Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. 1 Законодательство РФ о налогах и сборах




КБК

КБК Расшифровка кода
182 1 06 06011 03 *000 110 земельный налог, взимаемый по ставкам, установленным в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ и применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга
182 1 06 06012 04 *000 110 земельный налог, взимаемый по ставкам, установленным в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ и применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов
182 1 06 06013 05 *000 110 земельный налог, взимаемый по ставкам, установленным в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ и применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах межселенных территорий
182 1 06 06013 10 *000 110 земельный налог, взимаемый по ставкам,установленным в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ и применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах поселений
182 1 06 06031 03 *000 110 земельный налог, взимаемый по ставкам,установленным в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ и применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга
182 1 06 06022 04 *000 110 земельный налог, взимаемый по ставкам,установленным в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ и применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов
182 1 06 06023 05 *000 110 земельный налог, взимаемый по ставкам,установленным в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ и применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах межселенных территорий
182 1 06 06023 10 *000 110 земельный налог, взимаемый по ставкам, установленным в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ и применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах поселений

Вместо «*000» в 14−17 разрядах КБК следует указывать:

Ø 1000 — при уплате налогов, сборов, взносов (включая перерасчеты, недоимку и задолженность, в том числе по отмененным налогам, сборам, взносам);

Ø 2000 — пени и проценты по соответствующим налогам, сборам, взносам;

Ø 3000 — суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующим налогам, сборам, взносам.

 

 

Вопросы для самопроверки:

1. Кто является плательщиком земельного налога?

2. Что является объектом налогообложения?

3. Какие существуют льготы по земельному налогу?

 

Тема 4. 2 Налог на имущество физических лиц

 

Вопросы

1. Сущность налога на имущество физических лиц, нормативная база, налогоплательщики

2. Льготы по налогу на имущество, порядок определения налоговой базы

 

 

1.Сущность налога на имущество физических лиц, нормативная база, налогоплательщики

 

Налог на имущество физических лиц является местным налогом и удерживается в соответствии с Федеральным законом «О налоге на имущество физических лиц» и Положением о местных налогах в Волгоградской области.

Плательщики налогов

Плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.

 

Объекты налогообложения

 

Объект налогообложения

 

Жилые дома   Квартиры   Дачи и гаражи   Иные строения, помещения и сооружения

 

Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества:

жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

 

Ставки налога

Ставки налога на имущество физических лиц на строения, помещения и сооружения в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости устанавливаются в следующих размерах:

 

Стоимость имущества физических лиц Ставка налога на имущество физических лиц
До 300 тыс. рублей: Ø жилые дома (домовладения), квартиры, дачи (садовые домики), гаражи; Ø иные строения, помещения и сооружения;   0,1% 0,1%
До 300 тыс. рублей до 500 тыс. руб.: Ø жилые дома (домовладения), квартиры, дачи (садовые домики), гаражи; Ø иные строения, помещения и сооружения;   0,25% 0,3%
До 500 тыс. рублей до 600 тыс. руб.: Ø жилые дома (домовладения), квартиры, дачи (садовые домики), гаражи; Ø иные строения, помещения и сооружения;   0,4% 2,0%
До 600 тыс. рублей до 900 тыс. руб.: Ø жилые дома (домовладения), квартиры, дачи (садовые домики), гаражи; Ø иные строения, помещения и сооружения;   0,6% 2,0%
Свыше 900 тыс. рублей: Ø жилые дома (домовладения), квартиры, дачи (садовые домики), гаражи; Ø иные строения, помещения и сооружения;   0,8% 2,0%

 

Пример:

В собственности гражданина Акопова А.А. находится квартира, инвентаризационная стоимость которой составляет 1 000 000 рублей, и гараж – инвентаризационная стоимость 300 000 рублей. Местные органы власти, на территории которых находятся указанные объекты собственности, установили предельные ставки налога на имущество физических лиц. Следовательно, сумма налога, подлежащая уплате составит:

 

(1 000 000 * 0,8% + 300 000 х 0,1%) = 8 300 (руб.)

