Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Концепция развития высшей школы при переходе к рыночной экономике. Преобразования в сфере образования России. Переход к двухуровневой системе обучения в вузах

Рынок образовательных услуг представляет собой систему отношений по поводу предоставления, со стороны предложения, востребованных на рынке образовательных услуг и формирования соответствующего спроса на них потребителями. Как и на любом рынке, эти взаимодействия базируются на товарно-денежных отношениях, опосредуется соответствующей системой ценообразования, комплексом продвижения, рекламы и стимулирования продаж.

Вопрос 1. Современный рынок образовательных услуг: характеристика, тенденции развития, значение для инновационного потенциала страны. Место и роль высшей школы в современной отечественной экономике.

Лекция 2. Особенности маркетинга в сфере образовательных услуг

Программная аннотация

1. Современный рынок образовательных услуг: характеристика, тенденции развития, значение для инновационного потенциала страны. Место и роль высшей школы в современной отечественной экономике.

2. Концепция развития высшей школы при переходе к рыночной экономике. Преобразования в сфере образования России. Переход к двухуровневой системе обучения в вузах.

3. Подготовка кадров для инновационной экономики. Перспективная концепция инновационного образования в России. Южный федеральный университет как субъект российского рынка образовательных услуг.

4. Национальный проект «образование». Проблемы его реализации в период до 2020 г.

 

Многоаспектность и многогранность экономической жизни общества позволяет выделить сферу образования, которая в процессе исторического развития, дальнейшего углубления общественного разделения труда требует обособления и постоянно растущих финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Отдельные экономические проблемы этой сферы рассматриваются в данной главе.

 

 

Сфера образования в настоящее время обособилась в отдельную самостоятельную отрасль народного хозяйства и отражает целый комплекс отношений, складывающийся в системе обучения, что позволяет в экономике образования выделить следующие звенья: экономику высшей школы, экономику детских дошкольных учреждений, экономику общего среднего образования и другие. Предметом экономики образования являются закономерности движения материальных, финансовых, трудовых ресурсов, направляемых в сферу образования и используемых в ней для достижения общественно и лично обусловленных целей ее функционирования и развития. Однако такое определение скрывает от изучающего суть рассматриваемых в ней проблем. На проблемном уровне экономика образования призвана ответить на вопросы: какова эффективность ресурсных вложений в отрасль и ее отдельные звенья и каковы критерии этой эффективности? Какой уровень финансирования образования соответствует тем или иным целям развития данной сферы? Каковы источники внебюджетного финансирования учреждений образования и их «мощность»? Какова должна быть политика государства в части стимулирования спонсоров и инвесторов образования? Что предпочтительнее финансировать: образовательные учреждения или потребителей образовательных услуг? Каково рациональное соотношение децентрализации и централизации в обеспечении учреждений образования ресурсами? Каковы методы и технология прогнозирования ресурсных потребностей учреждений образования на различных уровнях их хозяйственной самостоятельности?

Один из главных вопросов, который возникает вновь и вновь во всех странах – сколько средств из бюджета необходимо выделять на нужды образования и, прежде всего, на его гарантированную государством ступень, обеспечивающую тот или иной стандарт образования. При этом во всем мире, как правило, констатируется дефицит средств, выделяемых сфере образования по сравнению с потребностями в них, и во всех парламентах время от времени ставится вопрос о необходимости увеличить государственные расходы на образование.

Каковы же подходы к оценке рассматриваемых потребностей? Такая оценка зависит, прежде всего, от целей развития системы образования, которые общество готово оплачивать из бюджета, и критериев уровня достижения этих целей.

Образование выполняет, по меньшей мере, две важнейшие функции: развитие личности (в широком смысле, включая и социализацию личности, и ее духовное, нравственное, художественное развитие) и экономическую (воспроизводство квалифицированной рабочей силы). Взаимосвязь этих функций в целях и содержании образования и, следовательно, создание соответствующих ресурсных условий выступает как необходимая предпосылка общественного прогресса во всех его проявлениях. Основной постулат при этом: инвестиции в человека, в человеческий фактор – наиболее эффективны и потому должны иметь высший приоритет. В ряду отечественных представителей экономической науки в целом и экономики образования в частности, внесших большой вклад в развитие этого направления в целом и метода «редуцирования труда», стоят С. Г. Стру-милин, В. А. Жамин, С. Л. Костанян, Е.И.Жильцов, А. Б. Дайновский, Д. И. Чупрунов и другие.

