Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Земельный налог

 

Земельный налог отнесен Налоговым кодексом РФ к мест­ным налогам и регулируется гл. 31 Налогового кодекса РФ, вступившей в силу с 2005 г. До этого условия и порядок ис­числения и уплаты земельного налога определялись на осно­ве Закона РФ от 14.02.1992 г. «О плате за землю» (с учетом по­следующих изменений и дополнений) и Земельного кодекса. В рамках этих нормативных актов земельный налог рассмат­ривался как одна из форм платы за землю наряду с арендной платой (ст. 65 Земельного кодекса).

Хотя земельный налог и является местным, тем не менее он вводится в действие федеральным законодательством (На­логовым кодексом) и нормативными правовыми актами пред­ставительных органов местного самоуправления. Для Москвы и Санкт-Петербурга земельный налог вводится Налоговым кодексом и законами этих двух субъектов РФ.

Представительные органы местного самоуправления опре­деляют только налоговые ставки, порядок и сроки уплаты на­лога. Все остальные элементы налога устанавливаются Нало­говым кодексом.

В соответствии со ст. 388 НК плательщиками земельного на­лога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве посто­янного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не являются плательщиками земельного налога лица в от­ношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований, на территории которых вводится земельный налог.

Не признаются объектами налогообложения земельные участки, изъятые из оборота или ограниченные в обороте в соответствии с российским законодательством:

• занятые особо ценными объектами культурного наследия, объ­ектами, включенными в Список всемирного наследия, истори­ко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

• предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и та­моженных нужд;

• в пределах лесного фонда;

• занятые находящимися в государственной собственности вод­ными объектами в составе водного фонда и некоторые другие.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложе­ния. В свою очередь кадастровая стоимость земельного участ­ка определяется в соответствии с земельным законодательст­вом РФ.

Для целей налогообложения земельным налогом законода­тельство выделяет три категории налогоплательщиков.

Первая категория - это организации. Эти налогоплатель­щики определяют налоговую базу самостоятельно на основа­нии сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, находящемся в их собственности (пользо­вании).

Вторая категория - эта физические лица, являющиеся ин­дивидуальными предпринимателями. Эти налогоплательщики определяют налоговую базу самостоятельно в отношении тех земельных участков, которые используются ими для осущест­вления предпринимательской деятельности. Так же как и в первом случае, для этого используются данные государствен­ного земельного кадастра о каждом земельном участке.

Третья категория - это физические лица (не являющиеся индивидуальными предпринимателями). Для этой категории налогоплательщиков налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые им предоставляют органы, осуществляющие ведение земельного кадастра, орга­нами, которые осуществляют регистрацию прав на недвижи­мое имущество и сделок с ним.

Законодательство устанавливает необлагаемый налогом минимум (10 тыс.руб. на одного налогоплательщика на терри­тории одного муниципального образования) в отношении зе­мельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении, для следующих категорий налогоплательщиков:

1) инвалидов I, II и III групп (с некоторыми оговорками);

2) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, пол­ных кавалеров ордена Славы;

3) инвалидов с детства;

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны и бое­вых действий;

5) физических лиц, имеющих права на льготы в связи с ядерны­ми авариями и катастрофами.

Если для конкретного налогоплательщика размер налого­вой базы оказывается меньше, чем необлагаемый минимум, то для целей налогообложения налоговая база принимается рав­ной нулю.

Налоговый кодекс (ст. 394) устанавливает максимальные значения налоговых ставок:

0,3% - в отношении земельных участков сельскохозяй­ственного назначения, занятых жилищным фондом и предос­тавленных для личного подсобного хозяйства;

1,5% - в отношении прочих земельных участков.

Конкретные налоговые ставки устанавливаются норматив­ными правовыми актами представительных органов муници­пальных образований, законами Москвы и Санкт-Петербурга. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель.