 

2.Льготы по налогу на имущество, порядок определения налоговой базы

 

Льготы по налогам

От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:

Ø Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

Ø инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства;

Ø участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;

Ø лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

Ø лица, получающие льготы в соответствии с Законом РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";

Ø военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

Ø члены семей военнослужащих, потерявших кормильца.

 

Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:

Ø пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;

Ø гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах;

Ø родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

Ø со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, - на период такого их использования;

Ø с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.

 

Порядок исчисления и уплаты налогов

Исчисление налогов производится налоговыми органами.

Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.

Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этих строениях, помещениях и сооружениях.

За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, налог уплачивается одним из указанных собственников по соглашению между ними. В случае несогласованности налог уплачивается каждым из собственников в равных долях.

Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.

Данные, необходимые для исчисления налоговых платежей, представляются налоговым органам бесплатно.

По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.

За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства.

В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.

При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.

При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.

В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа.

Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.

Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три предыдущих года.

Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за три предыдущих года.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы права местных органов власти в области установления и взимания налога на имущество физических лиц?

2. Какие группы имущества физических лиц определены в законе?

3. Какие льготы существуют по налогу на имущество физических лиц?

 

Раздел 5 Налоговый контроль за соблюдением налогового законодательства

 

Тема 5. 1 Формы налогового контроля и порядок его проведения

 

Налоговый контроль – это установленная действующим законодательством совокупность приемов и методов по обеспечению соблюдения требований налогового законодательства. Исходя из главной задачи Государственной налоговой службы Российской Федерации, налоговый контроль является необходимым условием функционирования налоговой системы. При отсутствии или низкой эффективности налогового контроля трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги.

Налоговый контроль в России осуществляют органы налоговые, таможенные и государственных внебюджетных фондов. В соответствии со ст. 82 НК РФ должностные лица таможенных органов и органов государственных внебюджетных фондов наделены контрольными полномочиями в сфере налогообложения.

Таможенные органы вправе осуществлять налоговый контроль над полнотой и своевременностью уплаты налогов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу России. Органы государственных внебюджетных фондов осуществляют полномочия по налоговому контролю над полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов, поступающих в соответствующие государственные внебюджетные фонды.

К контрольным мероприятиям могут привлекаться органы налоговых расследований. По запросу налоговых органов они участвуют в проведении проверок, обеспечивая безопасность должностных лиц и оказывая содействие в добывании информации, необходимой для целей проверки.

Налоговый контроль осуществляется в отношении налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов.

Непосредственной целью мероприятий налогового контроля является: выявление налоговых правонарушений и налоговых преступлений, предупреждение их совершения в будущем, обеспечение неотвратимости налоговой ответственности.

Осуществление налогового контроля производится в разных правовых формах, например:

Ø налоговые проверки;

Ø получение объяснений налогоплательщиков и налоговых агентов;

Ø проверки данных учета и отчетности;

Ø осмотр помещений и территорий используемых для извлечения дохода

Правильно организованный налоговый контроль требует, с одной стороны, широких полномочий налоговых органов, с другой – уважения к налогоплательщику.

Для реализации налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговом органе. Это – первооснова налогового контроля. Постановка на учет налогоплательщика – организации осуществляется как по месту нахождения самой организации, так и по месту нахождения ее филиалов.

Завершающим этапом процедуры постановки на учет является присвоение налогоплательщику идентификационного номера. Он является единым по всем налогам и на всей территории России и должен указываться как налоговым органом в уведомлениях, так и налогоплательщиками в подаваемых декларациях.

Один из важнейших фискально-значимых документов, составление которого закреплено за налогоплательщиком, - налоговая декларация – письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога. Налоговая декларация может быть представлена лично или отправлена по почте. При отправке по почте днем предоставления налоговой декларации считается дата отправки заказного письма с описью вложения, исправления в декларацию вносят в том отчетном периоде, в котором были выявлены нарушения, если налогоплательщик сам обнаружил и исправил нарушения, он освобождается от наказания.

В целях осуществления налогового контроля налоговые органы, таможенные органы, пенсионный фонд, подразделения Министерства внутренних дел информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушения законодательства, о налогах и сборах.