Попытки определения экономической эффективности образования через зарплату рабочих были впервые предприняты С. Г. Струмилиным в 20-х годах. Сопоставляя зарплату рабочих и производительность труда с образованием, он пришел к выводу, что «простая грамотность, достигаемая за один год обучения, повышает продуктивность рабочего на 30 %. В среднем за ряд лет, год школьного образования давал примерно в 2,6 раза большую прибавку квалификации, чем год заводской выучки» (Струмилин С. Г. Собрание сочинений. Т. 5. С. 266).

Длительный, как выясняется, и мучительный процесс становления рыночных отношений в России сопровождается целым рядом негативных явлений, пагубно отражающихся на высшей школе. Сохранение монополии государства во многих сферах при заметном сокращении его финансовых возможностей, вульгаризация рыночных отношений без достаточной общественной и законодательной практики, стремление определенных слоев общества к резкому обогащению всеми доступными средствами на фоне галопирующей инфляции, известный консерватизм самой высшей школы при отсутствии института благотворительности — вот далеко не полный перечень печальных обстоятельств, при которых воспроизводство национального интеллекта становится весьма проблематичным.

Необходимость непрерывного образования как качественно новой ступени в развитии образования объективно обусловлена потребностями рыночной экономики, ускорением процессов обновления знаний в условиях НТП. В промышленно развитых странах эти вопросы усиленно решаются. В последние 15 лет были предприняты энергичные шаги по реформе системы образования и подготовки кадров. Удельный вес государственных затрат на эти цели в ВНП возрос за этот период в Японии с 3,9 до 5,7 %, Германии — с 3,5 до. 4,6 %, Великобритании — с 5,3 до 5,5 %, Франции — с 4,91 до 5,12 %/

В зарубежной экономической литературе имеются различные трактовки концепции высшего образования, которые характеризуют четыре принципиально отличных подхода к оценке роли высшего образования в подготовке молодежи к будущей трудовой деятельности, встречающихся в мировой практике.

1. В процессе обучения студенты приобретают специальные знания и профессиональные навыки, которые они способны непосредственно использовать в своей последующей деятельности. Таким образом, одни обучаются, чтобы стать инженером-механиком, другие – врачом, юристом, менеджером и т. д.

2. Высшее образование не является обучением специальным профессиональным навыкам, умениям и знаниям, а скорее призвано обеспечить студентам такой фундаментальный интеллектуальный фон, обстановку и подготовку, которые позволяют им при обретении себя в том или ином виде занятий, с которыми им придется столкнуться в жизни, легко и быстро овладеть необходимым набором специальных профессиональных навыков и знаний. В соответствии с этой моделью не столь уж важно, что именно конкретно изучается в процессе приобретения высшего образования. Главное, чтобы изучение создавало обстановку интеллектуального соревнования, требовательности и даже «вызова» и стимулировало развитие творческого и логического мышления у студентов. Целью является обеспечение выпускника такими всеобщими интеллектуальными инструментами, которые дадут ему возможность быстро обучиться необходимым профессиональным знаниям и легко адаптироваться к изменяющимся требованиям по мере продвижения на трудовом, профессиональном и жизненном поприще.

3. Высшее образование не обеспечивает ни специальными профессиональными знаниями, ни широкой интеллектуальной подготовкой, а является, скорее, заключительной стадией процесса отбора молодежи, обладающей основными интеллектуальными качествами, требующимися для профессиональной административной, научной или технической деятельности. В данном случае важнейшим аспектом высшего образования становится последовательный ряд экзаменационных барьеров, своего рода сита, которое отсеивает на каждом этапе определенное число молодых людей и, таким образом, помогает им сориентироваться в отношении тех видов деятельности, занятие которыми, по всей видимости (хотя и не обязательно), не соответствует врожденному либо приобретенному уровню их способностей.