Налоговый кодекс устанавливает налоговые льготы в виде освобождения от налогообложения следующих категорий на­логоплательщиков:

• организаций и учреждений уголовно-исправительной системы Минюста России;

• организаций - в отношении земельных участков, занятых госу­дарственными автомобильными дорогами общего пользования;

• религиозных организаций - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

• общероссийских общественных организаций инвалидов - в от­ношении земельных участков, используемых для осуществле­ния уставной деятельности;

• организаций народных художественных промыслов - в отноше­нии земельных участков, находящихся в местах традиционного размещения этих промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

• некоторых других категорий организаций.

Сумма налога исчисляется налогоплательщиками по исте­чении налогового периода либо самостоятельно, если это ор­ганизации или физические лица - индивидуальные предпри­ниматели, либо налоговым органом, если налогоплательщи­ки - физические лица.

Чтобы представить примерные масштабы земельного нало­га, которые могут возникать в различных регионах страны, воспользуемся данными о кадастровых оценках земельных угодий в Краснодарском и Алтайском краях.

На территории Краснодарского края органами Росземкадас­тра произведена государственная кадастровая оценка сельскохо­зяйственных угодий. Установлена кадастровая стоимость зе­мельных участков по земельно-оценочным районам и админис­тративным образованиям. Она колеблется от 59 465 руб. за га в Кореневском районе до 8826 руб. за га в Славянском. Произве­дена кадастровая оценка и на территории Алтайского края. Там органами Росземкадастра установлена кадастровая стоимость земельных участков в интервале от 21 079 руб. за га в Советском административном районе до 2392 руб. за га в Угловском райо­не. В среднем по Алтайскому краю кадастровая стоимость зе­мельных угодий составляет 10 990 руб. за га и это почти в 4 ра­за меньше, чем средние оценки для Краснодарского края.

Рассмотрим пример определения земельного налога с дач­ного участка.

Пример 52. Предположим, что в долевой собственности двух граждан находится дачный участок площадью 0,2 га. Один из соб­ственников земельного участка (инвалид II группы) имеет право на на­логовую льготу в виде вычета из налоговой базы 10 тыс. руб. Доли распределены между собственниками поровну. Предположим, что ставка налога в 2005 г. в пределах муниципального образования, где находится этот земельный участок, составляет 0,3%. Предположим, что кадастровая стоимость участка составляет 18 000 за га.

Поскольку земельный участок находится в собственности двух граждан, на долю каждого из них приходится половина, то есть 0,1 га.

Налоговая база для исчисления земельного налога для собствен­ника-инвалида составит

18 тыс. руб.х0,1-10 тыс. руб. = - 8,2 тыс. руб. С учетом необлагаемого налогом минимума налоговая база у данного налогоплательщика отрицательна, то есть принимается равной нулю.

Для второго налогоплательщика - собственника второй доли зе­мельного участка налоговая база составит 18 тыс. руб.х0,1 = 1,8 тыс. руб., а сумма налога - 1,8 тыс. руб.х0,003 = 5,4 руб.

Таким образом, сумма земельного налога, которая должна быть уплачена с данного участка: 5,4 руб.

Порядок зачисления земельного налога в бюджет устанав­ливается Бюджетным кодексом РФ. С 1 января 2006 г. этот налог полностью зачисляется в доход бюджетов поселений (см. ст. 61 БК РФ).

 

 

Заключительная часть

Как уже отмечалось, современный этап в развитии отечест­венной налоговой системы принято считать ее реформой. К началу 2004 г. в налоговую систему было внесено значитель­ное количество изменений, многие из которых носили ради­кальный характер.

Основными задачами налоговой реформы начала XXI в. в России являются:

• понижение общего уровня налогообложения экономических агентов до минимально допустимого с точки зрения доходов бюджета уровня;

• более равномерное распределение налогового бремени между на­логоплательщиками (отраслями экономики, юридическими и фи­зическим лицами, отдельными предприятиями и организациями);

• повышение качества администрирования налоговой системы и собираемости отдельных налогов;

• оптимизация распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы (федеральным, региональным и местным);

• ограничение числа налогов минимально необходимыми, упро­щение налоговой системы и повышение ее прозрачности.

