

Двухуровневая система управления городским хозяйством предусматривает формирование соответствующей организационной структуры городской администрации, которая позволяет произвести перераспределение функций между отраслевыми, функциональными и территориальными подразделениями. Речь идет о передаче администрациям территориальных округов полномочий, связанных:

- с решением оперативных вопросов, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения округа;

- с организацией и развитием территориального общественного самоуправления;

- с выполнением в округе решений представительного органа местного самоуправления, постановлений и распоряжений главы местной администрации;

- с охраной общественного порядка, с безопасностью граждан;

- с благоустройством территории округа;

- с организацией свободного времени жителей округа и др.

На наш взгляд, наиболее оптимальной для выполнения соответствующих функций является организационная структура администрации района (округа) в крупных городах. К примеру, в городе Новосибирске она представляет собой совокупность следующих элементов:

- глава администрации;

- заместители главы администрации (всего 5, в том числе, по вопросам ЖКХ; экономическим вопросам; социальным вопросам; образования, молодежи, культуры и спорта; управляющий делами);

- управления (финансов и налоговой политики, жилищного хозяйства, управление делами);

- отделы (всего – 15, в том числе: благоустройства и коммунального хозяйства, энергетики и инженерных коммуникаций, экономического развития, перспективного развития района, социальной защиты населения, здравоохранения, образования, по делам молодежи и культуре, организационно-контрольный и др.);

- комитет по физкультуре и спорту.

- административно-техническая инспекция (7).

Районная администрация является юридическим лицом, имеет расчетные счета по исполнению сметы расходов, располагает финансовыми ресурсами. Они состоят из средств, выделяемых из бюджета города, целевых внебюджетных средств.

Таким образом, «умеренно-централизованный» тип организационной структуры городской администрации обуславливает необходимость возрастание роли ее территориальных структурных подразделений в лице администраций районов, административных или территориальных округов.

Одновременно происходит изменение функций отраслевых структурных подразделений городской администрации. Они «освобождаются» от несвойственной данному звену функций оперативного решения вопросов деятельности подведомственных муниципальных организаций, которые возлагаются на их руководителей и администрацию района или округа. Вместе с тем возрастает роль и значение таких направлений в муниципальной управленческой деятельности отраслевых структурных подразделений как разработка политики городской администрации в подведомственной отрасли или группе отраслей муниципального хозяйства, оценка эффективности использования муниципальной собственности и городского бюджета, работы муниципальных организаций и т.п. А это, в свою очередь, требует изменения сложившихся стереотипов и подходов в муниципальном управлении, пересмотра функций, роли и места отраслевых структурных подразделений в организационной структуре городской администрации. Возникает объективная потребность в формировании новой организационной структуры. Она будет отличаться от старой «советско-муниципальной» модели своей способностью адаптации к изменяющимся «внешним» и «внутренним» условиям работы данного органа управления городским хозяйством.

Одним из «переходных» вариантов может служить организационная структура мэрии города Краснодара (8).

В городе функционирует двухуровневая модель управления муниципальным хозяйством. Его территория разделена на четыре административных округа. В каждом округе создана администрация, которая является территориальным структурным подразделением мэрии.

Целевое назначение мэрии города состоит в обеспечении финансовой самостоятельности местного самоуправления посредством эффективного управления муниципальной собственностью и максимального использования социально-экономического потенциала города, его населения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности организационных структур местной администрации | Организационная структура мэрии включала в себя несколько главных блоков
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 969; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.