4. Какая-либо связь между высшим образованием и последующей занятостью представляется случайной и не является предметом рассмотрения. В соответствии с этой точкой зрения, популярной среди некоторых теоретиков образования в Западной Европе, целью высшего образования является личностное развитие каждого индивида, которое может оказаться как полезным, так и вредным, либо нейтральным по отношению к последующей занятости. Согласно этой концепции, в идеальном вузе не должно быть ни зачетов, ни дипломов, ни степеней, ни обязательных курсов. Личность будет изучать то, что пожелает.

Несмотря на различие в формулировках, эти подходы являются обоснованными в каких-то отдельных аспектах, характеризуются относительной справедливостью. Расстановка акцентов зависит от типа вуза, факультета, специализации.

В России и странах с централизованным управлением использовалась, в основном, первая модель, хотя на практике в них зачастую оказывалась превалирующей третья. Страны, в большей степени ориентирующиеся на удовлетворение социальной потребности (в социально ориентируемой рыночной системе хозяйства), предпочитают вторую модель.

В связи с глубочайшими переменами, происходящими в России на рубеже XXI века, необходим кардинальный пересмотр концепции высшего образования и образования вообще. Высказывания В. И. Вернадского и ныне звучат актуально: 1) «Спасение России заключается в поднятии и расширении образования и знания. Только этим путем возможно достижение правильного государственного управления, только поднятием культуры можно сохранить сильно пошатнувшееся мировое значение нашей родины» (1905 г.); 2) «Кризис переживает сейчас высшая школа России, ибо она не может приспосабливаться к тем внешним рамкам жизни, какие сейчас господствуют в нашей стране. Нам — в нашем сословном и бюрократическом обществе — далеко до демократизации общественной жизни, основанной на примате человеческой личности и человеческого ума; далеки условия жизни русской интеллигенции от тех нормальных форм общемировой жизни» (1913 г.).

Образование следует рассматривать как процесс и результат творческой передачи накопленных предыдущими поколениями духовных, культурных и материальных ценностей, воплощаемых в духовной, умственной и физической структуре личности нового поколения, а также любой акт воспроизведения их, либо создания новых, ибо делая что-то, создавая что-то, человек всегда учится, приобретает знания. Это — расширительная трактовка образования по сравнению с традиционной.

Необходимость расширенного, нетрадиционного взгляда на «образование» вытекает из его современного состояния. Современное образование служит орудием закрепления и воспроизводства существующих социальных структур, а не совершенствования индивидуальных и коллективных ценностей и накопления знаний, которые позволили бы человеку управлять окружающей его средой и быть хозяином своей судьбы. Короче говоря, на образование возложена единственная функция – готовить трудовые ресурсы для сферы производства – вместо исконно важной задачи всестороннего совершенствования человека. Место человека, который должен быть центром развития, заняло одно из его творений – производство товаров.

Сложившееся положение дел ставит перед высшей школой и высшими органами управления страной ряд кардинальных, жизненно важных и актуальных для вуза направлений деятельности, таких как:

—сохранение и упрочение позиций вуза, ответственного за воспроизводство национального интеллектуального потенциала;

—создание предпосылок для стабильного функционирования вуза как общественно-значимого института в будущих условиях установившихся рыночных отношений, а также направления, способствующие стабилизации деятельности вуза.

Означенные направления применительно к вузу формируют важную народнохозяйственную проблему, имеющую крупное социально-культурное значение, которая может быть сформулирована следующим образом: обоснование и разработка системы мер организационно-экономического характера, способствующих сохранению и развитию вуза как центра образования, науки и культуры и компенсирующих негативное влияние на вуз дестабилизирующих факторов зарождающихся рыночных отношений.

Данная проблема предполагает необходимость как теоретических исследований, так и принятие практических мер в области управления высшим учебным заведением.

