Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика философии Средних веков




ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

Философия периода эллинизма.

Период эллинизма начинается с завоеваний Александра Македонского. В философии на первый план выходит этика, основанная на принципе индивидуализма.

Эпикурейцы. (Тит Лукреций Кар). Эпикур продолжил учение Демокрита об атомах. В отличие от Демокрита он предположил, что атомы могут свободно двигаться по разным траекториям, случайно отклоняться. Следовательно, возможны случайности, а человек имеет выбор, т.е. обладает свободой. Человек должен использовать свою свободу, чтобы получать удовольствия. Главная цель жизни – удовольствия и счастье (гедонизм и эвдемонизм). Истинные и наиболее устойчивые удовольствия приносят добродетельность, умеренность и мудрость. Для достижения счастья надо избавиться от страха перед богами и от страха смерти. Боги никак не влияют на жизнь людей. А смерти для человека не существует. Пока человек жив, смерти нет, когда наступает смерть, человека уже нет.

Позднее последователи Эпикура исказили его этику. Эпикурейцами стали называть людей, которые видят цель жизни только в получении материальных удовольствий.

Стоики. Стоики создали этику, противоположную эпикурейцам. Они также считали целью жизни счастье, но счастье видели не в материальных удовольствиях, а в добродетели. Истинно счастлив тот, кто нравственно совершенен. Они были фаталистами, и считали, что человек должен покориться судьбе, терпеть страдания и оставаться добродетельным (Сенека, Марк Аврелий).

Киники. Киники (циники) создали этическое учение, основанное на отказе от общепринятых норм и ценностей – от семьи, богатства, власти, от любых материальных удовольствий и норм морали. (Диоген).

 

1. Общая характеристика философии Средних веков

2. Общая характеристика философии Возрождения

 

Тысячелетний период истории от падения Римской империи и до эпохи Возрождения называют Средними веками. В основе феодальной экономики было натуральное хозяйство и мелкое ремесленное производство. Такое общество не нуждалось в развитии науки. Поэтому в Средние века наука пришла в упадок, были утрачены многие научные достижения античности. Место науки в умах у людей заняла религия. В Европе безраздельно господствовала католическая церковь. Философия воспринималась как «служанка богословия» и использовалась для обоснования религиозных догматов. Этапы развития религиозной философии: 1) апологетика (II-III вв.), 2) патристика (IV-VI вв.), 3) схоластика (XI-XIV вв.).

Основные принципы средневековой философии. 1) Теоцентризм – принцип, согласно которому центральное место в мировоззрении занимал Бог. В средние века была сформулировано пять доказательств существования Бога. 2) Креационизм – принцип, согласно которому весь мир был сотворён Богом. 3) Провиденциализм – принцип, согласно которому всё в истории происходит по воле Бога. 4) Эсхатологизм – принцип, согласно которому история завершится победой добра над злом. 5) Сотериологизм – принцип, согласно которому целью человека является спасение души.

Основные проблемы, которые обсуждались в средневековой философии: 1) Теодицея – проблема оправдания Бога. Существование доброго и всемогущего Бога приходит в противоречие с существующим в мире злом. Или Бог не хочет уничтожить зло, а значит он не добр, или не может, а значит он не всемогущ. 2) Проблема свободы человеческой воли. Принцип провиденциализма приходит в противоречие с догматом, согласно которому человек сотворён свободным. 3) Проблема универсалий. Философы-реалисты утверждали, что универсалии (общие понятия) существуют реально в божественном разуме. Философы-номиналисты утверждали что реально существуют лишь единичные предметы, а универсалии – это имена, которые человек даёт предметам.

Представители средневековой философии. Аврелий Августин (Блаженный) – представитель патристики. Главный труд - «Исповедь». Раскрывал психологию религиозной веры, пытался рассеять сомнения в существовании Бога, ставил вопросы о добре и зле, о свободе воли, о времени и вечности. Фома Аквинский – один из самых выдающихся средневековых философов, представитель схоластики. Главный труд – «Сумма теологии». Приспособил философию Аристотеля для обоснования религиозных догматов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.