Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: «Гигиена почвы»




Цели:

Образовательная:

Сформировать понятие о почве как факторе внешней среды.

 

Студент должен знать:

-последствия взаимодействия неблагоприятных факторов окружающей среды на организм, этиологию и патогенез экологозависимых заболеваний.

-гигиенические принципы организации здорового образа жизни населения.

-Санитарно-гигиенические показатели загрязнения почвы.

-Требования к устройству и эксплуатации простейших сооружений по сбору и утилизации бытовых отходов.

 

Студент должен уметь:

-осуществлять гигиенические мероприятия по предупреждению болезни, преодолению факторов риска, вредных привычек.

-Выявление причин возникновение инфекционных заболеваний, фактором передачи которых является почва.

 

Развивающая:

Развивать у студентов понятие о связи между составом

свойствами почвы, состоянием здоровья населения.

 

Методическая:

Совершенствовать методику проведения лекции.

 

Воспитательная:

Подготовить медицинского работника, владеющего определенной системой знаний, умений, необходимых для профилактической работы.

 

Методы: проблемно-поисковый.

 

Форма организации учебного процесса:

Групповая.

 

3семестр, 2 год обучения.

 

Межпредметные связи:

 

1.Гигиена тема: «Гигиена почвы и очистка населенных пунктов».

2.Биология Тема: «Гигиена почвы».

 

Внутрипредметные связи:

1. Основы экологии тема: «охрана земель».

Оснащение:

Текст лекции на тему «Гигиена почвы», микро-таблицы.

 

Литература для преподавателя:

Основная:

-Матвеева Н.А. «Гигиена и экология человека», 2005г.

-Румянцева Г.И. «Гигиена», 2000г.

-Пивоваров Ю.П. «Гигиена и экология человека», 1999г.

 

Дополнительная литература:

-Одум Ю. «Экология», 1986г.

-Алексеев С.В. «Экология человека», 2001г.

 

,

 

План.

1.Экологическое и гигиеническое значение почвы.

2.Эпидемиологическое значение почвы.

3.Загрязнение и самоочищение почвы.

4.Системы очистки населенных пунктов.

5.Способы обезвреживания и утилизации отходов.

 

 

Почва – объект экологической системы, она является важнейшим компоненто

среды обитания человека и всей Земле. Процесс почвообразования начался тогда, когда появились первые микроорганизмы и одноклеточные водоросли.

 

Почва – природное образование, залегающее между атмосферой и подстилающими породами. Толщина почвы от нескольких см до 2м и более. Состоит из материнской породы(минеральные соединения), мертвого органического вещества,

Гумуса(перегноя), живых организмов, воздуха и воды. Тип почвы зависит от климата данной местности.

В настоящее время почва рассматривается как саморазвивающаяся система, обеспечивающая круговорот веществ в природе. В почве происходит обезвреживание всех видов отходов.

Почва оказывает огромное влияние на свойства и состав поземных вод и открытых водоемов. Она всегда содержит какое-то количество влаги. Почвенная вода служит универсальным растворителем органических и минеральных соединений, влияет на тепловые свойства почвы, из них образуются грунтовые воды.

Почвенный воздух постоянно обменивается с атмосферным, содержит повышенное количество углекислого газа.

 

Различные типы почв сформировались в связи с преобладанием того или иного почвообразующеоо фактора (материнская порода, возраст почвы, рельеф поверхности, климат, деятельность человека, почвенные организмы).

. На территории России выделяют следующие почвы:

1. тундровые почвы

2. слбоподзолистые и подзолистые почвы (составляют больну часть почв

России).

3. Серые лесные почвы (характерны для боее южного региона России).

4. Черноземы (начинаются в районе Тамбова) занимают небольшу территорию

5. каштановые почвы.

6. Бурые, солончаковые почвы характерны для южных степных и пустынных

местностей.

 

Типы почвы имеют значение, в основном, для сельского хозяйства.

Предпочтительно строить дома, постройки на сухих, песчаных почвах, потому что эти почвы будут благоприятный в плане самоочищения, не будет создаваться заболачивания, не будет комаров и т.д.

 

 

Физические свойства почвы:

К физическим свойствам почвы относятся:

1. пористость (зависит от величины и формы зерен) крупнозернистые почвысодержат мало пор, примерно до 25% на песке или гравии, а на черноземе пористость достигает 85%, на глинистой почве пористость составляет 40-45%.

2. Капиллярность почвы. Способность почвы поднимать влагу. Капиллярность выше у мелкозернистых почв, а, значит высота поднятия грунтовых вод, скажем, у чернозема выше, чем на песчаной почве. Поэтому строительство благоприятнее на крупнозернистых почвах, меньше сырость. ниже грунтовые воды.

3. Влагоемкость почвы - то есть способность почвы удерживать влагу:

высокую влажность будет иметь чернозем, меньше подзолистая и еще меньше песчаная почва. Это имеет значение для создания оптимального по влажности микроклимата внутри зданий. Считается, что почвы с большой влагоемкостью являются нездоровыми.

4. Гигроскопичность почвы - это способность притягивать водяные пары из

воздуха. Минимальной гигроскопичностью обладают крупнозернистые почвы, свободные от загрязнений.

5. Почвенный воздух. Он заполняет поры меду частицами почвы, находясь в непосредственном контакте с атмосферным воздухом, отличается по составу от атмосферного. Если в атмосферном воздухе содержание кислорода достигает 21%, то в почвенном воздухе содержание кислорода занчительно меньше - 18-19%. В чистой почве содержится в основном кислорода и углекислый газ, в загрязненных почвах добавляется водород и метан. Чем больше кислорода в почвенном воздухе, тем лучше идут в почве процессы самоочищения. Например, в куче мусора, где нет доступа кислорода преобладают процессы гниения, а если отходы обезвреживаются в незагрязненной почве (то есть мало отходов, много чистой почвы), то процессы самоочищения идут до конца, заканчиваясь минерализацией и

гумификацией, то есть образованием гумуса.

6. Почвенная влага - существует в химически связанном, в жидком и

газообразном состоянии. Влага почвы оказывает влияние на микроклимат и на выживание микроорганизмов в почве.

7.Тепловой режим - Тепловой режим – поверхностный слой почвы нагревается солнечной радиацией и излучая тепло, нагревает приземистый воздуха. В естественных условиях в почве происходит круговорот веществ, в искусственных – такой круговорот нарушен и почва может стать бесплодной, во избежании этого человек вносит в почву удобрения.

8.Воздухопроницаемость –

9.Водопроницаемость -

 

. Химический состав почвы. В почве могут содержатся все химические

элементы. Тело человека по качественному составу содержит те же макро и

микроэлементы, что и почва, поскольку почва участвует в круговороте веществ в

природе, а, значит почва влияет на состояние здоровья человека.

Здоровой почвой называют легкопроницаемую, крупнозернистую незагрязненную

почву. Почва считается здоровой если содержание глины и песка в ней

составляет 1:3, отсутствуют возбудители болзней, яйца гельминтов, а

микроэлементы содержатся в количествах, не вызывающих эндемические

заболевания.

По мироэлементному составу различвают 3 вида почв: почвы с нормальным

микроэлементным составом, с избыточным и с недостаточным микроэлементным

составом. Такие территории, характеризующие нормальны, избыточным или

недостаточным микроэлементным составом назыают провинциями. Это природные

геохимические провинции. Существуют провинции с недостаточным содержанием

фтора (территория Ленинградской области, как раз относится к такой

провинции), такие территории эндемичны по кариесу. Провинции с избыточным

содержанием фтора эндемичны по флюорозу. Провинции с недостаточным

содержанием иода - на них регстрируется эндемический зоб и базедова болезнь.

Существуют также природные терротории на которых отмечается такое

симптомокомплекс как уровская болезнь, или болезнь Кашина - Пека, или

хондроостеодистрофия. Эта болезнь связана с несбалансированностью стронция и

кальция. Имеются провинции с повышенным содержанием молибдена. На них

отмечается такое забоелвание как молибденоз или эндемическая подагра (это

заболевание характерно для Армении).

На территориях с повышенным количеством свинца в почве, у населения

наблюдается поражения нервной системы. На территориях с повышенным

содержанием селена отмечается нарушение деятельности желудочно-кишечного и

печени.

Искусственные биохимические провинции возникают вокруг крупных промышленных

объектов и городов. Они связаны с повышенным содержанием в почве тех или иных

химических веществ. Неблагопрятная ситуация сложилась с содержанием в почве пестициво - ДДТ

(дуста), который сейчас запрещен для применения. ДДТ накапливается в тканях

человека. В воздухе содержится одна миллионная мг на кубический метр, в воде

- на порядок больше, в почве - до 2мг на кг почвы, рыба - до 10 мг на кг, в

млекопитающих - 0.1-1 мг на кг, в человека (в жировой ткани) - 6 мг на кг, у

новорожденного в жировой ткани 3 мг на кг. ДДТ обнаружен в женском молоке.

Серьезную опасность представляет накопление в почве нитратов в связи с

применением азотных удобрений и эмиграция их в подземные и наземные

водоисточники, в результате которых их содержание в водоисточниках повысилось

в 6 раз.

Почва является как бы накопительным резервуаром всех химических веществ, а

дальше эти вещества мигрируют в растительный покров, в воду, в воздух. Если

бы выбросы химических веществ в биосферу прекратились, то через какое-то

время биосфера сама бы очистилась от них.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2947; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.