В этой связи на первый план выходит задача теоретического, концептуального осмысления роли и места вуза в смешанной отечественной экономике. Отвечая на возможный вопрос об использовании зарубежного опыта организации деятельности высшей школы, следует отметить, что высшая школа является как бы зеркалом общественно-политического и экономического устройства страны и поэтому, в силу серьезных различий между странами, простое копирование отношений может не дать желаемых результатов. Иными словами, настоятельным требованием современности является разработка теоретических основ управления образованием, которые легли бы в основу новой области экономических знаний, а именно – экономики образования в условиях рыночных отношений.

Высшее учебное заведение является главным звеном системы воспроизводства общественного интеллекта, подготовки и переподготовки кадров, получения и распространения новых знаний. В зависимости от конкретной сферы изучения общественных отношений вуз можно и необходимо рассматривать в его различных ипостасях: как субъект общества, государства и экономики страны, конкретной отрасли и региона; как центр сосредоточения личностей и коллективов; как сложную интеллектуальную систему управления.

Как субъект общества, вуз выступает в роли центра науки, культуры и образования, удовлетворяющего интеллектуальные потребности личности и осуществляющего подготовку кадров, фундаментальные и прикладные исследования и внедрение новых знаний в массы.

Как субъект государственной (отраслевой) экономики, вуз является организацией, потребляющей государственные ресурсы в целях выполнения государственных (отраслевых) заказов на подготовку кадров я проведение исследований.

Как субъект рыночной экономики, вуз выступает в роли товаропроизводителя преимущественно интеллектуальной и интеллектоемкой продукции и услуг и реализует эту продукцию как по государственным, так и по свободно-рыночным (договорным) ценам.

Как субъект отрасли, вуз выступает в роли центра специализированной подготовки кадров и проведения целеориентированных исследований по отраслевым программам и за счет средств отрасли.

Как субъект региона, вуз является центром, аккумулирующим в себе и вокруг себя интеллектуальные, производственные, коммерческие, финансовые, благотворительные субъекты и ресурсы, комплексная деятельность и использование которых не противоречат целям общества, установкам государства и обеспечивают интеллектуальное воспроизводство региона.

Как система управления, вуз является многопрофильным учебно-научным и производственным комплексом, совокупная деятельность которого подчинена общественно-государственным и собственным социально-экономическим целям.

Как объект сосредоточения высоко интеллектуальных трудо­вых коллективов и личностей, вуз является организацией, реализую­щей собственные цели социально-экономического развития и осуществляю­щей защиту прав и интересов как вуза в целом, так и отдельных коллекти­вов, личностей и партнеров.

 

 

За исторически весьма незначительный период взгляды общества, интеллектуальных кругов и органов высшего управления нашей страны на высшее учебное заведение претерпели ряд существенных концептуальных изменений, и еще нельзя сказать, что эти взгляды сформировались в некую окончательную и целостную концепцию. До 1988 года высшее учебное заведение считалось организацией, причисляемой к непроизводственной сфере, которая практически полностью финансировалась за счет средств государственного (и/или отраслевого) бюджета. Финансирование производилось по утвержденным сметам, оплата труда работников осуществлялась по действующим твердым ставкам (окладам), а развитие материально-технической и социальной базы — посредством целевых капиталовложений на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение также из средств бюджета.

Начиная с 1989-1990 годов, с повсеместным введением полного хозяйственного расчета, ситуация изменилась, и на одно из первых мест вышла стратегия частичного самофинансирования за счет внебюджетных средств. В концептуально-методологическом плане это означает, что из бюджетной организации вуз превратился в субъект смешанной экономики, у которого доля внебюджетных средств стала занимать все большее место в активах.

По мере перехода к рыночной системе отношений высшие учебные заведения, видимо, осознавая свою роль в региональной экономике, начинают формировать на своей базе региональные интеллектуально-инновационные центры, именуемые научно-технологическими парками. Этот этап характеризуется созданием корпоративных структур с целевой ориентацией на «выращивание» наукоемкого бизнеса.

Таким образом, в концептуально-методологическом смысле высшее учебное заведение из бюджетной научно-образовательной организации постепенно превращается в учебно-научный производственный и предпринимательский комплекс, осуществляющий взаимодействие с нерыночными и рыночно-предпринимательскими структурами.

