КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные направления и проблемы экологии питания
Для обеспечения жизненных процессов организм нуждается в энергетических и пластических материалах. Такими материалами являются органические и неорганические соединения, поступающие в организм с пищей. Кроме того, пища содержит клетчатку, необходимую для нормальной работы пищеварительного тракта. Тема: Основы рационального питания. Нормы потребления пищевых продуктов. Цели: Образовательные: Сформировать знания по вопросам рационального питания, номе потребления пи- щевых продуктов.
Студент должен знать: -энергетическая адекватность питания. -нормы потребления пищевых веществ и энергии с учетом физиологических потребностей организма.
Студент должен уметь: -определить с помощью справочной литературы продукты питания для составления суточного рациона для лиц различного возраста и профессии. -расчет суточного рациона, определение энергетической адекватности рациона.
Развивающая: Развивать у студентов понимание значения «здоровое питание».
Методическая: Совершенствовать методику проведения лекции.
Воспитательная: Призывать студентов соблюдать законы рационального питания.
Методы: Проблемно – поисковый, практически-индивидуальный.
Форма организации учебного процесса: Групповая.
5 семестр, 2 год обучения.
Межпредметные связи: -Биология: тема «режим питания». -Гигиена: тема «Гигиена питания».
Внутрипредметные связи: -Основы экологии «Принципы рационального питания».
Список литературы для преподавателя: Основная:
-Матвеева Н.А. «Гигиена и экология человека», 2005г. -Румянцева Г.И. «Гигиена», 2000г. -Пивоваров Ю.П. «Гигиена и экология человека», 1999г.
Дополнительная: -Одум Ю. «Экология», 1986г. -Алексеев С.В. «Экология человека», 2001г.
ПЛАН
Гигиена питания 1.Современные представления о пищевых продуктах и пище. 2.Пищевая и биологическая ценность продуктов. 3.Физиологические нормы питания. 4.Основы рационального питания. 5.Принципы составления суточного рациона питания. 6.Режим питания.
Гигиена питания – раздел гигиены о рациональном и здоровом питании населения. Рациональным называют питание здоровых людей с учётом их пола, возраста, профессиональной деятельности. Оно должно быть полноценным в качественном и количественном отношении, обеспечивать жизнедеятельность, рост и развитие человеческого организма. В экологии питания выделяется несколько направлений. Одно из этих направлений связывается с решением проблем голода на нашей планете. По данным Продовольственного комитета и Всемирной организации здравоохранения ООН на планете ежегодно умирает от голода в среднем около 10 млн человек.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ о пищевых продуктах и пище. Другое направление экологии питания связано с тем, что продукты питания в сложных экологических условиях сами являются объектом загрязнения и воздействия вредных химических веществ – ядохимикатов и пестицидов. Еще одним направлением экологии питания является изучение влияния алиментарного фактора, пищевых продуктов на резистентность организма.
Питание – это активный, важный фактор внешней среды, которое оказывает разнообразное влияние на организм человека, обеспечивает его рост, развитие, сохранение здоровья, трудоспособности и оптимальной продолжительности жизни. Все это обеспечивается ежедневным, регулярным приемом пищи с определенным набором продуктов.
Пища, пищевые продукты, представляют собой сложный комплекс химических соединений, включающих:
1.питательные вещества. -пищевые (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, воду) -вкусовые (органические кислоты, эфиры, кетоны, красители, дубильные вещества, ароматические соединения) 2.Антипитательные вещества. - антиаминокислоты, антиминеральные вещества, антивитамины.
3.Чужеродные вещества (примеси) остаточные количества пестицидов, радиоактивные вещества, соли тяжелых металлов, нитрозамины.
Питательные вещества - это те вещества, ради которых потребляется продукт питания. Пищевые вещества обеспечивают биологические потребности организма в веществах и энергии, а вкусовые – обеспечивают органолептические свойства продукта. Антипитательные вещества – это естественный компонент пищи, снижает ее биологическую ценность за счет нарушения усвоения пищевых веществ(антивитамин аскорбиназа разрушает аскорбиновую кислоту). Чужеродные – могут оказать на организм неблагоприятное действие
Гигиена питания – раздел гигиены, изучающий проблемы рационального питания и разрабатывающий мероприятия по обеспечению безвредности пищевых веществ. Пища выполняет в организме ряд функций: -пластическую -энергетическую -регуляторную.и др.
В современном представлении задачи гигиены питания включают: -изучение количественной и качественной сторон питания человека в различных условиях их жизни.
-Разработка мероприятий по повышению полноценности питания и обогащения продуктов биологически активными веществами-витаминами. -разработка и осуществление методов действенного контроля – предупредительного и текущего санитарного надзора -осуществление мероприятий по предупреждению пищевых токсикоинфекций и интоксикаций -контроль и организация профилактического питания -организация питания на рациональных основах в системе общественного питания. Исходя из задач, можно сказать, что гигиена питания – это наука о здоровом питании, рациональном, профилактическом. -здоровое питание- безвредное. -рациональное питание – это питание практически здорового человека, построенное на научных основах. -профилактическое питание – это питание также здорового человека, но ежедневно подвергающегося влиянию вредных факторов
-лечебное питание – диетотерапии учитывающая динамику развития болезни. -лечебно-профилактическое питание – специально подобранные рационы питания, направленные на предупреждение заболевания
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПИЩЕВЫХ ВЕЩЕ СТВ.
Белки – сложные соединения, состоящие из аминокислот. Поступающие с пищей белки расщепляются до аминокислот, которые используются на построение белков, свойственных организму человека. Часть аминокислот может расщепляться, для получения энергии или построения организмом других аминокислот, не поступивших с пищей. Некоторые аминокислоты не синтезируются организмом и должны поступать с пищей. Эти аминокислоты называют незаменимыми. Количество белков в пищевом рационе различных групп населения колеблется от100 до 130 грамм в сутки. Недостаток белков в пище или незаменимых аминокислот отрицательно сказывается на ЦНС, печени, эндокринных железах, задерживается рост и развитие. При значительном недостатке белка развиваются отёки. Избыток белка в организме приводит к перегрузке организма продуктами их распада. Гормонов, иммуноглобулинов, гемоглобина, процессы роста, регенерация клеток и тканей организма. Источников белка для организма является мясо, рыба, яйца, молоко, бобовые. Норма белка в сутки зависит от возраста, пола, вида деятельности (у мужчин – 61-117, у женщин – 58-87г, для дошкольников – 53-69г, для школьников – 77-98г. За счет белка должно быть обеспечено 11-13% общей энергетической ценности рациона. При сжигании 1 г белка выделяется 4ккал.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1007; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |