Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модернизации (90-е гг. XX – начало XXI в.)




Польша

Экономическое и политическое развитие Польской республики во второй половине 90-х гг. – начале XXI в. 1994–1998 годы можно оценить как период закрепления достигнутых позитивных результатов, попыток скорректировать последствия допущенных прежде ошибок и подготовку нового этапа углубленного реформирования социально-экономической системы. В 1997 г. была принята первая Конституция III Речи Посполитой. В 2005 и 2010гг. в Польше были проведены президентские выборы. Президентом стал Л. Качиньский. На внеочередных парламентских выборах 2007 г. победу одержала «Гражданская платформа». Кабинет министров возглавии Д. Туск. После гибели руководства страны в авиакатастрофе в 2010 г. прошли внеочередные парламентские и президентские выборы. Президентом в 2010 г. стал Б. Коморовский, а премьером (2011) - снова Д. Туск.

Самым значимым достижением конца 90-х гг. стало преодоление экономического кризиса, обеспечение высоких темпов экономического роста. Динамично развивался частный сектор. Прямым следствием трансформации стал рост зоны бедности. Даже в 2003 г. за чертой бедности находилось еще 17% населения. Главные установки дальнейшего реформирования были изложены в «Финансовой стратегии государства на 1999–2001 гг.», получившей название «второго плана Бальцеровича».

После финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. страна испытывает массу экономических трудностей: государственный долг составляет в 2012 г. 52,4 % от ВВП, уровень безработицы в стране почти 10 %, существуют трудности с принятием и финансированием государственных программ по здравоохранению, образованию и пенсионному обеспечению. В 2008 г. экономический рост в Польше снизился на 1,8 %, в то время как рост ВВП составил 5 %. Дефицит бюджета Польши в 2008 г. находился в рамках 26,91 млрд. дол., что на 6,79 млрд. больше, чем в 2007 г. Внешний долг Польши в 2008 г. составлял 243,5 млрд. дол., что на 10,1 млрд. больше, чем в 2007 г. Золотовалютные резервы уменьшились в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 3,57 млрд. дол. Если государственные доходы в 2012 г. составили 95 млрд. долларов, то расходы государства – 106 млрд. дол. В сельском хозяйстве страны занято около: 17,4 % населения, в промышленности - 29,2 %, в сфере услуг - 53,4 %.

Изменение внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов. В начале 1990-х гг. произошла переориентация внешней политики Польши с Востока на Запад. В 1996 г. Польша получила статус полноправного члена Организации экономического сотрудничества и развития. Польское руководство заявило о своем стремлении интегрироваться в западноевропейские структуры и в первую очередь — Европейский Союз и НАТО. Желание вступить в ЕС не встретило сопротивления со стороны России, в то время как перспектива вступления польского государства в НАТО в некоторой степени осложнило российско-польские отношения. Несмотря на это, в 1999 г. Польша была принята в Североатлантический альянс, а ее воинские контингенты принимали участие в военных действиях в Афганистане и Иране. В рамках НАТО спецподразделение Войска Польского принимало участие во вторжении коалиционных сил в марте-апреле 2003 г. в Ирак. Сюда было направлено 2,9 тыс. польских военнослужащих, пятый по численности контингент в составе коалиции. В 2008 г. Польша вывела свои войска из Ирака.

Польша активно развивает региональное сотрудничество с центрально-европейскими странами и является членом таких региональных объединений, как Вышеградская четверка. Вышеградская группа - объединение четырёх государств: Польши, Чехии, Словакии и Венгрии. Была образована в феврале 1991 г., когда была подписана совместная декларация о стремлении к интеграции в европейские структуры. Активно работает Польша в Совете государств Балтийского моря, Центрально-европейской инициативе и др. В 1992–1993 гг. была создана новая правовая база отношений Польши с Россией.

Вопрос вступления в ЕС (Польша являлась ассоциированным членом этой организации с 1994 г.) поставил польское руководство перед необходимостью усовершенствовать законодательную базу государства и решить ряд социально-экономических проблем. Наиболее проблемной сферой оказалось сельское хозяйство. 1 мая 2004 г. Польша стала полноправным членом Европейского союза.

В 2005 – 2010 гг. Польша экспортировала машины и транспортные средства – около 37,8%, полуфабрикаты – 23, 7%, готовых изделий – 17,1%, продуктов питания и живых животных – 7,6%. Основными партнерами по экспорту являлись Германия – 24, 9%, Франция – 6,2%, Италия – 6%, Англия – 5,6%, Россия – 5,3%. Партнерами по импорту: Германия- 28,3%, Россия – 10%, Италия – 6,2%. В 2012 г. внешний долг в Польше составил 243, 5 млрд. долларов.

В марте 2012 г польское правительство приняло два документа. Первый – принципы польской внешней политики на 2012. Этот документ оговаривает перечень стратегических начинаний в экономике, которые правительство будет поддерживать. Второй – «Приоритеты польской внешней политики на 2012 – 2016 годы». В 1993–1998 гг. сформировалась стабильная структура польско-российских торговых отношений. В 2010 году, несмотря на кризис, торговый оборот между Россией и Польшей составил 24 миллиарда долларов, что на 40% превышает показатели 2009 года.

Словацкая республика в период политико-экономической

модернизации (90-е гг. XX – начало XXI в.)