Наряду с трансформациями, происходящими в традиционной высшей школе, возникает так называемый рыночный образовательный сектор. Так, законом Российской Федерации «Об образовании» в практику деятельности высшей школы введены образовательные учреждения новой организационно-правоврй формы – негосударственные.

В сложившихся экономических условиях формирующаяся сеть негосударственных вузов создает предпосылки для частичного решения ряда проблем системы высшего образования России.

Привлечение дополнительных средств из сферы коммерции на социальные нужды, в частности, на цели высшего образования, ведет к расширению возможностей удовлетворения потребности населения страны в высшем образовании (т. е. расширению приема и контингента высших учебных заведений в целом). При этом чрезвычайно актуально в условиях низкой мобильности населения, что такая возможность предоставляется, как правило, на местах проживания.

Наличие возможности дополнительного заработка у работников образования, науки и культуры способствует сокращению их оттока из соответствующих государственных учреждений и за рубежом.

Развитие негосударственного сектора высшей школы с ориентацией на экономико-управленческое и гуманитарное образование позволяет направить ограниченные средства бюджетного финансирования государственных вузов преимущественно на поддержку образовательно-профессиональных программ естественно-научного, технического и технологического направлений, определяющих темпы научно-технического прогресса России.

Реализация рядом негосударственных вузов образовательно-профессиональных программ по естественно-научным, техническим и технологическим направлениям, охране окружающей среды, АСУ и ВТ на основе оригинальных методик служит частичной компенсацией сокращения приема в вузы государственного сектора в этой сфере подготовки кадров.

Возможность реализации новых, в том числе уникальных авторских программ и технологий обучения, позволяет выявить скрытые резервы и новаторские идеи высшей школы в части концептуального подхода к содержанию и организации высшего образования, новых методик и методов обучения.

Перспектива предоставления возможности элитарногспобразования одаренному юношеству создает предпосылки для формирования слоя интеллигенции с нетрадиционным мышлением, особенно в гуманитарных областях знаний, что является одним из условий успешного развития общества.

Создаются определенные возможности для населения в части получения второго высшего профессионального образования или квалификации, особенно для лиц, уволенных из рядов Российской армии и зарегистрированных на бирже труда.

Исходя из этих посылок, можно определить задачи негосударственного сектора высшего образования как важного фактора, расширяющего возможности потенциально способного населения в получении высшего образования, создания многоукладной экономики высшей школы.

Следует отметить, что зарождение и развитие негосударственного сектора высшего образования часто воспринимается как конкурентная альтернатива государственной высшей школе. Возьмем на себя смелость утверждать, что это лишь поверхностное суждение, а процесс этот имеет гораздо более серьезные последствия. Государственный сектор высшей школы стремится реализовать тенденцию на разгосударствление экономических отношений при сохранении государственной поддержки в пределах государственного заказа на образование и исследования. Наряду с этим, как показывает анализ, учреждения негосударственного образовательного сектора, в том числе и прежде всего — вузы, действуя в рамках лицензионно-аккредитационного механизма высшей школы, стремятся завоевать достаточно прочные позиции, обеспечивая тем самым постоянный спрос на свои образовательные услуги. Сравнивая эти две тенденции, можно прийти к выводу, что наряду с ростом конкурентности на рынке образовательных услуг (что само по себе неплохо) возникает некое партнерство между государственным и негосударственным секторами высшего образования, что говорит о возможном слиянии этих двух секторов и формировании в перспективе единого образовательного комплекса.

Идея академической и экономической целостности вуза предполагает плюрализм форм ее реализации. Так, возможен вариант комбинированного применения всех существующих моделей распределения дохода (от бюджетной до индивидуальной) по подразделениям и даже по видам работ, выполняемых вузом как единым юридическим лицом. Возможны и комбинации типа «вуз — фирма при вузе» с соблюдением условий, регламентирующих экономические взаимоотношения. Множество моделей, которые можно предложить, должны отвечать требованию стабилизации высокопрофессиональной части работников в вузе. В этой связи предлагается концепция стабилизационного механизма вуза, которая может быть реализована следующим образом.

