Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 7. Для предприятий автомобильного транспорта это будет означать уменьшение объемов перевозок, снижение качества и количества оказываемых платных услуг и




Для предприятий автомобильного транспорта это будет означать уменьшение объемов перевозок, снижение качества и количества оказываемых платных услуг и т.п.

Если это достигается в приемлемые сроки в рамках допустимых затрат, то управление рациональное, если же система достигает оптимального состояния, то оно оптимальное.

Управление процессами на автомобильном транспорте

 

Развитие систем управления на автомобильном транспорте начиналось с

· разработки методов и средств контроля отдельных параметров автомобиля (скорость движения, давление масла в системе смазки двигателя, температура охлаждающей двигатель жидкости и др.)

· и автоматического регулирования сравнительно простых процессов с помощью несложных устройств (термостат системы охлаждения, регулятор давления пневматического привода тормозов и т.д.).

 

На современных автомобилях используются сложные системы контроля, автоматического регулирования и управления, основанные на компьютерных технологиях.

Что же такое управление?

В самом общем смысле управление — это процесс преобразования информации (Информация!) о системе в определенные целенаправленные действия, переводящие систему из исходного состояния в заданное или оптимальное состояние.

Основными этапами процесса управления являются:

· определение цели системы;

· получение информации о состоянии системы;

· обработка и анализ информации, необходимой для принятия правильного управляющего решения;

· принятие управляющих решений;

· доведение решения до исполнителей;

· реализация управляющего решения;

· получение реакции системы и ее анализ.

 

Необходимо отметить, что процесс управления должен быть непрерывным, иначе система выйдет из-под контроля и начнет развиваться по своим законам, что может привести к непредсказуемым результатам.

Вероятнее всего, ее неуправляемое развитие процесса управления будет происходить по второму закону термодинамики, который гласит, что любая система, предоставленная сама себе, будет стремиться к минимуму энергии.

Непрерывность необходимо понимать еще и в том смысле, что для достижения цели иногда требуется прохождение нескольких этапов (итерационных шагов).

Кратко характеризуя этапы процесса управления, необходимо отметить, что от того,

Определение цели системы:

Насколько правильно выбрана цель, будет зависеть и результативность решения проблемы. При постановке цели необходима ее увязка с целями систем более высокого уровня и с целями подсистем данной системы. Она определяет и выбираемые для ее реализации технические, финансовые и другие средства.

Информация о состоянии системыдолжна отражать основные связи между ее подсистемами и характеризовать структуру системы. В информации обязательно должны быть отражены факторы, оказывающие влияние на поведение системы, и критерии, по которым оценивается ее эффективность.

Естественно, используемая информация должна быть полной и достоверной, поэтому ее обработка и анализ включают оценку точности, достоверности и представительности. Для обеспечения удобства пользования, презентативности и компактности информацию представляют обычно в виде таблиц, графиков, диаграмм, схем и т.п.

Под принятием управляющего решения понимают выбор на основании установленных критериев одного или нескольких путей развития, изменяющих состояние системы.

????Пусть, например, стоит задача улучшения показателей по перевозкам и рентабельности.

На эти показатели влияют:

§ длина ездки с грузом (le.r),

§ коэффициенты использования пробега (b) и грузоподъемности (g),

§ номинальная грузоподъемность автомобиля (q ном),

§ время в наряде (Tн),

§ техническая скорость перевозок (uт),

§ суточный пробег (lсут),

§ надежность автомобилей,

§ стоимость запасных частей,

§ стоимость топливно-смазочных материалов,

§ минимальная заработная плата и т.д.

 

Каждый из перечисленных показателей по-своему влияет (в большей или в меньшей степени) на критерии эффективности перевозок и рентабельности.

 

Но изменение этих показателей может осуществляться с разными затратами и за различные промежутки времени (одно дело увеличить техническую скорость перевозок, что можно сделать практически сразу и без каких-либо затрат, а другое — повысить надежность автомобилей). При этом конечный результат (например, повышение производительности перевозок) будет одинаков.

Таким образом, При выработке вариантов управляющих решений следует учитывать сложность задачи, наличие и полноту информации и т.д. В соответствии с этим методы принятия решений классифицируются в зависимости от способа принятия, имеющейся информации и используемого аппарата.

Рисунок 1.2 – Анализ процесса принятия решения

Управляющие решения классифицируются в зависимости

· от способа принятия,

· имеющейся информации и

· используемого аппарата.

 

По способу принятия эти методы подразделяются на

§ стандартные (при повторяющихся ситуациях) и

§ нестандартные (если возникает новая ситуация).

Например, у инженера автотранспортного предприятия стандартные решения составляют 80 % всех решений, а у главного инженера — только 50 %.

При стандартной ситуации алгоритм принятия решения, как правило, следующий:

1)анализ ситуации;

2)ее идентификация;

3)принятие решения по аналогии.

 

Стандартные методы обладают преимуществами:

· сокращается время принятия решения,

· уменьшается вероятность ошибки.

Следует отметить, что чем больше стандартных решений в багаже знаний инженера (или другого специалиста), чем искуснее он их применяет, тем выше его квалификация.

Нестандартные методы требуют дополнительного сбора и анализа информации, а также соответствующего алгоритма принятия и оценки эффективности принимаемого управляющего решения. Специалист, принимающий нестандартные профессиональные решения, должен обладать соответствующими знаниями и иметь достаточный опыт практической работы (в Японии, например, к этому процессу привлекаются люди, отработавшие на производстве не менее 10 лет).

 

 

Информация, используемая при принятии решений, может быть полной (определенной) и неполной (неопределенной ).

Это вызвано тем, что на автомобильном транспорте действуют три большие группы факторов:

· заданные (природно-климатические условия, существующая производственно-техническая база, имеющийся в АТП парк автомобилей, дорожные, транспортные условия и т.п.),

· изменяемы е (качество технического обслуживания (ТО) и ремонта, пробеги до ТО, квалификация персонала и т.п.)

· и неизвестные, действие которых не изучено.

Заданные и неизвестные факторы объединяют в группу «природа». В условиях «определенности» (т.е. когда состояние факторов «природа» известно) - принимаются стандартные решения, а в условиях «неопределенности» (когда состояние этих факторов неизвестно) — нестандартные.

В зависимости от аппарата, используемого при принятии управляющих решений, все методы подразделяются на экспертизу, расчетно-аналитические методы, моделирование, натурные эксперименты или наблюдение.

Следующим этапом процедуры принятия решения является

Доведение управляющего решения до исполнителей. В этих целях издаются приказы и распоряжения по предприятию в целом или его структурным подразделениям. Важно, чтобы приказы основывались на существующих нормах (например, нормах расхода запасных частей, топлива и смазочных материалов, потребления электроэнергии, тепла и т.д.), отраслевых и государственных стандартах и т.п., поскольку это обеспечит однозначное толкование смысла приказа и управляющего решения. Сами приказы (распоряжения) должны предусматривать контроль за их исполнением.

Под реализацией управляющего решения понимается комплекс мероприятий, направленных на изменение состояния рассматриваемого объекта. Например, реконструкция производственно-технической базы предприятия должна включать финансирование, строительную программу, материально-техническое обеспечение этой программы и т.д.

Заключительным этапом процесса принятия решения является получение информации о реакции системы или объекта после реализации управляющего действия. Естественно, должен быть предусмотрен механизм ее получения, обработки и анализа. На этой основе делается заключение о соответствии цели и управляющих решений (рис. 1.2).

 

В зависимости от момента осуществления управляющего воздействия в настоящее время применяют два основных метода:

· реактивный

· и целевой.

При реактивном методе управления принимаемые решения являются реакцией на текущие события, т.е. управление как бы запаздывает, не успевает за происходящими в системе событиями. В этом заключается главный недостаток данного метода.

При целевом методе управления определяется цель системы и формируется программа всех видов деятельности, направленной на ее достижени е. Сама программа должна оцениваться показателями эффективности, такими, например, как минимальное время или затраты на ее реализацию при заданных ресурсах и т.п. Очевидно, что программно-целевой подход должен включать постановку цели, формирование программы деятельности, разработку плана выполнения программы и его реализацию.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.