 

Особенности дезинтеграция с Чехией. Последствия раздела государства оказались болезненными для словацкой экономики. В г. 1991 г. наметилось снижение темпов роста словацкой экономики в результате резкого уменьшения объемов внешней торговли, перехода к рыночным отношениям и почти полного отсутствия притока иностранных капиталовложений. В 1991 г. объем ВВП Словакии сократился на 30%, а к 1993 г. уровень безработицы превысил 10%. Сельское хозяйство понесло значительные убытки из-за высокой себестоимости и уменьшения спроса на продукты питания, связан­ного с повышением розничных цен и снижением доходов населения, а также с прекращением государственных субсидий. В промышленности сокращение выпуска продукции было особенно значительным в отраслях обрабатывающей промышленности.

Весьма серьезной проблемой для экономики Словакии стала конверсия военной промышленности. В трудном положении оказа­лись 35 машиностроительных предприятий, занятых производст­вом тяжелой военной техники и снаряжения для стран Варшав­ского договора. Спад промышленного производства, остановка убыточных предприятий привела к росту безработицы в стране. Росту числа безработных способствовала также применяемая в Словакии форма приватизации государственной собственности. Производство продуктов сельского хозяйства в этот период снизилось на 7%. Резко снизился средний уровень реальных доходов населения. Заметно стало сокращение государственной поддержки здравоохранения, науки, культуры и образования.

Словакия стала парламентской республикой, где президента избирают всеобщим голосованием. Центральным органом исполнительной власти является правительство. Демократические преобразования в Словакии в силу объективных экономических трудностей и субъективных обстоятельств, вызывали внутреннюю нестабильность и носили более противоречивый и конфликтный характер, чем в Чехии.

Внутриполитическое развитие Словацкой республики в 1990 – е гг. После оформления Словакии в качестве суверенного государ­ства развитие ее общественно-политической системы характеризо­валось процессами перегруппировки и поляризации сил, что отра­жалось на частой смене правительства.

В феврале 1993 г. президентом страны был избран М. Ковач, а премьер-министром - В. Мечьяр. Эти выборы и последующий ход общественно-политического развития республики выразили факт противостояния М.Ковача и премьер-министра В.Мечьяра. В период первого срока пребывания в должности премьер-ми­нистра Мечьяр выступал за постепенность в проведении привати­зации. Он оказывал большое и отнюдь не всегда конструктивное влияние на внешнюю политику, что привело к обострению отно­шений с Венгрией. Второе временное коалиционное правительство (март 1994 — сентябрь 1994 гг.) сформировано 16 марта 1994 г., его возглавил Й.Моравчик. В сентябре 1994 г. прошли досрочные парламентские вы­боры, вновь принесшие успех ДЗДС и премьерский пост В.Meчьяру.

29 декабря 1996 г. ХДД, ДС и ДП подписали Соглашение о сотрудничестве трех партий, в результате возникла так наз. «Синяя коалиция», объединившая оппозиционные правые силы страны. Формирование партийной системы Словакии на основе двух групп политических субъектов завершилось к 1998 г. До этого времени либералы находились в оппозиции правительству В. Мечьяра (лидер Движения за демократическую Словакию), а после парламентских выборов 1998 г. они пришли к власти. Правое правительство возглавил лидер Партии гражданского взаимопонимания М. Дзуринда.

Политическое развитие Словакии в начале XXI в. К началу XXI в. этот кабинет в целом пользовался поддержкой населения, даже вопре­ки негативным тенденциям, нараставшим в экономике и политике. Пятое словацкое правительство во главе с М.Дзуриндой сфор­мировали в сентябре 2002 г. четыре партии.

Потер­пев поражение на парламентских выборах в сентябре 1998 г., Мечьяр заявил о своем уходе с политической сцены, но после приня­тия словацким парламентом в январе 1999 г. решения о проведе­нии прямых всенародных выборов президента он выдвинул свою кандидатуру на этот пост. Его опорой стала парламентская оппо­зиция, главным образом ДЗДС.

Однако явным фаворитом изби­рательной кампании стал бывший член ЦК КПЧ Р.Шустер, вы­двинутый правительственной коалицией. Во вто­ром туре, который состоялся 30 мая 1999 г., Р. Шустер получил 57% голосов избирателей и стал президентом Слова­кии. Выборы президента упрочили позиции парламентского боль­шинства, а также усилили прозападный курс страны во внешней политике. Было заявлено о стремлении всту­пить в Европейский союз (ужесточая монетаристский курс и свер­тывая торговые связи с Россией и соседними странами) и в НАТО. В 1999 г. правительство поддерживало НАТО во время проведения военной операции против Югославии, предоставляя аэродромы и транспортные коммуникации странам Запада.

С начала 2001 г. обсуж­дался Закон о территориальном самоуправлении, вызвавший острые политические дебаты на фоне падения поддержки коалиционного правительства и представленных в нем партий, а также конфликтов между президентом и премьер-мини­стром. Более 70% опрошенных словаков в мае 2001 г. были недовольны правительст­вом, трениями между лидером коали­ции премьер-министром М. Дзуриндой и президентом страны Р. Шустером, составом правительства и местного самоуправления.

4 июля 2001 г. состоялось заседание словацкого парламен­та, на котором приняты 2 закона об общественном самоуправле­нии в Словакии: Закон о территориальном самоуправлении и Закон о выборах в органы краевого самоуправления. Большинст­вом голосов прошел не правительственный законопроект о терри­ториальном самоуправлении, а проект с су­щественными поправками, поставленный на голосование депута­том от оппозиционного Движения за демократическую Словакию (ДЗДС). Тем самым кабинету министров не удалось добиться принятия правительственной концепции реформы территориаль­ного самоуправления.