 

Проведение налоговых проверок

Налоговые проверки – это проверки документации налогоплательщиков или налоговых агентов по вопросам исчисления и уплаты конкретных налогов и сборов.

Классификация проверок:

1) по способу осуществления проверки бывают: камеральные – проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговой декларации и документов, предоставленных самим налогоплательщиком и выездные проверки – проводятся по месту нахождения налогоплательщика или налогового агента;

2) по ширине охвата проверки бывают:

а) комплексные (проводятся по всем налогам);

б) выборочные (проводятся по отдельным налогам).

3) по времени проведения:

а) первичные;

б) повторные.

4) по субъекту проверки:

а) проверки самого налогоплательщика;

б) встречные проверки.

Налоговой проверкой могут быть охвачены три календарные года деятельности налогоплательщика. Запрещается проведение повторных выездных проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченных налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период. Каждая проверка должна заканчиваться составлением акта с указанием проверяющих, периода проверки, перечня проверенных налогов и характера выявленных нарушений.

Проверкам подлежат все предприятия и организации, а также лица обязанные начислять, удерживать и перечислять в бюджет налоги. Налоговая инспекция проверяет также банки и кредитные учреждения, которые несут ответственность за кассовое исполнение бюджета, а также нотариусы обязаны предоставлять информацию о ряде сделок.

Выездные налоговые проверки проводятся по месту нахождения налогоплательщика. В соответствии с Налоговым кодексом проверка проводится не более чем за три календарные года в течение двух или трех месяцев. Для проведения выездной проверки выбираются крупные налогоплательщики, ликвидируемые организации, налогоплательщики, проведение проверок у которых проводится по поручению правоохранительных органов, запросам других налоговых органов.

Налоговые инспектора получают решение руководителя налогового органа о проведении выездной проверки и выезжают на предприятие.

Проверке подлежат в соответствии с планом: первичные документы, бухгалтерские книги, расчеты, отчеты и так далее.

При необходимости должностные лица, которые проводят выездную налоговую проверку, могут производить следующие процессуальные действия:

Ø допрос свидетеля;

Ø экспертиза;

Ø привлечение переводчика;

Ø привлечение понятых;

Ø осмотр;

Ø выемка документов и предметов.

 

По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после её проведения составляется акт, который подписывается должностными лицами налоговых органов и руководителями проверяемой организации.

Если руководитель организации препятствует налоговым инспекторам проводить проверку на территории предприятия, об этом составляется акт, который подписывается обеими сторонами. На основании акта налоговый орган самостоятельно определяет сумму налогов, подлежащих внесению уплате. Эта сумма рассчитывается на основании оценки имеющихся у налогового органа данных о налогоплательщике или по аналогии с другими налогоплательщиками. Акт проверки вручается руководителю налогового органа для рассмотрения и принятия решений о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение налогового контроля.

2. В каких формах проводится налоговый контроль?

3. Какова процедура выездной налоговой проверки?

 

 

Тема 5. 2 Производство по делу о налоговых правонарушениях

 

Понятие налогового правонарушения дано в статье 106 НК РФ, где под налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Налоговое правонарушение - это виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) юридического лица или его должностного лица и их представителей, влекущее нарушение или уголовного, или административного, или налогового законодательства, за которое нормативно - правовыми актами данных отраслей права установлена ответственность.

Согласно данному определению можно выделить три основных признака налогового правонарушения:

1) виновно совершенное, значит, совершивший должен осознавать противоправность своего деяния;

2) противоправное;

3) наказуемо в порядке, установленном НК РФ.

В отличие от административной и уголовной отраслей отечественной системы права ответственность за нарушение налогового законодательства несут как физические лица, так и организации.

В отечественном налоговом праве применительно к физическим и юридическим лицам существуют следующие постулаты налоговой ответственности, перечисленные в статье 108 НК РФ:

Ø никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым Кодексом;

Ø никто не может быть привлечен повторно к налоговой ответственности за совершение одного того же налогового правонарушения;

Ø привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ;

Ø привлечение налогоплательщика или налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает их от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога;

Ø каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Налогоплательщик не обязан доказывать свою невиновность. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении возлагается на налоговые органы.

