Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды эксперимента

В зависимости от цели и задач:

констатирующий эксперимент направлен на выявление определенных актуальных параметров объекта или предмета исследования, имеющихся в данных условиях или обстоятельствах;

формирующий эксперимент или психолого-педагогический направлен на определение возможности изменения характеристик объекта и предмет исследования, степени возможных изменений и особенности динамики возможных изменений.

В зависимости от специфики воздействий, организуемых экспериментатором:

психофизический эксперимент, в котором внешние воздействия отличаются физическими параметрам (качеством, длительностью, частотой, интенсивностью, скоростью и т.д.);

психофизиологический эксперимент, когда воздействие осуществляется на физиологическом или нейрофизиологическом уровнях;

психологический эксперимент, когда испытуемый подвергается специальным мерам психологического воздействия;

социально-психологический эксперимент, в котором целенаправленно изменяются социальные условия деятельности испытуемого или условия межличностных взаимоотношений.

В зависимости от характера условий деятельности испытуемого:

реальный эксперимент, в котором деятельность испытуемого осуществляется в реально заданных, объективных условиях; данный вид эксперимента в зависимости от жесткости контроля экспериментальной ситуации и воздействующих факторов делится на: 1) лабораторный с использованием специальной аппаратуры, технических средства, которые позволяют представлять и варьировать воздействие со строго контролируемыми параметрами, точно и объективно регистрировать ответные реакции испытуемого, результаты которого отличаются сравнительно высокой надежностью и достоверностью; 2) естественный, в котором используются привычные для испытуемого обстоятельства, очень часто испытуемые не подозревают, что являются объектом исследования;

гипотетический или мысленный эксперимент, в котором условия деятельности лишь предполагаются и задаются в мысленном, субъективном плане либо испытуемого, либо экспериментатора.

Достоинства метода эксперимента:

Ø эксперимент можно проводить n количество раз (что позволяет проверить и уточнить первоначально полученные данные);

Ø благодаря варьированию условий проведения эксперимента, эксперимент позволяет выявить закономерности и механизмы изучаемого психологического факта;

Ø исследователь не выжидает возникновения психического явления, он сам его вызывает путем создания условий;

Ø эксперимент позволяет собрать большой фактический материал (т.е. количественные данные);

Ø эксперимент содержит четкие критерии фиксации, обработки и интерпретации данных.

Недостатки метода эксперимента:

Ø при проведении эксперимента может исчезнуть естественность в психических проявлениях испытуемого;

Ø эксперимент требует длительной и тщательной подготовки;

Ø искусственность эксперимента, «отдаленность его от жизни»;

Ø достоверность полученных данных зависит от умения экспериментатора поставить цель, задачи, выбрать материал, точно использовать инструкцию и т.д.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Интерпретационные методы по А.Ф. Корниенко | Организация эксперимента
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 888; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.