С поправками, внесенными депутатом от оппозиционного ДЗДС, принят и Закон о выборах в органы краевого самоуправ­ления. Был расширен круг избирателей: в выборах в местные органы самоуправления могут участвовать все жители населенного пункта, которые постоянно проживают в том или ином избира­тельном округе, то есть не только граждане СР, но и иностранцы.

В начале XXI вв. в стране произошел процесс перегруппировки политических сил. По инициативе премьер-ми­нистра М.Дзуринды в конце 1999 г. зарегистрирован новый поли­тический субъект — Словацкий демократический и христиан­ский союз (СДХС). Ли­деры СДХС поставили цель объединения всех правоцентристских те­чений в стране. Здесь следует сказать и о Христианско-демократическом движении (ХДД). Это право­центристская партия, программа которой предполагает кон­сервативно-демократическое устройство гражданского общества с социальной и национальной ориентацией, при ограничении влия­ния государства. Демократическая партия (ДП) — либерально-консерватив­ной направленности, поддерживает проатлантический внешний курс ичленство в ЕС.

Оппозицию в парламенте представляло в первую очередь Дви­жение за демократическую Словакию (ДЗДС). Оно появилось на политической сцене, выделившись из общедемо­кратического словацкого движения Общественность против наси­лия (ОПН). Это левоцентристская политическая партия. Партия гражданского согласия (ПГС) левоцентристской ори­ентации, основана с целью поддержки ее предсе­дателя Р. Шустера в борьбе за президентский пост. К партиям левой ориентации относятся: Социал-демократическая партия в Словакии (СДПС), Партия зеленых также представитель левого спектра, Партия левых демократов (ПЛД), основанная осенью 1991 г. на базе трансформировавшей­ся Коммунистической партии Словакии из части ориентированных на реформы коммунистов. Партия венгерской коалиции (ПВК) объединяет 3 политических субъекта, представляющих интересы венгерского национального меньшинства.

В 2004 г. прошли президентские выборы, победу на которых одержал И. Гашпарович. В 1992—2002гг. И. Гашпарович был членом партии ДЗДС, возглавляемой В. Мечьяром, был одним из его ближайших соратников. Однако с 2002 г. возглавил партию Движение за демократию, стал политическим оппонентом Мечьяра. Его поддержали, в частности, проевропейски настроенные избиратели, которые считали, что победа Мечьяра, считающегося политическим лидером авторитарного типа, дискредитирует Словакию в глазах Европы. В 2009 г. был переизбран на очередных президентских выборах. В годы его президентства правительства возглавляли И. Радичкова и дважды Р. Фицо.

Экономическое развитие Словакии в 1990 –е гг. После распада ЧСФР Словакия продолжила процесс ре­формирования экономики, пересмотрев реформы в сторо­ну усиления социальной поддержки и государственного регулиро­вания. Большая приватизация проводилась, в отличие от чешской, в основном через аукционы и конкурсы. После распада Чехословакии Словакия постепенно перешла с плановой экономики на рыночную. Большая приватизация проводилась, в отличие от чешской, преимущественно через аукционы и конкурсы. Структурная перестройка промышленности проходила в основном за счет внутренних ресурсов, размер иностранных инвестиций в экономику страны был незначительным. В Словакии только 26% экспортируемых продуктов были конкурентоспособны на европейском рынке.

После экономического и финансового кризиса в 1994 г. началось снижение уровня инфляции. В 1994—1995 гг. в стране наблюдался экономический подъем: в 1995 г. — на 6,9%; в 1998 - на 4,4%; в 1999 г. - на 1,9%; в 2000 г. -- на 2,0%, в 2001 — на 3,0%. По темпам роста ВВП в 1994—1995 гг. Словакия оказалась в числе лидирующих стран Центральной Европы. С 1995 г. правительство В. Мечьяра обратило внимание на разработку государственных инвестиционных программ, а также социальное реформирование («Концепция трансформации социальной сферы СР»). О ситуации в экономике Словакии в конце 1990-х гг. говорит структура ВВП: сельское хозяйство — 5%, про­мышленность — 33%, сфера услуг — 62%.

К 1998 г. внутренние инвестиции выросли на 33 %, при этом две трети их обеспечил частный сектор. Из общей суммы иностранных инвестиций в экономику бывших стран–членов СЭВ на долю Словакии пришлось только 2,5 %. Сыграл свою отрицательную роль и финансовый кризис конца 1990-х гг. А ведь условием повышения конкурентоспособности промышленности является модернизация предприятий. К 2000 г. наметилось оживление хозяйственной деятельности.

Однако позитивные макроэкономические показатели, выражавшиеся в течение ряда лет ростом ВВП, не со­провождались заметными показателями повышения жизненного уровня большинства населения. Реформы 1999—2000 гг. также негативно сказались на социальной сфере: снизилась реальная заработная плата, увеличились коммунальные расходы населения, выросла безработица. Акции протеста, например, прове­денные профсоюзами в 1999 г., свидетельствовали о повышении социальной напряженности в стране. В условиях массовой безра­ботицы, сокращения социальных выплат, повышения цен на ос­новные виды товаров ширпотреба, продукты питания, коммуналь­ные услуги, транспорт растет неудовлетворенность своим положе­нием многих слоев и категорий граждан Словакии. Уровень инфляции в 2001г. составил 8,0%, а уровень безработицы достиг в 16,0%. Средняя зарплата составляла 220 дол.

Оживление хозяйственной деятельности в начале XXI в. Вместе с тем в начале XXI в. наблюдается экономический рост в промышленности, торговле, строительстве и сфере услуг. В 2002—2003 гг. экономический рост составил 4,4 %, а ВВП — 44 % от ВВП стран ЕС.