 

Налоговое право предусматривает две формы вины:

1) умысел - если лицо, совершившее налоговое правонарушение, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия);

2) неосторожность- если лицо, совершившее налоговое правонарушение, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

 

Вины при совершении налогового правонарушения может не быть. Пунктом 1 статьи 111 НК РФ установлены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, например совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств.

По аналогии с уголовным и административным правом в налоговом праве установлены смягчающие и отягчающие вину обстоятельства, а также своеобразная судимость за налоговое правонарушение. В статье 112 НК РФ приведены эти обстоятельства, из которых к смягчающим относятся:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) иные смягчающие обстоятельства.

Налоговая судимость, как и уголовная,- это свойство лица, на которое наложена налоговая ответственность, в течение определенного срока (12 месяцев) считаться судимым за совершение налогового правонарушения, т. е. при совершении в течение 12 месяцев после наложения на рассматриваемое лицо налогового взыскания по решению суда или по решению налогового органа такого налогового правонарушения данное деяние будет признано в качестве отягчающего обстоятельства и повлечет за собой более строгое наказание.

Главной и единственной мерой налоговой ответственности является денежное взыскание - штраф, который может быть установлен как в виде твердой суммы, так и в процентном отношении к сумме сокрытого дохода. При наличии смягчающего вину обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 НК РФ за совершение налогового правонарушения, а при наличии отягчающего обстоятельства размер штрафа увеличивается на 100 %.

В отличие от уголовного и административного пава в налоговом праве при совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

НК РФ установлена очередность взыскания налоговых санкций, т. е. сумма штрафа, присужденного налогоплательщику, сборщику налогов или налоговому агенту за нарушение законодательства о налогах и сборах, повлекшее задолженность по налогу или сбору, подлежит перечислению со счетов налогоплательщика только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пней.

Относительно налоговых правонарушений существует два типа сроков исковой давности:

1) давность привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) давность взыскания налоговых санкций.

Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения установлен в 3 года, однако исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, за исключением “грубого нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения” и “неуплаты или неполной уплаты сумм налога”, а в отношении этих правонарушений применяется исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода.

Срок давности взыскания налоговых санкций установлен в размере “ трех месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта”.

Юридические и физические лица имеют право обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) должностных лиц.

Вышестоящий налоговый орган (должностное лицо) имеет право:

Ø оставить жалобу без удовлетворения;

Ø отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;

Ø отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

Ø изменить решение и вынести новое решение.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что такое – налоговое правонарушение по определению НК РФ?

2. Какие обстоятельства усугубляют вину налогоплательщика?

 

Тема 5. 3 Общие положения об ответственности за совершение налогового правонарушения

 

Согласно теории права все налоговые правонарушения в зависимости от степени тяжести (по возрастающей) объединены в систему, элементами которой являются:

а) налоговые правонарушения;

б) административные правонарушения;

в) уголовные преступления.

Основными субъектами налоговых правонарушений являются юридические лица, но в некоторых случаях – физические.

Налоговые правонарушения, ответственность за которые предусмотрена НК РФ, подразделяются на общие и специальные.

К общим налоговым правонарушениям относятся нарушения налогового законодательства, совершаемые налогоплательщиками, налоговыми агентами, экспертами, переводчиками и специалистами в виде уклонения от выполнения своих обязанностей.

К специальным налоговым нарушениям относится несоблюдение банками налогового законодательства:

а) нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику;

б) нарушение срока исполнения поручения об уплате налогов;

в) неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по расчетным счетам налогоплательщика;

г) неисполнение банком решения о взыскании налогов, сборов и пеней и др.

Административные правонарушения в сфере налогообложения это нарушения, ответственность за которые установлена КоАП.

КоАП устанавливает исчерпывающий перечень видов административных наказаний и правил их применения.

Налоговые преступления – это общественно опасные деяния, запрещенные УК под угрозой наказания.

Предусмотрено три вида ответственности за налоговые правонарушения: финансовая, уголовная и административная.

