Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Скибида В.А

Операционный менеджмент – это деятельность, связанная с разработкой, использованием и усовершенствованием производственных систем, на основе которых производится основная продукция или услуги фирмы.

Операционный менеджмент представляет собой область бизнеса с явно выраженными управленческими функциями.

Хотя операционные менеджеры активно пользуются в своей работе методами и инструментами «Исследование операций», «Научная организация управления (количественные методы)», строго управленческая роль операционного менеджмента отличает эту область от остальных упомянутых здесь дисциплин.

 

1.2 Понятие операции.

С понятием «ОПЕРАЦИЯ» нам приходится встречаться в различных сферах деятельности – технике, сервисном обслуживании, строительстве и т. д.

Операции олицетворят собой любую деятельность, которой свойственны организованность и продуктивность.

Иными словами, операции олицетворяют собой любую деятельность в производстве, науке, образовании, экономике и т.д., связанную с созидательным процессом.

Мы будем пользоваться следующим определением:

операция – это совокупность действий, мероприятий, направленных на достижение некоторой цели.

 

Процесс управления, как совокупность определённых действий, направленных на получение желаемой формы результатов, может рассматриваться как операция.

 

Деятельность любой организации можно представить как набор операций. Выделяют четыре отдельных вида деятельности:

· ПРОИЗВОДСТВО – превращения сырья (ресурса) в продукты;

· СБЫТ (ПОСТАВКИ) – доставка продукта потребителю;

· ТРАНСПОРТИРОВКА – перемещение товаров и людей с одного места на другое без каких-либо физических изменений;

· СЕРВИС – операция, направленная на изменение состояния потребителя.

 

Каждый объект управления, в зависимости от состава организационных функций, включает в себя конкретный набор операций.

 

1.3 Операционная функция и операционная стратегия.

Цель управления любым объектом, любой системой, заключается в том, чтобы из всех возможных решений найти оптимальное. Применительно к предприятиям такое решение должно быть направлено, прежде всего, на отработку и взаимоувязку всех действий, происходящих как внутри самого предприятия, так и во внешней среде.

 

Действия, в результате которых производятся товары и оказываются услуги, имеют общее название – «ОПЕРАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ».

Операционная функция находится в полной зависимости от внешней среды и определяет её форму и содержание.

Решения относительное функционирования предприятия принимаются в контексте его общего функционирования. Как видно из рис.1.1 корпоративная стратегия фирмы определяется рынком сбыта и основывается на миссии фирмы и, по сути, отображает как именно фирма планирует использовать свои ресурсы и функции (маркетинг, финансы и операции) с целью достижения конкурентного преимущества.

 

Производственная система

Рис.1.1 Общая модель структуры предприятия

 

 

Операционная стратегия определяет СПОСОБ И УРОВЕНЬ использования производственных мощностей фирмы, которые способствуют реализации корпоративной стратегии.

Точно также маркетинговая стратегия фирмы определяет, какими конкретными методами будет осуществляться сбыт товаров и услуг, а финансовая – намечает наиболее эффективные варианты использования финансовых потоков.

На уровне операционной функции все решения, связанные с управлением, можно подразделить на три группы:

· стратегические решения (долговременные);

· тактические решения (промежуточные);

· решения, связанные с планированием операций и их управлением (кратковременные).

Решения, относительно операций, принятые на стратегическом уровне, оказывают влияние на долговременные показатели эффективности работы фирмы, поскольку определяют, каким образом она может удовлетворять потребности клиентов. Следовательно, для того, чтобы фирма добилась успеха, эти решения должны быть максимально соответствовать избранной ею корпоративной стратегии. Таким образом, решения, принятые на стратегическом уровне, носят характер обязательных условий или производственных ограничений, с учётом которых фирма должна функционировать как в долгосрочной перспективе, так и в краткосрочном плане.

Следующий уровень процесса принятия решений – тактическое планирование. На этом уровне, прежде всего, вырабатываются конкретные варианты наиболее эффективного распределения материальных ресурсов и рабочей силы, с учётом ограничений, принятых на стадии стратегических решений. На данном этапе операционный менеджмент направлен на решение следующих вопросов:

· какое количество рабочих потребуется для производства продукции (усилие?);

· в какой момент времени они потребуются?

· надо ли вводить сверхурочные или дополнительные смены?

· следует ли создавать запасы готовой продукции, и в каком количестве?

Ответы на подобные вопросы принимают характер производственных ограничений, с учётом которых будет реализовываться третий этап – планирование операций и управление ими.

Третий этап охватывает небольшие периоды времени. Вопросы, которые решаются на этом этапе более конкурентны:

· какую работу нужно выполнить сегодня или в течение недели?

· кто конкретно будет выполнять эту работу?

