КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Земельный налог
Земельный налог отнесен Налоговым кодексом РФ к местным налогам и регулируется гл. 31 Налогового кодекса РФ, вступившей в силу с 2005 г. До этого условия и порядок исчисления и уплаты земельного налога определялись на основе Закона РФ от 14.02.1992 г. «О плате за землю» (с учетом последующих изменений и дополнений) и Земельного кодекса. В рамках этих нормативных актов земельный налог рассматривался как одна из форм платы за землю наряду с арендной платой (ст. 65 Земельного кодекса). Хотя земельный налог и является местным, тем не менее он вводится в действие федеральным законодательством (Налоговым кодексом) и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Для Москвы и Санкт-Петербурга земельный налог вводится Налоговым кодексом и законами этих двух субъектов РФ. Представительные органы местного самоуправления определяют только налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога. Все остальные элементы налога устанавливаются Налоговым кодексом. В соответствии со ст. 388 НК плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не являются плательщиками земельного налога лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований, на территории которых вводится земельный налог. Не признаются объектами налогообложения земельные участки, изъятые из оборота или ограниченные в обороте в соответствии с российским законодательством:
• занятые особо ценными объектами культурного наследия, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; • предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; • в пределах лесного фонда; • занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда и некоторые другие. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. В свою очередь кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ. Для целей налогообложения земельным налогом законодательство выделяет три категории налогоплательщиков. Первая категория - это организации. Эти налогоплательщики определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, находящемся в их собственности (пользовании). Вторая категория - эта физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями. Эти налогоплательщики определяют налоговую базу самостоятельно в отношении тех земельных участков, которые используются ими для осуществления предпринимательской деятельности. Так же как и в первом случае, для этого используются данные государственного земельного кадастра о каждом земельном участке. Третья категория - это физические лица (не являющиеся индивидуальными предпринимателями). Для этой категории налогоплательщиков налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые им предоставляют органы, осуществляющие ведение земельного кадастра, органами, которые осуществляют регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Законодательство устанавливает необлагаемый налогом минимум (10 тыс.руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении, для следующих категорий налогоплательщиков: 1) инвалидов I, II и III групп (с некоторыми оговорками); 2) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы; 3) инвалидов с детства; 4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны и боевых действий; 5) физических лиц, имеющих права на льготы в связи с ядерными авариями и катастрофами. Если для конкретного налогоплательщика размер налоговой базы оказывается меньше, чем необлагаемый минимум, то для целей налогообложения налоговая база принимается равной нулю. Налоговый кодекс (ст. 394) устанавливает максимальные значения налоговых ставок: 0,3% - в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом и предоставленных для личного подсобного хозяйства; 1,5% - в отношении прочих земельных участков. Конкретные налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, законами Москвы и Санкт-Петербурга. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель. Налоговый кодекс устанавливает налоговые льготы в виде освобождения от налогообложения следующих категорий налогоплательщиков: • организаций и учреждений уголовно-исправительной системы Минюста России; • организаций - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования; • религиозных организаций - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения; • общероссийских общественных организаций инвалидов - в отношении земельных участков, используемых для осуществления уставной деятельности; • организаций народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного размещения этих промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
• некоторых других категорий организаций. Сумма налога исчисляется налогоплательщиками по истечении налогового периода либо самостоятельно, если это организации или физические лица - индивидуальные предприниматели, либо налоговым органом, если налогоплательщики - физические лица. Чтобы представить примерные масштабы земельного налога, которые могут возникать в различных регионах страны, воспользуемся данными о кадастровых оценках земельных угодий в Краснодарском и Алтайском краях. На территории Краснодарского края органами Росземкадастра произведена государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий. Установлена кадастровая стоимость земельных участков по земельно-оценочным районам и административным образованиям. Она колеблется от 59 465 руб. за га в Кореневском районе до 8826 руб. за га в Славянском. Произведена кадастровая оценка и на территории Алтайского края. Там органами Росземкадастра установлена кадастровая стоимость земельных участков в интервале от 21 079 руб. за га в Советском административном районе до 2392 руб. за га в Угловском районе. В среднем по Алтайскому краю кадастровая стоимость земельных угодий составляет 10 990 руб. за га и это почти в 4 раза меньше, чем средние оценки для Краснодарского края. Рассмотрим пример определения земельного налога с дачного участка. Пример 52. Предположим, что в долевой собственности двух граждан находится дачный участок площадью 0,2 га. Один из собственников земельного участка (инвалид II группы) имеет право на налоговую льготу в виде вычета из налоговой базы 10 тыс. руб. Доли распределены между собственниками поровну. Предположим, что ставка налога в 2005 г. в пределах муниципального образования, где находится этот земельный участок, составляет 0,3%. Предположим, что кадастровая стоимость участка составляет 18 000 за га.