А) Повсеместное внедрение в вузах контрактной системы оплаты труда как основы договорных отношений между работником и вузом, независимо от сферы деятельности человека.

Реализация политики оплаты труда должна быть по двум направлениям. Первое направление ориентируется на оплату труда любого работника, в том числе низкооплачиваемого, соблюдение его минимальных гарантий. Второе направление ориентируется на оплату труда, формирование совокупного дохода и гарантию прав «высокого профессионала», работника, формирующего вокруг себя интеллектуальный коллектив, работника «под которого» потенциальный заказчик выдает заказ, т. е. формирующего объем работы вуза. Именно эти цели преследует эксперимент по контрактной системе организации труда.

Б) Блок «Депозит» состоит в создании условий для формирования накоплений работника-профессионала из средств индивидуального фонда оплаты труда. Механизм формирования индивидуальных накоплений основывается на депозитном методе, суть которого состоит в создании возможности сохранения заработанных работником средств в вузе на индивидуальном лицевом счете с выдачей депозитного сертификата. Соблюдение интересов работника вуза состоит в том, что работник, сообразуясь с величиной заработка, правилами подоходного налогообложения, собственными текущими потребностями в наличных деньгах, инфляционной ситуацией, имеет право сохранить свою зарплату в период интенсивных поступлений средств на оплату труда, превышающих предел выгодного налогообложения, и получить эти средства в любое удобное для него время. При этом вуз получает возможность увеличить оборотные фонды, использовать этот вклад по своему усмотрению и не без выгоды. Не исключается также возможность выплаты процентов по вкладу, а также прямого привлечения личных сбережений работника на условиях чуть более выгодных, нежели в Сбербанке.

В) Следовало бы организовать в вузе такие структуры, которые обеспечивали бы товарный обмен накопленных работником средств на условиях более выгодных для последнего.

Г) Развитие предыдущих мер при условии стабильного увеличения накоплений работника может привести к необходимости осуществления четвертого шага, заключающегося в выдаче вузом индивидуальных акций работнику на сумму его накоплений, добровольно передаваемых им в фонд накопления вуза.

Д) В результате этого шага вуз получает право осуществления частичной приватизации средств производства (блок «Приватизация»). Здесь мы имеем дело со случаем, когда от модели «сколько я получаю» переходят к модели «сколько я стою как вкладчик». Закрепление работника в вузе практически абсолютно, ибо в случае разового получения всех накопленных средств вступает в действие высокая налоговая ставка индивидуального налога.

Е) Организация индивидуальной (коллективной) фирмы, аккредитованной при вузе. Выгода для вуза состоит в том, что в случае, если на такую фирму будут распространены льготные фискальные права, действующие для вуза, вуз имеет право потребовать у фирмы перечисления доли налоговых платежей в актив вуза.

Ж) «Парковая система организации деятельности» состоит в организации технологического парка при вузе:

а) в форме консорциума, если речь идет о комплексном решении многоплановой научно-технической проблемы;

б) в форме общества с ограниченной ответственностью (или акционерного общества), если речь идет о постоянном «портфеле заказов» и относительно стабильных источниках финансирования;

в) в форме концерна, если имеют место стабильные потоки заказов и степень экономического доверия акционеров своему обществу весьма велика.

Стабилизационный механизм предполагает установление принципиально новой, специфичной и пока еще весьма дискуссионной системы отношений собственности, предполагающей наличие сколь возможно более однозначного определения самого этого понятия; системе объектов собственности, адекватной рыночным отношениям субъектов собственности и их правомочий по отношению к объектам собственности. Должны быть:

а) установлены правила квотирования неделимой части объектов собственности;

б) осуществлена передача средств производства и земли под юрисдикцию вуза, как корпорированного собственника;

в) предоставлено вузу право осуществлять частичную приватизацию отдельных объектов, либо предоставлены отдельные правомочия в отношении этих объектов.

При этом возможные конфликтные ситуации, формальным признаком которых является наличие у нескольких субъектов полного набора правомочий по отношению к одному и тому же объекту собственности, должны разрешаться на основе контрактной системы отношений.

Изложенные меры по установлению стабилизационного хозяйственного механизма, предусматривающего известную самостоятельность, вовсе не означают уход государства от управления высшей школой. Принятый ныне Госкомвузом Российской Федерации курс на аккредитацию вузов включает концепцию ее организационно-экономического механизма (ОЭМа), заинтересовывающий вузы в добровольном участии в этом мероприятии и, в конечном итоге, в обеспечении уровня и качества интеллектуальной продукции.

С позиций организационно-экономического механизма факт аккредитации вуза должен означать:

—абсолютное доверие к вузу со стороны государства в том, что деятельность данного вуза полностью оправдывает государственные бюджетные ассигнования;

—что данный вуз является надежным партнером с точки зрения выполнения государственных и других заказов на интеллектуальную продукцию;

—данный вуз рационален в использовании государственных средств и благотворительных взносов и субсидий;

—что вуз соблюдает государственные и законодательные нормы и правила при выполнении официальных финансово-экономических операций;

—что экономическая деятельность вуза направлена на консолидацию вуза и развитие материально-технической и социально-экономической базы во имя интересов трудового коллектива и его членов.

Как объект сферы преимущественной государственной поддержки и общественного внимания, аккредитованный вуз имеет право на свободное прецедентное формирование и реализацию социально-экономической и академической политики, а именно, право на реализацию любых академических, экономических, финансовых, коммерческих мероприятий, по которым в стране создан законный прецедент, независимо от того, в какой сфере или отрасли этот прецедент имел место. Беспрецедентные нововведения, предлагаемые аккредитованным вузам в области ОЭМа, должны подлежать обязательному и первоочередному рассмотрению на соответствующих уровнях управления.

Переход экономики страны к рыночным отношениям и изменения в системе высшего образования, происходящие на фоне бюджетного дефицита, появление альтернативных возможностей реализации интеллектуального потенциала высшей школы, вынужденного перераспределения кадрового корпуса высшей школы между другими сферами деятельности позволяют констатировать неадекватность системы управления финансовой деятельностью высшей школы в сложившейся экономической ситуации и заставляют задуматься о необходимости ряда существенных изменений в системе финансирования высшей школы, а именно:

— о пересмотре самой концепции финансирования высших учебных заведений, имея в виду его ориентацию на стабилизацию сложившегося интеллектуального потенциала;

— о выработке принципов и подходов к облику системы финансирования с учетом появляющихся и развивающихся новых институтов рыночной ориентации;

— о разработке конкретных механизмов реализации новой концепции финансирования;

— о возможной коррекции законодательных и нормативных актов по высшей школе.

Уровни принятия решений по финансированию высшего образования представляются в следующем виде:

— федеральный, на котором формируется отношение государства к высшей школе (президент, правительство, парламент) и формируется государственная стратегия высшего образования и его основные институты (Госкомвуз РФ);

— региональный, на котором реализуется государственная стратегия высшего образования страны с учетом региональных особенностей;

— базовые:

— уровень государственного высшего учебного заведения, где реализуются основные цели общества, государства и региона по подготовке высококвалифицированных специалистов;

— уровень негосударственного высшего учебного заведения, где обеспечиваются неудовлетворенные запросы личности и общества в воспроизводстве интеллекта;

— ассоциативный уровень (ассоциации, технологические парки, временные учебные заведения и т. п.), где достигаются групповые цели организации системы высшего образования и их партнеров.

Вопрос 3. Подготовка кадров для инновационной экономики. Перспективная концепция инновационного образования в России. Южный федеральный университет как субъект российского рынка образовательных услуг.

 

Стремление к созданию инновационной экономики предопределяет объективную необходимость в разработке и реализации новой концепции инновационного образования, выдвигающей следующие требования к развитию российской вузовской системы:

• повышение качества обучения, совершенствование структуры получаемых знаний, а также достижение высокого уровня квалификации вузовских кадров;

• развитие современных технологий обучения, перевод образовательной системы на современные стандарты и инновационные программы;

• интеграция образовательной среды, науки и производства, в том числе в рамках университетских комплексов;

• развитие и распространение различных форм и систем непрерывного и дополнительного образования;

• развитие собственного исследовательского инновационного потенциала высшей школы;

• восполнение кадрового дефицита руководящих инновационных кадров в рамках бизнес-школ;

• развитие системы негосударственного высшего образования, использование преимуществ и расширение потенциала корпоративных университетов;

• предоставление вузам большей свободы в коммерческой деятельности, в том числе получение ими статуса автономного учреждения и использование фондов целевого капитала.

Решение перечисленных задач позволит достичь главной цели — сформировать необходимую современной России критическую массу высококвалифицированных, высокоинтеллектуальных специалистов, творческих личностей, системных менеджеров инновационной деятельности, постоянно нацеленных на генерирование нововведений и их практическую реализацию. Необходимо прежде всего принципиально изменить взгляд на экономическую сторону инновационного образования: затраты на подготовку кадров необходимо рассматривать не как издержки на рабочую силу, а как долгосрочные и эффективные вложения, необходимые для процветания экономики и страны. В настоящее время принято считать главным лозунгом инновационного образования следующее выражение: «Не втягиваться в гонку с прошлым, а создавать будущее». Это значит, что в этой сфере на первый план выходит не механическое накопление максимально возможного объема знаний, а приобретение компетенции — способности и умения самостоятельно вести поиск и усваивать необходимую информацию и знания.

Второе отличие инновационного образования от традиционного заключается в тесной связи обучения с практикой, что в свою очередь требует принципиально новых, оснащенных современными технологическими средствами «многофункциональных» учреждений высшего образования, представляющих собой продукт интеграции фундаментальной науки, учебного процесса и производства. Еще одна отличительная особенность инновационного образования — это выбор в качестве приоритета таких дисциплин, как интеллект бизнеса и управление знаниями. Перед высшей школой стоит задача обучить выпускников вузов, во-первых, овладевать современными средствами доступа и последующего анализа данных для прогнозирования и принятия решений и, во-вторых, интегрально подходить к созданию, накоплению и в некотором смысле управлению знаниями, представленными в компаниях в самых разнообразных формах.

После того как знания были признаны экономической категорией, управление знаниями стало рассматриваться как создание совокупности руководств и методик для оптимального использования интеллектуального капитала работников. Современная трактовка экономики знаний более широкая: экономика знаний рассматривается как систематические процессы, благодаря которым распознаются, создаются, сохраняются и применяются знания, необходимые для успеха организации. Для того чтобы научиться умело выбирать и реализовывать стратегию управления знаниями, будущий специалист должен знать как минимум:

1) что такое знание в современных компаниях (в том числе их классификация и типология, индивидуальное и организационное знание, культура обмена знаниями, проблема их объективности и пр.);

2) что такое интеллектуальный капитал (в том числе его определение, его составляющие, понятие интеллектуальной собственности и нематериальных активов, методы их оценки и измерения, способы наращивания и пр.);

3) какова связь управления знаниями с инновациями (в том числе как осуществлять инновации посредством интеграции, преобразования, создания и применения знаний, а также как создавать знания для инноваций, развивать творческое мышление и пр.);

4) как практически управлять знаниями (в том числе как понимать сущность, тенденции, инициативы и основные виды практики управления знаниями; знать, как производится оценка, аудит знаний, как планируется процесс управления знаниями).

Овладевший такими познаниями выпускник вуза непременно станет ценнейшим приобретением для любой организации, поскольку ему будет доступно решение таких ее задач, как повышение оперативности и эффективности принятия управленческих решений, снижение и предотвращение рисков в бизнесе, обеспечение конкурентных преимуществ компании, создание инновационных товаров и услуг, предотвращение затрат, связанных с повторением имеющегося негативного опыта, и т.п.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблемная ситуация | Вопрос 4. Национальный проект «образование». Проблемы его реализации в период до 2020 г
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.