· какие из имеющихся на данный момент машин будут задействованы при выполнении данной работы?

Тема №2.

 

Общие принципы операционного менеджмента (ОМ)

2.1 Цели, задачи операционного менеджмента.

Цель ОМ – формирование эффективной системы управления операциями в производстве и сервисе.

Основная задача – построение управляемых систем, которые обеспечивают исполнение необходимых действий и процедур для получения рыночных результатов от функционирования операционной системы любой организации.

Операционный менеджмент – деятельность по проектированию, эксплуатации и совершенствованию предприятий, предназначенных для производства и поставки основной продукции или предоставления услуг.

ОМ – это составная часть управления производственными системами и в своей основе ориентирован на операции планирования, организации и координации операционной системой.

Производственная система – это система, которая использует операционные ресурсы компании для преобразования «входы» в продукцию («выход»).

Это превращение может носить следующий характер:

· физическое превращение как результат производственного менеджмента;

· смена месторасположения как результат транспортирования;

· обмен как результат розничной торговли;

· складское обслуживание;

· информационное превращение как результат телекоммуникаций.

 

Примеры процессов операционного преобразования

 

Табл.№2.1

Взаимосвязь «вход – преобразование – выход» в типичных производственных и сервисных системах.

Система Основной «вход» Ресурсы Основная Функция Ожидаемый «выход»
Ресторан   Клиенты Продукты, технологии, персонал Вкусная пища, сервис Удовлетворённые клиенты  
Автозавод Материалы, комплектующие Станки, оборудование, люди Изготовление деталей, сборка автомобилей Высококачественные автомобили
Университет Выпускники средних школ Преподаватели, аудитории, информация Передача знаний и умений Образованные специалисты
Супермаркет Покупатели Помещения, запасы товаров, люди Привлечение внимания, обмен Удовлетворенные покупатели

 

Место операционного менеджмента в организационной структуре компании зависит от того, что она производит, или предоставляет услуги (сервисная).

Составление графиков управления материальными ресурсами

Рис.2.1 Место ОМ в производственных фирмах

 

Инструментальная обработка, сборка, изготовление
Рис.№2.2 Место ОМ в сервисной (авиакомпания) фирме

 

 

   
 
Управление перевозками
 
 
Тарифы


2.2 Связь между функциями промышленного предприятия и операциями

Без эффективной и рационально организованной операционной функции ни одна организация не может удержать свои позиции на рынке.

Приведём примеры связи функций промышленного предприятия и необходимых для их реализации операций (табл. 2.2).

 

 

Табл.№2.2

Примеры операций промышленного предприятия

Служба, отдел Функция Операции
Отдел кадров Кадры Определение потребности в рабочей силе. Подготовка и переподготовка персонала. Наём персонала. Контроль.
Маркетинговая Служба Маркетинг Изучение рынка. Прогнозирование спроса. Прогнозирование развития товаров (услуг). Работа с потребителями.
Производство Производственный инжиниринг Разработка и производство инструментов. Методы производства. Материальное стимулирование.
Планирование Разработка производственных планов. Анализ выполнения планов.
Производство продукции Обработка. Сборка. Консервация. Сохранение.
Обеспечение качества Контроль качества. Оценка поступающих ресурсов. Разработка и развитие системы контроля качества.
Техничная Проектирование и реконструкция помещений. Проектирование, обслуживание и ремонт техники и промышленных сооружений.
Отдел поставок Закупки Установление потребности в ресурсах. Договоры на поставку. Графики поставок. Спецификации ресурсов.
Складское хозяйство Поступление товаров Проверка и приём. Транспортировка. учёт
Складирование Определение места складирования. Транспортирование. Ручные операции. Идентификация.
Выдача товаров Оформление документации. Транспортирование. Проверка и выдача.

 

Основная функция компании – это определение того, что делает она сама, а что будут делать её субподрядчики. Вся цепочка производства выглядит таки образом:

· конструирование (проектирование, планирование) продукта;

· поиск сырья;

· производство (переработка) сырья;

· сборка;

· распределение (отправление готовой продукции).

 

2.3 Операции как виды деятельности

 

Существуют четыре отдельные виды деятельности, которые соответствуют описанию операций.

Производство:

Физические материалы претворяются в продукты, которые потом предлагаются покупателям. Покупатель может использовать их для дальнейших производственных операций. Таким образом, цепь, от получения до поставки продукта конечному потребителю, может быть достаточно длинной.

Поставка:

Деятельность, связанная, главным образом, со сменой права собственности на физический товар.

Транспортирование:

Перемещение товаров или людей с одного места на другое, при котором не осуществляется никаких преобразований перемещаемых объектов.

Сервис:

Деятельность, связанная с изменением состояния покупателя. Может быть физическое состояние (услуги врача), интеллектуальное (образование) или, что бывает наиболее часто, и то и другое.