Административная ответственность за налоговое преступление возникает в соответствии с Кодексом РФ «Об административных правонарушениях».

Административное правонарушение – это противоправное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое предусмотрена административная ответственность.

При совершении административного правонарушения выделяют две формы вины:

Ø умышленное действие;

Ø действие совершенное по неосторожности.

 

Степень вины учитывается при установлении наказания. К основным административным правонарушениям относят:

Ø нарушение срока постановки на учёт, непредоставление сведений;

Ø грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета;

Ø выпуск или продажа товаров подлежащих маркировки без акцизных марок и другое.

 

За эти административные правонарушения предусмотрен штраф в размере от 5 до 500 минимальных размеров оплаты труда. Размер штрафа устанавливает административная комиссия, создаваемая государственными органами.

Уголовная ответственность. К ней могут привлекаться только физические лица, служащие юридических лиц и прочие должностные лица за действия, которые приводят к неуплате налогов. Физические лица привлекаются к уголовной ответственности при неуплате налогов свыше 200 МРОТ, а юридические лица - свыше 1000 МРОТ.

К уголовной ответственности можно привлечь виновных только по решению суда, если будет установлено, что обвиняемый сознавал, что уклоняется от уплаты налога, и желал этого. Для должностных лиц предусмотрены следующие наказания:

Ø штраф от 200 до 700 МОТ (если неуплата в особо крупных размерах, штрафы увеличиваются до 1000 МОТ);

Ø арест на срок от четырех до шести месяцев;

Ø лишение свободы на срок до двух лет;

Ø лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет;

Ø арест на срок от четырех до шести месяцев;

Ø лишение свободы на срок до четырех лет.

 

Финансовая ответственность. Финансовая ответственность в российском законодательстве выражается в различных формах денежных взысканий, среди которых важное место занимают финансовые санкции. Они являются формой применения к налогоплательщику мер государственного принуждения: взыскания в бесспорном порядке с юридических лиц недоимок, сумм штрафов и пени и т. д.

Все решения о финансовых санкциях принимает только руководитель налогового органа. Штрафы за непредставление сведений деклараций налагаются на основании служебных записок работников налоговых органов по результатам камеральных проверок. По выездным проверкам сначала доначисляются налоги по тем правилам, которые действовали в период нарушения, затем расчет суммы штрафов за неуплату и пени. При расчете пени необходимо точно знать количество дней просрочки уплаты налога и размер учетной ставки Центрального банка.

Срок давности взыскания налоговых санкций установлен в размере трех месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составление соответствующего акта. В противном случае возбуждается уголовное дело.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие виды ответственности предусмотрены в сфере налоговых правонарушений?

2. В чем особенности привлечения к уголовной ответственности?

3. В каких формах к нарушителям – организациям применяется финансовая ответственность?

 

Тема 5. 4 Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение

 

Все правонарушения можно разделить на четыре основные группы:

Таблица № 1

Группа налоговых правонарушений Вид налоговых правонарушений Правовая норма Меры ответственности
Налоговые правонарушения, связанные с нарушением статуса налогоплательщика в РФ и направленные на воспрепятствование нормальной работы налоговых органов нарушение срока постановки на учет в налоговом органе статья 116 НК РФ 1. Штраф 5000 р. 2. Штраф в размере 10000 рублей в случае нарушения срока подачи заявления о постановке на учет на срок 90 дней
  уклонение от постановки на учет в налоговом органе статья 117 НК РФ 1. Штраф в размере 10 % от доходов, полученных в течение срока деятельности без постановки на учет, но не менее 20000 р. 2. Штраф в размере 20 % от доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.
  нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке статья 118 НК РФ 1. Штраф в размере 5000 рублей.
  непредставление налоговой декларации статья 119 НК РФ 1. Штраф в размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате, за каждый полный или неполный месяц
Налоговые правонарушения, связанные с нарушением статуса налогоплательщикав РФ и направленные на воспрепятствование нормальной работы налоговых органов нарушение срока постановки на учет в налоговом органе статья 116 НК РФ 1. Штраф в размере 10000 рублей
  непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля статья 126 НК РФ 1. Штраф в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ 2. Штраф в размере 5000 рублей за отказ организации предоставить имеющиеся у нее сведения
  неправомерное несообщение сведений налоговому органу статья 129.1 НК РФ 1. Штраф в размере 1000 рублей 2. Штраф в размере 5000 рублей за те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года
Налоговые правонарушения, связанные с неуплатой налогов, которую повлекли незаконные действия налогоплательщика грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения статья 120 НК РФ 1. Штраф в размере 5000 рублей 2. Штраф 15000 рублей за те же деяния, если они совершены в течение 1 налогового периода
  неуплата или неполная уплата сумм налога статья 122 НК РФ 1. Штраф в размере 20 % от неуплаченных сумм налога 2. Штраф в размере 40 % за те же деяния, совершенные умышленно
    статья 123 НК РФ 1. Штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей перечислению

 

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите группы налоговых правонарушений.

2. Какие виды ответственности предусмотрены за нарушения, связанные с неуплатой налогов?

 

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: В 2 ч.- М.: Кодекс, 2001.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации в схемах. – М.: КОНЭСКО – Пресс, 2001.

3. Евстигнеева Е. Н. Основы налогообложения и налогового права: Учеб. Пособие. –М.: Инфра – М, 2000.

4. Скворцов О. В., Скворцова Н. О. Налоги и налогообложение6 Учеб. Пособие- М.: Издательский дом «Академия», 2002.

5. Спицын О., М. Последствия неуплаты налогов в бюджет // Бухгалтерский учет, 2000, № 13.

 

 

Вопросы

1. Система российского налогового законодательства

2. Права и обязанности участников налоговых отношений

1. Система российского налогового законодательства

Система российского налогового законодательства – это совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормативные законы, акты субъектов РФ, ведомственные нормативные акты и акты местного самоуправления.

Общие принципы налогообложения закреплены в Конституции РФ, так в соответствии со статьей 57 главы II, «каждый обязан платить законно установленные платежи и сборы».

В настоящее время основным документом, регулирующим налогообложение в России, является Налоговый кодекс.

Налоговый кодекс – это комплексный нормативно правовой документ, который содержит и процессуальные нормы.

Налоговый кодекс состоит из IV частей:

I часть - общие положения.

II часть - федеральные налоги.

III часть - региональные налоги.

IV часть - местные налоги.

Общая часть Налогового кодекса определяет принципы налогообложения, порядок введения новых норм в налоговое законодательство, внесения изменений в действующее законодательство, нормы информирования налогоплательщиков о действующих налогах, права и обязанности участников налоговых отношений, положения о налоговых органах, порядок уплаты налогов и ответственность за налоговые нарушения.

В I части Налогового кодекса представлен перечень налогов и их максимальный объём.

Во II части Налогового кодекса содержатся главы, посвящённые федеральным налогам. Работа над III частью (региональные налоги) и 1У частью (местные налоги) ещё не завершена.

Налоги, не вошедшие в Налоговый кодекс, удерживаются в соответствии с законами принятыми в 1991 году с дополнениями и изменениями в них.

Указы Президента носят характер поручений органам управления разработать нормативные акты по налогообложению.

Письма, указания и распоряжения государственной налоговой службы рассматривают частные налоговые ситуации, и в настоящее время являются обширным источником налогового законодательства. Инструкции не могут устанавливать или разъяснять налоговое законодательство, их назначение регламентировать единообразные способы практической деятельности органов управления, связанных с правильным и своевременным взиманием налогов.

Постановления Конституционного суда, решения и определения Верховного суда РФ так же регламентируют отношения в налоговой службе, они предоставляют возможность защиты интересов налогоплательщиков, обжалование незаконных решений налоговых органов в судебном порядке.

Любой федеральный закон обладает юридической силой, если он принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации, подписан Президентом РФ, зарегистрирован в Министерстве России и опубликован в «Российской газете». По сравнению с другими федеральными законами, в отношениях актов законодательства о налогах и сборах установлено дополнительное условие - они вступают в силу не ранее, чем по истечении месяца со дня их официального опубликования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.167 сек.