Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История развития информационных систем на АТ




Уже на начальном этапе развития автомобильного транспорта исследователями и практиками ставились задачи улучшения показателей его функционирования. Однако малая численность автомобилей приводила к тому, что системный подход заменялся изучением и улучшением свойств только самого автомобиля и его систем с учетом влияния максимально ограниченного перечня внешних факторов.

С одной стороны, каждый из перечисленных видов транспорта — это подсистема общей транспортной системы государства, с другой — он сам является системой, состоящей из различных элементов (подсистем).

Транспортная система любого государства, являясь отраслью материального производства, обеспечивает существование и совершенствование экономики в целом, а также поддержание и улучшение уровня благосостояния населения. Развиваясь вместе с человеком, транспорт постоянно совершенствовался, изменялись его характеристики и структура.

Автомобильный транспорт - сложная система.

Понятие новых информационных технологий

/////////////////////////////////////////////////////////////////////

 

Под системой понимается совокупность элементов (подсистем), находящихся во взаимодействии и образующих определенную целостность.

Примеры системы различной сложности:

· автомобиль, состоящий из ряда агрегатов;

· бригада, включающая несколько исполнителей;

· автомобильный транспорт, состоящий из совокупности АТП и других организаций и предприятий;

· транспортный комплекс, складывающийся из автомобильного, железнодорожного и других видов транспорта.

Когда управление осуществляется в крупномасштабном плане и управлять сложно, используют ЭВМ.

Автомобильный транспорт (AT) занимает важное место в экономике страны. Его работа пронизывает практически деятельность всех отраслей народного хозяйства, оказывая большое влияние на уровень их эффективности.

В настоящее время транспортная система представляет собой совокупность перевозочных средств, путей сообщения, средств управления и связи, а также различных технических устройств, механизмов и сооружений, обеспечивающих их работу.

В зависимости от используемых перевозочных средств и путей сообщения транспортная система подразделяется на отдельные виды транспорта:

· железнодорожный,

· автомобильный,

· водный,

· воздушный и

· трубопроводный.

Например, автомобильный транспорт включает такие подсистемы, как дорожные средства, материально-техническую базу автотранспортных предприятий (АТП) или предприятий автосервиса (ПАС), кадровый состав и т.д.

С увеличение количества автомобилей и совершенствованием в целом структуры автомобильного транспорта возникла необходимость представлять его как более сложную систему, иерархически организованную и целенаправленно функционирующую совокупность большого числа взаимосвязанных элементов, характеризуемых рядом признаков:

· взаимодействием с внешней средой и другими системами;

· структурой входящих в нее подсистем более низкого уровня;

· вхождением ее в системы более высокого уровня.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

· Существует необходимость глубокого и всестороннего изучения функционирования уже существующих систем и подсистем дерева иерархий автомобильного транспорта с целью их перевода в оптимальное состояние с учетом воздействия внешней среды и имеющихся ограничений. Поскольку количество рассматриваемых подсистем может быть большим, а их деятельность — достаточно разнообразной, изучение должно быть комплексным и проводиться с использованием системного подхода. Очевидно, что частные аспекты такого изучения могут опираться на отработанные методы анализа, включающие проведение экспериментальных и теоретических исследований.

· Полученные результаты анализа необходимо использовать для управления рассматриваемых систем и подсистем автомобильного транспорта, обеспечивая их функционирование в оптимальных или близких к ним режимах. Сам процесс управления также должен осуществляться на принципах системного подхода, при котором комплексно решаются все рассматриваемые задачи.

· При синтезе новых или модернизации существующих систем или подсистем необходимо использовать современные методы исследований, в частности моделирование, которое позволяет снижать время и затраты на оценку предлагаемых решений (натуральный эксперимент может длиться годами), сопоставлять альтернативные варианты. Составляющие процесса моделирования могут опираться на те же или другие отработанные методы экспериментальных и теоретических исследований. Это означает, что некоторые задачи анализа и синтеза подсистем и систем низкого уровня могут решаться более простыми методами, а формирование стратегии управления и синтез систем сложного уровня — только на основе системного подхода.

///////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

Стимулирующее влияние на применение компьютерной техники на АТ оказывают государственные стандарты по безопасности автотранспортных средств, экономии топлива и защите окружающей среды, а также необходимость изыскания внутренних резервов в сложной экономической ситуации.

С ростом сложности и динамичности систем многократно возрастают потоки информации, возникает необходимость в их упорядочении и рассмотрении как одной из составных частей технологического процесса, что привело к возникновению понятия «информационные технологии» (ИТ).

Информационные технологии (ИТ) – способ информационного производства, совокупность методических положений, организационных установок, инструментально-технологических средств и т. п. – всего того, что регламентирует и поддерживает деятельность людей, вовлеченных в информационное производство на основе применения ЭВМ.

В восьмидесятые годы, в связи с ускорением процесса развития ИТ появилось понятие «новые информационные технологии» (НИТ).

Новые информационные технологии (НИТ) являются совокупностью встроенных в системы организованного управления принципиально новых средств и методов обработки данных, представляющих собой целостные технологические системы, обеспечивающие целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационного продукта (данных, идей, знаний) с закономерностями той или иной среды, где развивается НИТ.