 

 

2.4 Основа производства – производственный процесс.

Производственный процесс – это совокупность взаимосвязанных процессов, в результате которых, материалы и полуфабрикаты превращаются в готовую продукцию.

Процесс производства на предприятии складывается из основных, вспомогательных и обслуживающих процессов.

Классификация производственных процессов представлена в табл.2.3.

Табл.№2.3

Классификация производственных процессов

Классификационные признаки Вид производственного процесса
В зависимости от назначения Основной. Вспомогательный. Обслуживающий.
В зависимости от характера технологических операций   Заготовительный. Обрабатывающий. Сборочный.  
По степени автоматизации Ручной. Механизированный. Автоматизированный. автоматический.
По характеру объекта производства Простой. Сложный.

 

Содержание и взаимосвязь основных, вспомогательных и обслуживающих процессов составляет структуру производственного процесса.

 

Организация производства – обеспечение рационального в пространстве и во времени основных, вспомогательных и обслуживающих процессов, а также людей и материальных элементов производства.

 

Целесообразность производственного процесса определяется тем, что насколько он способствует полному использованию рабочей силы, методов труда, сокращению сроков перемещения предметов труда с предыдущего технологического процесса к последующему. Всё это достигается, если на каждом этапе производственного процесса будут наилучшим образом учтены его составляющие:

I-й этап выбор наипрогрессивного и технически совершенного оборудования, машин, которое соответствует технологическим условиям производства.

II-й этап определяется число одновременно действующих производственных единиц, т.е. определяется рациональное число отдельных производственных подразделений.

III-й этап устанавливается взаимосвязь между подразделениями и их количественная оценка (размеры цехов, размеры партий запуска изделий и т.д.).

IV-й этап устанавливаются связи между основным производством и обеспечивающих подсистем.

 

Рациональная организация производственных процессов на предприятиях базируется на таких принципах: пропорциональность, параллельность, прямоточность, беспрерывность, ритмичность, дифференциация, автоматичность, гибкость.

Объединение частей производственного процесса в пространстве обеспечивается структурой предприятия, которая описывает состав подразделений, которые входят в предприятие, а также формы их взаимосвязи.

Производственная структура предприятия зависит от целого ряда факторов: характер продукции и методы её изготовления, объём выпуска, уровень и формы специализации и кооперации предприятия.

Основным структурным подразделением предприятия является цех, а при безцеховой структуре управления – участок.

В основе организации цехов и участков лежит принцип специализации, согласно которому выделяются цехи с технологичной и предметной специализацией.

Технологическая специализация – участки фрезерной, токарной обработки и т.д. Номенклатура широкая и характерная для одиночного и мелкосерийного производства.

Предметная специализация – ограниченная номенклатура деталей и изделий. Это серийное и массовое производство.

Цехи промышленного предприятия делятся на основные, вспомогательные и обслуживающие.

Основные цеха, в свою очередь, подразделяются на заготовительные, обрабатывающие, сборочные и фасовочные.

Заготовительные цеха – изготовление заготовок и подготовка материалов для дальнейшей переработки. Сюда относятся литейные, кузнечные, прессовые, раскройно-заготовительные и др. цеха.

Эту функцию весьма эффективно могут выполнять малые предприятия, которые способны эффективно и быстро адаптироваться к рыночным колебаниям.

Обрабатывающие цеха. К ним относятся механообрабатывающие, термические, деревообрабатывающие, металлопрокатные и окрасочные цеха.

Сборочные цеха. Данные цеха включают цехи для сборки отдельных сборочных единиц и общей сборки, испытательные цеха и т.д.

Для обеспечения нормальной работы цехов основного производства создают вспомогательные цехи, которые включают инструментальные, ремонтные, энергетические, электроремонтные и пр.

Кроме основных и вспомогательных цехов, на предприятиях создают общехозяйственные службы, а именно: складское хозяйство, энергетическое хозяйство, центральную общезаводскую лабораторию и пр.

 

2.5 Поставки материальных ресурсов.

Для организации поставок материальных ресурсов предприятия формируют различные хозяйственные связи, которые представляют собой совокупность экономических, организационных и правовых взаимосвязей, которые складываются между поставщиками и потребителями на производстве. Такие связи могут быть прямыми и непрямыми, длительными и краткосрочными.

 

предприятие
поставщик

Постав- щик
Прямая связь

           
 
   
  Посредник
 
Пред- приятие
 

 

 


Непрямая

……… связь

 

 

Наиболее экономичными являются прямые связи – сокращается время поставок, уменьшаются затраты. Чаще всего имеют место в случаях массовых поставок.

Непрямые связи – когда небольшие объёмы поставок, которые не достигают транзитной нормы отгрузки.