В рамках решения указанных задач в 1999-2005 гг. был осуществлен ряд мероприятий по совершенствованию налого­вой системы. Среди основных мер, которые были реализова­ны в процессе реформирования в этот период, можно отме­тить следующие:

• отмену «оборотных налогов» как оказывающих крайне нега­-
тивное влияние на экономическую активность хозяйствующих
субъектов (в частности, налога на пользователей автодорог);

• снижение общего (суммарного) уровня налогообложения зара­ботной платы для работодателей и работников - введение еди­ного социального налога вместо действовавшей ранее системы страховых платежей в государственные внебюджетные фонды и переход к плоской шкале налогообложения индивидуальных доходов физических лиц;

• снижение налоговой ставки по налогу на прибыль и расшире­ние круга расходов, принимаемых к вычету при формировании облагаемой прибыли при практически полной отмене налого­вых льгот;

• введение налога на добычу полезных ископаемых как основно­го способа изъятия природной ренты в добывающих отраслях промышленности;

• отмену с 2004 г. налога с продаж;

• отмену некоторых незначительных по объемам формируемых бюджетных доходов налогов (налога с имущества, переходяще­го в порядке наследования и дарения, налога на рекламу, на­лога на операции с ценными бумагами);

• пересмотр ряда положений, относящихся к определению ста­вок государственной пошлины, упорядочение госпошлины и замена ею целого ряда различных сборов (в том числе налога на операции с ценными бумагами) при разработке главы 253 Налогового кодекса.

Однако в 2005 г. не завершился процесс реформирования отечественной налоговой системы - реформа будет продолже­на. В настоящее время просматривается четыре основных на­правления ее дальнейшего реформирования.

Первое направление - снижение налоговой нагрузки. Здесь планируется:

• поэтапное понижение ставки налога на добавленную стоимость до 16% (к 2006 г.);

• снижение ставки единого социального налога, включая тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (в 2005-2006 гг.).

Второе направление - более равномерное распределение на­логового бремени между налогоплательщиками. Для этого предполагается:

• уточнить порядок налогообложения имущества, сократить ко­личество налоговых льгот при его обложении;

• скорректировать обложение налогом на добычу полезных иско­паемых, в частности несколько увеличить ставки этого налога на нефть и природный газ;

• сохранить специфическую ставку НДПИ для нефтедобычи до 2011 г.;

• отмененный акциз на природный газ (с 2004 г.) заменить по­вышенной ставкой таможенной пошлины (с 5 до 20%);

• уточнить порядок обложения природного газа налогом на до­бычу полезных ископаемых, в частности заменить адвалорную ставку НДПИ на специфическую (аналогично той, которая ус­тановлена для нефтедобывающей отрасли);

• пересмотреть и уточнить порядок обложения акцизами нефте­продуктов.

Третье направление - реформирование отдельных налогов, их «осовременивание», ликвидация пробелов в действующем законодательстве. В рамках этого направления планируется:

• реформировать налогообложение имущества физических лиц с целью приближения налоговой базы к реальной (рыночной) стоимости этого имущества;

• уточнить порядок налогообложения единым сельскохозяйст­венным налогом. Предполагается ввести модели учета сезонно­сти сельскохозяйственного производства; уточнить способ оп­ределения налоговой ставки и некоторые иные модификации;

• уточнить порядок налогообложения налогом на прибыль, каса­ющийся амортизационной политики, доходов от доверительно­го управления имуществом и некоторых других вопросов.

Четвертое направление - ограничение числа налогов.

В части оптимизации распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы с 2004 г. повышена став­ка налога на имущество организаций (с 2 до 2,2%).

Каким образом названные выше цели налоговой реформы удалось воплотить в жизнь к концу 2005 г. и позднее, читате­лю предстоит оценить самостоятельно. Выше мы рассмотрели основные налоги российской налоговой системы, то, как они выглядят и работают с точки зрения формирования доходов бюджета, как эти налоги выглядят и работают с точки зрения их плательщиков - экономических агентов - физических и юридических лиц.

 

 

Начальник кафедры ФХД

полковник внутренней службы Ю.Н.Соболев «___»__________2007 года

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность и понятие налога на имущество физических лиц | Вопрос 2
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.