Нося преимущественно безбумажный характер, НИТ снижают роль субъективного фактора при получении, передаче и обработке информации, чем радикально отличается от традиционной ИТ, значительно превосходя ее по экономичности, производительности, точности.

В качестве технологической модели современной ИТ используется распределенная сеть обработки данных, а основной функцией является «поддержка принятия решения» управленцем (оператором).

Технической базой современной ИТ служат вычислительные системы пятого поколения, оснащенные периферийными устройствами и коммуникационными сетями. Составные части НИТ и основные области ее деятельности представлены на схеме (рис. 1).


Рис. 1. Составные части и основные направления деятельности НИТ

 

Таким образом, НИТ объединяет новые коммуникационные технологии на основе локальных и распределенных сетей ЭВМ, методы обработки управленческой информации при помощи ПЭВМ и АРМ, а также выработки управленческих решений на основе средств искусственного интеллекта (баз данных, экспертных систем, различных типов моделирования) предусматривающих разнообразные (графические, звуковые, текстовые) формы отображения моделируемых ситуаций, реализуя таким образом «дружественный интерфейс».

Требования к современным информационным комплексам:

функциональность (встраиваемость), т. е. насколько легко и естественно с помощью автоматизированной системы осуществляются ввод, изменение, организация и хранение информации;

работоспособност ь (надежность) информационной системы (ее информационной составляющей и оборудования);

интерактивность – степень, которой характеризуется удобство связи рабочих мест друг с другом и оператора с машиной;

интерьер конторы, включая размещение оборудования, наличие свободного пространства и т. д.

Рассматривая понятие НИТ, необходимо отметить их социально-психологическую значимость. Персонал остается одним из основных элементов автоматизированной человеко-машинной системы, поэтому от его взаимодействия с элементами НИТ во многом зависит эффективность производственной системы в целом. С точки зрения человеческого фактора, автоматизацию производства необходимо рассматривать с двух сторон. Применение современной техники позволяет повысить производительность труда управленца (оператора), снизить утомляемость и вероятность ошибки, поднять престиж его деятельности. В то же время НИТ предъявляет повышенные требования к квалификации персонала и его подготовленности в области современных методов управления, делая необходимым изменение профессиональных знани й.

С момента появления вычислительной техники на АТ существовали три принципиальные схемы ее использования:

– централизованная обработка всей информации АТП региона на базе комплексных информационно-вычислительных центров (КИВЦ);

– двухуровневая АСУ с обработкой части информации в КИВЦ, а части в АТП;

– обработка информационных потоков силами АСУ АТП непосредственно на предприятии.

Выбор той или иной схемы определялся уровнем развития вычислительной техники, средств программирования и их стоимостью.

Переход к обработке информации на вычислительных машинах имел ряд преимуществ:

– из общего информационного потока была выделена нормативно справочная информация (НСИ), которая по объему составляет порядка 60 – 70 %;

– были унифицированы и типизированы первичные документы;

– на базе комплексных информационно-вычислительных центров ( КИВЦ) был сформирован на магнитных носителях единый массив НСИ, который использовался для решения задач АТП всего региона;

– была разработана система классификации и кодирования информации, что позволило сопоставлять результаты работы различных предприятий, уменьшить объемы хранимой на магнитных носителях информации и увеличить скорость ее обработки;

– персонал предприятий был разгружен от рутинной, расчетной работы, объем которой, например, при обработке путевых листов, составлял порядка 90 %, возросла оперативность обработки документов и исключились ошибки счета.

Однако более чем 20-летний опыт работы таких АСУ, в результате которого многие показатели планируемой эффективности созданных систем оказались не достигнутыми, позволяет сделать выводы о недостатках централизованных систем обработки данных. К таковым в первую очередь следует отнести:

– дублирование информации на бумажных, перфорационных и магнитных носителях;

– наличие ошибок при переносе информации с бумажных носителей на перфорационные;

– значительное запаздывание поступления обработанной информации к управленческому персоналу, что не дает возможности решать оперативные задачи;

– значительную трудоемкость контроля ошибок при вводе (перфорации) информации;

– дублирование как входной, так и выходной информации;

– трудности этапности внедрения системы, связанные с охватом новых подразделений предприятия;

– длительные сроки разработки и ввода в промышленную эксплуатацию системы;

– в системе не формируются оптимальные управленческие решения (выдаются только выходные формы).

В этих условиях АСУ, как правило, выполняла отдельные функции, механизирующие элементы частных расчетов.

В середине 80-х г. начали распространяться персональные компьютеры (ПК), которые по своим характеристикам сначала приблизились к большим ЭВМ, а затем и превзошли их. Программное обеспечение ПК имело дружественный интерфейс и не требовало от персонала специальных знаний. На базе этих программно-технических средств начали создаваться принципиально новые АРМы. Они устанавливались непосредственно на рабочих местах, и с ними работал персонал предприятия. За счет того, что в системе обработки информации исключилось два промежуточных звена (перфорационные носители информации и операторы ЭВМ), круг производственных задач, решаемых с помощью ЭВМ, расширился, а оперативность решения значительно повысилась.

Применение ПК позволило расширить круг производственных задач, решаемых с помощью ЭВМ за счет того, что в системе обработки информации исключилось два промежуточных звена (перфорационные носители информации и операторы ЭВМ)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 4730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.134 сек.