Поскольку земельный участок находится в собственности двух граждан, на долю каждого из них приходится половина, то есть 0,1 га. Налоговая база для исчисления земельного налога для собственника-инвалида составит 18 тыс. руб.х0,1-10 тыс. руб. = - 8,2 тыс. руб. С учетом необлагаемого налогом минимума налоговая база у данного налогоплательщика отрицательна, то есть принимается равной нулю. Для второго налогоплательщика - собственника второй доли земельного участка налоговая база составит 18 тыс. руб.х0,1 = 1,8 тыс. руб., а сумма налога - 1,8 тыс. руб.х0,003 = 5,4 руб. Таким образом, сумма земельного налога, которая должна быть уплачена с данного участка: 5,4 руб. Порядок зачисления земельного налога в бюджет устанавливается Бюджетным кодексом РФ. С 1 января 2006 г. этот налог полностью зачисляется в доход бюджетов поселений (см. ст. 61 БК РФ).
Заключительная часть Как уже отмечалось, современный этап в развитии отечественной налоговой системы принято считать ее реформой. К началу 2004 г. в налоговую систему было внесено значительное количество изменений, многие из которых носили радикальный характер. Основными задачами налоговой реформы начала XXI в. в России являются: • понижение общего уровня налогообложения экономических агентов до минимально допустимого с точки зрения доходов бюджета уровня; • более равномерное распределение налогового бремени между налогоплательщиками (отраслями экономики, юридическими и физическим лицами, отдельными предприятиями и организациями); • повышение качества администрирования налоговой системы и собираемости отдельных налогов; • оптимизация распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы (федеральным, региональным и местным); • ограничение числа налогов минимально необходимыми, упрощение налоговой системы и повышение ее прозрачности. В рамках решения указанных задач в 1999-2005 гг. был осуществлен ряд мероприятий по совершенствованию налоговой системы. Среди основных мер, которые были реализованы в процессе реформирования в этот период, можно отметить следующие: • отмену «оборотных налогов» как оказывающих крайне нега- • снижение общего (суммарного) уровня налогообложения заработной платы для работодателей и работников - введение единого социального налога вместо действовавшей ранее системы страховых платежей в государственные внебюджетные фонды и переход к плоской шкале налогообложения индивидуальных доходов физических лиц; • снижение налоговой ставки по налогу на прибыль и расширение круга расходов, принимаемых к вычету при формировании облагаемой прибыли при практически полной отмене налоговых льгот; • введение налога на добычу полезных ископаемых как основного способа изъятия природной ренты в добывающих отраслях промышленности; • отмену с 2004 г. налога с продаж; • отмену некоторых незначительных по объемам формируемых бюджетных доходов налогов (налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, налога на рекламу, налога на операции с ценными бумагами); • пересмотр ряда положений, относящихся к определению ставок государственной пошлины, упорядочение госпошлины и замена ею целого ряда различных сборов (в том числе налога на операции с ценными бумагами) при разработке главы 253 Налогового кодекса. Однако в 2005 г. не завершился процесс реформирования отечественной налоговой системы - реформа будет продолжена. В настоящее время просматривается четыре основных направления ее дальнейшего реформирования. Первое направление - снижение налоговой нагрузки. Здесь планируется: • поэтапное понижение ставки налога на добавленную стоимость до 16% (к 2006 г.); • снижение ставки единого социального налога, включая тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (в 2005-2006 гг.). Второе направление - более равномерное распределение налогового бремени между налогоплательщиками. Для этого предполагается: • уточнить порядок налогообложения имущества, сократить количество налоговых льгот при его обложении; • скорректировать обложение налогом на добычу полезных ископаемых, в частности несколько увеличить ставки этого налога на нефть и природный газ; • сохранить специфическую ставку НДПИ для нефтедобычи до 2011 г.; • отмененный акциз на природный газ (с 2004 г.) заменить повышенной ставкой таможенной пошлины (с 5 до 20%); • уточнить порядок обложения природного газа налогом на добычу полезных ископаемых, в частности заменить адвалорную ставку НДПИ на специфическую (аналогично той, которая установлена для нефтедобывающей отрасли); • пересмотреть и уточнить порядок обложения акцизами нефтепродуктов. Третье направление - реформирование отдельных налогов, их «осовременивание», ликвидация пробелов в действующем законодательстве. В рамках этого направления планируется: • реформировать налогообложение имущества физических лиц с целью приближения налоговой базы к реальной (рыночной) стоимости этого имущества; • уточнить порядок налогообложения единым сельскохозяйственным налогом. Предполагается ввести модели учета сезонности сельскохозяйственного производства; уточнить способ определения налоговой ставки и некоторые иные модификации; • уточнить порядок налогообложения налогом на прибыль, касающийся амортизационной политики, доходов от доверительного управления имуществом и некоторых других вопросов. Четвертое направление - ограничение числа налогов. В части оптимизации распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы с 2004 г. повышена ставка налога на имущество организаций (с 2 до 2,2%). Каким образом названные выше цели налоговой реформы удалось воплотить в жизнь к концу 2005 г. и позднее, читателю предстоит оценить самостоятельно. Выше мы рассмотрели основные налоги российской налоговой системы, то, как они выглядят и работают с точки зрения формирования доходов бюджета, как эти налоги выглядят и работают с точки зрения их плательщиков - экономических агентов - физических и юридических лиц.
Начальник кафедры ФХД полковник внутренней службы Ю.Н.Соболев «___»__________2007 года
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |