Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обзор ситуации на рынке труда




Занятие 6-7.

Современные стратегии поиска работы.

Цель. Помочь студентам эффективно собирать и анализировать информацию о рынке труда и грамотно пользоваться современными технологиями при поиске работы и самопрезентации.

Рынок труда – совокупность реальных и потенциальных продавцов и покупателей рабочей силы, а также отношения между ними. Является одним из факторов производства, на котором формируются цены на труд как результат взаимодействия спроса и предложения; на этой основе определяется уровень зарплаты; на конъюнктуру рынка труда.

Китайские мудрецы говорили: «Нет ничего страшней, чем жить во времена перемен».

Этап становления, который переживает сейчас большинство российских организаций, характеризуется постоянными переменами, иногда и кардинальными.

Меняется все, начиная от правил поведения, заканчивая организационной структурой и стратегией фирм.

 

В нашей стране вполне официально существует безработица.

Безработица – социально – экономическое явление, при котором в обществе часть экономически активного населения не может найти себе работу, применить свою рабочую силу, становится резервной частью наличного труда.

Люди посещают ярмарки вакансий, получают пособия, месяцами не могут (а может, не хотят?) трудоустроиться. При этом, наблюдается огромное количество объявлений о свободных рабочих местах. Требуются, требуются, требуются… Парадокс? Это только до первого внимательного взгляда.

Кто же нужен?

Все вакансии можно разделить на две большие группы.

 

Вакансия – незамещенная, незанятая должность в учреждении; в профессиональной лексике службы занятости вакансией называется любое рабочее место, не занятое в течение какого – то периода времени.

К первой группе относятся вакансии, на которые идти не хотят. Или маленькая зарплата, или туманные перспективы.

Другая группа – работа для специалистов – профессионалов, с серьезной зарплатой (то, что сейчас называют «в валюте»), но берут не всех.

К группе, где максимальный уровень зарплаты, относятся бухгалтеры, аудиторы, финансовые директора, аналитики, дизайнеры. Немного отстают, но тоже, судя по доходам, явно не бедствуют различные менеджеры (по рекламе, по продажам и т.д.). Причем, нужны различные менеджеры – то агента по продажам, курирующего 2-3 магазина, до коммерческого представителя западной компании.

Растет спрос, а соответственно, и зарплата, на специалистов, занимающихся продвижением товаров на российский рынок. В первую очередь, тех, кто работает с таможней – логистов, а также секретари.

При этом все больше работодателей отказываются от порочной практики приема секретарей по принципу презентабельной» внешности. Секретари – референты сегодня – это высшее специальное образование (лингвистическое), профессиональное владение компьютерными программами, умение планировать рабочее время руководителя, организация встреч, командировки и многое другое. Руководитель, которому повезло с секретарем – референтом, может оставить офис на его попечение, - и работа не встанет. Естественно, что столь ценимые работники получают соответствующую зарплату.

 

Профессии требуются разные, но требования во многом очень похожи.

Везде необходимо знание иностранного языка (а лучше 2-3), владение компьютером, наличие водительских прав.

Практически все работодатели выдвигают одним из основных требований – высшее образование, а иногда и ученую степень. Это потому, что даже от агентов по продажам сегодня требуется анализировать рынок, пристально следить за конкурентами, предугадывать, какой товар, в каком регионе пойдет.

Но главное условие – «опыт работы на аналогичной должности не менее трех лет».

Оно-то и отсекает основную массу соискателей и одновременно делает поиск необходимого работника занятием сложным и длительным.

Канули в лету те времена, когда можно было устроиться на работу один раз и на всю жизнь. Так складываются обстоятельства: меняется жизнь вокруг нас, и мы должны меняться вместе с ней.

 

Типологии людей и личные качества кандидата, востребованные на современном рынке труда.

(из выступления Анатолия Купчины, генерального директора агентства "Контакт")

Главный актив – личные качества.

Личные качества кандидата играют важную роль в принятии работодателем решения о приеме человека на работу. Особенно это актуально для молодых специалистов, которые не могут похвастаться внушительным послужным списком и высоким профессиональным уровнем.

Единственное, чем они могут привлечь работодателя, – это своими личными качествами.

Именно таким образом большая часть современной молодежи и получает свою первую работу.

При этом важно понимать, что не бывает качеств плохих или хороших, правильных или неправильных. Говорить о личных качествах имеет смысл только в контексте той профессиональной сферы, в которой вы хотите себя реализовать. Важно также понимать потребности бизнеса в определенных сотрудниках.

Сегодня в России работают лишь 25–30% населения, при этом из них лишь небольшая часть занята в бизнесе, а основная масса – в социальной сфере (врачи, учителя и проч.), сельском хозяйстве и инфраструктуре (ЖКХ, железные дороги и проч.). При этом именно бизнес вносит основной вклад в увеличение богатства страны, создает новые продукты и технологии и максимально эффективно использует имеющиеся ресурсы.

Для нормальной работы бизнесу требуются разные категории сотрудников, назовем их условно "продавцы", "корпоративщики" и "специалисты". Оптимальное соотношение их для каждой компании свое, но наиболее эффективным в большинстве случаев является соотношение 75%–15%–10% соответственно. Представители каждой из указанных категорий обладают определенным набором личных качеств и решают в рамках бизнеса разные задачи. Наличие представителей каждой из этих категорий важно для слаженНой работы компании.

"Продавцы"

Рассмотрим подробнее каждый тип сотрудников. Первая категория – это "продавцы". С точки зрения современного бизнеса, работающего в высококонкурентной и быстро меняющейся среде, "продавцы" – это наиболее ценный и полезный ресурс компании.

Главное качество, которое есть у всех представителей этой категории вне зависимости от занимаемой должности, – это умение работать с клиентами.

Настоящая клиентоориентированность, умение понимать нужды и потребности клиента, умение грамотно вести переговоры и выстраивать стратегию взаимоотношений, умение заключать сделки и приносить прибыль – все это умеют и могут делать наиболее эффективно именно "продавцы". Это ключевые сотрудники организации, которые максимально окупают вложенные в них средства, принося компании существенный доход. Однако, как любой ценный ресурс, представители данной категории сегодня дефицитный товар. Для успешного развития бизнеса процент "продавцов" в организации должен составлять около 75% от общего числа сотрудников, однако реально потребности бизнеса в таких людях удовлетворяются не более чем на 70%.

Это означает, что на остальных позициях работают люди, не имеющие должного уровня личных и профессиональных качеств. Практика бизнеса подтверждает этот показатель. Как правило, из трех менеджеров по работе с клиентами только два работают достаточно эффективно, а один не соответствует занимаемой должности. Большой дефицит "продавцов" провоцирует огромный спрос на них, именно они являются наиболее высокооплачиваемыми сотрудниками, их ищут компании, и они наиболее интересны рекрутерам. Таким профессионалам нет необходимости искать работу, она сама их ищет. Таким образом, максимальные шансы сделать успешную карьеру есть у тех, кто в силу личных и профессиональных качеств способен попасть в эту категорию. Обычно "продавцы" работают на передовых позициях в непосредственном контакте с клиентами. Это могут быть менеджеры по продажам, продавцы в зале, коммерческие директора, руководители отделов обслуживания клиентов и т. п. Качества "продавца" важны и для генеральных директоров.

Какими личными качествами обладают настоящие "продавцы"?

Это коммуникабельность, умение продавать, умение слушать, ориентация на потребности клиента, активная жизненная позиция, высокая работоспособность, мобильность, стремление к постоянному развитию, нацеленность на результат, высокая самомотивация, ораторские способности, умение себя подать, уверенность в себе, амбициозность, лидерство и т. д.

Этот список можно продолжать достаточно долго. Большая часть "продавцов" – это "продавцы " от природы, однако имеющиеся задатки еще нужно уметь развить. Умение понять себя, оценить свои качества и выявить, что нужно и можно развивать, чтобы стать настоящим, высокопрофессиональным "продавцом", – это главная задача тех, кто строит амбициозные карьерные планы. К примеру, ораторские способности в любом случае требуют постоянного совершенствования и развития, в противном случае они так и останутся нереализованными. Умение быть лидером, организовать себя, быть уверенным в собственных силах – все эти и многие другие качества не просто даны природой раз и навсегда, но могут совершенствоваться и усиливаться. Поэтому постоянная работа над собой, над развитием нужных личных качеств – это удел того, кто хочет сделать успешную карьеру. Кстати, именно "продавцы" – наиболее успешные управленцы, именно они чаще всего занимают ведущие позиции в бизнесе.

"Карпоративщики»

Вторая категория, которая также важна для бизнеса, – "корпоративщики". Это главные носители корпоративной культуры, выстраивающие эффективные связи внутри коллектива и создающие положительный моральный климат.

Это люди, умеющие играть по корпоративным правилам. Они подобны хорошей смазке, без которой такой сложный механизм, как компания, не может качественно работать. Значение их для бизнеса достаточно велико, хотя для эффективной работы компании их требуется не так уж и много – всего порядка 15% от общего числа сотрудников. Кстати, примерно такой процент людей и обладают всеми необходимыми для роли "корпоративщика" качествами, поэтому дефицит в подобных людях компании испытывают довольно редко. "Корпоративщики" – это тот ресурс компании, который помогает формировать благоприятный моральный климат и необходимую компании корпоративную культуру наименее затратным и наиболее эффективным образом.

"Корпоративщики" могут работать на самых разных должностях. Чаще всего они работают в бэк-офисе компании, однако могут отвечать и за связи с внешними структурами. Из "корпоративщиков" получаются хорошие менеджеры по персоналу, PR- и GR-специалисты, секретари и офис-менеджеры, юристы и банковские работники, финансисты.

Все эти профессии связаны с соблюдением определенных стандартов, с одной стороны, и большим числом внутренних взаимодействий – с другой.

Чтобы стать хорошим "корпоративщиком" и эффективно работать в указанных сферах, необходимы такие качества, как самодисциплина, коммуникабельность, открытость, умение выслушивать собеседника, ориентированность на групповую работу, аккуратность и т. д. Отметим, что главное качество "корпоративщика" – это умение играть по командным правилам. Но его нужно не столько воспитывать, сколько иметь определенные внутренние установки на подобные принципы организации своей работы.

"Специалисты"

Третий тип сотрудников, который сегодня в России является наиболее распространенным, – это "специалисты". Это тот тип персонала, который отвечает за содержательную часть работы и лучше других знает ту или иную профессиональную область. Они умеют качественно выполнять работу в рамках своей компетенции и обладают уникальными и специфическими знаниями в узкой области. К числу подобных специалистов относятся, к примеру, врачи, специалисты ИТР, летчики и т. д. Потребность бизнеса в таких людях на сегодняшний день составляет порядка 10%, но реально их количество на рынке труда в 5–6 раз выше. Это связано со спецификой российского образования, которое нацелено на подготовку именно таких сотрудников. Следствием этого является высокий уровень конкуренции среди "специалистов". Им сложнее всего найти работу. Если говорить об их качествах, то ведущим является профессиональная компетентност ь.

Поэтому для успешной конкуренции на рынке труда для них важно высококлассное владение специфическими знаниями и навыками. Это их основное конкурентное преимущество.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3845; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.