Для вступления Словакии в Европейский союз необходимо было в 2,5 раза повысить эффективность экономики. В 2002 г. каждый пятый трудоспособный в Словакии – безработный. Реформы в области налогооблажения, здравоохранения, пенсионной системы, и системы социального обеспечения, проведённые правительством Словакии в 2000-х гг. позволили ей претендовать на вступление в Евросоюз, что произошло в 2004 году. В 2009 году Словакия стала членом Еврозоны и ввела в обращение евро. Почти все сектора экономики в частной собственности. Активная приватизация привела к тому, что почти вся банковская сфера в руках иностранных компаний. Вливания иностранных инвестиций в экономику страны в последние годы в основном были направлены на автомобилестроение и электронику.

С возникшим финансово-экономическим кризисом в 2008 – 2009 гг. экономический рост в Словакии снизился на 4 %, в то время как рост ВВП составил 6,4 %., дефицит бюджета Словакии в 2008 году составил 6,43 млрд. дол. Внешний долг в 2008 г. составлял 52,53 млрд. дол. Золотовалютные резервы уменьшились в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 0,18 млрд. дол. Следует отметить, что Словакия все же легче, по сравнению, например, с Чехией, справляется с кризисом. Быстрыми темпами развивается сфера услуг, в которой занято около 57% населения. Эта сфера приносит доход, равный 59 % ВВП. Туризм в последние годы приносит доходы в 2 раза больше. Однако этот сектор всё ещё остаётся слаборазвитым по сравнению с соседними странами.

В последние годы получило хорошее развитие автомобилестроение, электроника, машиностроение, химическая промышленность, информационные технологии. Прежде всего, это связано с крупными иностранными инвестициями, которые Словакия стала получать всего несколько лет назад. Словакия стала мировым лидером по производству автомобилей на душу населения, при населении страны в 5,4 миллиона человек в 2011 г. было произведено почти 640 тысяч автомобилей, основная часть которых была экспортирована в другие страны Европы (доля автомобилей в экспорте страны превысила 25%). Глобальный спад продаж автомобилей в 2011-2012 гг., однако, может ограничить дальнейший рост этой отрасли. Крупные промышленные предприятия Словакия имеет в металлургии, нефтяной промышленности, в области электроники, в производстве бумаги, алюминия и бытовой техники.

Развитие сельского хозяйства Словакии.На сельское хозяйство Словакии в связи с экономическим кризисом 2008 г. приходилось всего 3,7 % ВВП, а занято было в данном секторе 4 % активного населения страны. Более 40% территории Словакии выделено под сельскохозяйственные культуры. Южная часть Словакии известна своими богатыми сельскохозяйственными угодьями. Возделываются пшеница, рожь, кукуруза, картофель, сахарная свекла, фрукты и подсолнечник. Виноградники сосредоточены в Малых Карпатах и других южных регионах. Развито и животноводство.

Во второй половине 2000 гг. рост ВВП составил 6,4%. Рост ВВП в сельском хозяйстве составил 3,7%, в промышленности – 37,2%, в сфере услуг – 59%. Однако инфляция составила 4,6%, 21% населения живет за чертой бедности, уровень безработицы - 10%, государственный долг составил 28,7% ВВП.

Внешнеполитические приоритеты Словакии. После раздела ЧСФР Словакия стала членом ООН, Европейского Совета. В 2004 г. - членом Евросоюза, а в 2007 г. - вошла в Шенгенскую зону. В 2009 г. вошла в еврозону. Внешняя политика Словакии направлена на взаимовыгодное сотрудничество с Чехией и Россией, урегулирование отношений с Венгрией.

Основным направлением внешнеполитической деятельности Словакии является развитие отношений внутри Евросоюза, трансатлантического диалога, связей по оси ЕС-США. В 2006-2007 гг. Словакия являлась непостоянным членом СБ ООН, в феврале 2007 г. председательствовала в нем.

Весомо звучал голос Словакии в ходе ее председательства в Комитете министров Совета Европы (ноябрь 2007 г. – май 2008 г.). В числе немногих стран ЕС Словакия не признала провозглашенную независимость Косово, считая, что в этом случае произошло нарушение международного права. Словакия приветствовала разработку политики «восточного партнерства» ЕС и активно подключилась к ее реализации.

Признавая, что разделенная Европа таит в себе возможность новых конфликтов, Словакия поддерживает выдвинутую Россией идею заключения Договора о европейской безопасности и готова обсуждать ее, хотя и считает, что укреплять безопасность в Европе можно путем более эффективного использования существующих международных договоров и институтов, прежде всего ОБСЕ. Словакия поддерживает меры, направленные на укрепление потенциала ОБСЕ, реформирование этой организации. Однако реформы, по мнению словаков, не должны касаться основных сфер ее деятельности, в том числе защиты прав человека.

СР придает важное значение миротворческой деятельности ООН, НАТО и ЕС и, исходя из своих приоритетов и возможностей, участвует в операциях по поддержанию мира. Значительные контингенты словацких вооруженных сил действуют в составе миротворческих миссий на Кипре, в Косово, в Афганистане. В феврале 2007 г. СР вывела свой контингент из Ирака.

Словакия – участник региональных объединений: Вышеградской четверки, Центрально-европейской инициативы, Центрально-европейского соглашения о свободной торговле, Дунайской комиссии. Словакия активно реализовывает свои внешнеполитические приоритеты на Балканах. Словакия не пошла по пути односторонней критики действий России на Кавказе. Вместе с тем продолжает исходить из необходимости сохранения территориальной целостности Грузии, выразив несогласие с признанием Россией независимости Южной Осетии и Абхазии.

В двусторонних отношениях отдает предпочтение сотрудничеству с ведущими западными государствами, прежде всего США, соседними странами и Китаем. Из государств СНГ, наряду с Россией, приоритет отдается развитию связей с Украиной, Азербайджаном, Арменией, Грузией, Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией. В ноябре 2006 г. было подписано межведомственное соглашение о сотрудничестве в области образования с Россией. В апреле 2010 года состоялся визит в Словакию президента РФ Дмитрия Медведева.

Дипломатические отношения между Беларусью и Словакией были установлены в январе 1993 года. 7 сентября 2009 г. – встреча в Минске министра иностранных дел Беларуси С. Мартынова и министра иностранных дел Словакии М. Лайчака. Отношения Беларуси и Словакии развиваются на достаточно стабильной основе, уверенными темпами, по всем актуальным направлениям сотрудничества.

Основными партнерами по экспорту являются: Германия – 20%, Чехия – 13%, Франция – 6,7%Ю Польша – 6,6%. Словакия экспортирует Автомобили – 25,9%, электрооборудование и машины -21,3%, металлы – 14, 6%, а также – химические и минеральные вещества, пластмассы. Главными партнерами по импорту являются: Германия – 20%, Чехия – ё17,7%, Россия – 10,6%. Словакия ввозит машины и транспорт, полуфабрикаты, топливо, готовые изделия. Внешний долг Словакии составляет около 53 млрд. долларов.

 

Чешская республика в период политико-экономической

Начало системных преобразований. Доказательством преемственности Чешской Республикой политического курса, принятого после 1989 г., стало избрание первым президентом Чешской республики В. Гавела и его повторное избрание в 1998 г. В 1993 г. была принята новая Конституция ЧР, которая определила страну как демократическое правовое государство. Изменения в систему органов государственного управления внес Закон 1996 г.

Несмотря на наличие в обществе различных политических взглядов, коалиционное правительство В. Клауса (действовало с 1992 по 1997 г.) проводило прагматичный курс. Однако некоторые из преобразований (например, закон 1993 г. о противозаконности коммунистического режима и сопротивлении ему, а также закон о люстрациях) коснулись бывших партийных функционеров. Закон 1996 г. изменил концепцию управления, затронув экономический блок и сократив численность правительственного кабинета, и способствовал более рациональному и эффективному функционированию центральных органов управления.

Внутриполитическое положение в 90-е гг. – начале XIX века. Основные системные преобразования были осуществлены в период нахождения у власти партий правоцентристской ориентации, что обеспечило единство и последовательность курса экономической и политической трансформации. Во внутренней политике коалиционное правительство Клауса проводило прагматический курс. Господство правых партий пошатнулось в результате парламентских выборов 1998 г., когда к власти пришла Чешская социал-демократическая партия. Новый правительственный кабинет возглавил М. Земан. В. Гавел снова стал президентом страны в 1998. В результате острой внутриполитической борьбы президентом страны в 2003 г. стал В. Клаус. В феврале 2008 г. в третьем туре В. Клаус переизбран на второй 5-летний срок, победив американского экономиста чешского происхождения Яна Свейнара. Вацлав Клаус опасается растворения культурной самобытности Чехии в составе Евросоюза. Он выступает за более взвешенную внешнюю политику. На парламентских выборах 2006 г. победу одержали демократы, правительство возглавил М. Тополянек. С 2009 по 2010 гг. премьер-министром Чешской республики стал Я.Фишера, а с 2010г. - П. Нечас.

Реформирование экономической жизни. После падения социализма Чехия унаследовала бывшую структуру экономики, которая в новых условиях оказалась энергетически неэффективной, неэкологичной, устаревшей и неадекватной с отраслевой точки зрения. Непропорционально большую долю занимала черная металлургия на привозном сырье, тяжелое машиностроение и военная промышленность. Ассортимент производимых товаров значительно превышал объективные возможности страны, что вело к мелкосерийности производства и снижению его эффективности. Внешняя торговля подчинялась директивам СЭВ, ориентировалась на нужды СССР и по сравнению с развитыми странами была незначительной.

Поэтому стратегия чешских экономических реформ базировалась на создании правовой базы рыночной экономики, жесткой денежно-кредитной политике, либерализации цен, внешней торговли и валютной политики, быстрой массовой купонной приватизации. К середине 1990-х гг. были приняты законы о свободном предпринимательстве, осуществлена либерализация цен, чешская крона стала внутренне конвертируемой, ее курс стабилизировался. Однако нерешенными оставались проблемы капиталовложений, взаимной задолженности предприятий. В промышленной сфере требовалась значительная модернизация и перестройка. Для этого широко использовался иностранный капитал. В 1995 г. иностранные инвестиции составили 7 млрд. долл., в 1999 г. — 5,1 млрд долл., из них 80 % пришлось на страны ЕС.

Первоначально реформы привели к спаду производства, однако уже с 1994 г. стал наблюдаться его постепенный прирост. Вместе с тем в стране развивалась инфляция и росла безработица (в первую очередь скрытой). Экономические реформы привели к возникновению социальных проблем, что вызывало народные выступления.