Передвижение продукта производителя к потребителю может быть организовано с использованием транзитной и складской форм поставок.

Преимущества транзитной формы организации поставок:

· скорость доставки ресурсов от производителя к потребителю;

· сокращение транспортно-заготовительных затрат;

· улучшение использования транспортных средств.

Недостатки транзитной формы организации поставок:

· увеличение складских запасов и затрат, связанные с их поддержанием;

· создание искусственного дефицита, так как увеличение объёмов завоза одних материалов не позволяет заказать необходимое количество других через недостаток денег.

Преимущества складской формы организации поставок:

· регулярная доставка материалов малыми партиями и в определённое время;

· обеспечение комплектных поставок различного ассортимента материальных ресурсов;

· сокращение объёмов производственных запасов и снижение затрат на их поддержание.

Недостатки складской формы организации поставок:

· увеличение транспортно-заготовительной перевалки грузов.

 

Таким образом, от выбора формы поставок зависит величина производственных запасов и потребность в складских площадях, размер транспортно-заготовительных расходов и общие затраты на материально-техническое снабжение.

 

2.6 Транспортное хозяйство.

 

Деятельность современного промышленного предприятия связана с перемещением значительного количества материалов, полуфабрикатов, отходов производства и готовой продукции. Для этого на предприятии создаётся транспортное хозяйство.

Основной задачей транспортного хозяйства является осуществление наиболее рационального перемещения грузов в соответствии с требованием производственного процесса при минимальных затратах на содержание транспортной службы.

Транспортные операции, во взаимодействии с технологическими, играют роль фактора, который обеспечивает беспрерывность и ритмичность производственного процесса.

В состав транспортного хозяйства входят:

· транспортный отдел;

· специализированные цеха железнодорожного и безрельсового

· транспорта;

· депо:

· автогаражи и т.д.

Начальник транспортного отдела подчиняется заместителю директора по поставкам и сбыту.

На больших и средних предприятиях при больших объёмах перевозок создаются самостоятельные автотранспортный и железнодорожный цеха. На средних предприятиях – один транспортный цех, на малых и средних предприятиях, с целью совершенствования организации производства и повышения уровня механизации разгрузочно-погрузочных и транспортно-складских работ, целесообразно создавать транспортно-складской цех.

Расчёт потребности в транспортных средствах и организации их дополнительной работы включает этапы:

· определение грузопотоков;

· расчёт грузопотоков цехов, общезаводских складов и всего предприятия;

· выбор транспортных средств;

· расчёт потребности в транспортных средствах по видам.

 

2.7 Классификация операционных систем по характеру движения материалов от поставщика к покупателю.

Существует две основных категории систем:

I — охватывает производство и поставки, где получатель является конечным покупателем товара;

II — связана с транспортировкой и сервисом, когда сам покупатель вносит свою долю в этот процесс;

В I-й категории можно, в свою очередь, выделить несколько моделей.

I.1. Самая распространённая модель:

Поставщик→запас→обработка→запас→покупатель. Её преимущества для производства в том, что достигается максимальная эффективность производственного процесса. Запасы «изолируют» производство от неопределённости как поставок, так и спроса. Но большая стоимость запасов сокращают оборотные средства.

I.2 Поставщик→обработка→запас→покупатель.

Стоимость содержания запасов вынуждают сокращать запасы или совсем от них отказаться. Возникает задача организации поставок в точном соответствии спроса покупателя.

I.3 Поставщик→ запас→ обработка →покупатель.

Модель может быть использована, если покупатель готов ждать поставок или же сырьё должно «отлёживаться» у производителя перед производством.

I.4 Поставщик→ обработка →покупатель.

Используется при производстве под заказ, крупнопанельном домостроении. Стратегия производства «Точно в срок».

 

II-я категория: «Транспортирование и сервис».

 

Транспортные и сервисные организации отличаются от производства и поставок по двум причинам: покупатель сам вносит взнос в процесс; услуга не может храниться. Чтобы преодолеть колебания спроса необходимо или поддерживать излишние мощности, или иметь «запас покупателей»,говоря по-другому «создать очередь».

Тут могут быт следующие модели:

II.1 ресурс→излишек→ обработка →услуга.

покупатель

Это модель первоклассной услуги. Покупатель обслуживается без задержек за счёт излишних мощностей.

II.2 ресурс→ обработка

покупатель→очередь услуга.

Модель характерна для дешёвых услуг.

II.3 ресурс→излишек

покупатель→очередь→обработка→услуга.

Образец неэффективного управления. В данном случае простаивают ресурсы и покупатели (рестораны часы «пик» и простои в «мёртвое время»).

 

Операционный (производственный) менеджмент.

 

 

 

 

2011г.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Уровень. Рис.4.1 Структура работ проекта
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.117 сек.