Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Раскройте понятие умственной отсталости как типа отклоняющегося развития




Лекция 1.

Тема: Умственная отсталость как тип отклоняющегося развития (2 ч).

Литература:

Специальная психология/Под ред. В.И. Лубовского – М., 2005.

Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника – М., 1986.

Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков – СПб., 2005.

Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии – М., 1992

 

Олигофрения (Г.Е. Сухарева, 1965) – группа различных по этиологии и патогенезу болезненных состояний, объединенных одним общим признаком: все они представляют собой клинические проявления дизонтогении головного мозга (иногда и всего организма в целом).

Олигофрения (М.С. Певзнер и В.И. Лубовский, 1963) – тот вид недоразвития сложных форм психической деятельности, который возникает либо при поражении зачатка, либо вследствие органического поражения ЦНС на разных этапах внутриутробного развития плода, либо в самом раннем периоде жизни ребенка.

При УОимеет место раннее, обычно внутриутробное, недоразвитие головного мозга, обусловленное наследственными влияниями или различными повреждающими факторами окружающей среды, действующими в период внутриутробного развития плода, во время родов и в течение первого года жизни, при этом отсутствует нарастание интеллектуального дефекта. Особенности проявления интеллектуальной недостаточности связаны
лишь с возрастными закономерностями развития ребенка.

Для некоторых форм УО характерно тотальное недоразвитие всех нервно-психических функций с преимущественной недостаточностью абстрактных форм мышления. Интеллектуальный дефект сочетается с нарушениями моторики, речи, восприятия, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения.

 

Правильное определение понятия «умственная отсталость» име­ет не только теоретическое, но и практическое значение.

Теоретическое значение такого определения состоит в том, что оно способствует более глубокому пониманию сущности аномаль­ного психического развития детей.

Практическое заключается в том, что УО ребенок успешнее адаптируется в условиях окружающей среды.

УО не частный, а общий дефект психики. ЕЕ причины многообразны.

Г.Е. Сухарева выделяет по этиологии УО три группы факторов:

1 гр. – неполноценность генеративных клеток родителей, наследственные заболевания родителей, патология эмбриогенеза.

2 гр. – патология внутриутробного развития (воздействие инфекций, интоксикаций, травм)

3 гр. – родовая травма и постнатальные поражения ЦНС.

Причиной возникновения УО может быть широкий круг вредных воздействий: наследственные факторы, врожденные вредности, разнообразные приобретенные неблагоприятные воздействия.

ЭНДОГЕННЫЕ причины

ВРОЖДЕННЫЕ причины

ПРИОБРЕТЕННЫЕ причины

Г.Е. Сухаревой были выделены следующие законы: тотальности и иерархичности.

Закон тотальности: недоразвитие психической и соматической функций организма. Сочетанное поражение костно-мышечной, сердечно - сосудистой систем, дефекты, пороки развития внутренних органов - печени, почек, ЖКТ.

Закон иерархичности: согласно закону недоразвитие высших более сложных форм психической активности более выражено, чем недоразвитие низших примитивных форм психической активности. Недоразвитие мышления при олигофрении тяжелее, чем недоразвитие гнозиса, праксиса. Высшие формы мышления сильнее недоразвиты, чем примитивные. В недоразвитии отдельных функций страдает их высшее звено. В восприятии страдают анализ и синтез. Олигофрен опирается на обедненные перцептивные схемы. Развитие внимания - пассивное внимание более сохранно, чем произвольное, активное.

Представления Выготского о ядерных признаках умственной отсталости, обусловлены болезненной неполноценностью мозга. Этими ядерными признаками являются открытые школой академика И. П. Павлова слабость замыкательной функции коры, инертность и слабость нервных процессов, что затрудняет формирование обобщений, но вовсе не делает принципиально невозможным такое формирование.

Различение первичных и вторичных дефектов развития имеет, по мнению Л. С. Выготского, не только теоретический, но и сугубо практический интерес в том смысле, что вторичные осложнения и задержки оказываются наиболее поддающимися лечебно-педа­гогическому воздействию.

По теории Л. С. Выготского, высшие психические функции, т. е. высшие формы памяти, мышления, характера, - продукт культурного развития, а не биологического созревания. Это куль­турное развитие возможно, но оно лишь ограничено ядерными признаками умственной отсталости: плохой восприимчивостью ребенка ко всему новому и его недостаточной активностью.

Влияние расхождения между биологическим и культурным развитием умственно отсталого ребенка проявляется, в частно­сти, в дисгармоничном росте потребностей.

Психология умственно отсталого ребенка или олигофренопсихология — одно из направлений специальной психологии, изучающее закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими недостатками.

рассматривающее динамику познавательной деятельности и личности умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста

Предмет изучения психологии лиц с УО — своеобразие психического развития умственно отсталых детей, а также особенности развития разных групп этих детей являются предметом психологии умственно отсталого ребенка.

Какова бы ни была причина умственной отсталости ребенка, как бы тяжела ни была болезнь его нервной системы (даже если болезнь прогрессирует), наряду с распадом происходит и развитие. При разных поражениях нервной системы развитие происходит по-разному.

изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых в различных условиях, и прежде всего в условиях коррекционного воздействия;

создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития;

разработка средств психологической коррекции недостатков развития;

психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений;

психологическая оценка содержания и методов обучения детей с недостатками развития в различных условиях;

психологическое изучение социальной адаптации лиц с умственной отсталостью;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.