Еще до распада ЧССР (затем ЧСФР) в 1999-1992гг. были произведены: отмена централизованного регулирования большинства оптовых и розничных цен, введение свободы частного предпринимательства, ликвидация государственной монополии внешней торговли и т. п. 90-е гг. прошлого века отмечены значительными изменениями отношений собственности — были произведены малая и большая приватизация, а также реституция собственности. В результате доля государства в ВВП с 97 % сократилась до 20 %.

Открытие страны притоку иностранного капитала вызвало прилив зарубежных инвестиций, по уровню которых на душу населения страна являлась лидером в Центральной и Восточной Европе. Это помогло в относительно короткий срок осуществить реструктуризацию и модернизацию промышленности и развитие необходимой технической и вспомогательной инфраструктуры. Следствием перемен явилась переориентация экономики с СССР на Западную Европу. В 1995 г. Чехия первой среди всех бывших социалистической стран была принята в Организацию экономического сотрудничества и развития.

Социальные последствия модернизации в первой половине 90-х гг. Первоначально экономические реформы привели к снижению внутреннего валового продукта, но с 1994 г. начался его постепенный рост. Инфляция в 1993 г. не превышала 19%, а к середине 90-х снизилась до 10%. Госбюджет являлся бездефицитным. Реальная заработная плата в 1990 – 1994 гг. уменьшилась на 18%, начался усиленный процесс поляризация доходов отдельных социальных групп.

Подъем социально-экономического развития страны в конце 90-х гг. Денежной единицей Чехии являлась крона, которая с 1995 г. полностью конвертируема. В отличие от всех остальных посткоммунистических стран Чехии удалось избежать гиперинфляции и резких девальваций национальной валюты. После некоторого ослабления кроны в конце 90-х гг. к концу первого десятилетия 21 века ее курс относительно главных мировых валют заметно вырос.

Вслед за начальными трудностями, вызванными распадом СЭВ, разделом страны и изменением структуры экономики, и последующим ростом, Чехия в 1997 – 1998 гг. испытала финансовый кризис. Результатом его был рост иностранной задолженности и скачок безработицы. Кризисные явления удалось преодолеть путем наращивания экспорта в страны, прежде всего, Евросоюза (а в его рамках — Германии), привлечению зарубежных инвестиций и роста внутреннего потребления. После вступления в мае 2004 г. в состав ЕС экономический рост Чехии заметно ускорился и, несмотря на популистскую экономическую политику нескольких правительств социал-демократов, достиг 6-7 % в год.

Финансовый кризис 1997 г. вызвал необходимость определения новой стратегии денежно-кредитной политики. Была принята программа «Коррекция экономической политики и другие трансформационные шаги». Объем экспорта на душу населения стал самым высоким после Словении. К 2000 г. снизился уровень инфляции до 3,9%. Благодаря комплексной системе социальной защиты уровень безработицы в 1999 г. составил 9,4%. ВВП в 2000 г. составил 95,5% к уровню 1989 г. Однако еще существенный внутренний и внешний долг, доля убыточных предприятий в 2000 г. составила 1/3. Не была создана база для стабильного роста производительности труда.

Чешская экономика в начале XXI в. В 2000-х гг. Чехия - одна из наиболее индустриально развитых стран в Центральной и Юго-Восточной Европе. Не смотря на финансово-экономический кризис 2007-2008 гг. в Чехии ВВП на душу населения составляет 82% от среднего показателя по Евросоюзу. Однако инфляция в 2010 г. выросла по сравнению с 2009 г. на 1,5%, дефицит госбюджета в 2012 г. составил 3,8 млрд. долл. Вопреки правительственным заверениям о поддержке конкурентоспособности малых и средних предприятий, многие фирмы в 2011-1012 гг. в Чехии разорялись. Так, за первый квартал 2012года количество банкротств достигло 45% от показателя за 2011 год. В 2012 г. рост потребительских цен составил 3,2% по сравнению с 2011г. Доля промышленности в ВВП, достигавшая к 1990 г. 62 % от уровня периода социалистического развития, уменьшившаяся вначале наполовину, в 2011- 2012 гг. стала расти и достигла 38 %, что является достаточно редким явлением даже среди развитых стран. Черная металлургия и военная промышленность потеряли свое значение за счет автомобильной и электротехнической промышленности, благодаря развитию которых с 2004 г. Чехия имеет положительное сальдо внешнеторгового баланса, несмотря на быстрый рост цен на импортируемые энергоносители (нефть и газ). Горнодобывающая промышленность незначительна и продолжает уменьшаться.

В Чешской республике на 2008 год действуют 6 атомных реакторов, которые суммарно вырабатывают 31% от всей производимой электроэнергии в стране. Доля электроэнергии производимой из возобновляемых источников составила около 4 %. Около четверти было произведено с помощью ветряных электростанций. Чешская республика является одним из немногих государств Европы, которые являются чистыми экспортёрами электроэнергии наравне с Францией и Германией. В 2008 году было экспортировано 11,5 тераватт-часов.

В 2012 г. в Чехии зарегистрировано 142 компании, работающие в сфере нанотехнологий, причем еще в 2008 году их было вдвое меньше. Большой вклад в развитие нанотехнологий в Чехии и за рубежом вносит Либерецкий технический университет.

Чехия является одним из лидеров Европы по производству автомобилей на душу населения, уступая лишь Словакии. Так, в 2007 году было произведено 962 881 автомобилей всех категорий. В 2009 году было произведено 975 111 автомобилей, что составило рост относительно 2008 года на 2,85 %. Наибольшую долю имеют легковые автомобили, рост их производства составил 3,2 %. Чехия является крупнейшим производителем пива.

Развитие сельского хозяйства.У чешского сельского хозяйства есть давняя традиция. Благодаря климатическим условиям, в стране выращивают много видов овощей, фруктов и домашнего скота. Среди традиционных аграрных продуктов сельскохозяйственного производства можно выделить зерно, картофель, сахарную свеклу, виноград (столовые и винные сорта), фрукты. В 2011-м г. производство зерна в Чехии выросло на 20% (8,2 млн.тонн) и достигло рекордно высокой урожайности. Другие традиционные зерновые культуры включают ячмень, рожь и овес. Сахарная свекла, которая используется главным образом для сахарного производства, также часто выращивается в Чешской республике. В 2006 году было собрано более чем 2.9 миллиона тонн сахарной свеклы. Области выращивания столового винограда включают 5 414 га, а производственные виноградники распространяются на 12 697 га, преимущественно в Южной Моравии, где самые лучшие климатические условия для этого вида продукта. Традиционный урожай фруктов обычно состоит из различных видов яблок, груш, слив и вишен. Хорошо развито в Чехии и животноводство.

Внешнеполитические приоритеты Чехии. Внешнеполитический курс республики направлен на «возвращение в Европу». Чехия добилась международного признания, став членом ООН и Совета Европы. Чехия была принята в НАТО в 1999 г. В июне 2000 г. был принят закон о применении международных санкций по сохранению мира и безопасности.

Отношения с Россией и всеми государствами СНГ не являются приоритетом чешской политики, но Москва не рассматривается в качестве военной угрозы. В 1993 г. президент России Б. Ельцин подписал в Праге договор о дружественных отношениях и сотрудничестве. Визит в 1997 г. российского премьер-министра в Чехию дал толчок развитию прерванных экономических связей. Экспорт Чехии в Россию за период с 2003г. по 2008г. вырос на 56%, а импорт – на 2%.

ЧР с первых декад своей независимости примеряла на себя роль регионального лидера. Чешскому президенту В. Гавелу принадлежала идея регионального партнерства Чехии, Словаки, Польши и Венгрии, образовавших Вышеградскую группу. Сейчас Вышеградская четвёрка реализует идею создания военного блока под командованием Польши, который к 2016 г. должен превратиться в военно-политический механизм с формально отдельными от НАТО полномочиями.

В апреле 2003 г. Евросоюз принял решение о вступлении Чешской республики в его члены. В ходе проведенного в июне 2003 г. референдума большинство чехов высказались за вступление страны в ЕС, что и произошло 1 мая 2004 г.

Для ЧР ключевое значение имеет повышение политического веса объединённой Европы и её возможности оказывать влияние на мировую политику. Поэтому Чехия считает целесообразным сосредоточиться на многосторонней дипломатии для укрепления своих позиций в регионе. ЧР стремится играть более активную роль и включиться в политику Европейского Союза на Западных Балканах, в Восточной Европе, а также на Южном Кавказе и Ближнем Востоке.

Гарантами национальной безопасности ЧР признаются Североатлантический альянс и Соединённые Штаты, а странам Евросоюза отводится ключевая экономическая и политическая роль. Главными стратегическими партнёрами ЧР на европейской арене остаются Германия и Польша. Соседям, Венгрия, Австрия, отводится роль региональных экономических партнёров, наряду со Словакией и Словенией. Это очерчивает границы приоритетных для неё территорий. Словения - одна из самых евроинтегрированных республик бывшей Югославии и ключевой партнёр Чехии, с которой чехи смогут отстаивать свои интересы на Балканах. Немалый урон политическому авторитету Чехии нанесло признание независимости Косово. Поэтому ЧР приложила немало усилий для нормализации отношений с Сербией.

Чехия укрепляет отношения с США. Однако по итогам чешско-американских переговоров элементы американской противоракетной обороны на территории ЧР не появятся в ближайшее время, хотя в новой концепции обозначены перспективы развития этого проекта в рамках НАТО. ЧР участвует в программах военного взаимодействия с Соединёнными Штатами, направляя своих военнослужащих для участия в миссии НАТО в Афганистане (с 2002 г.) и Ираке (с 2003 г.). Во время встречи британского и чешского премьеров в Праге в июне 2011 г. Чехия высказалась против увеличения бюджета ЕС. В целом в последние годы положение Чехии в Центрально-Восточной Европе укрепилось, авторитет Чехии среди государств-членов Вышеградской группы достаточно высок.

С января 1993 г. Словакия стала парламентской республикой, где президента избирают всеобщим голосованием. Центром исполнительной власти является правительство, которое формируется парламентом и ответственно перед ним. В феврале 1993 г. президентом страны был избран М. Ковач, а премьер-министром — В. Мечиар. Формирование партийной системы Словакии на основе двух групп политических субъектов завершилось к 1998 г. До этого времени либералы находились в оппозиции правительству В. Мечиара (лидер Движения за демократическую Словакию), а после парламентских выборов 1998 г. они пришли к власти. Правое правительство возглавил лидер Партии гражданского взаимопонимания М. Дзуринда. На состоявшихся в 1999 г. президентских выборах кандидат от правящей коалиции — Р. Шустер — одержал победу.

Достаточно болезненными стали для словацкой экономики результаты раздела государства. Спад промышленного производства в 1993 г. составил 24 %. Остановка убыточных предприятий привела к росту безработицы, которая в 1994 г. достигла 18 %. Производство продуктов сельского хозяйства к середине 1990-х гг. уменьшилось на 7 %. Резко снизился средний уровень реальных доходов населения, неравенство в их распределении, что привело к социальной дифференциации общества. Заметно стала сокращаться государственная поддержка здравоохранения, науки, культуры и образования. Большая приватизация проводилась в отличие от чешской в основном через аукционы и конкурсы.

В 1994—1995 гг. в стране наблюдался экономический подъем, вызванный ростом экспорта. По темпам роста ВВП в 1994—1995 гг. Словакия оказалась в числе лидирующих стран Центральной Европы. Однако уже с 1995 г. правительство В. Мечиара обратило внимание на разработку государственных инвестиционных программ, а также социальное реформирование («Концепция трансформации социальной сферы СР»).

К 1998 г. внутренние инвестиции выросли на 33 %, при этом две трети их обеспечил частный сектор. Из общей суммы иностранных инвестиций в экономику бывших стран–членов СЭВ на долю Словакии пришлось только 2,5 %. Условием повышения конкурентоспособности промышленности является модернизация предприятий. К 2000 г. наметилось оживление хозяйственной деятельности. Частный сектор в стране превышал 70—75 %. Задача осложняется тем, что в ходе трансформации экономика Словакии потеряла 34 % ВВП, в 2002 г. каждый пятый трудоспособный в Словакии был безработным.

Либеральные реформы 1999—2000 гг. негативно сказались на социальной сфере: снизилась реальная заработная плата, увеличились коммунальные расходы населения, выросла безработица. Вместе с тем в начале XXI в. наблюдается экономический рост в промышленности, торговле, строительстве и сфере услуг. В 2002—2003 гг. экономический рост составил 4,4 %, а ВВП — 44 % от ВВП стран ЕС.

Демократические преобразования в Словакии в силу объективных экономических трудностей и субъективных обстоятельств вызывают внутреннюю нестабильность, носят более противоречивый и конфликтный характер, чем в Чехии. Достаточно остро в Словакии стоит проблема этнических и религиозных разногласий.

После раздела ЧСФР Словакия стала членом ООН, подписала договор об ассоциированном членстве в ЕС. В 2002 г. она была принята в Североатлантический альянс. В перспективе — вступление в ЕС. Внешняя политика в основном направлена на взаимовыгодное региональное сотрудничество, в первую очередь с Чехией, и урегулирование отношений с Венгрией и Россией.

Приоритетное направление внеш­ней политики Словакии — западноевропейские государства и трансатлантические структуры, прежде всего ЕС, НАТО и Орга­низация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР-OECD). В 1999 г. Словакия включена в состав 11 стран-кандида­тов на полноценное членство в ЕС. 15 февраля 2000 г. в Брюсселе состоялась официальная церемония начала переговорного процес­са о вступлении Словакии в Европейский союз. При этом лидеры страны исходят из того, что получение полноправного членства в ЕС невозможно без «зонтика» НАТО. В свою очередь, руководст­во этого блока считает обязательной модернизацию и реструктури­зацию словацкой армии, требующих значительных финансовых средств. При вступлении в НАТО Словакия рассчитывает на по­мощь более удачливых в этом плане Венгрии, Польши и Чехии, уже являющихся членами альянса. 1 июня 2001 на встрече в Кра­кове премьер-министров стран Вишеградской группы было под­черкнуто, что названные три страны-участницы будут выступать за прием Словакии в НАТО. Премьер-министр Словакии не пре­минул заметить, что создание «вишеградской армии» будет спо­собствовать эффективности данного блока. Тезис о вхождении Словакии в НАТО стал практически безальтернативным и оно считается неизбежным в рамках второй волны расширения после саммита в 2002 г. в Праге.

В конце XXI в. основными торговыми партнерами Словакии в 1999 г. (доля стран в ее общем товарообороте) являлись: Герма­ния - 26,9%, Чехия - 17,3%, Италия - 7,9%, Россия - 6,7%, Австрия — 6,4%, Франция — 4,3%, Польша — 4%, Венгрия — 3,4%, Нидерланды — 2,4%, Великобритания — 2%, Бельгия — 1,8%, Швейцария - 1,4%, Украина - 1,3%. В ВВП Словакии доля внешней торговли постоянно увеличивается и превосходит в настоящее время аналогичные показатели многих развитых евро­пейских государств. В 1996—1999 гг. темпы роста внешней тор­говли превысили в 2 раза темпы роста ВВП (соответственно 125% и 113%). Растущая степень открытости экономики Словакии сти­мулирует ее развитие, однако при этом увеличивается и зависи­мость от функционирования мировой экономики в целом.

За прошедшие годы создана договорно-право­вая база российско-словацких отношений, действуют свыше 100 межгосударственных, межправительственных и межведомст­венных договоров и соглашений, а также ряд соглашений, в ко­торых сторонами выступают регионы РФ и края СР. В част­ности, заключены важные для двусторонних связей соглашения об экономическом и научно-техническом сотрудничестве, о по­ощрении и взаимной защите капвложений, об избежании двой­ного налогообложения и т.п.

Словацкая нефтепереработка, металлургическая, химическая отрасли технологически привязаны к российскому сырью. Осно­ву российского экспорта (80%) как раз и составляют энергоно­сители и сырье. Словакия ввозит в Россию главным образом машины, оборудование, а также товары ширпотреба и медика­менты, общей массы которых недостаточно для поддержания сбалансированного товарообмена. Российская задолженность Словакии после пересчета долгов бывшего СССР Чехословакии оценивалась приблизительно в 1,8 млрд. долл. Подписано меж­правительственное российско-словацкое соглашение об урегули­ровании задолженности. Часть долга (0,5 млрд. долл.) уже по­гашена товарными поставками.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 904; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.